Если слегка перефразировать гениальное высказывание барона Мюнхгаузена, блистательно исполненного Олегом Янковским, то получится не менее красивое выражение (по крайней мере по версии его автора, который по совместительству является ещё и составителем данной статьи): «Серьёзное лицо — ещё не признак безгрешности, господа. Практически все грехи на Земле совершаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Есть верующие, которые считают, что Православие не совместимо с юмором, что надо чуть ли не двадцать пять часов в сутки сокрушаться и рыдать, а позволить себе пошутить – страшный грех. Давайте изучим основные аргументы в пользу подобной позиции и порассуждаем, насколько они обоснованы.
Священное Писание и юмор. Один из основных аргументов – в Священном Писании нет недвусмысленного разрешения на юмор и смех. Считающим это весомым аргументом можно посоветовать поскорее избавиться от мобильного телефона с компьютером, раз и навсегда отключить электричество и никогда не пользоваться ни автомобилем, ни общественным транспортом – в Библии ведь не пишется, что это можно делать! Если же подойти к вопросу чуть посерьёзнее, то этот аргумент можно парировать Библейской цитатой царя Соломона, одного из умнейших людей за всю историю: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22).
Ещё один аргумент – Священное Писание не содержит в себе юмора. Это не так. Пророк Илия весьма остроумно высмеял бессилие идолопоклонников (3Цар.18:27). Но в целом юмора действительно немного, это правда. Только откуда уверенность в том, что это запрещает шутки? Давайте порассуждаем, что же такое Библия и каковы её цели. Обе части Писания называются «Заветом». Согласно толковому словарю это слово означает «завещание, наказ, наставление».
Словарь же синонимов повествует, что синонимами «завета» являются слова «указ, договор, закон». Целью же Писания является оградить нас от нанесения вреда собственной душе. Иными словами, Библию можно назвать инструкцией по спасению души. А теперь давайте подумаем – много ли мы видели инструкций с остротами? Часто ли шутки встречаются в коммерческих или межгосударственных договорах? Скажем, конституция государства тоже пишется без смешных мест, но это ведь не означает, что в этой стране запрещено шутить!
Нагорная проповедь и празднословие. Давайте перейдём к Нагорной проповеди, к двум стихам из которой наиболее часто прибегают верующие противники юмора. На первый взгляд эти места действительно ставят шах и мат любящим повеселиться. Первый из них содержится в Евангелие от Матфея: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Из этой строчки делается ошибочный вывод, что желающим спастись, надо плакать, а это со смехом уж никак не соединимо. Получается, плач спасает? Позвольте, но ведь причины для плача зачастую бывают самые что ни на есть грешные! Допустим, девушка плачет из-за того, что не может найти молодого человека, готового на месяц отвезти её на Мальдивы, в то время как её подруге это удалось. Слёзы эти вызваны уязвлённым самолюбием и завистью. Вряд ли кто-то всерьёз думает, что этот плач сделает её блаженной в будущей жизни. Как же тогда быть со смыслом стиха? Разрешить этот вопрос поможет один из основных принципов Православия – чтение Священного Писания вместе с толкованиями Святых Отцов. Эти люди очистились от многих страстей, благодаря чему Господь дал им уразуметь истинный смысл Писания.
Преподобный Иоанн Кронштадтский пишет: «Плачет бессильная злоба; плачет униженная гордость; плачет неудовлетворенная суетность; плачет оскорблённое самолюбие… и мало ли бывает суетных слёз? Сколько неудовлетворённых страстей, сколько малодушных, столько и пустых слёз; но это слёзы грешные, слёзы бесполезные, слёзы, крайне вредные для плачущих, ибо причиняют смерть души».
Первый шаг сделан – стало ясно, что плач может и губить душу. Остаётся выяснить, какие именно слёзы делают плачущих блаженными. Понять это поможет выдающийся богослов Борис Ильич Гладков: «Блаженство — в Царстве Небесном; блаженны будут там те, которые здесь смиренно сознают тяжесть грехов своих и оплакивают их. Слёзы покаяния — это средство к достижению цели, и потому сами по себе не могут быть целью жизни человеческой». Это разъяснение играет ключевую роль для понимания следующего стиха, речь в котором идёт уже непосредственно о смехе.
«Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете». (Лк.6:25). Позволю себе и для толкования этого места привести высказывание Бориса Гладкова, оно достаточно объёмно, но зато раскладывает суть стиха по полочкам: «Смеющиеся противополагаются плачущим. Поэтому под смеющимися здесь разумеются люди, нисколько не думающие о своих грехах, не сокрушающиеся о них, но как бы смеющиеся над ними и легкомысленно и беспечно проводящие жизнь. Горе им потому, что покаяние, сокрушение о своих грехах, самоосуждение и самоисправление возможны только в этой жизни, а если они эту жизнь проводят безумно, не думая о самоисправлении, и если поэтому не отстают от грехов, то не войдут в жизнь вечную, не будут блаженны, а напротив, восплачут и возрыдают.
Напрасно думают некоторые, что Христос осудил этими словами всякое веселье, всякий смех, всякое весёлое состояние духа. Приняв приглашение на брачный пир в Кане, Он тем самым доказал, что пользование житейскими удовольствиями само по себе не составляет греха, если, конечно, не влечет за собой вредных для души последствий… Поэтому смех и веселье сами по себе не осуждены. Осуждён дерзкий смех над значением греха и последствиями его, смех над способами достигнуть вечной жизни, смех и равнодушие ко всему тому, что составляет исполнение воли Божией, смех, как сознательное или даже легкомысленное отрицание необходимости самоосуждения, сокрушения (плача) о грехах и самоисправления».
Противники юмора часто аргументируют свою позицию и другой цитатой Господа нашего Иисуса Христа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12:36). Опять-таки это происходит из-за своевольной интерпретации словосочетания «праздное слово». Читая Евангелие подобным образом, можно легко свести себя с ума! Ведь к праздным словам можно запросто отнести не только шутки, но и разговор на отвлечённую тему. А почему нет-то? Делу спасения души он ведь никак не способствует… Так что теперь после каждой непринуждённой беседы бежать на исповедь?! А если, скажем, супруга неверующая, с ней надо впредь общаться только по важным делам? К счастью, один из лучших учителей за всю историю Церкви святитель Иоанн Златоуст даёт исчерпывающий комментарий: «Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также, по изъяснению некоторых, и пустое слово, например: возбуждающее неприличный смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное».
Смех действительно может быть неприличным, поэтому, в целом оправдывая юмор, стоит отметить – важно, чтобы он был светлым и оптимистичным. Пошлые и злые шутки верующим не к лицу, ведь они разжигают страсти и противоречат заповеди о любви к ближнему.
Святые Отцы учат, что во всём надо стараться искать царский путь или золотую середину. Это можно отнести и к юмору. Если мы станем целыми днями шутить и смотреть развлекательные передачи, забывая при этом о Слове Божьем, посещении храма и покаянии, то в этом уже, конечно, будет грех. Но будет он не в самом юморе, а в том, что мы сделали из него кумира, забыв о Боге.
Святые Отцы о юморе. А теперь обратимся непосредственно к цитатам Святых Отцов о юморе и смехе. Давайте начнём со слов одного из наиболее почитаемых преподобных Русской Православной Церкви Серафима Саровского, чьи подвиги не поддаются осознанию, они просто за гранью человеческих сил. Он говорил следующее: «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. Ведь весёлость не грех, она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно всё приводит с собой… Сказать слово ласковое, приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно… Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный».
Праведный Амвросий Оптинский оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. Именно он является прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Фёдора Михайловича Достоевского. Он сподобился от Бога дара чтения чужих помыслов, что неоднократно подтверждали его современники. Этот канонизированный святой был большим шутником, обладал прекрасным чувством юмора, которое великолепно использовал для утешения и ободрения духовных чад. Юмор в его исполнении был лекарством: дипломатично высмеивал порок, врачевал близких к отчаянию людей, настраивал окружающих на спокойный лад, удаляя из сердец тревоги и нервозность. Ему принадлежат следующие фразы: «Шуточками лучше высказывай, когда непокойна (немирна на кого) бываешь. … Вот я серьёзное и заключил смешным, чтобы тебя, серьёзную, сколько-нибудь развеселить. Потому что… всех веселящихся по-христиански жилище в Горнем Сионе».
В Оптиной пустыни в целом собралась весёлая компания. Варсонофий Оптинский тоже любил пошутить, ему принадлежат такие слова: «Из житий святых мы видим, что шуточки допускали и Святые Отцы, например, преподобный Пахомий Великий, преподобный Антоний Великий и прочие… Так и я рассказываю что-либо, а в это время бес, быть может, хотел на вас уныние напустить, а мой рассказ отогнал от вас уныние».
Случай, рассказанный Антонием Великим, прекрасно раскрывает и его позицию, и душеполезные свойства юмора: «Сказывают, что некто … увидел, что авва Антоний шутил с братиями, и соблазнился. Старец, желая уверить его, что нужно иногда давать послабление братии, говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он сделал так. Старец говорит ему: ещё натяни. Тот ещё натянул. Опять говорит: ещё натяни. Охотник отвечал ему: если я сверх меры натяну лук, то он переломится. Тогда старец сказал ему: так и в деле Божием: если мы сверх меры будем напрягать силы братий, то они скоро расстроятся. Потому необходимо иногда давать хотя бы некоторое послабление братии».
Дополнительные аргументы. Не только Святые Отцы, но и многие современные проповедники положительно относятся к юмору. Давайте начнём с цитаты Святейшего Патриарха Кирилла: «Без юмора жизнь становится опасной. Большинство плохих людей лишены чувства юмора. Во-первых, юмор помогает понизить градус человеческого конфликта, помогает перевести его из плоскости реального противостояния, переключить сознание, что называется, разрядить обстановку. Кроме того, юмор создает хорошее расположение, хорошее настроение… Очень важно, чтобы юмор был светлым и действительно снижал градус наших конфликтов, да и просто формировал такой оптимистичный взгляд на окружающий мир».
Известный богослов Алексей Ильич Осипов обладает великолепным чувством юмора, часто шутит во время лекций. Если священник Павел Островский, рассказывая о чём-то, не шутит более полутора минут, скорее всего, у него температура выше сорока градусов. Без шуток обходится редкая проповедь настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла Мелхиседека (Артюхина). При желании список можно продолжать долго.
Самоирония помогает во всех сферах жизни, в том числе и в духовной. Её развитие в себе даёт возможность меньше грешить и уничтожает гордость. У горделивого даже безобидная фраза, сказанная в его адрес, порой может вызвать злость и обиду, а самоироничный просто пошутит над собой даже в ответ на серьёзное оскорбление.
Известный и верующий актёр Милош Бикович даже называет самоиронию лакмусовой бумажкой, поскольку она много говорит о человеке. Это несомненно глубокая мысль. Ну как гордец сможет пошутить над собой? А как говорил старец Паисий: «Зависть, осуждение, гнев, злопамятность – все эти страсти исходят от гордости. Гордость – это штаб-квартира страстей. Если ты победишь гордость, то победишь и остальные страсти, и к тебе придут смирение и любовь».
Получается, способный искренне пошутить над собой свободен от многих страстей. Кроме того, добрый юмор помогает ободрить и утешить ближнего, смягчить конфликтную ситуацию, во время скорби не даёт впасть в отчаяние.
Другой известный и верующий актёр Пётр Мамонов утверждал, что из-за вечно хмурых лиц христиан невоцерковлённые люди часто принимают решение не приходить к вере и не посещать храмы. Аргумент звучит примерно так: «Да зачем мне это нужно, если там все ходят с такими лицами, как будто их пять минут назад сковородой разбудили? Э, нет, я хочу радоваться жизни!».
Аргумент, конечно, глупый, но столь же глупо игнорировать его, зная, что многие основывают на нём принятие самого важного решения в жизни. Это ведь ужас какой-то – осознать, что из-за нашего уныния кто-то погубил душу! Чтобы этого избежать достаточно последовать прекрасному совету барона Мюнхгаузена и улыбаться как можно чаще! Ведь это безгрешно, да и нашу жизнь сделает прекраснее.
Александр Александрович Рогов, православный публицист