22 февраля 2025 года вышла полемическая статья писателя и публициста П.В. Тихомирова и главного редактора Русской Народной Линии А.Д. Степанова «Спор уранополитов и патриотов на американский лад».
Павел Вячеславович Тихомиров, давно проявляющий интерес к протестантским деноминациям США, в качестве основной затравки для статьи приводит размышления американского протестанта-уранополита, где уранополитизм и патриотизм подаются в виде противопоставления одного другому. И главная задача такого противопоставления – показать, что патриотизм якобы вступает в противоречие с христианской Верой, как минимум, мешает ей.
Сразу стоит сказать, что использованный автором противопоставления риторический приём в формальной логике носит название строгой дизъюнкции, проще говоря, взаимоисключающего противоречия.
Если и говорить о противоречии между патриотизмом и христианством, то оно имеет не строгий взаимоисключающий характер, а характер диалектический. (Не нужно отождествлять диалектическую логику с диалектическим и историческим материализмом, она туда попала от Гегеля, который сам, будучи христианином, почерпнул диалектику из христианского богословия и философии неоплатонизма). Естественно, что бывает патриотизм без Бога, но далеко не всякий патриотизм безбожен.
Само по себе Православное христианство содержит в себе широкий пласт этики, регламентирующей разные стороны жизни христианина. И отношение к государству занимает в ней важное место. Апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).
Иоанн Златоуст в «Беседах на Послание к Римлянам» развивает следующую мысль: «Хотя бы ты был апостол или евангелист, хотя бы ты был пророк и кто-либо другой, но подчинение власти не подрывает благочестия. И (апостол) не просто сказал – да будет послушна, но – да повинуется. Первое основание такого законоположения, удовлетворяющее и правильным рассудочным доводам, состоит в том, что власти учреждены от Бога».
Можно сказать, что через отношение к своему государству, своей Родине, человек так или иначе, воспроизводит своё отношение к Богу. Поэтому, семья и Родина для христианина – это не простые условности.
Павел Тихомиров приводит следующее размышление: «От себя добавлю, что если бы наше Отечество исполняло функцию "внешней ограды Церкви", как это было до известных событий 1917 года, то такого вопроса бы не возникало. Но уранополиты ведь ставят в упрёк современным российским патриотам то, что для современного патриота государство важно не как инструмент защиты веры, но само по себе».
Во-первых, у апостола Павла про то, что государство является инструментом защиты веры не сказано ничего. Да он, живущий в языческой Римской Империи, подобного сказать и не мог. Особенно, в период, когда молодая Церковь Христова начала испытывать гонения.
Во-вторых, если говорить о дате 1917-го, то она здесь является лишь весьма формальным поводом в том, чтобы отказать нашей стране в роли Удерживающего.
Ведь до этого те же старообрядцы провозглашали Императора Петра Великого антихристом. Что впоследствии привело к тому, что эти самые старообрядцы способствовали революции в России, чтобы произошёл тот самый 1917 год. А антисоветчики, не видя в советской истории продолжение истории общерусской, продолжили дело тех же старообрядцев, приложивших руку к осуществлению революции. Диссидентство и ложное поклонение перед Западом способствовало распаду СССР, который, к слову в 1988 году на государственном уровне отпраздновал Тысячелетие Крещения Руси.
В XVI веке гетман Константин Острожский, именем которого в наши дни названа одна из бригад ВСУ, во время русско-литовской войны назвал Великого князя Московского Василия III «супостатом Православной Церкви». Напомним читателю, что именно Василию III Ивановичу адресованы письма инока Филофея о Третьем Риме.
Дальше история сложилась так, что именно Московское Царство спасло земли Западной Руси от насильственного окатоличивания и приняло их под Русскую корону.
Да и сейчас мы можем наглядно видеть, что отдаление той же Украины от России прямо сопряжено с отдалением её от Православия.
Алексей Николаевич Ощепков, публицист, философ, г. Пермь