Не верю!

О предложении о.Феодора Лукьянова по созданию этического кодекса педагога

Семейно-ориентированное образование  Концепция воспитания человека  Национальная доктрина образования  Русская школа  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Закон об Образовании в РФ  Семья 
0
851
Время на чтение 5 минут

В четверг, 20 апреля, на заседании рабочей группы комитета Госдумы по просвещению по вопросам детской безопасности, защиты жизни и здоровья обучающихся и педагогических работников председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства иерей Феодор Лукьянов предложил создать этический кодекс российского педагога, сообщают «Вести образования».

«Учитель, не имеющий основ морали и нравственности, не может быть воспитателем детей и молодежи. Ошибки педагога <...> будут видны в будущем. В связи с этим предлагаю обсудить разработку и утверждение этического кодекса российского педагога. Разработка должна начинаться с осознания значимости этого вопроса, обсуждения его среди коллег, это большая работа», – сказал он на заседании рабочей группы.

Он добавил, что создание единого этического кодекса позволит «унифицировать подход» к решению этических проблем и конфликтов, поможет педагогам принять правильное решение в сложной ситуации. Также это будет важным шагом в повышении качества образования.

«Считаем, что сегодня назрела острая необходимость разработки и утверждения, условно говоря, документа под названием "Обещание российского педагога", по аналогии с клятвой Гиппократа, включив его в федеральный закон об образовании, которое послужит в установлении высоких стандартов профессиональной этики среди педагогов», – отметил пастырь.

В свою очередь председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов в интервью корреспонденту «Русской народной линии» заявил, что не поддерживает инициативы отца Феодора:

Моё послушание как педагога и научного деятеля – вчитываться и вслушиваться в слова. И я обратил внимание на цитату отца Феодора, который предложил «обсудить разработку и утверждение этического кодекса российского педагога».

Признаюсь, меня «резануло» слово «кодекс». Мягко говоря, не русское слово. Мне скоро исполнится 67 лет, поэтому я прекрасно помню моральный кодекс строителя коммунизма, который нам «втирали» с раннего детства и «проели» им все плеши. Наизусть учили. И что? Чем всё закончилось? Крушением советской безбожной империи, которая своими моральными кодексами пыталась заменить Закон Божий и Слово Божие.

У батюшки фигурирует этический кодекс. Но уже есть советский моральный кодекс строителя коммунизма. И что? Отрезана первая заповедь: Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

А ведь в Евангелии сказано: «Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею", — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:28).

Говорить о том, что, де, не все учителя – христиане, поэтому нужен именно строгий этический кодекс, значит, наступать на старые грабли. Педагоги также будут лицемерить, врать, подличать, забывать о Боге. Они очень умные, образованные и могут даже дать клятву по аналогии с клятвой Гиппократа, но если будут преподавать не по-божески, не по традициям своих православных предков, то воз будет и ныне там.

Господь сказал: «Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).

Ныне учителя испытывают серьёзные искушения, особенно мужчины. Я очень надеюсь на возрождение в России патриархальной педагогики. Когда в лицеи и гимназии вернутся учителя-мужчины, имеющие не только высокие учёные степени, но и звания. Те, кто помнят фамильные семейные традиции преподавания учебных дисциплин как служение Богу.

В предыдущих интервью «Русской народной линии» я печаловался о том, что в российских школах трагически и категорически не хватает мужественных отцов семейств, которые в ущерб доходам собственной семьи (в школе ведь платят копейки) будут воспитывать и обучать школьников.

Даст Бог, после Победы вернутся молодые люди – нужно дать им педагогическое образование и привлечь в школы и поставить их как практический пример детям.

При любых подписанных бумажках и принятых моральных кодексах всё равно будет искушение идти в школы ради денег и карьеры – сначала учителем, потому завучем и директором, а уж затем министром образования. Мужчины охотно идут в директора и министры, потому что там деньги. А кто будет у доски воспитывать будущих защитников Отечества, будущих отцов и матерей? Ныне, когда много разрушенных семей, девочкам очень не хватает учителей-мужчин, которые вместо отца будут являть им пример будущего мужа и отца семейства.

А сейчас у нас страшное падение рождаемости и нежелание рожать, сплошной «унисекс». У девочек волосы короче, чем у мальчиков и плечи шире бёдер.

Я с ужасом слышу, как девочки кроют матом. Уши хочется закрыть. И вот в такой остановке надеяться, что учитель, подписав этический кодекс и получив директивы от начальства, вдруг начнёт исправлять ситуацию без Божией помощи, – неадекватно. Воскликну вместе со Станиславским – не верю!

Прекрасно отношусь к отцу Феодору, но его предложение очень наивно. Это имитация бурной деятельности, направленная на исправление критической ситуации в школьном образовании.

Это бесполезная мера, маскирующая тяжелое положение вещей. Нужно заниматься серьёзными делами, а не этический кодекс составлять.

От редакции: Разные оценки и подходы, звучащие от отца Феодора Лукьянова и В.В. Семенцова – вещь допустимая и даже полезная. Обсуждению идеи этического кодекса педагога и ситуации в целом в школьном образовании должно сослужить свою добрую роль в подготовке принятия решений. Мы надеемся, что дискуссия будет продолжена и мы вместе, неравнодушные православные христиане, найдём выход из сложившейся ситуации.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Согласна с о.Федором.

Нужна планка. Высокая. Священники, военные, врачи, учителя пришли на служение. Это особые люди на передовой своих фронтов. И присяга заостряет на этом внимание.
ИринаУ / 23.05.2023, 17:33

5. Верю!

Моральный кодекс строителя коммунизма, торжественные обещания октябренка, пионера и комсомольца определенно давали положительный эффект в нравственном воспитании детей и молодежи в советское время. Это подтверждает факт, что большинство людей возраста 50-90 лет, воспитанных" советским строем" - иные, нежели нынешнее более молодое поколение. Считаю, что нравственное воспитание, и самих педагогов и учеников, обязательно должно быть. И у учителей и у учеников должны быть нравственные обещания по отношению друг к другу, и по отношению к Родине, к Отечеству. Кроме этого, и внутри самих учебных заведений, "стихии мира сего" должны быть сведены к минимуму.
РОНОЛ / 27.04.2023, 07:50

4. Ответ на 2, Игорь Ал:

А что, "Кодекса (хотя бы основных) абсолютных духовно-нравственных Законов Божиих" (Веры, Надежды, Любви, Смирения, Покаяния, Молитвы, Правды, Памяти Божией, Целомудрия, ВОЗДАЯНИЯ, Мудрости, Благодарности, Прощения, Невидимой /видимой/ брани, Доброты, Цели и Смысла жизни...) недостаточно? /Хорошо бы с примерами из жизни! Все эти Законы многократно подтверждались Историей.../.
Естественно, в комплекте с противоположным "законами" дьявола... Для рельефа...
ПС
Название — не суть...



Названия - всегда суть.
Но не все сразу...не сразу придет понимание,не сразу начнется работа,не сразу увидим плоды этой работы.
Думаю,Василий Семенцов прав,отчасти. Опять же потому,что не все сразу.
Однако инициативы о.Федора сильно похожи на старания чиновников,по сути своей.
А для верующего что может быть важнее сути?
Из нее,прелестницы,и родаются результаты.
Столоначальники не слышат народ
Народ,в большинстве своем,не понимает,что происходит в Мире.
Господь еще терпит нас,пока не посылает нечто более серьезное,чем СВО.
Потщимся задействовать хотя бы последнюю извилину и остатки чувств?
Никогда не был пессимстом,но ....увы.

электрик / 26.04.2023, 19:28

3.

Конечно, Божья помощь нужна во всяком добром деле, но вот в чем я с автором не согласен. Врачи, чей труд требует доверия пациента- приносят клятву Гиппократа. Эта морально- нравственная норма для человека от которого на прямую зависят жизни людей. А педагог, воспитывающий или врачующий детские неокрепшие души не должен иметь никаких нравственных границ и норм?...Слово- "Кодекс"- не понравилось. Напомнило, что-то не очень приятное. Дело же не в этом. Дело в том, насколько ответственно к воспитанию подойдет человек видящий вашего ребенка чаще чем ВЫ. Конечно, как и клятва Гиппократа вовсе не гарантирует Вас от встречи с пороком и грязью, но все же большинство врачей всегда помнит о некоей нравственной ответственности за свое поведение. Одни больше, другие меньше- но помнят. Пусть у педагогов, тоже будет, клятва- не клятва, кодекс-не кодекс, я бы их определил это как некая обязательная норма духовной ответственности перед не окрепшим маленьким человеком. ЭТО ВАЖНО.

2. Любопытно...

А что, "Кодекса (хотя бы основных) абсолютных духовно-нравственных Законов Божиих" (Веры, Надежды, Любви, Смирения, Покаяния, Молитвы, Правды, Памяти Божией, Целомудрия, ВОЗДАЯНИЯ, Мудрости, Благодарности, Прощения, Невидимой /видимой/ брани, Доброты, Цели и Смысла жизни...) недостаточно? /Хорошо бы с примерами из жизни! Все эти Законы многократно подтверждались Историей.../.
Естественно, в комплекте с противоположным "законами" дьявола... Для рельефа...
ПС
Название — не суть...
Игорь Ал / 26.04.2023, 15:32

1.

Прекрасно отношусь к отцу Феодору, но его предложение очень наивно.

А надежда автора, будто в школах вдруг станет много православных педагогов (у которых этика будет уже определяться их верой без дополнительных кодексов) - это разве не наивно?
С учетом, что верующих людей (у которых православие именно определяет их жизнь, а не "просто так") - их в стране в принципе меньшинство, "малое стадо".

Да, автор прав в том, что любой светский этический кодекс будет уязвим, изменчив, будет допускать возможности "обхода". Но рассчитывать на что-то иное, более настоящее - откуда бы, в секулярном-то обществе?
Сергей из НН / 26.04.2023, 15:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Васильевич Семенцов
«Возвращайте школу в лоно Матери-Церкви!»
Законопроект о штрафах за оскорбление учителей – мёртвому припарка
09.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
Выполним ли мы апостольское служение, предназначенное для Российской Империи?
О рекомендации Минпросвещения ограничить число детей иностранцев в классах
19.09.2024
Изгоним «Бабу Ягу» из нашего образования!
Дайте выпускникам право выбора между ЕГЭ и традиционным экзаменом!
14.06.2024
Что делать школе с детьми мигрантов?
Пора вернуть советскую программу «Русский язык как иностранный» и «Русский язык в современном мире»
19.01.2024
Все статьи Василий Васильевич Семенцов
Семейно-ориентированное образование
Общество поражено мировоззренческим инфантилизмом
В образовании и воспитании детей нужно использовать опыт церковно-приходских школ
25.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Предотвратить демографическую трагедию во что бы то ни стало!
О причинах катастрофического падения рождаемости, рисках замещения русского населения мигрантами и нужен ли предмет «Семьеведенье»
10.09.2024
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Предмет «Семьеведение» в школе не нужен
09.09.2024
Министерство просвещения «провалило» ключевую ступень старшей школы
Насколько эффективно Минпрос выполняет Указ Президента по введению в школах Семьеведения?
09.09.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Все статьи темы
Национальная доктрина образования
Либеральная провокация!
О ситуации вокруг запретов и разрешений хиджабов и никабов во Владимирской и Рязанской областях
30.10.2024
Не бывает работы с молодёжью отдельно
от общей стратегии и от общественного климата
30.10.2024
«Педагогика возвращения к истинной сути вещей»
В Переславской православной гимназии прошёл семинар «Корнесловно-смысловой подход к воспитанию и обучению детей»
28.10.2024
«Экспертное мнение»: 95 лет со дня рождения
профессора В.Н.Латышева
21.10.2024
«Мы обязаны поддерживать тех, кто уже выбрал спорт»
Ресурсы государства и общества должны работать на результат, на достижение национальных целей развития
18.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 13:39
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
30.10.2024 13:00
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 12:58
Русский ответ Хэллоуину
Новый комментарий от Игорь Ал
30.10.2024 10:38
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от С. Югов
30.10.2024 09:26