В конце 2024 года и самом начале 2025-го российская патриотическая блогосфера была взбудоражена новым обострением «красно-белых» противоречий. Православный телеканал «Спас» под руководством знаменитого журналиста и ведущего Бориса Корчевникова заострил внимание зрителя на материалах сугубо антисоветской направленности, педалировании темы большевистских гонений на Церковь столетней давности. Нужно сказать, что материалы подобного рода стали просачиваться в СМИ на излёте советского периода, а особо смаковаться начали в 1990-е годы.
С другой стороны, советские патриоты, вроде писателя, офицера и общественного деятеля Захара Прилепина начали высказывать недовольство такой однобокой подачей отечественной истории и проталкиванием антисоветчины, как якобы единственно правильного взгляда на историю для православного христианина. Напомним, что среди современных российских левых патриотов немало верующих людей. Начиная с Председателя КПРФ Г.А. Зюганова. Современные коммунисты-патриоты – это не фанатики от большевизма столетней давности, а парламентские социал-демократы.
Столкновение перешло в Телеграм-каналы, где рупоры правой идеологии, вроде позиционирующего себя как монархиста и русского националиста Романа Антоновского, норовят при любом подходящем случае выступить с критикой левых идей и советского периода.
Несомненно, для формирования конструктивной гражданской позиции будущего необходимо преодолеть полярное и взаимоисключающее отношение к истории Отечества столетней давности и к периоду СССР.
Нужно понимать, что весь антисоветский нарратив эпохи перестройки и постперестроечного времени сформирован под влиянием транслируемой в то время с Запада либеральной идеологии. Важной компонентой либерального миропонимания является деизм. Т.е. при номинальном признании бытия Бога, отрицается Его непосредственное влияние на процессы, происходящие в мире и обществе. История, таким образом, может быть представлена как некий набор случайных обстоятельств, проявление чисто человеческой воли.
Так, события Революции, Гражданской войны в России, антицерковных гонений можно подавать лишь с позиций гуманистического морализаторства, игнорируя глубинные причинно-следственные связи и подлинно духовную сторону вопроса. Нарратив перестройки оставлял данный вопрос на уровне «слезинки ребёнка», что было на руку западным идеологам в деле демонизации России и столкновения лбами красных и белых российских патриотов.
Но православный взгляд на историю, в отличие от деистического, признаёт Божий Промысл о мире и обществе. Каждое событие мировой и отечественной истории не случайно, а промыслительно. Служит, так или иначе, спасению душ.
Поэтому большевистские гонения на Церковь были, безусловно, попущены Богом. Они были ответом на то глубокое духовное падение российского общества начала прошлого века, когда революционные идеи были поддержаны даже немалой частью духовенства и епископата, что привело, по сути, к предательству народом в феврале 1917 года Императора Николая II.
Позже, уже в СССР, митрополит Сергий (Страгородский) сравнивал положение православных в Советском Союзе с положением их на заре христианской истории в языческой Римской Империи. Более точного сравнения трудно себе представить. Ведь мученичество в духовном смысле есть свидетельство веры. И мученики апостольских времён и эпохи гонений со стороны римских императоров не думали выступать против Империи, которая в конце концов в 325 году н.э. взяла под своё крыло Церковь и сама преобразилась внутренне.
Поэтому в наше время пора отказаться от либерально-деистического, поверхностного понимания истории, чтобы вновь научиться видеть «лес за деревьями», т.е. духовный смысл в каждом историческом событии. Тем более, что сейчас Россия бьётся за свой суверенитет, за свои исторические земли Новороссии и Малороссии на поле боя. Необходимо обретать и духовный суверенитет.
Ощепков Алексей Николаевич, публицист, философ, г. Пермь
242.
241. Ответ на 234, С. Югов:
Спорьте с ним. Когда-нибудь доберетесь и до Пушкина.
Конец связи.
240. Ответ на 239, С. Югов:
Если и так. Самому случалось участвовать в такого рода Крестном ходе, хотя по случаю Престольного праздника. Никаких непотребств не было, слава Богу.
А вообще истина стара: Пчёлы повсюду находят нектар. мухи - грязь.Крестный ход на Пасху начинается в полночь. Храм обходят три раза. На картине вечер и только в далеке виден купол храма. Учитывая , что это сельская община, то все друг друга знают и ведут себя непринужденно. У нас в городе до революции был крёстных на один из праздников. Но было большое количество пьяных, потасовки и крестный ход запретили.
239. Ответ на 237, Р.Б.Павел:
Если и так. Самому случалось участвовать в такого рода Крестном ходе, хотя по случаю Престольного праздника. Никаких непотребств не было, слава Богу.
А вообще истина стара: Пчёлы повсюду находят нектар. мухи - грязь.
238. Ответ на 237, Р.Б.Павел:
237. Ответ на 231, С. Югов:
236. Ответ на 233, Константин В.:
Что за охота умножать ханжество.
Невинная бытовая сценка Перова, где священника угостили по случаю праздника, ничего из себя не представляет по сравнению с типами, которых мы сегодня частенько встречаем. О чем все знают, но молчат.
Например, мне довелось de visu наблюдать, как о. Алексий Уминский у себя в приходе устраивал беседы о подложности Откровения Иоанна Богослова, приглашал туда модных "поэтов"-концептуалистов. Один такой священник вредит репутации Церкви больше, чем тысяча передвижников. Но сняли его за другое и по формальной причине.
Нас просто водят за нос. В Священном Писании четко написано, что от Золотого тельца всем погибель. А царская Россия и была обществом Золотого тельца. Миллионы людей умирали с голоду. А баре и графья строили дворцы один больше другого. Как это богопротивное общество могло сохраниться ?235. Ответ на 185, иерей Илья Мотыка:
https://naukaverakuljtura.comСпасибо. Но я не занимаюсь научной деятельностью. Приходской священник на окраине небольшого областного центра в Поволжье.
И тем не менее, если надумаете тряхнуть стариной и поучаствовать в благом деле (а там главная задача - не академическая, а именно просветительская по острым темам, недаром даёт материалы для РНЛ), то - милости просим!
234.
Видать, не читали его поганых стихов о царской семье.
И чьей кровью он предлагал окропить землю?
233. Ответ на 231, С. Югов:
Что за охота умножать ханжество.
Невинная бытовая сценка Перова, где священника угостили по случаю праздника, ничего из себя не представляет по сравнению с типами, которых мы сегодня частенько встречаем. О чем все знают, но молчат.
Например, мне довелось de visu наблюдать, как о. Алексий Уминский у себя в приходе устраивал беседы о подложности Откровения Иоанна Богослова, приглашал туда модных "поэтов"-концептуалистов. Один такой священник вредит репутации Церкви больше, чем тысяча передвижников. Но сняли его за другое и по формальной причине.