О понятии «традиционные духовно-нравственные ценности»

Предложения к проекту указа Президента «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

0
971
Время на чтение 5 минут
Фото: Из интернет-источников

Авторы Проекта в его Общих положениях формулируют понятие традиционных ценностей, хотя точнее речь должна идти о традиционных духовно-нравственных ценностях. То есть определение ключевого понятия Проекта предполагает анализ понятий «традиция», «ценность», «духовность» и «нравственность», от понимания которых зависит и перечень традиционных духовно-нравственных ценностей. Однако, этих определений, к сожалению, в Проекте нет. Возможно, поэтому традиционные ценности определяются только как нравственные ориентиры. Но нравственность как воплощение морали в особенностях и качествах человеческой личности (нрав) и поведении человека и общества (нравы) является лишь одним из проявлений духовности, существенными характеристиками которой являются:

- устремленность за пределы чувственного опыта к возвышенному идеалу абсолютного и безграничного совершенства; вера и верность; любовь; свобода; самосознание (которое может рассматриваться в контексте идентичности); совесть; добродетель; бескорыстие; творчество; стремление и любовь к красоте.

Подобная трактовка духовности совместима как с религиозной, так и с нерелигиозной мировоззренческой позицией. Но понятие духовности, как известно, тесно связано с многовековой религиозной традицией, вне которой невозможно понимание таких часто употребляемых понятий как свобода и любовь. Важно помнить при этом, что в рамках религиозной традиции известно, что может быть Святой Дух и дух демонический. Не случайно в поправке к ст. 67.1 Конституции России говорится о сохранении памяти «…предков, передавших нам идеалы и веру в Бога». Поэтому вера в Бога, упоминание Бога должны найти свое место среди традиционных духовно-нравственных ценностей. Сохранение цивилизационной идентичности невозможно без традиционной религии, являющейся ядром духовной культуры цивилизации. Поэтому традиционные ценности неотделимы от ценностей религиозных, семейных, национальных и государственно-патриотических. А вера неотделима от верности семейному и патриотическому долгу, а также служения Богу, ближнему, своему народу и Отечеству.

В Проекте, согласно Стратегии национальной безопасности РФ, перечислены 17 (!) ценностей, логическую и системную связь между которыми уловить довольно сложно, что затрудняет их понимание. Возможно, этот перечень можно было бы сократить за счет включения в понятие патриотизма гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, исторической памяти и преемственности поколений. Понятие «высокие нравственные идеалы» выглядит слишком абстрактно. Тем более, в перечне упоминаются, например, достоинство и милосердие, имеющие прямое отношение к нравственности.

К числу традиционных ценностей в перечне отнесены «права и свободы человека» и «гуманизм», требующие уточнения и разъяснения, так как они могут трактоваться в радикально-либеральном духе. Свобода в этом случае рассматривается как вседозволенность, упоминаемая в Проекте как один из элементов деструктивной идеологии. Поэтому речь следует вести о «нравственно ориентированной свободе» как необходимом условии самоотверженной любви в традиционной религиозной морали.

Что касается либеральной трактовки гуманизма, то можно вспомнить «Гуманистический манифест 2000», оправдывающий эвтаназию, клонирование и генетическую инженерию, однополые браки, «стабилизацию» и снижение народонаселения, в том числе и через массовое распространение противозачаточных средств. «Манифест» третирует этническую и религиозную идентичность как безнадежную архаику, призывает к ограничению государственного суверенитета в пользу транснациональной власти и утверждает в «Планетарном билле о правах и обязанностях» «…новый способ идентификации человека – принадлежность к мировому сообществу». Говорить в рамках подобной идеологии о приобщении к отечественным духовным традициям и национальной культуре, формировании российской гражданской идентичности не имеет смысла, так как идеология «Манифеста» – это идеология глобального либерализма, отрицающего традиционные ценности и культуру.

Поэтому, в традиционном контексте, убедительнее гуманизма звучат доброта и милосердие.

Традиционные ценности должны противостоять деструктивной идеологии глобального радикального либерализма. В частности, наряду с понятием свободы, в контексте этой идеологии часто деформируется понятие любви в духе «свободной любви», оправдывающей различные виды распущенности, разрушающей традиционную семью, без которой невозможно рождение человека, а, следовательно, продолжение жизни народа и Отечества. Поэтому самоотверженная и бескорыстная любовь к Богу, к ближнему и к Отчеству должна найти свое место в перечне ценностей. Так же как целомудрие, непорочность и уважение к старшим (почитание) как основа крепкой семьи (союза мужчины и женщины). Тут уместно вспомнить такую поправку к ст. 67.1 Конституции России как «…воспитание в детях уважения к старшим».

Возможно, в контексте традиционных духовно-нравственных ценностей требуется уточнение понятия жизни. О какой жизни здесь идет речь?

В поправке к ст. 69 Конституции России говорится о защите «…государством культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации», о том, что государство «…гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Поэтому формулировка последней ценности в перечне Проекта должна звучать как «этнокультурная самобытность и единство народов России».

Уместными в перечне ценностей были бы и такие как «трудолюбие и дисциплинированность», «честность и совестливость», «скромность и неприхотливость», «бескорыстие и неподкупность» как альтернатива жадности и продажности.

Авторы проекта и Стратегии национальной безопасности, говоря об угрозе традиционным ценностям со стороны экстремистских и террористических организаций и внешних субъектов, почему-то не упоминают о разрушительной зачастую деятельности отечественных СМИ и «модернизаторов» нашего образования.

В пояснительной записке к проекту следует уточнить понятие риска. В нынешней формулировке риск может пониматься как возможность наступления любого события в духе «как бы чего не вышло».

Андрей Григорьевич Ткаченко, кандидат философских наук, доцент, академик Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Ткаченко
«Вместо разбора нашей статьи голословно обвинил нас во лжи»
Открытый ответ священнику Павлу Островскому авторов статьи «О миссионерской ответственности священника Павла Островского»
17.03.2023
Все статьи Андрей Ткаченко
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12