Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин выступил с Посланием к Федеральному собранию Российской Федерации.
В частности, Владимир Путин призвал повысить в стране важность и значимость труда учителей и педагогов.
«Нынешний год объявлен в России Годом педагога и наставника. Учитель и преподаватель прямо участвуют в строительстве будущего страны. И важно повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности учителю, а учителя – об уважении и любви к родителям», – сказал Президент.
О том, как воплотить в жизнь призыв Президента, рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Василий Васильевич Семенцов:
Весьма сомневаюсь, что ныне возможно мгновенно повысить общественный статус учителя. Недавно прошла мобилизация резервистов, которые три месяца, а желательно полгодика, тренируются, подготавливаются к боям за Родину, проводят боевое слаживание. В образовательной системе также нужно проводить мобилизацию и слаживание – формирование педагогических коллективов, единых организмов, которые слаженно работая, проводят духовную брань.
Ныне много говорят об информационной и гибридной войне. И это всё верно. А война идёт, как и сказал наш Президент, даже указав рукой, по сердцам людей. Поле битвы – сердце каждого ребёнка.
Это не просто красивая фраза, а настоящая правда. Современная война пытается захватить каждого солдата противника изнутри, поработив его душу. Если он ещё не призван и ходит в детский садик в коротких штанишках – это прекрасно! Ведь тем легче его захватить.
Ныне в школах ведётся борьба за воспитание каждого ребёнка в духе патриотизма. Напомню, по-гречески патрос – отец. Патриот – это не маменькин сынок, который только любит маму – не забуду мать родную – он защищает Родину по-отечески. Патриот, прежде всего, сын своего отца, который по воле отца ради защиты матери, сестёр и жен, земли родной – матери своей – готов пожертвовать своей жизнью. Это основа патриархальной культуры.
Будучи патриотом своего Отечества (написал несколько книг об отеческом языке, которые через 10-20 лет начинают быть востребованными), с грустью вынужден признать, что в современной российской школе царит матриархат – власть не просто женщин, а женщин осиротевших – женщин без мужа и отца. Женщины, брошенные отцом и мужем на произвол чужой судьбы. Их совращают и учат воспитывать в духе чужих мужей и любовников. И это страшно! Мне очень жаль этих женщин. Я не имею в виду только биологическую принадлежность, а именно женский дух – чего изволите: за что мне заплатят, то я и понесу в школу в виде воспитания.
Мне горько об этом говорить. Школу финансируют не только по остаточному принципу, но и комплектуют в основном женскими кадрами. В системе образования нет мужского начала! Ну разве в такой школе может быть патриотизм, патерналистское начало, когда должны воспитывать не просто детей, а сыновей своего Отечества, готовых жертвовать жизнью в любых обстоятельствах за правое дело?
Я не сексист. Поэтому напомню слова современника Александра Сергеевича Пушкина – святителя Игнатия (Брянчанинова). В своём комментарии на Первый Псалом, следуя традициями святых отцов, святитель разъяснил, что каждая женщина, которая исполняет заповеди Отца Небесного и проявляет мужество – она и есть «блажен муж». И неважно мужского или женского рода. Если человек исполняет Божии заповеди, живёт по-Божески и преподает по-отечески и по святоотечески – он «блажен муж» и отец детей.
Наши добрые учительницы ныне брошены. Раньше, когда я учился, директорами школ были мужчины – раненный, ветеран войны, но работал директором. Он стоял во главе женского коллектива и учил учительниц мужеству, патриотизму и вдохновлял их на слаженную работу. По уровню дисциплины, консервативности и патриотизма школа на втором месте после армии.
В школу должны пойти не просто мужики, а патриоты Отечества!
Накануне я вернулся из Борисоглебска, где принимал участие в XXI Всероссийских Иринарховских чтениях. Епископ Переславский и Угличский Феоктист в своём обращении сказал, что в нынешнем году Чтения «подразумевают обсуждение крайне актуальной, но вместе с этим, и не самой популярной в обществе теме – теме осмысления семьи и малой родины с их влияниям на формирование человека и на его мировоззрение».
После моего выступления на Чтениях ко мне подошли прекрасные и добрые православные женщины. И одна из них, руководитель и педагог, сказала мне: «Василий Васильевич, мне понравилось Ваше выступление. Спасибо Вам! Но я своим выпускникам, которые со мною советуются, говорю, что не нужно уходить добровольцем в СВО».
Я спрашиваю: «Почему? Вы же православный человек!»
«Потому, – отвечала мне она, – взяли в Мариуполе боевиков, а потом их отпустили, а теперь они снова против нас воюют». И, де, по её словам, наши воины сражаются зря.
Это бабское рассуждение. Видимо, эта женщина без мужа или забыла мужские наставления отца своего и главы семейства.
Будучи православным человеком, прекрасным педагогом и руководителем, фактически она воюет против своего Отечества! Я её не обвиняю в этом – она просто брошена, растеряна и не понимает, что происходит. Её бросили одну – разбирайся, как сможешь. Вот она так и разобралась, не понимая, что происходит в зоне СВО.
В этот же день ко мне подошёл другой человек и говорит: Из плена вернулся мой сын. Он был тяжело ранен. И его вместе с другими обменяли на украинских солдат. Он герой России.
Вот он вернулся домой. Сейчас подлечится и вновь возвратится на фронт. А та женщина, педагог и руководитель, не думает о таких обменах. И подобные рассуждения в школе сплошь и рядом – нет единства и подчинения интересам Отечества. Кадровая политика в области школьного и высшего образования настолько запущена и развалена, что говорить о сиюминутном результате не приходится. Не станут учительницы в одночасье патриотками, даже если им денег дать. Об этом еще писал Грибоедов: «К военным людям так и льнут,// А потому, что патриотки».
Дамы в воздух кидали чепчики, приветствуя гусаров. Это не патриотизм, а бабство, даже на уровне аристократии.
Как мобилизуют добровольцев на фронт, так надо мобилизовать и в школу. Кто не может держать автомат в руках, но патриот и может научить школьников патриотизму не на словах, а на деле – крайне востребован в школе. И прежде всего такие патриоты востребованы учительницами, которые вдовствуют и которым очень не хватает мужчин.
Я с болью и состраданием говорю об учительницах, ибо не их вина, что они брошены как сироты – не по деньгам, а по духу. К сожалению, Церкви не до них. Даст Бог, раз в год батюшка придёт в школу, а может и вовсе не придёт.
Конечно, женщины вынуждены коней наскоку останавливать и в горящую избу входить, но когда речь идёт о наставничестве – это не женское дело. Как и священником может быть только мужчина. До Революции так и было – учёные, учителя, политики и военные – были только мужчины. Во всех гимназиях Российской Империи учителя были патриотами России.