«Легенда о Коловрате». Недвусмысленный антивосточный посыл кинокомикса

В комиксе – клюква, в лубке – былинный художественный строй

0
1093
Время на чтение 6 минут
Фото: из открытых источников

Сегодня в киноклубе РНЛ обсуждается кинофильм «Легенда о Коловрате».

Алексей Ощепков: Я очень долго ждал, когда возьмутся за фильм об этом народном герое. Исторический материал - просто шикарный.

И вот я узнал, что снимают фэнтези. Это меня несколько расстроило, но я ещё не видел самого фильма тогда, поэтому – не повод закидывать помидорами то, чего ещё не видел.

Вообще, за фэнтези сейчас выдаётся нежелание режиссеров изучать матчасть и корптеть над костюмами, натурой и прочим.

Прецедент создан в виде «300 спартанцев» Снайдера 2006 года, что лично для меня - пример реализации омерзительных фантазий постановщика.

Так вот, «Коловрата» решили сделать похожим на данный фильм Снайдера.

В принципе, где-то, на мой взгляд, вышло лучше, чем у Снайдера, но только потому, что наш народ такие извраты генерирует очень плохо.

Но, тем не менее, вышел изврат.

Вот чисто картинка у меня отторжения не вызывала. Даже наоборот. Я думаю, лучше хромакей, чем плохая натура.

Павел Тихомиров: Полагаю, что с исторической т. зрения обсуждать нечего, т.к. картина в целом фэнтезийная, но…, убеждён, небезынтересная с т. зрения идейной.

Полагаю, что параллели с «300 спартанцами» (фильмом 2007 года, а не 1962) настолько недвусмысленны, что остаётся задаться вопросом: антивосточный посыл фильма в какой идеологический контекст мог встраиваться?

Речь идёт о бесоподбных ордынцах, каких-то «боевых педерастах», не иначе...

А.О.: «Спартанцы» Снайдера стали вирусными, хотя и высмеивать их начали сразу после выхода.

Поэтому, выехать на популярности этого фильма – вполне закономерный ход.

У Снайдера политический контекст понятен, как Божий день: надо унизить Восток, Иран в частности. Хотя, и Запад показан недвусмысленно. Когда облик гоплитов адаптирован под стриптизёров, одетых в какие-то БДСМ-плавки.

Наши же киношники делают отсыл к Китаю. Этим, в частности, можно объяснить малое количество всадников.

А вот этих блуждающих типа пехотинцев, кроме как демонами и не объяснить.

Как же они пешком да в лохмотьях всю Азию покорили?

Ещё, кстати, и «наши» внешним видом «радуют»: с выбритыми висками, бородами по-хипстерски и мечами за спиной, типа ниндзя. Надо сказать режиссёру «спасибо», что хоть вейпами не затягиваются

П.Т.: Эти зигзаги на висках и мечи за спиной просто стали дурным каким-то штампом, как и непременные варяги с ботвой на голове в виде военного оселедця?

А.О.: Это, видимо, от сериала «Викинги», где такие костюмы, видимо, сделаны для экономии бюджета (длинный очень). А людей приучили думать, что викинги вот такие. Хотя, хрестоматийные «рогатые» далеки от правды. Их для опер Рихарда Вагнера придумали. А настоящие внешне от русичей мало отличались

П.Т.: Ну, вот смотри: то, что «300 спартанцев» снималось под конкретный заказ пропагандистский, – все в курсе. Там всё абсолюно недвусмысленно. А в этом фильме, как полагаешь: почему рискнули пойти вразрез с пропагандой мультикультурки/многонационалки?

А.О.: Вот этот момент, как раз, откровенно непонятен. Могу предложить такую вещь: кто платит, тот и заказывает музыку. Те, кто данное полотно оплачивал, не заинтересованы в дружбе с Китаем.

П.Т.: Да, кино явно заказывалось условным западом.

Что касается нарочито декоративной картинки, то это эстетически оправдано. Поскольку речь же идёт о явной стилизации. Как сказали бы художники «тут важна пластика, а не «литература»«. Вспомним подчёркнутую декоративность работ художников «Мира Искусства». Это не «передвижники», это рафинировано сознательно.

Хотя, конечно не могло не бросаться в глаза несоответствие гиперборейских пейзажей и полного отсутствия... пара изо ртов во время разговоров.

А.О.: Ещё такая вещь пришла в голову. Может меня после этого и тухлыми яйцами закидают, но мне видится, что у «Коловрата» есть достаточно жёсткие аналогии с «Александром Невским» Эйзенштейна. Мне, вообще, нравится рассматривать «Невского» с позиций современной «киноклюквы» и фэнтези: он под эти критерии полностью попадает.

Итак. В обоих фильмах подача главного героя очень далека от исторического прообраза. Или, князь-лапотник, ловящий рыбу, или Коловрат с амнезией.

Самая идея с провалами в памяти, я считаю, не самая удачная. Такое натягивание психологической драмы на эпос. Но, может, вдохновлялись историей исцеления Ильм Муромца.

Адаптированные под Китай или Тибет тренировки воинов тоже выглядят как что-то инородное.

Комментаторы утверждают, что, дескать, хорошо воссоздана средневековая Рязань. Возможно.

Но в фильме мы видим детинец, окружённый частоколом, но не видим посада, слобод. А большинство народа жило именно там. И во время опасности уходило за крепостные стены. В принципе, нормальный русский средневековый город можно было и нарисовать.

А представленное в фильме, как Рязань, напоминает реверанс уже Питеру Джексону с фэнтезийными Роханом и Гондором.

П.Т.: А я не против качественной картинки вместо некачественной бутафории.

А.О.: Визуальная часть у фильма очень хорошая.

Лучше уж историю в павильоне снимать, чем, допустим, показывать сюжет эпохи Батыева нашествие на фоне церквей 17-18 веков.

В принципе, для «Коловрата», чтобы обойтись на минималках, нужны были локации сожжённой Рязани и одна эпическая схватка с татарами. Самые сложные и дорогие по постановке сцены.

Думаю, бюджет фильма можно было сконцентрировать на этом.

Итак, оба фильма сняты внутри совершенно искусственных декораций: «Коловрат» – на хромакее, «Невский» – летом, на пенопластовом льду.

В обоих фильмах есть реверансы западному кино. «Коловрат» снят в подражании «Спартанцам» Снайдера с Хостоврулом, похожим на Трехо. А у Эйзенштейна дочь воеводы сделала похожей на Кримхильду из «Нибелунгов», – такой реверанс в сторону кино нацистской Германии.

Оба фильма – весьма «по мотивам» исторических событий. В «Невском» фигурирует Василий Буслаев, – персонаж былин. Т. е. сам фильм тоже в духе того, что сейчас относят к фэнтези.

Не будем забывать, что экспертное сообщество в лице историка Тихомирова первоначальный сценарий Эйзенштейна разнесло, как сейчас разносят современные поделки киношников.

У Эйзенштейна магистру дано имя Герман Балк, хотя в реальности был Андреас фон Вельвен. Достаточно представить, если бы «Александр Невский» Эйзенштейна вышел в наше время. Критики быстро бы камня на камне не оставили.

Кстати, в «Невском» тоже есть оплеуха Китаю. Баскак представлен, скорее, как китайский чиновник, чем как батыр.

Поэтому, на фоне однотипных «Коловрата» и «Александра Невского» (1938) фильм «Александр. Невская битва» (2008) предстаёт как вполне себе историческое кино «без дураков».

И можно выставлять Эйзенштейна как новатора в создании визуала, а можно представить как ответственного за появление киноклюквы. Он является и тем, и другим.

Причём, делать скидку на время создания Эйзенштейну не стоит. В те же годы сняли в полной мере исторические фильмы «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Суворов».

На их фоне «Александр Невский» выглядит точно так же, как сейчас «Коловрат».

Тот размах, конечно, с которым снят «Александр Невский» Эйзенштейна, думаю, лучше бы подошёл для Куликовской битвы. И кантата «Вставайте, люди русские» была бы туда чисто исторически более уместна. По контексту.

Другое дело, что Ледовое побоище для кино было выбрано чисто политически: готовились к войне с Германией, и чтобы не стимулировать межнациональную рознь внутри СССР.

Леонид Болотин: Всё-таки фильм «Александр Невский» я назвал бы гениальным русским ЛУБКОМ, в самом положительном значении данного слова, а вот «Коловрат» порождение западных КОМИКСОВ. В комиксе – клюква, в ЛУБКЕ – былинный художественный строй, но никак не клюква!

А.О.: Кстати, о теме веры в данном кино. Монах-отшельник с медведем тоже больше похож на какого-то восточного сенсея, чем на христианского инока. Какой-то глубины его образ не добавляет абсолютно.

А медведь создаёт момент такой доброй иронии над русским патриотизмом вообще.

Но за что можно, опять же, похвалить создателей кино: они избежали неоязыческой темы. Это хорошо, на самом деле. Ибо, со времён «Руси изначальной» нас на эту тему упорно подсаживали.

И, что Коловрата, что Сергия Радонежского неоязычники пытались записать в «своих».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Евгеньевич Болотин
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
Рождество Святителя Николая Чудотворца
Память 29 Июля / 11 Августа
10.08.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Все статьи Леонид Евгеньевич Болотин
Павел Вячеславович Тихомиров
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
20.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Алексей Николаевич Ощепков
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 2
19.11.2024
Россия и англосаксы
Перспективы мира и конфронтации между Россией и англосаксонским Западом
18.10.2024
Крестопад, или Добро должно быть с кулаками
О пределах толерантности в вопросах веры
16.10.2024
Популярная музыка в эпоху массового Интернета и Искусственного интеллекта
В продолжение статьи  Александра Г. Рубио «Упадок Рок-музыки» в издании Chronicles Magazine.
14.10.2024
Национальная и цивилизационная идентичность
О межцивилизационной сути украинского конфликта
09.10.2024
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12