Павел Щелин и его критика Триады «Православие. Самодержавие. Народность»

Украинским интеллектуалам лучше бы бороться с собственными комплексами

Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
573
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

Популярный украинский философ Павел Щелин в своём телеграм-канале разразился критикой знаменитой формулы графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность». Свою критику Щелин сформулировал в трёх достаточно коротких текстах, озаглавленных «К актуальной проблеме внутренней противоречивости одной формулы государственной власти».

Основной посыл, который Щелин закладывает в свою критику – обосновать якобы полную идейную зависимость России от европейского Запада, а также доказать пустоту понятия «Народность» через констатацию якобы отсутствия политической субъектности у подданных Российской Империи. При этом Щелин пытается представить Киево-Могилянскую академию как такого единственного проводника западных идей для «дикой» России.

Даже если мы рассмотрим триаду «Православие. Самодержавие. Народность» как ответ на лозунг французской революции «Свобода. Равенство. Братство», то даже под этим находится очень глубокий идейный пласт, уходящий корнями в традицию. Потому, что факт идейного и религиозного противостояния в XIХ веке Российской Империи и европейской революции с другой стороны – это только один из актов противоборства России с латинским, а потом и с протестантским, Западом.

Ведь и Россия, и Запад (начиная с империи Карла Великого) исходят из одной доктрины «трансляции Империи» т.е. преемственности от Древнего Рима. У нас эта идея начала книжниками осознаваться ещё во времена «Слова о Законе и Благодати» (XI в.). В полной мере она уже выражена в «Сказании о Великих князьях Владимирских» (XVI в.). «Москва – Третий Рим» старца Филофея – это одна из формулировок этой идеи.

Другое дело, что при общем доктринальном исходнике, Запад, впал в ересь после Великой Схизмы 1054 года. И западное понимание империи и христианского государства точно так же исказилось, вплоть до идеи торжества колониализма, людоедской идеи расового превосходства и нацизма.

А в нашем русском варианте эта идея осталась согласной с православным учением.

Поэтому, наша триада «Православие. Самодержавие. Народность» лишь поправляет то искажение традиции, которое вылилось в революционный лозунг «Свобода. Равенство. Братство».

А на тему Киево-Могилянской академии огромное место в вопросе занимают банальные психологические комплексы киевлян, не желающих быть провинциалами в большой России. Тут не только Павел Щелин, но и знаменитый российский и советский философ Густав Шпет упорно продвигал мысль, что московитов из дикости только киевляне якобы вывели, о чём он писал в «Очерке развития русской философии».

Киев пытается в ценностном плане играть первую скрипку русской истории. Хотя, и, так называемый, Киевский период русской истории, на самом деле, короткий (Х – середина ХII вв.). И правила в Киеве династия Рюриковичей, которая изначально утвердилась в Новгороде в 862 году.

Что до конкретно роли Киево-Могилянской академии в истории России, то однозначно позитивной ее нельзя назвать.

Начать с того, что работа киевлян на Печатном дворе в Москве во многом способствовала церковному Расколу в середине XVII века, так как киевские справщики ориентировались на уже изрядно латинизированные западнорусские издания.

Плюс, киевляне занесли схоластику в русское богословие. А это стало одним из важнейших моментов кризиса веры и распространения атеизма на рубеже XIX-XX веков, что в конечном итоге способствовало последующей революции в России.

И конкретно о Народности и субъектности, на тему которой распинается Щелин. Яркий пример этой самой Народности именно в монархическом смысле – это события 1612-13 годов, преодоление Россией и её народом Смуты.

С одной стороны, субъект тех событий, – это народ, противостоящий интервентам и семибоярщине в условиях коллапса центральной власти в Москве и польско-литовском оккупации. С другой стороны, все те общественные земские институты, которые обеспечили устойчивость государства на горизонтальном и низовом уровне, были созданы Земской реформой Ивана Грозного как фактор, с одной стороны, развития выборных институтов, с другой – централизации государства и противостояния центробежных тенденций, которые свойственны старым феодальным элитам...

Вот – яркий пример реальной симфонии Народности и Самодержавия. И всё это во имя Православного Царства: итогом событий стало избрание новой династии, а не революция, к примеру. В начале XIX века этот же народ, включая крепостных крестьян, не поддался на лесть Наполеона, а воевал с французскими захватчиками.

Ощепков Алексей Николаевич, публицист, философ, г. Пермь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5.

Что относится к белой модальности? Например, Мехлис. Провал Крымского фронта в 1942. Причина - командиры лишены права на инициативу. Ждали приказа или боялись дать приказ, время ушло на это. Все это - царская Россия. Ожидание и нерешительность перед войной это та же слабость, которая была у царя Николая второго, как правителя, как исполнителя власти. Сама власть была слабой в воле. Мехлис ... Февраль 1917... но в ВОв уже работает красная модальность. Уже время сжимается в приказ "Ни шагу назад". Эра Октября 1917. Слабость власти в воле при диктатуре - это и есть страх перед царем за неисполнение приказа, то есть безынициативность командиров. Сталин дал им эту свободу действий. Вместе с приказом "Ни шагу назад".
В общем, есть где поискать ответы на вопросы о белом и красном единстве.
Игорь Бондарев / 04.02.2025, 21:04

4.

Брестская крепость, оборона Одессы, Керчи, Севастополя - это белая коллизия. Ржевская и Сталинградская битва - красная коллизия. Между ними - приказ "Ни шагу назад".
И еще - Севастополь взят 9 мая, уже в красной коллизии, и белые ушли из России из Севастополя.
Да и приказ "Ни шагу назад" - сразу, после падения обороны Севастополя. И русская весна 2014 - из Севастополя. И православие в России началось здесь.
Приказ "Ни шагу назад" - это Октябрьская революция 1917. Падение оборон - царская Россия. Падение Брестской крепости, Одессы, Керчи, Севастополя, начало Ржевской битвы и начало Сталинградской битвы - все это белая, царская Россия и ее коллизия. Здесь и подвиг и предательство и так далее. До приказа "Ни шагу назад". Отсюда начинается красная коллизия.
Здесь и везде, коллизия - дух, в котором отношения чувства и мысли не совпадают в двойственности без двусмысленности. Но она разная в белой и красной коллизии. То есть, двусмысленность двойственности происходит и составляет коллизию белую и красную, но они разные по модальности.
Но белая коллизия - это отступление России (СССР), а красная коллизия - наступление до Победы. Подвиг и там и там, но коллизия разная.
Игорь Бондарев / 04.02.2025, 14:47

3.

народ, противостоящий интервентам и семибоярщине в условиях коллапса центральной власти в Москве и польско-литовской оккупации. С другой стороны, все те общественные земские институты, которые обеспечили устойчивость государства на горизонтальном и низовом уровне, были созданы Земской реформой Ивана Грозного как фактор, с одной стороны, развития выборных институтов, с другой – централизации государства и противостояния центробежных тенденций, которые свойственны старым феодальным элитам

Эти ценные достижения наших предков, к сожалению, почти полностью похерены сегодня.
Народность в нашей стране окончательно уничтожена коммунистической партократией. Сталин осторожно стремился ее возродить, продолжая прикрываться марксисткой риторикой, но иудеи-троцкисты его убили. Коммунисты воспитали в нашем народе иждивенчество, полную зависимость во всем от государства. Всякая инициатива была убита, потому что она предполагает свободу решений и действий, а так же свободу собственности. У нашего народа вытравлены самоорганизация и наше традиционное общинное сознание. На их место привиты тоталитарное мышление, орудующее внешними запретами, поисками врагов, и угнетающее личное бездействие, имитирующее активность только пустой болтовней, маниловщиной и постоянной критикой власть придержащих. Предприимчивый и внутренне раскрепощенный Трамп назвал это: "Россия спит".
Агафон / 04.02.2025, 11:51

2.

Коллизия бело-красных отношений двух правд России, решается где-то в середине Великой Отечественной. Например, вторая оборона Севастополя - это еще белая энергия, а победа в Сталинграде - красная энергия, начало. В войну вступает белая и красная, порознь, Россия, а побеждает единая, советская армия.
Но после Победы начинается распад на белую и красную Россию, снова, ради обретения понимания ... сегодня.
Здесь "энергия" суть дух, состоящий из чувства и мысли, которые не совпадают, отсюда и коллизия.
Россия очень поменялась в Великой Отечественной. По сравнению с царской и Октябрем. Это стала уже мировая, мощная Держава. Единая, красно-белая, по энергии, но понять это можно лишь через рассмотрение, системное, Всемирной истории, от сотворения мира.
Кстати, современные США имеют ту же связь с современной Россией, которую можно найти в общем понятии - История.
Игорь Бондарев / 03.02.2025, 19:16

1.

Автор проявляет типичную черту традиционалистов, которые не сделали вывода из двадцатого века, и сегодня пытаются провести традицию без учета этого. Получается сова на глобус. А как надо?
Вот пример, простого рассуждения, показывающий, как надо учитывать и традицию и опыт двадцатого века. У нас есть царь Николай второй и Сталин. Это - две правды. Две правды в Истории, по умолчанию, двигаются в развитии через наоборот и вопреки друг другу. Отмечаем слабость царя и избыточную силу государства при Сталине. Вот то, что должно быть соединено в России - ее слабость и ее сила. А как, кто соединит, кто поможет? Смотрим в Историю и видим - Великую Отечественную, точнее - гитлеровскую Германию. Вывод; Победа над гитлеровской Германией - вот ключ к пониманию того, как надо истинно соединять слабость и силу России, непротиворечиво.
Направьте энергию мысли царя в то, какие усилия предприняла Россия, в начале Великой Отечественной, противостоя нашествию Германии - это будет той правильной мыслью, какую надо использовать и применять в понимании белого в царской России, слабости царя. Этой силы царю не хватило, но эта сила проявилась в начале Великой Отечественной, именно благодаря белой России царя. Эта воля. То, как отступали и то, как воевали в этот период - это именно белая воля царской России. А то, какие усилия предприняли когда перенесли заводы в глубь страны и стали получать нужное для фронта, вся логистика этого, а также последующая энергия проявленная в боях, слом воли врага и наступление до Победы - это красная энергия сталинской России. Здесь - избыток силы.
Вывод - правильное применение слабости и силы России ведет к освобождению Европы как традиционного христианства. Суть Победы России - истинное освобождение христианской Традиции, от начала новой эры. В этом же и опыт двадцатого века для России. А весь оставшийся период времени до сегодня, - инструменты для выражения этого понимания в модальности и масштабе приемлемом для восприятия всем христианским миром, во-первых.
Игорь Бондарев / 03.02.2025, 15:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Ощепков
О ещё одной стороне современных красно-белых споров
Тяжёлое наследство перестройки и девяностых вредит правой идеологии в России
03.03.2025
Патриоты и уранополиты
Важность диалектического подхода и опоры на традицию
24.02.2025
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Изжить либеральный нарратив времён перестройки
08.02.2025
«Самобытное государство-цивилизация» как идеологический базис
Онтология Русской цивилизации и пути оформления новой идеологии
28.12.2024
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Впечатления о Прямой линии Президента
20.12.2024
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Русская цивилизация и Запад
«Истерика Запада — признак заката его владычества»
Эксклюзивное интервью «Русской народной линии» Сергея Миронова
11.03.2025
«Коллапс престолонаследия Владимира Святого
и преодоление кризиса государственности В. Мономахом»
11.03.2025
Жрецы золотого телёнка: протестантская этика
богатства и её влияние на представление о богоизбранности
11.03.2025
«Война – именно то, чего они добиваются»
Чтобы макронизированная Европа не организовала нам очередную столетнюю войну, надо трезво оценивать возможности и цели слабых и эффективно бороться с ними политическими, информационными, дипломатическими и экономическими средствами
11.03.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Между «доктриной Монро» и «перестройкой» Горбачёва
Дональд Трамп выступил в Конгрессе с первой программной речью
06.03.2025
Петр Ершов – народный писатель
К 210-летию со дня рождения
05.03.2025
«Национальный вопрос в России. Нерусские русские». 
Научно-практическая конференция. Часть 3
05.03.2025
«Очень важно всем нам научиться различать духов»
Огромная ответственность сегодня на нашем духовенстве, да и над всей нашей Церковью
04.03.2025
«Национальный вопрос в России. Нерусские русские». 
Научно-практическая конференция. Часть 2
03.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Разве ислам женская религия?
Новый комментарий от Elenaelena
12.03.2025 00:06
Скандал с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.03.2025 23:37
Сегодня – в Сирии, завтра – в России?
Новый комментарий от prot
11.03.2025 23:28
«Война – именно то, чего они добиваются»
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.03.2025 23:18
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.03.2025 23:17
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Zakatov
11.03.2025 20:47
Атака беспилотников, переговоры США и Украины,
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.03.2025 19:04