Авторы Проекта в его Общих положениях формулируют понятие традиционных ценностей, хотя точнее речь должна идти о традиционных духовно-нравственных ценностях. То есть определение ключевого понятия Проекта предполагает анализ понятий «традиция», «ценность», «духовность» и «нравственность», от понимания которых зависит и перечень традиционных духовно-нравственных ценностей. Однако, этих определений, к сожалению, в Проекте нет. Возможно, поэтому традиционные ценности определяются только как нравственные ориентиры. Но нравственность как воплощение морали в особенностях и качествах человеческой личности (нрав) и поведении человека и общества (нравы) является лишь одним из проявлений духовности, существенными характеристиками которой являются:
- устремленность за пределы чувственного опыта к возвышенному идеалу абсолютного и безграничного совершенства; вера и верность; любовь; свобода; самосознание (которое может рассматриваться в контексте идентичности); совесть; добродетель; бескорыстие; творчество; стремление и любовь к красоте.
Подобная трактовка духовности совместима как с религиозной, так и с нерелигиозной мировоззренческой позицией. Но понятие духовности, как известно, тесно связано с многовековой религиозной традицией, вне которой невозможно понимание таких часто употребляемых понятий как свобода и любовь. Важно помнить при этом, что в рамках религиозной традиции известно, что может быть Святой Дух и дух демонический. Не случайно в поправке к ст. 67.1 Конституции России говорится о сохранении памяти «…предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». Поэтому вера в Бога, упоминание Бога должны найти свое место среди традиционных духовно-нравственных ценностей. Сохранение цивилизационной идентичности невозможно без традиционной религии, являющейся ядром духовной культуры цивилизации. Поэтому традиционные ценности неотделимы от ценностей религиозных, семейных, национальных и государственно-патриотических. А вера неотделима от верности семейному и патриотическому долгу, а также служения Богу, ближнему, своему народу и Отечеству.
В Проекте, согласно Стратегии национальной безопасности РФ, перечислены 17 (!) ценностей, логическую и системную связь между которыми уловить довольно сложно, что затрудняет их понимание. Возможно, этот перечень можно было бы сократить за счет включения в понятие патриотизма гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, исторической памяти и преемственности поколений. Понятие «высокие нравственные идеалы» выглядит слишком абстрактно. Тем более, в перечне упоминаются, например, достоинство и милосердие, имеющие прямое отношение к нравственности.
К числу традиционных ценностей в перечне отнесены «права и свободы человека» и «гуманизм», требующие уточнения и разъяснения, так как они могут трактоваться в радикально-либеральном духе. Свобода в этом случае рассматривается как вседозволенность, упоминаемая в Проекте как один из элементов деструктивной идеологии. Поэтому речь следует вести о «нравственно ориентированной свободе» как необходимом условии самоотверженной любви в традиционной религиозной морали.
Что касается либеральной трактовки гуманизма, то можно вспомнить «Гуманистический манифест 2000», оправдывающий эвтаназию, клонирование и генетическую инженерию, однополые браки, «стабилизацию» и снижение народонаселения, в том числе и через массовое распространение противозачаточных средств. «Манифест» третирует этническую и религиозную идентичность как безнадежную архаику, призывает к ограничению государственного суверенитета в пользу транснациональной власти и утверждает в «Планетарном билле о правах и обязанностях» «…новый способ идентификации человека – принадлежность к мировому сообществу». Говорить в рамках подобной идеологии о приобщении к отечественным духовным традициям и национальной культуре, формировании российской гражданской идентичности не имеет смысла, так как идеология «Манифеста» – это идеология глобального либерализма, отрицающего традиционные ценности и культуру.
Поэтому, в традиционном контексте, убедительнее гуманизма звучат доброта и милосердие.
Традиционные ценности должны противостоять деструктивной идеологии глобального радикального либерализма. В частности, наряду с понятием свободы, в контексте этой идеологии часто деформируется понятие любви в духе «свободной любви», оправдывающей различные виды распущенности, разрушающей традиционную семью, без которой невозможно рождение человека, а, следовательно, продолжение жизни народа и Отечества. Поэтому самоотверженная и бескорыстная любовь к Богу, к ближнему и к Отчеству должна найти свое место в перечне ценностей. Так же как целомудрие, непорочность и уважение к старшим (почитание) как основа крепкой семьи (союза мужчины и женщины). Тут уместно вспомнить такую поправку к ст. 67.1 Конституции России как «…воспитание в детях уважения к старшим».
Возможно, в контексте традиционных духовно-нравственных ценностей требуется уточнение понятия жизни. О какой жизни здесь идет речь?
В поправке к ст. 69 Конституции России говорится о защите «…государством культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации», о том, что государство «…гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Поэтому формулировка последней ценности в перечне Проекта должна звучать как «этнокультурная самобытность и единство народов России».
Уместными в перечне ценностей были бы и такие как «трудолюбие и дисциплинированность», «честность и совестливость», «скромность и неприхотливость», «бескорыстие и неподкупность» как альтернатива жадности и продажности.
Авторы проекта и Стратегии национальной безопасности, говоря об угрозе традиционным ценностям со стороны экстремистских и террористических организаций и внешних субъектов, почему-то не упоминают о разрушительной зачастую деятельности отечественных СМИ и «модернизаторов» нашего образования.
В пояснительной записке к проекту следует уточнить понятие риска. В нынешней формулировке риск может пониматься как возможность наступления любого события в духе «как бы чего не вышло».
Андрей Григорьевич Ткаченко, кандидат философских наук, доцент, академик Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры