Смертию смерть поправ

О победной символике

Российская Империя  Освободительный поход Русской армии на Украину  Новости Донецка (ДНР)  Бывший СССР  Новости Украины  Новости Луганска 
0
1351
Время на чтение 6 минут
Фото: РНЛ

Христос Вокресе! Воистину Воскресе!

«Смертию смерть поправ»… Парадокс, не разрешаемый никакой диалектикой. Христианство своей всеохватностью не укладывается в диалектику и не раскладывается диалектикой, тем паче в гегельянство и марксизм. Так соединение Творца и твари, Создателя и создания, двух противоприродных природ в одном лице и одной ипостаси – «…в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно…» – такого рефлексивное теоретизирование или логика познания никогда себе не докажут. Но мы верим в это, непреложно убеждены в этом.

А в чём ещё мы убеждены без надобности доказательств? Что для нас истинно? Добро, правда, красота, любовь, счастье, мир в мире. Но в этих, не часто пересматриваемых нами убеждениях-истинностях всегда ли добро – это красота, правда – счастье, а любовь – мир? Ведь зачастую чьё-то добро – это чьё-то же несчастье, чья-то красота – кому-то нелюбовь, а мир – неправда. Зачастую, если они, эти истинности, не Истина. Эти убеждения не в совершенной Истине, не в Божественно-человеческой, а только в нашей человеческой, тварной. Как самое частое: почему для нас, человеков, мир – обязательное благо, а война обязательное зло? По телесным реакциям? – Комфорт приятнее неудобства, сытость приятнее голода, тепло – жары или холода. Здесь, в приятностях, гегелевский «источник движущей силы развития» технологической цивилизации – от голода к сытости, от холода к комфортности. Но аристотелевско-декартовские или картезианские противоположности – так же ли взаимоотрицания для Духа Истины? Ведь утверждения «Я кроток и смирен сердцем» и «Не мир Я принёс вам, но меч» не противопоставляются, они существуют одновременно и постоянно, вечно: они сущи как свидетельства Бога о Себе. Господь верен слову своему.

Как обезбоженному человеку уразуметь, как объяснить себе, что мир и война не полюсарные перемены во времени, не маятниковый переход из одного состояния в другое, как инь в ян, а едино-временность, а одно-моментность. Мир и война не существуют друг без друга, ибо они равно пути спасения души: рай пополняется непрестанно, и мы лишь выбираем – праведниками или мучениками? Праведность в мире – та же война, ибо она тоже жертва. Праведность – совершенно та же война со злом, против зла, столь же непримиримая, только не снаружи, а внутри. В себе. Война, брань жертвой своей сытостью, комфортом, своим уютом. Повторюсь: праведность и мученичество – всё одно война, потому, как и то и другое есть самопожертвование. Одновременно праведность и мученичество – это мир, выкупаемый и уже выкупленный жертвой мир.

Как нам понять эту одновременность мира и войны? Как прочувствовать? В мире очень сложно, слишком она умозрительна. На войне – и прочувствовать, и понять проще. Ярче, скорее, глубже, наглядней – именно проще. Постоянная вероятность смерти прессует чувства и мысли в сиюмгновенность, в предельно краткое настоящее – и через эту краткость выводит чувствование и мышление к вечному, вневременному. Вероятность смерти – не страх перед смертью, не ужас, который парализует сердце и ослепляет ум, наоборот, непрестанная память о смерти почитается монахами обязательным условием трезвения души, сосредоточением, концентрацией её сил: «Всегда вспоминай об исходе из тела и не выпускай из мысли вечного осуждения; если будешь так поступать, вовеки не согрешишь», – Антоний Великий. «Как хлеб необходимее всякой другой пищи, так память о смерти важнее всех дел», – Иоанн Лествичник. И он же: «Воспоминание о смерти – дар Божий». Так и надо видеть войну – Божьим понуждением к сосредоточию души для пребывания её в мире. Опять парадокс? Не для христианина: «Постоянное памятование смерти есть благодать дивная, удел святых Божиих» – святитель Игнатий (Брянчанинов).

К чему всё вышесказанное? К тому, что атеистические объяснения воинской стойкости, воинского героизма адреналином или идеологией очень уж уязвимы. Тем более, гордым славолюбием – ведь даже у дохристиан воинская «слава», слагаемая эпиками или скальдами, являлась магическим пропуском в воинский «рай», а не эстетическим памятником их подвигам. А уж после воина Георгия и Императора Константина, князей Бориса и Глеба, Ильи Муромца, Александра Невского и Фёдора Ушакова, воинский героизм всё устойчивее символизируется крестом:

Крест – хранитель всея вселенныя,

Крест – красота церкве,

Крест – царей держава,

Крест – верных утверждение.

Мы, христиане, опытно знаем, как вид креста – орудия мучительного умерщвления – вызывает в душе здорового, не подверженного демоническому угнетению человека прилив радости, ощущения богоприсутствия. Даже могильный крест несёт, пусть тихий, но свет, а уж тем паче – монументальный памятно-поклонный и торжествующе сияющий накупольный! Для христианского сознания образ смерти единомоментно является образом бессмертия – смертию смерти попрания, так что до III века первохристиане праздновали Великую пятницу как «Пасху крестную». Великая пятница – день Великого мужества.

Чёрный октябрь 1993-го. Расстрел Дома Советов. Горжусь своими друзьями, кто тогда совершил свой гражданский подвиг, поднялся сам и поднял сотни тысяч на сопротивление порабощению Родины. Так получилось, что мною был написан первый роман о той трагедии – «Аз буки ведал…», роман с реальными героями на реальных фактах, с попытками разобрать-расследовать нравственные и идейные причины распада советского общества и краха советского патриотизма, повлекшие крах российской государственности. А ещё так получилось, что я был приглашаем на закрытые памятные собрания моих друзей через пять, десять, пятнадцать лет оккупации, где я с болью утверждался в своём первоначальном чувстве-убеждении: все, кто тогда выходил на митинги и демонстрации, кто строил баррикады, штурмовал мэрию и телевизионный центр, в кого стреляли снайпера, пулемёты и пушки, знали все, «против чего» они восставали, против кого выходили, но ни в 1993-м, ни через пять-десять-пятнадцать лет, дорогие моему сердцу герои гражданственности не могли сойтись в едином мнении, «за что» они митинговали, стояли на баррикадах, ради чего шли под пули и снаряды. Коммунисты и монархисты, почвенники и интернационалисты, атеисты и мусульмане, ортодоксы и христианские демократы – замечательные, честные, чистые люди, судьбой доказавшие свою самоотверженную любовь к Отечеству, они, в общем, в поражении обвиняли тех, кто не были, как они – коммунистами или монархистами, атеистами или ортодоксами. Через пятнадцать лет мои честные и чистые друзья, совершившие свой гражданский подвиг, продолжали винить друг друга в тогдашнем разгроме патриотической оппозиции Ельциным…

Памятью того чёрного октября более всего сегодня на Донбассе угнетает затянувшееся разнообразие идейной символики на блокпостах, на военной технике, на рукавах и бронежилетах бойцов. Взаимоисключающей символики. В 2014-м заявленные народные республики подняли свои «евростандартные» триколоры с единой георгиевской лентой вооружённого сопротивления майдану. Интересно, что ополченцы-луганцы в своих подразделениях чаще вывешивали имперские флаги, носили шевроны с царскими и православными знаками, тогда как ополченцы-донечане – советские, эсэсэсэровские. Хотя никто точные подсчёты не вёл, и смешение очень даже хаотичное. И сейчас, сдвинутые в окопы и блиндажи официальным государственным бело-сине-красным триколором, противоположные политические и идеологические символы не только присутствуют повсюду, но и продолжают заявлять – с какими разными идеями их носители лично идут попирать смерть.

Нужно признать, что от своего появления при торговом флоте Петра I до утверждения за его «символическую немонархичность» Временным правительством, – бело-сине-красный флаг не только постоянно вызывал скептические сомнения у самой власти, отразившееся во множестве государевых указов и сенатских положений, так ещё и повязан народной памятью с братоубийством гражданской войны и власовцами. Поэтому совершенно объяснимо желание населения новорождённой Новороссии идентифицироваться с великой Россией – с надёжной, неколеблющейся, в иных идейных обозначениях. Величие ближнее, памятное многим ещё лично – СССР, величие многовековое – Российская Империя. Если символику СССР стимулирует ещё и враг – бандеровцы и еврофашисты, с которыми воевали деды, то царская обосновывается православным вероисповеданием прадедов. То есть, советская символика в окопах и блиндажах СВО опять же объясняет, «против чего» наши бойцы готовы отдать свои жизни, тогда как имперская и православная говорит о том, «за что» – за веру.

И хотя затянувшееся на Донбассе разнообразие идейной символики угнетает, но – Христос Воскресе! Воистину Воскресе! – оптимизм наш в том, что с каждым днём для всё большего числа людей душевно здоровых, не подверженных демоническому угнетению, становится очевидно: развернувшаяся на украинных российских землях война – война религиозная, война антихриста с Православием. Газ и доллары в ней побочны, как и любая политика. В этой ширящейся религиозной очевидности и есть смысл войны – пасхи крестной: она будет длиться, пока это не осознают все – от Анадыря, Читы и Мурманска, до Ужгорода, Львова и Луцка. Потому же в России навсегда высший знак воинского мужества – Георгиевский Крест. Именно Крест – ведь для христианского сознания этот образ смерти единомоментно является образом бессмертия:

Крест – хранитель всея вселенныя,

Крест – красота церкве,

Крест – царей держава,

Крест – верных утверждение.

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
Литературный процесс как созидание народной памяти
Доклад на Межрегиональной научно-практической библиотечной конференции «Сохранение исторической памяти и преемственность поколений»
05.04.2025
IV Всероссийские Годеновские чтения. Тема: «Крест —
царей держава. Крест в державном строительстве Святой Руси». Часть 2
01.04.2025
Верноподданство Христу
Культурные матрицы Русской цивилизации
21.02.2025
Симфония светского воспитания и духовного просвещения
Доклад на ХII Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая Победа: вклад педагога и священника»
04.02.2025
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Российская Империя
День памяти дипломата князя А.А. Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2025
Кому нужны «белые» и «красные», или Царский путь России
Зачем нам эти «расстрельные списки» Прилепина и «расстрельные обложки» Смолина?
18.04.2025
День памяти героев Ледового побоища
Также сегодня мы чтим память архитектора И.Е.Старова, адмирала Д.Н.Сенявина, скульптора И.П.Мартоса, публициста С.Н.Глинки, богослова В.В.Болотова, психиатра В.П.Сербского, героя Ф.Ф.Сорокина и конструктора В.Г.Грабина
18.04.2025
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2025
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2025
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Нужны правила войны! // Сопротивление в
Евросоюзе, 9 Мая в Украине и переговоры Ирана
18.04.2025
«Надежд больших на освобождение не питаю»
Письмо политического узника Александра Гапоненко из Рижской тюрьмы
18.04.2025
Нам нужна Специальная демографическая операция
Решение демографического кризиса не менее важно, чем СВО и противостояние с НАТО
17.04.2025
Россия-Русь юридически теряет полмиллиона кв. км
Даже сейчас на эту тему в российском официозе – молчок
17.04.2025
Все статьи темы
Новости Донецка (ДНР)
Формы народного протеста против «пятой колонны» во власти
Не стоит забывать, что Победа была одержана другим социальным строем – советским
10.04.2025
Новые тенденции кадровой политики Кремля
Денис Паслер и Евгений Солнцев назначены новыми главами регионов
27.03.2025
«Чем дольше Украина сопротивляется, тем меньше Украины остаётся»
Если Зеленский продержится до конца и не изменит своей позиции, то он вынудит Путина занять всю Украину
18.03.2025
Великий пост – время для добрых дел
В чём высокий смысл поездки наших староверов в Донбасс
18.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Помяни его, Господи, во Царствии Твоем
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
18.04.2025 08:37
Памяти историка и Друга
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2025 06:59
Не истребим чиновничий зуд!
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2025 16:25
«Проблема распада России всё ещё актуальна»
Новый комментарий от Прайс
17.04.2025 16:10
Антоновский: глупость или наглость от самоуверенности?
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2025 11:11
Верные Царю земному и Царю Небесному
Новый комментарий от Очевидец
17.04.2025 10:45
Верные Царю земному и Царю Небесному
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.04.2025 18:50