В четверг, 20 апреля, на заседании рабочей группы комитета Госдумы по просвещению по вопросам детской безопасности, защиты жизни и здоровья обучающихся и педагогических работников председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов предложил создать этический кодекс российского педагога, сообщают «Вести образования».
«Учитель, не имеющий основ морали и нравственности, не может быть воспитателем детей и молодежи. Ошибки педагога <...> будут видны в будущем. В связи с этим предлагаю обсудить разработку и утверждение этического кодекса российского педагога. Разработка должна начинаться с осознания значимости этого вопроса, обсуждения его среди коллег, это большая работа», – сказал он на заседании рабочей группы.
Он добавил, что создание единого этического кодекса позволит «унифицировать подход» к решению этических проблем и конфликтов, поможет педагогам принять правильное решение в сложной ситуации. Также это будет важным шагом в повышении качества образования.
«Считаем, что сегодня назрела острая необходимость разработки и утверждения, условно говоря, документа под названием "Обещание российского педагога", по аналогии с клятвой Гиппократа, включив его в федеральный закон об образовании, которое послужит в установлении высоких стандартов профессиональной этики среди педагогов», – отметил пастырь.
В свою очередь председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов в интервью корреспонденту «Русской народной линии» заявил, что не поддерживает инициативы отца Феодора:
Моё послушание как педагога и научного деятеля – вчитываться и вслушиваться в слова. И я обратил внимание на цитату отца Феодора, который предложил «обсудить разработку и утверждение этического кодекса российского педагога».
Признаюсь, меня «резануло» слово «кодекс». Мягко говоря, не русское слово. Мне скоро исполнится 67 лет, поэтому я прекрасно помню моральный кодекс строителя коммунизма, который нам «втирали» с раннего детства и «проели» им все плеши. Наизусть учили. И что? Чем всё закончилось? Крушением советской безбожной империи, которая своими моральными кодексами пыталась заменить Закон Божий и Слово Божие.
У батюшки фигурирует этический кодекс. Но уже есть советский моральный кодекс строителя коммунизма. И что? Отрезана первая заповедь: Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
А ведь в Евангелии сказано: «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею", — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:28).
Говорить о том, что, де, не все учителя – христиане, поэтому нужен именно строгий этический кодекс, значит, наступать на старые грабли. Педагоги также будут лицемерить, врать, подличать, забывать о Боге. Они очень умные, образованные и могут даже дать клятву по аналогии с клятвой Гиппократа, но если будут преподавать не по-божески, не по традициям своих православных предков, то воз будет и ныне там.
Господь сказал: «Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).
Ныне учителя испытывают серьёзные искушения, особенно мужчины. Я очень надеюсь на возрождение в России патриархальной педагогики. Когда в лицеи и гимназии вернутся учителя-мужчины, имеющие не только высокие учёные степени, но и звания. Те, кто помнят фамильные семейные традиции преподавания учебных дисциплин как служение Богу.
В предыдущих интервью «Русской народной линии» я печаловался о том, что в российских школах трагически и категорически не хватает мужественных отцов семейств, которые в ущерб доходам собственной семьи (в школе ведь платят копейки) будут воспитывать и обучать школьников.
Даст Бог, после Победы вернутся молодые люди – нужно дать им педагогическое образование и привлечь в школы и поставить их как практический пример детям.
При любых подписанных бумажках и принятых моральных кодексах всё равно будет искушение идти в школы ради денег и карьеры – сначала учителем, потому завучем и директором, а уж затем министром образования. Мужчины охотно идут в директора и министры, потому что там деньги. А кто будет у доски воспитывать будущих защитников Отечества, будущих отцов и матерей? Ныне, когда много разрушенных семей, девочкам очень не хватает учителей-мужчин, которые вместо отца будут являть им пример будущего мужа и отца семейства.
А сейчас у нас страшное падение рождаемости и нежелание рожать, сплошной «унисекс». У девочек волосы короче, чем у мальчиков и плечи шире бёдер.
Я с ужасом слышу, как девочки кроют матом. Уши хочется закрыть. И вот в такой остановке надеяться, что учитель, подписав этический кодекс и получив директивы от начальства, вдруг начнёт исправлять ситуацию без Божией помощи, – неадекватно. Воскликну вместе со Станиславским – не верю!
Прекрасно отношусь к отцу Феодору, но его предложение очень наивно. Это имитация бурной деятельности, направленная на исправление критической ситуации в школьном образовании.
Это бесполезная мера, маскирующая тяжелое положение вещей. Нужно заниматься серьёзными делами, а не этический кодекс составлять.
От редакции: Разные оценки и подходы, звучащие от отца Феодора Лукьянова и В.В. Семенцова – вещь допустимая и даже полезная. Обсуждению идеи этического кодекса педагога и ситуации в целом в школьном образовании должно сослужить свою добрую роль в подготовке принятия решений. Мы надеемся, что дискуссия будет продолжена и мы вместе, неравнодушные православные христиане, найдём выход из сложившейся ситуации.
6. Согласна с о.Федором.
5. Верю!
4. Ответ на 2, Игорь Ал:
Естественно, в комплекте с противоположным "законами" дьявола... Для рельефа...
ПС
Название — не суть...
Названия - всегда суть.
Но не все сразу...не сразу придет понимание,не сразу начнется работа,не сразу увидим плоды этой работы.
Думаю,Василий Семенцов прав,отчасти. Опять же потому,что не все сразу.
Однако инициативы о.Федора сильно похожи на старания чиновников,по сути своей.
А для верующего что может быть важнее сути?
Из нее,прелестницы,и родаются результаты.
Столоначальники не слышат народ
Народ,в большинстве своем,не понимает,что происходит в Мире.
Господь еще терпит нас,пока не посылает нечто более серьезное,чем СВО.
Потщимся задействовать хотя бы последнюю извилину и остатки чувств?
Никогда не был пессимстом,но ....увы.
3.
2. Любопытно...
Естественно, в комплекте с противоположным "законами" дьявола... Для рельефа...
ПС
Название — не суть...
1.
С учетом, что верующих людей (у которых православие именно определяет их жизнь, а не "просто так") - их в стране в принципе меньшинство, "малое стадо".
Да, автор прав в том, что любой светский этический кодекс будет уязвим, изменчив, будет допускать возможности "обхода". Но рассчитывать на что-то иное, более настоящее - откуда бы, в секулярном-то обществе?