Добрыня Никитич и его женщины

Женские образы в Русском героическом эпосе

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
0
871
Время на чтение 14 минут
Фото: из открытых источников

«Она много казнила князей, князевичей,

Много королей, да королевичей,

Девять русских могучих богатырей,

А без счету тут народушку да черняди»

Былина «Добрыня и Маринка»

Женщины Древней Руси. В Русском героическом эпосе нет отдельного от мужского «женского пути», но женский облик в нём проявляется неоднократно и довольно разнообразно.

Образ женщины в Былинах складывается из следующих категорий: «Мать», «Жена», «Дочь», «Сестра», «Воительница», «Обаятельница».

Но в начале об «исторической основе» нашей темы. Как известно, Русский героический эпос – Былины – формировался преимущественно в воинской дружинной среде с IX по XI столетие, в «героическую эпоху» Русской истории. То есть в Средние века.

А что нам сегодня известно о русских женщинах всего того исторического периода, именуемого «Древняя Русь»? А период этот насчитывает много столетий. Выдающийся историк Василий Осипович Ключевский рассказ о милосердных русских людях даже XVII века назвал «Добрые люди Древней Руси».

Прямо скажем, что известно нам о древнерусских женщинах, как, впрочем, и о самих Средних веках, немногое.

Одной из движущих сил для подтверждения штампа о «мрачном Средневековье» уже долгое время является расхожая максима на тему приниженного и подчиненного, в сравнении с мужским, социального положения женщины того времени. Но так ли это?

Конечно, в традиционном мужском обществе, с четко выраженной иерархией смыслов бытия, женщина не надрывалась в непосильной гонке за безумным «равенством» с мужчиной, но и домашний очаг тоже не был единственным родом её деятельности.

Если вспомнить выдающихся женщин Руси, то примерный и, естественно, не полный, список может быть таков: 1. Святая равноапостольная княгиня Ольга — первая русская святая и первая из русских правителей принявших Христианство, одна из системообразующих фигур Русской цивилизации; 2. Анна Ярославна («Анна Русская»), королева Франции; 3. Елизавета Ярославна, жена Харальда III Сурового, королева Норвегии; 4. Святая Феврония Муромская, в память о супружеской чете князя Петра и княгини Февронии 8 июля в России отмечается «День семьи, любви и верности»; 5. Мученица, княгиня Евпраксия Рязанская, выбравшая смерть вместо бесчестья; 6. Марфа Борецкая (Марфа Посадница) — одна из лидеров новгородских сепаратистов, противница собирателя Русских земель Великого князя Московского Ивана III; 7. Святая Иулиания Муромская (Ульяна Осорьина) — дворянка, всю свою жизнь посвятившая помощи страждущим и нуждающимся; 8. Мария Ильинична Милославская — царица, первая жена царя Алексея Михайловича, выделяла немалые средства для строительства госпиталей для больных и увечных, включая в их число даже военнопленных вражеских стран; 9. Феодосия Прокопьевна Морозова (Боярыня Морозова) — сподвижница протопопа Аввакума, идеолога старообрядчества, трагическая жертва Раскола, оставшаяся верной своим убеждениям до самой смерти, а описание последних дней её жизни в заключении способны тронуть за душу даже вовсе не сентиментальных людей («Повесть о боярыне Морозовой»). Кроме того, образ боярыни Морозовой сподвиг художника В.И. Сурикова на написание одноимённого шедевра.

Как видно, практически все женщины из этого списка являются людьми из привилегированных сословий, а чем же важным занимались «простые» русские женщины во времена Древней Руси?

Были замужем, «за мужем», а не впереди него или сбоку, являясь для мужей настоящими «заместителями по тылу», рожали детей, в том числе будущих мужчин, «мужей чина» — тружеников и воинов, занимались милосердием, помогая прожить эту жизнь тем, кому это было очень сложно без сторонней помощи.

В общем, жили хоть и скромно, не попадая в летописи и хроники, но творили, без преувеличения, очень важные и большие дела.

Поэтому Былины, отражавшие все самое значимое для народа, не «прошли» мимо характерных женских образов.

Рамки статьи не позволяют изучить все женские типажи и сюжетные линии, связанные с прекрасными представителями рода человеческого, как они показаны в Русском героическом эпосе.

Среди главных героев былин больше всего «женских сюжетов» присутствует в биографии Добрыни Никитича. Их рассмотрением мы и будем вынуждены здесь ограничиться.

Женщины четырех из шести вышеперечисленных категорий взаимодействуют с этим русским богатырем. Это «мать», «обаятельница», «воительница» и «жена».

Второй по популярности богатырь Русского героического эпоса, после крестьянского сына Ильи Муромца, Добрыня — воин из столичной среды.

С юных лет находясь при княжеском дворе, он получил хорошее воспитание и образование.

Не говоря уже о высококлассной воинской подготовке и огромной физической силе, Добрыня знал иностранные языки, пел, играл на гуслях и в нарды, а также был учтив и обладал тактом.

Естественно, находясь в столице, да еще и в статусе молодого и перспективного человека из ближнего круга главы государства, сложно было бы не обратить на себя внимание окрестных красавиц. И знакомство с одной из них чуть не стоило нашему герою жизни. Но вначале о самой важной женщине в жизни мужчины — о маме Добрыни.

Матушка. Даже самые суровые русские воины-казаки, для кого война была как ежедневная работа, которую они делали весьма качественно, хранили в своей душе теплые чувства по отношению к своим матерям.

В качестве примера приведем два характерных отрывка из русской литературы на нашу тему: «– Теперь благослови, мать, детей своих! – сказал Бульба. – Моли бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь рыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то – пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде, и на земле спасает» (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

«Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю
»

(М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»).

Мать Добрыни представлена в былинах как «честна вдова Офимья Олександровна» (Евфимия Александровна). «Честной вдовой» называли на Руси женщин, которые овдовев, не вышли повторно замуж и занимались воспитанием своих детей.

В былине «Бой Добрыни с Ильей Муромцем» рассказывается, что потеряв мужа, «торгового гостя», т.е. купца Никиту Романовича, когда Добрыня был еще младенцем, Евфимия сама растила будущего богатыря.

В этой былине хорошо переданы материнские переживания за могучего, но еще неопытного и единственного ребенка, рвущегося на богатырскую стезю, «посмотреть раздольицев широкиих».

И мать, не в силах остановить напор Добрыни, хотя и понимала, что он далеко еще не соответствует богатырскому положению, всё-таки благословила сына на подвиги ратные.

Услыхав о степных достижениях юного богатыря, которые, можно предположить, сопровождались громкими и нелестными высказываниями в адрес уважаемых и заслуженных воинов в силу горячности молодости, к его дому приехал сам «старый казак» Илья Муромец вызвать Добрыню на поединок.

И хотя у Евфимии Александровны, от страха за сына, «подломилися резвы ножички» и «приопали да руки белые», она нашла в себе силы вежливо и с достоинством поговорить с рассерженным Ильей.

Пригласив его в гости, мать Добрыни попросила Муромца сменить гнев на милость и, встретившись с неразумным чадом, не приносить горя в её дом.

Несмотря на то, что Илья не воспользовался приглашением, вовремя сказанные правильные слова честной вдовы фактически спасли жизнь Добрыне Никитичу.

Более того, вскорости Илья побратался с Добрыней, и три дня названные братья, русские богатыри, пировали в дому Евфимии Александровны.

К описываемому моменту постаревший Илья Муромец видел всё в этой жизни и не питал иллюзий насчет мотивов поведения многих людей, но при этом сохранил сердце, открытое для благородных поступков.

А вот Добрыня делал только начальные шаги на пути познания искусства такта и дипломатии, и первым учителем в этом деле была его мать.

Таким образом, мудрое поведение матери способствовало тому, что Добрыня был признан «своим» («брат Ильи Муромца») и вошел в почётный круг самых уважаемых воинов Святой Руси.

В дальнейшем своей боевой работой высокого уровня вкупе с безупречным поведением русского витязя он оправдал выданный ему Ильей «кредит доверия».

«Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших» — эта важная социальная парадигма Древней Руси, чеканно выраженная в XI веке русским князем Владимиром Мономахом в своем «Поучении», вряд ли могла стать таковой, если бы за русским мужчиной-воином не стояла русская женщина, подобная Евфимии Александровне.

В былине «Добрыня и Змей» мама Добрыни вначале отговаривает его от рискованных шагов, но когда она узнает, что почти такие же поступки сын должен совершить по приказу князя Владимира, у которого тот служил, то она не только не препятствует Добрыне, но и дает ему ценный совет как лучше выполнить сложное и опасное поручение.

В колдовских сетях. Но не всегда Добрыня слушал свою матушку, мы же в молодости всё знаем и понимаем лучше наших родителей.

В былине «Добрыня и Маринка», уверенно восходящий по пути своей воинской доблести и славы, сын Никиты потерпел сокрушительное поражение. И нанести такой удар чести и самолюбию могучего Русского богатыря смог не выдающийся чужеземный или отечественный коллега по ремеслу, а женщина, молодая, красивая женщина.

А началась эта история со строгого материнского наказа Добрыни, гуляя по Киеву, не пересекаться с некой Маринкой Кайдальевной — знатной дамой полусвета, как сказали бы в XIX веке.

Эта женщина погубила уже многих людей и в список её целей входили как известные личности, так и рядовые обыватели.

И была эта Маринка не какой-то там уголовной преступницей, своих жертв она поражала с помощью порчи — злой силы, так как являлась ведьмой, колдуньей, ну или экстрасенсом, если по-современному.

Естественно, Добрыня «случайно» попадает в дом красавицы-чародейки и поначалу отказывается от непристойного предложения обаятельницы. Но далеко уйти от неё молодому человеку не удалось:

«Тут скочила же Маринушка Кайдальевна

Брала тут ножищо да кинжалищо

А стругает тут следочки да Добрынины

Рыла тут во печку во муравлену

И сама же тут к следочкам приговариват:

— Горите вы следочки да Добрынины

Во той было во печки во муравленой

Гори-тко во Добрынюшке по мне душа!»

(Былины. М., 1988, с. 55-56).

Перед нами колдовской ритуал использования враждебной человеку силы — магии для нанесения ему вреда. Вот что говорится об этом в «Словаре славянской мифологии»: «Порча. Злая сила, которую напускают на людей колдуны и ведьмы. Она производится сглазом, заговором, напуском и относом. Наговаривают на хлеб, соль, воду и прочее, напускают по ветру и по следу, подкидывают наговоренные вещи...» (Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1996, с. 331).

Если раньше злые волшебники жили где-то на отшибе, на краю села, в тесном и кривом переулке, зачастую вдали от людей, то теперь всемирная компьютерная сеть предоставила им невиданные ранее возможности, и они спокойно рекламируют свои услуги на тысячах оккультных сайтах. Неудивительно и то, что за тысячелетие, от времени создания былины «Добрыня и Маринка» и до наших дней, колдовская технология не изменилась, так как у всей этой братии один автор и хозяин — отец лжи.

Теперь поговорим о том, как это "работает" и к каким последствиям для Добрыни привели черные манипуляции ведьмы Маринки.

Мы знаем, что воцерковленному христианину никакая магия повредить не может, но для иных граждан это серьёзная угроза душевному и телесному здоровью и даже жизни.

Поддавшись колдовским чарам Маринки, Добрыня потерял человеческий облик ощутил себя животным и принялся наносить серьёзный материальный ущерб своим родственникам.

При этом он стал игрушкой в руках ворожеи, наслаждавшейся его беспомощным состоянием, терял силы и был очень близок к положению очередного трофея злодейки.

Их предстоящая свадьба должна была поставить точку в биографии Добрыни, который после неё не долго бы протянул, но не забудем, что герой былин всегда победитель.

Ударом сабли обезглавив колдунью во время бракосочетания, Добрыня добыл себе свободу и заодно спас массу потенциальных клиентов ведьмы.

И хотя в этой былине о материнской помощи попавшему в беду Добрыни не упоминается, мы можем предположить, что и тут молитва матери не пропала даром.

Воительница и супруга. Превратив, казалось бы, неизбежную гибель в свой триумф, Добрыня испытал еще одну незабываемую встречу с женщиной и тоже с неожиданным для себя результатом.

Как-то в поле он встретил всадника, воина, судя по боевому снаряжению, но подъехав поближе, перед Добрыней оказалась поляница — дева-воительница.

Поздно понял Добрыня, что проверять боевые возможности богатырши было идеей так себе. Однако проигранную схватку с девушкой нельзя назвать позорной. Скорее всего финал этого единоборства можно назвать закономерным — Добрыню Никитича победила Настасья Микулична, да, дочь того самого мужика, который силу Земли в своей сумке носил.

Исходя из этого, можно считать, что Добрыни еще повезло, так как победить Микулу Селяниновича и его родных невозможно в принципе, как нельзя победить народ, который сохраняет свое единство и не отказывается от своего предназначения.

Понравился смелый парень Настасье, повез Добрыня её знакомить со своей матерью, честной вдовой Евфимией Александровной. Потом ту, которая сама его избрала, Добрыня представил высокому начальству — князю Владимиру и уже после этого пошла молодая пара под венец, чтобы вместе «век коротать».

Хорошей супругой оказалась дева-воительница, ждала Добрыню в разлуке 12 лет и дождалась. Очень неприглядно смотрелся в той истории еще один могучий Русский богатырь Алеша Попович, которому ничто человеческое не было чуждо (Былина «Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича»). Уж страсть как сильно хотел он занять место Добрыни рядом с Настасьей.

Простил Добрыня Поповичу интриги против себя, но слез своей матери, Евфимии Александровны, когда Алеша распустил слухи, что, находящийся по делам службы в далекой стороне, Добрыня там погиб, не простил:

«А в другой вине, братец, тебя не прощу.
Когда приезжал из чиста поля во первы́ шесть лет,
Привозил ты весточку нерадостну,
Что нет жива Добрынюшки Никитича:
Убит лежит да на чистом поле.
А тогда-то государыня моя родна матушка
А жалешенько она да по мне плакала.
Слезила-то она свои да очи ясные,
А скорбила-то свое да лицо белое, —
Так во этой вине, братец, тебя не прощ
у»

(Былины. М., 1988, с. 233).

В качестве орудия вразумления выступила «шалыга подорожная», и у наказанного сына ростовского попа Леонтия появилось время, пока длилось лечение, подумать над своим неблаговидным поведением.

Заключение. Русский героический эпос показывает нам, что зло может скрываться и за привлекательной «оберткой». Если некоторые враги Русских богатырей: Тугарин-змей, Идолище поганое, Соловей-разбойник, Калин-царь и внешне уродливы, то, другие, например, Скимен-зверь и Маринка Кайдальевна — красивы, более того, даже прекрасны, что делает их еще более опасными.

Удар «сабли Добрыни», уничтожившей не женщину Маринку, а коварного внутреннего врага отсылает нас к библейскому «копью Финееса» и напоминает о том, что блудная страсть это одна из форм богоотступничества и спутница ересей и идолопоклонства.

Русского богатыря первых ступеней пьедестала Былин сложно назвать образцовым семьянином, но «бабником» и «подкаблучником» он уж точно не был.

«Жен своих любите, но воли над собой не давайте» — наставление Владимира Мономаха детям опиралось на практику своего времени, корни которой тоже «родом» из Русского героического эпоса.

Рассмотрев «женские сюжеты», связанные только с Добрыней Никитичем, мы видим, сколько в них уделено внимание Маме, как трогательно показаны её переживания за сына, для которой он всегда ребенок, сколько бы лет ему не было и какой общественный статус он бы ни занимал.

Любой человек настолько человек, насколько он помнит и чтит мудрость, любовь и заботу матери — и об этом нам тоже ведает Русский героический эпос — Былины.

Студеникин Александр, г. Сухум, Республика Абхазия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. автору

Одной из движущих сил для подтверждения штампа о «мрачном Средневековье» уже долгое время является расхожая максима на тему приниженного и подчиненного, в сравнении с мужским, социального положения женщины того времени. Но так ли это?

Господь определил женщине подчиненное положение и отрицание этого есть бунт против Бога. Но подчиненное положение не значит униженного. Весь Божий мир иерархичен и в нем нет и тени унижения подчиненных. И руководящая роль не привилегия или поощрение, но - Крест. Говоря о женщинах средневековой Руси "подчиненные" и "приниженные" - ставя в один ряд (и тем уравнивая) эти понятия, автор показывает полное непонимание христианского отношения в семье, либо манипулирует в пользу феминизма. И попытка оспорить эту нелепую конструкцию тоже - так себе.
Алекс / 05.04.2023, 08:33

4. Ответ на 3, учитель: Ну. "всю полноту" отразить едва ли возможно.

Хорошо. Но вот название не очень. Напоминает телерубрику.

Согласен , статья отображает только ИЗБРАННЫЕ женские образы русского былинного эпоса, т.е. не отражается всей полноты исторического наследия.

С. Югов / 03.04.2023, 11:57

3. Ответ на 2, С. Югов:

Хорошо. Но вот название не очень. Напоминает телерубрику.

Согласен , статья отображает только ИЗБРАННЫЕ женские образы русского былинного эпоса, т.е. не отражается всей полноты исторического наследия.
учитель / 03.04.2023, 10:51

2.

Хорошо. Но вот название не очень. Напоминает телерубрику.
С. Югов / 03.04.2023, 08:39

1. 1 БЫЛИННЫЙ ЭПОС

Полени́ца, поляни́ца, палени́ца, паляни́ца удала́я — дева-воительница в русских былинах, женщина-богатырь.

В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Чтобы завоевать их руку, будущий муж должен осилить их в поединке, что удаётся с трудом (Настасья Королевична даже выбивает глаз Дунаю стрелой). Их занятие — полякование: они ездят в чистом поле и бьются с богатырями. Из-за силы их могут принять за мужчин (Василиса Микулишна в былине «Ставр Годинович», Настасья Микулишна в былине «Женитьба Добрыни»). В былине о Дунае Ивановиче Настасья Королевишна «ѣздитъ въ чисто поле полякуетъ, слыветъ поляницею преудалою».

учитель / 03.04.2023, 05:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Студеникин
Абхазы и Русские в поэме «Искендер–наме»
История Средневековья в поэмах Низами
16.10.2024
Трагедия Ильи Муромца
На примере былины «Застава богатырская»
07.03.2024
«Отец и сын» в русском героическом эпосе
На примере былины «Данило Игнатьевич и сын его Михайло»
31.01.2024
Алёша, сын отца Леонтия
О герое Русского эпоса
28.08.2023
Все статьи Александр Студеникин
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Мамино письмо». Художественно-документальный 
фильм посвящённый абортам
18.01.2025
Государствоцентричность Русской истории и конец времён
Почему воспитательным курсом стал предмет «Основы Российской государственности»?
17.01.2025
«На вас, дорогие матушки, лежит особая ответственность»
Митрополит Варсонофий встретился с представительницами Союза православных матушек
17.01.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Сказки моего военного детства
Поколение современных детей упорно отлучается от мудрости русских народных сказок
17.01.2025
«Россия сбросила иго»
Русская оппозиция, наивная, просветлённая, героическая, мученическая в 90-ые годы сражалась за сегодняшний день
16.01.2025
Гуманитарная помощь «Газпрома» не решает проблемы
Единственным способом спасения народа Приднестровской Республики является выход ВС России на её границы
15.01.2025
Бесы в коридорах власти
Шишиги давно сидят не только в Самаре, но и в Москве…
15.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Кому победный конец, а кому элитная недвижимость
Новый комментарий от учитель
18.01.2025 10:53
Культурку в массы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.01.2025 10:07
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от РомКа
18.01.2025 07:38
Так Русская Церковь борется с сектами или сотрудничает?
Новый комментарий от Владимир Петрович
18.01.2025 06:42
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от учитель
18.01.2025 06:17
Дом, где мы живем, зажжен с четырех углов
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.01.2025 05:53