С удивлением узнали о бессодержательной по существу, агрессивной и оскорбительной реакции священника П. Островского на нашу статью «О миссионерской ответственности священника Павла Островского». Основной целью статьи было призвать о. Павла к большей миссионерской ответственности и привлечь внимание общественности к проблемам осуществления православной миссии Церкви в современных условиях.
Священник П. Островский вместо критического и аргументированного разбора нашей статьи голословно обвинил нас во лжи и в ультимативной форме потребовал от нас (с уже наклеенным ярлыком «авторов лживой статьи») вступить с ним в онлайн-дискуссию в интернете. Подобные «полемические приемы» далеки, на наш взгляд, от чистоплотности.
Наша «ложь», по утверждению о. Павла, заключается в том, что: 1) его фразы выдергиваются из контекста; 2) потом этим фразам дается наша интерпретация; 3) затем наша интерпретация приписывается о. Павлу и выдается как его, а не наша, позиция. Но: 1) в статье приводится прямая речь священника П. Островского, зачастую настолько обширная, что говорить в данном случае «о выдергивании из контекста» или «приписывании» ему нашей позиции нет никаких оснований; 2) никакая «позиция» о. Павлу в статье не приписывается; в ней приводятся его высказывания и результаты его «творческой» деятельности (в виде «православной манги»), чреватые, на наш взгляд, многими негативными последствиями и несовместимые с православной миссией.
Почти вся статья состоит из документально подтвержденных цитат о. Павла. Каждый читатель статьи по ее многочисленным ссылкам легко может убедиться, «вырвано» что-то из контекста высказываний о. Павла или нет. Впрочем, никакой контекст не в силах оправдать то, что он озвучивает широкой аудитории, убеждая, например, учеников православной гимназии в том, что большинство из них матерятся, смотрят фильмы 18+ и рукоблудствуют (фильм «О миссионерской безответственности священника Павла Островского» (00:08:18-00:08:41)). Или обсуждая жизнь Церкви следующим образом: «Я бы собрал бы всех епископов всех тех церквей, где есть Литургия, вы знаете, от каждой бы церкви мы сделали бы делегатов, от Русской Церкви десять, тех, которым мы доверяем, от Римо-Католической там десять кардиналов, включая Папу Римского, от лютеран, у них тоже литургия, от восточных церквей древних, там, от армян. Нужно было бы их где-нибудь собрать, в каком-нибудь большом соборе, запереть их там и, пока не договорятся, не выпускать. Год пусть обсуждают, два. Ну еду носить, понятно, одежду сменную. И не выпускать, пока не договорятся, как это было раньше на Соборах. Тоже же были постоянно тёрки, но собрались ребята, обсуждают.
…Вот собрать, и я бы с попкорном сидел бы, и, знаете, трансляцию нужно было бы сделать в закрытом храме, как «Дом-2», где одинокие монахи ищут друг друга, ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! И я бы на это посмотрел бы, сидели бы вместе с тобой, там попкорн, обсуждали бы, можно было бы целое ток-шоу сделать на весь мир, с голосованием там, с отчислением» (фильм «О миссионерской безответственности священника Павла Островского» (00:20:25-00:21:42)).
Но, поскольку священник П. Островский настаивает на аргументе «контекста», предлагаем читателю посмотреть фильм «О миссионерской безответственности священника Павла Островского», где будет хорошо виден и контекст (фильм «О миссионерской безответственности священника Павла Островского»).
Нетрудно заметить разницу между характером нашего обращения и аргументации и манерой священника П. Островского, начинающего «полемику» с оскорбления оппонентов по той, видимо, причине, что он считает единственно верной только свою «интерпретацию». Нехорошо, о. Павел…
К сожалению, мы дожили до таких времен, когда приходится публично делать замечание православному священнику, так как масштабы его квазимиссионерства приобрели, на наш (и не только) взгляд, угрожающие для Церкви масштабы.
«Вызывая» нас на онлайн-«дискуссию» в интернете, священник П. Островский словно не понимает, что тем самым он превращает обсуждение серьезной проблемы в ток-шоу. Впрочем, видимо, это мероприятие может повысить его блогерский рейтинг. Но мы не шоумены и развлекать никого не намерены. Кроме того, оскорбительный характер «обращения» к нам священника П. Островского и эпатажный, в духе «молодежного» и либерального экстремизма, характер его поведения и общения в сети заставляет нас сомневаться в его способности оставаться всегда в рамках этических норм и требований этикета в ходе предлагаемой им «дискуссии». Священник П. Островский, в частности, заявляет в своём телеграм-канале: «Стоит попросить какого-либо критика ответить за свои слова по существу, в ответ получаешь блеяние молчания ягнят» (лента авторских сообщений (массив авторских сообщений) о. Павла Островского в телеграм-канале о. Павла Островского (запись от 13.03.23)).
Вместе с тем, о. Павел предлагает «любой другой вид общения, который вы (то есть, мы – авт.) можете предложить». Мы этот вид общения уже предложили в виде обсуждаемой ныне статьи. Если священнику П. Островскому есть что сказать по существу этой статьи, кроме оскорблений и ультиматумов, будем рады ознакомиться с его аргументацией.
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, кандидат юридических наук, академик Всемирной академии наук комплексной безопасности, руководитель секции «Духовная безопасность» при Совете ветеранов Академии управления МВД России, полковник внутренней службы в отставке; Ткаченко Андрей Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, действительный член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры; Кириченко Олег Викторович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, действительный член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры