«Жить не по лжи»
(Александр Исаевич Солженицын)
Старший сын попросил меня объяснить: «почему развалился СССР?»
Конечно, никто не отменяет места личности в истории, однако, глубоко убеждён в том, что осмысление катастрофы развала государства в контексте роковой ошибки Андропова, следствием которой стала ставка на того, кто вольно или невольно стал предателем, - это тоже важно, во всяком случае для тех, кто пытается воспринимать историю в качестве Учителя, однако, излишние сетования на тему того, что «как было бы хорошо, если бы пломбированный вагон с германским шпионом не доехал»; «если бы Освальд не убил Кеннеди»; «если бы Горбачёва остановили» и т.д. – всё это не очень полезно для того, кто пытается разобраться с процессами, происходящими в душах людей. Т.е. со всем тем, что формирует массовое сознание, и т.о. оказывает влияние на духовную сторону процесса.
Откровенно говоря, весьма удивляет меня тот факт, что даже люди, пытающиеся выстроить правильную духовную жизнь, позволяют себе откровенную нетрезвость в оценках позднесоветской действительности, которую люди нашего и более старшего поколения ещё застали.
Молодёжь понять можно. В их сознаниях сформировались несложые пары противопоставлений – лживость и эгоизм современных граждан РФ – искренность советских людей; колониальные методы ограбления страны – разумная экономическая политика Госплана; отвратительная масскультура РФ – произведения советских кинорежиссёров, композиторов, писателей… И т.д.
И выстраивается какая-то карикатура в стиле Войновича – дескать, вот были такие душевные люди, кушали пломбиры, но потом появились «разлагатели» в виде Солженицына/Высоцкого, которые разложили дружный советский народ и потом помогли агентам империализма обокрасть наш народ.
У неоязычников, которые крадут у Церкви искренних и хороших русских людей, есть очень простое и хорошо работающее объяснение духовной подоплёки многих вещей, составляющих явленную реальность. Есть дух Прави, есть дух Нави. То, что мы, христиане, по-идее, должны ставить во главу угла при рассуждениях на ЛЮБУЮ тему, мы, почему-то забываем. Есть Правда, т.е. жизнь в сопребывании со Духом Святым, а есть Наваждение, т.е. добровольный самообман, соединение с духом нечистым.
Вот язычники про это помнят, а христиане почему-то забывают.
Это неправильно.
Вот как раз о том, что жизнь по лжи погубила Советский проект я и рассказал старшему сыну.
Предлагаю вниманию читателей тезисы моего толкования.
***
Люди охотно уверовали в антикоммунистические идеи именно потому, что уже практически никто не верил в то, во имя чего нужно было – исходя из госпропаганды – жить так, как мы тогда жили.
Да, действительно, такого скотства в поликлиниках, как сегодня – тогда не было. Да, действительно, школа была не тусовкой на «предприятии по оказанию образовательных услуг», а местом образовывания взрослых людей, обладающих целостным мировоззрением.
Но самый корень проблемы как раз в том, что это самое мировоззрение мало кто воспринимал всерьёз.
Изначально революционеров России можно было разделить на бытоулучшателей и поджигателей.
Бытоулучшатели полагали, что устранить социальное и имущественное неравенство, поднять уровень жизни и образования можно только посредством сноса существовавшей на тот момент государственной системы.
Поджигатели же надеялись на то, что «костёр Революции», разожжённый в России, удастся перекинуть на прочие европейские страны, и таким образом удастся выстроить некую «Земшарную республику». Тут план чисто антихристов, и он у тогдашних глобалистов не получился. Европа – в отличие от России – устояла. Несмотря на инфицированность христианского мира вирусами марксизма и масонства,
В России же людей последовательно пытались агитировать за самые различные разновидности коммунизмов, и часть городской молодёжи уверовала в эти лозунги. Деревня, загнанная в новое крепостничество колхозов, помалкивала. Помалкивали и все те, кто понял, что фронда и даже ропот будет стоить очень дорого. Несогласных истребляли, церкви взрывали, и, пожалуй, взорвали бы все без остатка, но тут пришла война.
Коммунисты поняли, что умирать за пролетарскую идею охотников немного, и Сталин (от ума ли, от сердца ли) содействовал отказу от интернациональной коммунистической риторики, и фактически совершил контрреволюцию, исполнив функцию «красного Бонапарта». К указанному времени русским людям уже вернули нормальную семидневную неделю вместо революционных «декад», вернули А.С.Пушкина и даже Рождественскую ёлку, впрочем, разжаловав её в «Новогоднюю».
К тому же Гитлер по отношению к русскому населению проявил столь свирепую жестокость, что война стала подлинно Отечественной. Тут с идеями всё ясно и понятно. «Всё для фронта! Всё для победы!»
Потом была послевоенная разруха, и с идеей тоже было все ясно и понятно. «Отстроить и восстановить разрушенное. Затянуть пояса, чтобы у армии было всё необходимое для недопущения новой войны!»
Сменивший Сталина Хрущёв сошёл с пути построения национально-большевистского государства, которое сочетало бы в себе как воплощение идей «коммунистов-бытоулучшателей», так и идей национальных.
Вернулись интернациональные лозунги. Восприняты они были по разному, но у Хрущёва – сколь жалким бы он не казался нам сегодня – были миллионы благодарных ему людей. Речь идёт в первую очередь о родственниках людей, пострадавших в годы «культа личности». Впрочем, были и миллионы недоумевающих.
«Оттепель» совпала с ростом популярности левацких идей на Западе. Советский Союз перестал восприниматься на Западе как тоталитарный режим, и левые идеи были – как сказано – созвучны тому, что было содержанием левой европейской культуры. Кстати, тогда ещё наш быт не очень отставал от быта небогатых слоёв европейских горожан. А левацкий дух антибуржуазности был умело подхвачен и нашими деятелями культуры, утверждавших романтику минимализма и обличающих то, что определялось как «мещанство».
Крохотная с низенькими потолками квартирка в стиле Ле Корбюзье, минималистическая мебель, «икона» Хэмингуэя, общественно активный досуг на культурных мероприятиях и в походах в горы или лес. Всё более-менее гармонично – не было диссонанса ни между советским левачеством и левачеством европейским, не было диссонанса между теми идеями, которые возглашали «барабанщики ВЛКСМ» и тем, о чём пели под гитары у костров или декламировали на мероприятиях в Политехнических институтах.
А потом случился 1968 год, и в Советском Союзе началась реакция.
Леволиберальная вольница осталась в прошлом, и теперь подросшие юноши и девушки, (те самые, которые «Иду, шагаю по Москве») поняли, что оттепель закончилась, что из турпоходов нужно возвращаться к быту. Который налажен не был. Ибо «мещанство». А запад стал накапливать «жирок», и в 70-е в европейских городах стало уже ощутимо комфортнее, нежели в советских. Про деревню молчу, потому что нельзя сравнивать фермеров с крепостными колхозниками.
А лозунги на кумачовых транспарантах продолжали проповедовать то, во что уже мало кто веровал, ибо «одни разговоры для улиц, другие – для кухонь».
Вчерашние кумиры стали фрондой, а кто-то стал диссидентами. Не с парашютами этих диссидентов сюда сбросили, вышли они из толщи народа, выражали настроения. Другое дело, что специальные службы умело использовали этих людей в качестве своей агентуры.
Конечно же, глупо стилизовать жизнь советских людей под те карикатурные шаблоны, которые преподносятся во вражеской пропаганде. Жизнь советских людей – это, конечно же, никакая не оруэлловщина с пришедшей на смену ГУЛагу карательной психиатрией.
Был и пломбир за 20 копеек, и детский кинозал по 10 копеек за сеанс, и, кстати, достаточно высокий уровень культуры. Причём не было никакого деления на «массовое» и «элитарное». Конечно, на Тарковского в кинотеатры народ особенно не ломился, но и массовая культура была достаточно качественной и не тупой. К тому же, умеренная критика вполне допускалась, иначе не было бы не только всенародной славы Высоцкого, но и фильмов Рязанова, а также литературы «деревенщиков».
Дело в другом. Подавляющее большинство населения совсем не веровало в официальную коммунистическую догматику.
Приведу в качестве примера один из политических анекдотов:
«Разговор с продавцом газетного киоска.
- Есть «Известия»?
- Нет.
- Дайте «Советскую Россию».
- Продана. Остался «Труд» за 3 копейки».
Вот это тотальное неверие в сам смысл существования социалистического государства и позволило агитаторам-антисоветчикам растащить наиболее пассионарных граждан по своим кружкам: евреи-либералы – в еврейские-эмигрантские; националисты – в литовские, украинские, и прочие националистические; люди верующие – в православные, баптистские и прочие кружки… Куда угодно – только подальше от того, что получило тогда обидную кличку «совка».
А для ширнармасс альтернативой «совка» стали вовсе не подпольные кружки, а jeans. bubble-gum & video. Именно эти предметы воспринимались в качестве материальных воплощений чудесного мира, где не только «воздух свободы», но и «100 сортов колбасы».
И всё. Дни Советской цивилизации были сочтены.
Может быть, если бы спецслужбы служили государству, а не Партии, всё удалось бы удержать, но большевики истребили Русскую Элиту – служилое сословие и отечественную буржуазию, и на смену им приходили люди, которые понимали, что положение их шатко, следовательно, нужно – пока есть возможность – пользоваться благами, запасаться ими впрок. На смену рыцарям революции, (фанатикам, но людям, несомненно, идейным), пришли те, кто превратил Партию Коммунистов в сословие Функционеров, имеющее возможность распоряжаться благами.
И зачастую речь-то шла о ширпотребе – финской колбасе, югославских сапогах, японских магнитофонах.
А ширпотреба Советская лёгонькая промышленность не производила, потому что «мещанство». Потому что высокая цель, и т.д.
Но если в 60-е в это веровала городская молодёжь, то в начале 80-х над этим смеялись все и вся.
Советский проект был обречён.
Развал стал делом техники. Об этом написано много. О механизмах. А вот о причинах предпочитают умалчивать, сваливая всё на Хрущёва/Горбачёва да на Высоцкого с Солженицыным и Виктором Цоем.
Надо же назначить кого-то «козлом отпущения».
Это же проще, чем признать, что дом строили на песке.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»
***
Приложение. Текст из интернета
Спустя несколько лет после кончины Ленина, объявили, что второй человек в партии —товарищ Троцкий — предатель. Каменев, Зиновьев, Бухарин и Сталин свергли Троцкого и изгнали из СССР. Но вскоре оказалось, что Каменев, Зиновьев и Бухарин тоже враги и вредители. Тогда доблестный товарищ Генрих Ягода их арестовал. Чуть позже Ягоду как вражеского агента арестовал Ежов. Но через пару лет оказалось, что и Ежов не товарищ, а обычный предатель и вражеский агент. И Ежова арестовал Берия. После смерти Сталина, все поняли, что и Берия тоже предатель. Тогда Жуков арестовал Берию.
Но вскоре Хрущев узнал, что Жуков враг и заговорщик. И сослал Жукова на Урал. А чуть позже вскрылось что и Сталин–то был врагом, вредителем и предателем. А вместе с ним и большая часть политбюро. Тогда Сталина вынесли из мавзолея, а политбюро и примкнувшего к ним Шепилова разогнали честные партийцы во главе с Хрущевым. Прошло несколько лет и выяснилось, что Хрущев был волюнтаристом, проходимцем, авантюристом и врагом. Тогда Брежнев отправил Хрущева на пенсию. Вскоре Брежнев умер, и выяснилось, что он был вредителем и причиной застоя. Потом было еще двое, которых никто и запомнить-то не успел. Но тут пришел к власти молодой, энергичный Горбачев. И оказалось, что вся партия была партией вредителей и врагов, но он–то сейчас все исправит. Тут–то СССР и развалился. А Горбачев оказался врагом и предателем.
146. Исправил опечатку
145. Ответ на 136, Советский недобиток: Верно!
144. бандеровцам и всем врагам Руси
143. Потомок подданных Императора Николая II
См.: https://www.youtube.com/watch?v=RFKr4FEq27c.
Так же диавол искушал Исуса Христа: хлебом и жизнью.
142. Ответ на 141, Vladislav:
*********************************************************************************
Всё, всё. Ухожу огородами, огородами к Хазанову.
141. Ответ на 138, Константин В.:
При чем тут власовцы? Солженицын много лет служил "богоборческой кровавой секте", говоря Вашими словами.Власовцы тут вообще не причём. Просто вижу что вы тут втроём или вчетвером из одного клуба воинствующих безбожников задаёте мне вопросы наперебой, вынуждая на многие ответы, прям как древние иудеи, а Христос иудеям что ответил: да оставится дом ваш пуст доколе не скажете Буди имя Господне благословенно. Вы правы: Солженицын служил кровавой секте тк. был в этом воспитан, но потом пришёл ко Христу. А те, кто сначала стал православным, а потом опять возвращается в секту как вымытая свинья в грязь и как пёс на свою блевотину, тем остаётся только такое врачество, которое Иосиф Волоцкий присоветывал и которое вы сами цитировали.
140. Ответ на 136, Советский недобиток:
139. Ответ на 137, С. Югов:
138. Ответ на 135, Vladislav:
При чем тут власовцы? Солженицын много лет служил "богоборческой кровавой секте", говоря Вашими словами.
137.