Смертию смерть поправ

О победной символике

Российская Империя  Освободительный поход Русской армии на Украину  Бывший СССР  Новости Луганска  Новости Донецка (ДНР)  Новости Украины 
0
1342
Время на чтение 6 минут
Фото: РНЛ

Христос Вокресе! Воистину Воскресе!

«Смертию смерть поправ»… Парадокс, не разрешаемый никакой диалектикой. Христианство своей всеохватностью не укладывается в диалектику и не раскладывается диалектикой, тем паче в гегельянство и марксизм. Так соединение Творца и твари, Создателя и создания, двух противоприродных природ в одном лице и одной ипостаси – «…в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно…» – такого рефлексивное теоретизирование или логика познания никогда себе не докажут. Но мы верим в это, непреложно убеждены в этом.

А в чём ещё мы убеждены без надобности доказательств? Что для нас истинно? Добро, правда, красота, любовь, счастье, мир в мире. Но в этих, не часто пересматриваемых нами убеждениях-истинностях всегда ли добро – это красота, правда – счастье, а любовь – мир? Ведь зачастую чьё-то добро – это чьё-то же несчастье, чья-то красота – кому-то нелюбовь, а мир – неправда. Зачастую, если они, эти истинности, не Истина. Эти убеждения не в совершенной Истине, не в Божественно-человеческой, а только в нашей человеческой, тварной. Как самое частое: почему для нас, человеков, мир – обязательное благо, а война обязательное зло? По телесным реакциям? – Комфорт приятнее неудобства, сытость приятнее голода, тепло – жары или холода. Здесь, в приятностях, гегелевский «источник движущей силы развития» технологической цивилизации – от голода к сытости, от холода к комфортности. Но аристотелевско-декартовские или картезианские противоположности – так же ли взаимоотрицания для Духа Истины? Ведь утверждения «Я кроток и смирен сердцем» и «Не мир Я принёс вам, но меч» не противопоставляются, они существуют одновременно и постоянно, вечно: они сущи как свидетельства Бога о Себе. Господь верен слову своему.

Как обезбоженному человеку уразуметь, как объяснить себе, что мир и война не полюсарные перемены во времени, не маятниковый переход из одного состояния в другое, как инь в ян, а едино-временность, а одно-моментность. Мир и война не существуют друг без друга, ибо они равно пути спасения души: рай пополняется непрестанно, и мы лишь выбираем – праведниками или мучениками? Праведность в мире – та же война, ибо она тоже жертва. Праведность – совершенно та же война со злом, против зла, столь же непримиримая, только не снаружи, а внутри. В себе. Война, брань жертвой своей сытостью, комфортом, своим уютом. Повторюсь: праведность и мученичество – всё одно война, потому, как и то и другое есть самопожертвование. Одновременно праведность и мученичество – это мир, выкупаемый и уже выкупленный жертвой мир.

Как нам понять эту одновременность мира и войны? Как прочувствовать? В мире очень сложно, слишком она умозрительна. На войне – и прочувствовать, и понять проще. Ярче, скорее, глубже, наглядней – именно проще. Постоянная вероятность смерти прессует чувства и мысли в сиюмгновенность, в предельно краткое настоящее – и через эту краткость выводит чувствование и мышление к вечному, вневременному. Вероятность смерти – не страх перед смертью, не ужас, который парализует сердце и ослепляет ум, наоборот, непрестанная память о смерти почитается монахами обязательным условием трезвения души, сосредоточением, концентрацией её сил: «Всегда вспоминай об исходе из тела и не выпускай из мысли вечного осуждения; если будешь так поступать, вовеки не согрешишь», – Антоний Великий. «Как хлеб необходимее всякой другой пищи, так память о смерти важнее всех дел», – Иоанн Лествичник. И он же: «Воспоминание о смерти – дар Божий». Так и надо видеть войну – Божьим понуждением к сосредоточию души для пребывания её в мире. Опять парадокс? Не для христианина: «Постоянное памятование смерти есть благодать дивная, удел святых Божиих» – святитель Игнатий (Брянчанинов).

К чему всё вышесказанное? К тому, что атеистические объяснения воинской стойкости, воинского героизма адреналином или идеологией очень уж уязвимы. Тем более, гордым славолюбием – ведь даже у дохристиан воинская «слава», слагаемая эпиками или скальдами, являлась магическим пропуском в воинский «рай», а не эстетическим памятником их подвигам. А уж после воина Георгия и Императора Константина, князей Бориса и Глеба, Ильи Муромца, Александра Невского и Фёдора Ушакова, воинский героизм всё устойчивее символизируется крестом:

Крест – хранитель всея вселенныя,

Крест – красота церкве,

Крест – царей держава,

Крест – верных утверждение.

Мы, христиане, опытно знаем, как вид креста – орудия мучительного умерщвления – вызывает в душе здорового, не подверженного демоническому угнетению человека прилив радости, ощущения богоприсутствия. Даже могильный крест несёт, пусть тихий, но свет, а уж тем паче – монументальный памятно-поклонный и торжествующе сияющий накупольный! Для христианского сознания образ смерти единомоментно является образом бессмертия – смертию смерти попрания, так что до III века первохристиане праздновали Великую пятницу как «Пасху крестную». Великая пятница – день Великого мужества.

Чёрный октябрь 1993-го. Расстрел Дома Советов. Горжусь своими друзьями, кто тогда совершил свой гражданский подвиг, поднялся сам и поднял сотни тысяч на сопротивление порабощению Родины. Так получилось, что мною был написан первый роман о той трагедии – «Аз буки ведал…», роман с реальными героями на реальных фактах, с попытками разобрать-расследовать нравственные и идейные причины распада советского общества и краха советского патриотизма, повлекшие крах российской государственности. А ещё так получилось, что я был приглашаем на закрытые памятные собрания моих друзей через пять, десять, пятнадцать лет оккупации, где я с болью утверждался в своём первоначальном чувстве-убеждении: все, кто тогда выходил на митинги и демонстрации, кто строил баррикады, штурмовал мэрию и телевизионный центр, в кого стреляли снайпера, пулемёты и пушки, знали все, «против чего» они восставали, против кого выходили, но ни в 1993-м, ни через пять-десять-пятнадцать лет, дорогие моему сердцу герои гражданственности не могли сойтись в едином мнении, «за что» они митинговали, стояли на баррикадах, ради чего шли под пули и снаряды. Коммунисты и монархисты, почвенники и интернационалисты, атеисты и мусульмане, ортодоксы и христианские демократы – замечательные, честные, чистые люди, судьбой доказавшие свою самоотверженную любовь к Отечеству, они, в общем, в поражении обвиняли тех, кто не были, как они – коммунистами или монархистами, атеистами или ортодоксами. Через пятнадцать лет мои честные и чистые друзья, совершившие свой гражданский подвиг, продолжали винить друг друга в тогдашнем разгроме патриотической оппозиции Ельциным…

Памятью того чёрного октября более всего сегодня на Донбассе угнетает затянувшееся разнообразие идейной символики на блокпостах, на военной технике, на рукавах и бронежилетах бойцов. Взаимоисключающей символики. В 2014-м заявленные народные республики подняли свои «евростандартные» триколоры с единой георгиевской лентой вооружённого сопротивления майдану. Интересно, что ополченцы-луганцы в своих подразделениях чаще вывешивали имперские флаги, носили шевроны с царскими и православными знаками, тогда как ополченцы-донечане – советские, эсэсэсэровские. Хотя никто точные подсчёты не вёл, и смешение очень даже хаотичное. И сейчас, сдвинутые в окопы и блиндажи официальным государственным бело-сине-красным триколором, противоположные политические и идеологические символы не только присутствуют повсюду, но и продолжают заявлять – с какими разными идеями их носители лично идут попирать смерть.

Нужно признать, что от своего появления при торговом флоте Петра I до утверждения за его «символическую немонархичность» Временным правительством, – бело-сине-красный флаг не только постоянно вызывал скептические сомнения у самой власти, отразившееся во множестве государевых указов и сенатских положений, так ещё и повязан народной памятью с братоубийством гражданской войны и власовцами. Поэтому совершенно объяснимо желание населения новорождённой Новороссии идентифицироваться с великой Россией – с надёжной, неколеблющейся, в иных идейных обозначениях. Величие ближнее, памятное многим ещё лично – СССР, величие многовековое – Российская Империя. Если символику СССР стимулирует ещё и враг – бандеровцы и еврофашисты, с которыми воевали деды, то царская обосновывается православным вероисповеданием прадедов. То есть, советская символика в окопах и блиндажах СВО опять же объясняет, «против чего» наши бойцы готовы отдать свои жизни, тогда как имперская и православная говорит о том, «за что» – за веру.

И хотя затянувшееся на Донбассе разнообразие идейной символики угнетает, но – Христос Воскресе! Воистину Воскресе! – оптимизм наш в том, что с каждым днём для всё большего числа людей душевно здоровых, не подверженных демоническому угнетению, становится очевидно: развернувшаяся на украинных российских землях война – война религиозная, война антихриста с Православием. Газ и доллары в ней побочны, как и любая политика. В этой ширящейся религиозной очевидности и есть смысл войны – пасхи крестной: она будет длиться, пока это не осознают все – от Анадыря, Читы и Мурманска, до Ужгорода, Львова и Луцка. Потому же в России навсегда высший знак воинского мужества – Георгиевский Крест. Именно Крест – ведь для христианского сознания этот образ смерти единомоментно является образом бессмертия:

Крест – хранитель всея вселенныя,

Крест – красота церкве,

Крест – царей держава,

Крест – верных утверждение.

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
«Соловей… Соловьи…»
Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих
04.09.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Доклад: «Роль литературы в сохранении чистоты
русского языка и духовно-нравственном созидании личности»
28.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Российская Империя
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Атлант «золотого века»
К 130-летию со дня кончины Императора Александра III (20 октября ст. ст. [2 ноября])
01.11.2024
День памяти лидера киевских монархистов Юзефовича
Сегодня мы также вспоминаем математика Л.Ф.Магницкого и библиотековеда И.В.Собольщикова, летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза А.Ф.Клубова
01.11.2024
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Стать ближе к тем, кто защищает Отечество
По окончании спектакля, посвящённого героям спецоперации, зрители аплодируют стоя
01.11.2024
Наращивание производства – задача социальная, политическая, геополитическая
Развития не будет, если мы просто будем покупать то, что делают другие, не умея это делать сами
01.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
«Я – памятник себе…»
На примере Украины Фанар реализует стратегию «объединения христианства», которая впоследствии может быть применена на более широком уровне
01.11.2024
«Опыт Петербурга, мягко говоря, впечатляет»
Санкт-Петербург внимательно и твёрдо поддерживает своих ветеранов СВО и членов их семей
31.10.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Предсказание Сталина
Размышления о причинах актуальности наследия советского вождя
01.11.2024
На жидомасонов и масоножидов валить не надо
Многим уже тяжко терять своих детей, тяжко смотреть на их страдания духовные и телесные…
01.11.2024
День памяти Императрицы Анны Иоанновны
Сегодня мы также вспоминаем князя Б.И.Куракина, сенатора М.Ф.Соймонова, чудесное спасение Царской Семьи при катастрофе на станции Борки, издание Манифеста 17 октября и павших при обороне Севастополя в 1941 г.
30.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
01.11.2024 21:03
Мироточивый Образ Государя Императора
Новый комментарий от Денис Никонов
01.11.2024 21:00
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от РОНОЛ
01.11.2024 18:16
«Началась эпоха идейных патриотов»
Новый комментарий от учитель
01.11.2024 18:08
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
01.11.2024 17:03
Благодатная мать всей России
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:38
Аксиос. Достоин!
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.11.2024 15:34