«Легенда о Коловрате». Недвусмысленный антивосточный посыл кинокомикса

В комиксе – клюква, в лубке – былинный художественный строй

0
1078
Время на чтение 6 минут
Фото: из открытых источников

Сегодня в киноклубе РНЛ обсуждается кинофильм «Легенда о Коловрате».

Алексей Ощепков: Я очень долго ждал, когда возьмутся за фильм об этом народном герое. Исторический материал - просто шикарный.

И вот я узнал, что снимают фэнтези. Это меня несколько расстроило, но я ещё не видел самого фильма тогда, поэтому – не повод закидывать помидорами то, чего ещё не видел.

Вообще, за фэнтези сейчас выдаётся нежелание режиссеров изучать матчасть и корптеть над костюмами, натурой и прочим.

Прецедент создан в виде «300 спартанцев» Снайдера 2006 года, что лично для меня - пример реализации омерзительных фантазий постановщика.

Так вот, «Коловрата» решили сделать похожим на данный фильм Снайдера.

В принципе, где-то, на мой взгляд, вышло лучше, чем у Снайдера, но только потому, что наш народ такие извраты генерирует очень плохо.

Но, тем не менее, вышел изврат.

Вот чисто картинка у меня отторжения не вызывала. Даже наоборот. Я думаю, лучше хромакей, чем плохая натура.

Павел Тихомиров: Полагаю, что с исторической т. зрения обсуждать нечего, т.к. картина в целом фэнтезийная, но…, убеждён, небезынтересная с т. зрения идейной.

Полагаю, что параллели с «300 спартанцами» (фильмом 2007 года, а не 1962) настолько недвусмысленны, что остаётся задаться вопросом: антивосточный посыл фильма в какой идеологический контекст мог встраиваться?

Речь идёт о бесоподбных ордынцах, каких-то «боевых педерастах», не иначе...

А.О.: «Спартанцы» Снайдера стали вирусными, хотя и высмеивать их начали сразу после выхода.

Поэтому, выехать на популярности этого фильма – вполне закономерный ход.

У Снайдера политический контекст понятен, как Божий день: надо унизить Восток, Иран в частности. Хотя, и Запад показан недвусмысленно. Когда облик гоплитов адаптирован под стриптизёров, одетых в какие-то БДСМ-плавки.

Наши же киношники делают отсыл к Китаю. Этим, в частности, можно объяснить малое количество всадников.

А вот этих блуждающих типа пехотинцев, кроме как демонами и не объяснить.

Как же они пешком да в лохмотьях всю Азию покорили?

Ещё, кстати, и «наши» внешним видом «радуют»: с выбритыми висками, бородами по-хипстерски и мечами за спиной, типа ниндзя. Надо сказать режиссёру «спасибо», что хоть вейпами не затягиваются

П.Т.: Эти зигзаги на висках и мечи за спиной просто стали дурным каким-то штампом, как и непременные варяги с ботвой на голове в виде военного оселедця?

А.О.: Это, видимо, от сериала «Викинги», где такие костюмы, видимо, сделаны для экономии бюджета (длинный очень). А людей приучили думать, что викинги вот такие. Хотя, хрестоматийные «рогатые» далеки от правды. Их для опер Рихарда Вагнера придумали. А настоящие внешне от русичей мало отличались

П.Т.: Ну, вот смотри: то, что «300 спартанцев» снималось под конкретный заказ пропагандистский, – все в курсе. Там всё абсолюно недвусмысленно. А в этом фильме, как полагаешь: почему рискнули пойти вразрез с пропагандой мультикультурки/многонационалки?

А.О.: Вот этот момент, как раз, откровенно непонятен. Могу предложить такую вещь: кто платит, тот и заказывает музыку. Те, кто данное полотно оплачивал, не заинтересованы в дружбе с Китаем.

П.Т.: Да, кино явно заказывалось условным западом.

Что касается нарочито декоративной картинки, то это эстетически оправдано. Поскольку речь же идёт о явной стилизации. Как сказали бы художники «тут важна пластика, а не «литература»«. Вспомним подчёркнутую декоративность работ художников «Мира Искусства». Это не «передвижники», это рафинировано сознательно.

Хотя, конечно не могло не бросаться в глаза несоответствие гиперборейских пейзажей и полного отсутствия... пара изо ртов во время разговоров.

А.О.: Ещё такая вещь пришла в голову. Может меня после этого и тухлыми яйцами закидают, но мне видится, что у «Коловрата» есть достаточно жёсткие аналогии с «Александром Невским» Эйзенштейна. Мне, вообще, нравится рассматривать «Невского» с позиций современной «киноклюквы» и фэнтези: он под эти критерии полностью попадает.

Итак. В обоих фильмах подача главного героя очень далека от исторического прообраза. Или, князь-лапотник, ловящий рыбу, или Коловрат с амнезией.

Самая идея с провалами в памяти, я считаю, не самая удачная. Такое натягивание психологической драмы на эпос. Но, может, вдохновлялись историей исцеления Ильм Муромца.

Адаптированные под Китай или Тибет тренировки воинов тоже выглядят как что-то инородное.

Комментаторы утверждают, что, дескать, хорошо воссоздана средневековая Рязань. Возможно.

Но в фильме мы видим детинец, окружённый частоколом, но не видим посада, слобод. А большинство народа жило именно там. И во время опасности уходило за крепостные стены. В принципе, нормальный русский средневековый город можно было и нарисовать.

А представленное в фильме, как Рязань, напоминает реверанс уже Питеру Джексону с фэнтезийными Роханом и Гондором.

П.Т.: А я не против качественной картинки вместо некачественной бутафории.

А.О.: Визуальная часть у фильма очень хорошая.

Лучше уж историю в павильоне снимать, чем, допустим, показывать сюжет эпохи Батыева нашествие на фоне церквей 17-18 веков.

В принципе, для «Коловрата», чтобы обойтись на минималках, нужны были локации сожжённой Рязани и одна эпическая схватка с татарами. Самые сложные и дорогие по постановке сцены.

Думаю, бюджет фильма можно было сконцентрировать на этом.

Итак, оба фильма сняты внутри совершенно искусственных декораций: «Коловрат» – на хромакее, «Невский» – летом, на пенопластовом льду.

В обоих фильмах есть реверансы западному кино. «Коловрат» снят в подражании «Спартанцам» Снайдера с Хостоврулом, похожим на Трехо. А у Эйзенштейна дочь воеводы сделала похожей на Кримхильду из «Нибелунгов», – такой реверанс в сторону кино нацистской Германии.

Оба фильма – весьма «по мотивам» исторических событий. В «Невском» фигурирует Василий Буслаев, – персонаж былин. Т. е. сам фильм тоже в духе того, что сейчас относят к фэнтези.

Не будем забывать, что экспертное сообщество в лице историка Тихомирова первоначальный сценарий Эйзенштейна разнесло, как сейчас разносят современные поделки киношников.

У Эйзенштейна магистру дано имя Герман Балк, хотя в реальности был Андреас фон Вельвен. Достаточно представить, если бы «Александр Невский» Эйзенштейна вышел в наше время. Критики быстро бы камня на камне не оставили.

Кстати, в «Невском» тоже есть оплеуха Китаю. Баскак представлен, скорее, как китайский чиновник, чем как батыр.

Поэтому, на фоне однотипных «Коловрата» и «Александра Невского» (1938) фильм «Александр. Невская битва» (2008) предстаёт как вполне себе историческое кино «без дураков».

И можно выставлять Эйзенштейна как новатора в создании визуала, а можно представить как ответственного за появление киноклюквы. Он является и тем, и другим.

Причём, делать скидку на время создания Эйзенштейну не стоит. В те же годы сняли в полной мере исторические фильмы «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Суворов».

На их фоне «Александр Невский» выглядит точно так же, как сейчас «Коловрат».

Тот размах, конечно, с которым снят «Александр Невский» Эйзенштейна, думаю, лучше бы подошёл для Куликовской битвы. И кантата «Вставайте, люди русские» была бы туда чисто исторически более уместна. По контексту.

Другое дело, что Ледовое побоище для кино было выбрано чисто политически: готовились к войне с Германией, и чтобы не стимулировать межнациональную рознь внутри СССР.

Леонид Болотин: Всё-таки фильм «Александр Невский» я назвал бы гениальным русским ЛУБКОМ, в самом положительном значении данного слова, а вот «Коловрат» порождение западных КОМИКСОВ. В комиксе – клюква, в ЛУБКЕ – былинный художественный строй, но никак не клюква!

А.О.: Кстати, о теме веры в данном кино. Монах-отшельник с медведем тоже больше похож на какого-то восточного сенсея, чем на христианского инока. Какой-то глубины его образ не добавляет абсолютно.

А медведь создаёт момент такой доброй иронии над русским патриотизмом вообще.

Но за что можно, опять же, похвалить создателей кино: они избежали неоязыческой темы. Это хорошо, на самом деле. Ибо, со времён «Руси изначальной» нас на эту тему упорно подсаживали.

И, что Коловрата, что Сергия Радонежского неоязычники пытались записать в «своих».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Болотин
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду
На этом фронте перемирия не будет
24.01.2024
«Я не знаю: кому и зачем это нужно?»
«Демарш», которого не было
09.01.2024
Историко-идеологическая конференция
«Государь и государство»
20.11.2023
Все статьи Леонид Болотин
Павел Тихомиров
«Рассерженный правдоруб» Илон Маск против «ответственных» государственников Австралии
Правда о нападении на епископа Ассирийской Церкви не должна «раскачивать лодку»
23.04.2024
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Сто лет назад началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем»
Советские медальеры не увлеклись модерном, но продолжили дореволюционные традиции
20.04.2024
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
А так же о «Христианах без Христа»
17.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Алексей Ощепков
Россия в борьбе с западным спрутом
Разрушение иллюзий о возможности европейского пути для России
20.04.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Третий Рим: важен исторический контекст
Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения»
12.03.2024
Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения
О важности понимания исторического контекста писем старца Филофея
09.03.2024
Выборы Президента России 2024
Механизм транзита власти рождается на наших глазах
19.02.2024
Все статьи Алексей Ощепков
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03