Уважаемый Анатолий Дмитриевич, прочитал вашу статью от 3.01.2023 «Что символизирует смерть папы Бенедикта» и хотел бы высказать свои замечания на Ваше мнение, комментарии к статье о Европе.
Начну с того, что как верующий человек Вы, наверное, согласитесь, что Бог промышляет, заботится и желает спасения любому человеку и тем более народу? Откуда такая уверенность, что Европа должна стать мусульманской и что для России этот вариант лучше и проще? Да и вообще, что европейцы способны стать мусульманами?
Я и моя семья проживаем с 1994 года в Германии и за это время немало пережили и осознали. Самый главный вывод, который я сделал – это то, что Господь переместил такое количество православных людей в Европу, в последнее время особенно много из Украины, неслучайно, и у Него есть Свои планы о проживающих там народах.
Не могу говорить за всю Европу, но за Германию скажу, что наша цель и даже миссия здесь заключается в том, чтобы, конечно, самим стать подлинно православными людьми, а также возродить утраченную веру в этих землях, вернуть почитание местных святых, которые являются хозяевами здесь. Собственно вселенское православие известно в Германских землях уже с 3-4 века, когда были явлены многочисленные римские воины-мученики (при гонении Максимилиана). Затем следовало несколько этапов христианизации отдельных современных земель Германии. В ряду всех известных нам христианских миссионеров стоит святой архиепископ Маинский Бонифаций, заслуженно называемый «Апостолом Германии». Не так давно вышла в свет книга автора РНЛ епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева) «Апостол Германии Бонифаций…». В ней владыка очень грамотно описал труды и подвиг этого ирландского святого в деле проповеди Евангелия в будущей Германии. Совместными усилиями эта книга была переведена на немецкий язык и с Божией помощью готовится выйти в свет в ближайшее время на двух языках (немецком и русском).
Также трудами нашего правящего архиепископа Рузского Тихона и митрополита Берлинского и Германского Марка подано совместное прошение в комиссию по канонизации о включении отдельных святых в земле Германской просиявших (неразделенной Церкви) в святцы Русской Православной Церкви для их всеобщего и поместного почитания. Это вызывает положительные отклики среди местных христиан, как православных, так и католиков. А все эти тенденции и последние события показывают, что воля Божия состоит в том, чтобы в Германии (да и во всей Европе) возродилось христианство и его дух Церкви неразделенной, православной.
Произойдут ли какие-то положительные изменения с Католической церковью или она полностью деградирует и отомрет как христианство, а возродится нечто новое, например, под руководством Русского Православия, как это было в Японии, Америке, Англии, одному Богу известно. Ко всему этому приведу слова покойного папы Бенедикта (Иосифа Ратцингера) написанные им в далеком 1969 году: «Из нынешнего кризиса Церковь выйдет, хотя она многое потеряет. Она станет маленькой и ей придётся вновь в какой-то мере начинать с начала. Она больше не сможет размещаться в зданиях, которые построила во времена своего благополучия. С уменьшением числа своих членов она утратит и социальные привилегии. Она будет вновь начинать с маленьких групп, движений и того меньшинства, которое ставит Веру в центр существования. Это будет Церковь более духовная, которая больше не будет искать себе политического мандата, ища союзников то среди левых, то среди правых. Она будет бедной и будет Церковью нищих. Тогда люди увидят это малое стадо верующих, как нечто совершенно новое: они откроют это как надежду для себя, как ответ жизни, которого они всегда втайне искали». Согласитесь, что слова этого католика честны и полны надежды.
Возвращаясь к Вашей статье, уважаемый Анатолий Дмитриевич, хочется сказать, что не исламизация или языческое вымирание Европы угодно Богу, и выгодно той же России, а её оживление и истинная жизнь в Боге по словам апостола Павла: «Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2:4). Наша же задача как христиан и Европы и России – всячески этому содействовать и желать, а не ждать и надеяться, когда же она вымрет и «исламизируется». Всем с подобным мнением и чаянием хочется ответить: не дождетесь! Отомрут и исчезнут всевозможные «измы», как исчез один из них в России 30 лет назад, а христианство в Европе и конкретно в Германии сохранится до скончания века. Как одновременно русский и немец (по родителям) я задаю себе вопрос: почему нам, русским, всегда нужна всевозможная встряска и крайности? То Господь фашизм пошлёт на нашу землю, то уже более сатанизм при дверях стоит и только тогда мы начинаем приходить в себя?
Вам в России хочется посоветовать и пожелать заняться самими собой, своими немалыми проблемами, возрождением христианства в России, т.к. мы с надеждой смотрим на вас. Русские имеют имперское мышление и при правильной духовной жизни могут помочь всемирному Православию.
Мертвецы есть в каждом обществе, мы же «чаем воскресение мертвых и жизни будущего века». Помощь Европе со стороны России будет заключаться именно в том, если она сама станет христианской в широком смысле этого слова, а остальное европейцы (в моем случае немцы) с Божьей помощью сделают сами.
Дмитрий Евгеньевич Бобров, православный публицист, предприниматель, многодетный отец
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Уважаемый Дмитрий Евгеньевич, благодарю Вас за отклик на мой комментарий на кончину папы Римского Бенедикта. Решил не писать отдельной статьи, но отреагировать и кое-что пояснить требуется, поэтому избрал жанр послесловия.
В той круговерти, в которой я нахожусь как руководитель «Русской народной линии», сложно готовить основательные тексты, порой приходится удовлетвориться репликой, которая часто оказывается фрагментарной, содержит много недосказанностей. Так произошло и в данном случае, я надиктовал текст по телефону, а потом быстро правил его, поэтому вышло неуклюже. Воспользуюсь Вашими замечаниями, чтобы подробнее изложить Вам и другим читателям свою позицию. Постараюсь тезисно.
Первое. О том, что Европа (Запад) умирает, сказал не я, а еще русские славянофилы, потом немец Шпенглер и другие европейские мыслители. Европа давно умирает духовно – католичество и протестантизм (сейчас это очевидно) пошли по пути угождения духу века сего.
Сейчас Европа умирает и физически, европейские нации не плодятся, прирост населения происходит за счет миграции, в основном, миграции мусульманских по культуре народов. И очевидно, что через одно-два поколения Европа естественным образом исламизируется.
Если только не произойдёт нечто чрезвычайное, и в Европе наступит волевой перелом. Но кто может организовать этот перелом? Теоретически есть три силы: Ватикан, Православие и европейский (прежде всего, германский) нацизм или фашизм.
На Ватикан после отстранения от власти папы Бенедикта надежды нет. При папе Франциске Римо-Католическая церковь, похоже, окончательно взяла курс на встраивание в глобалистские (содомо-гоморрские) проекты. И если после Франциска во главе Ватикана появится консервативный папа, то он будет скорее не европейцем, а латиноамериканцем или негром. А стало быть, ему до Европы и дела не будет. Да и не найдёт он в среде европейских католиков достаточных сил для контрреволюции.
Станет ли Европа православной? Вряд ли. Традиция давно утрачена, и, похоже, неслучайно. Русское Православие в Европе вряд ли станет доминирующим, греки куда сильнее, но они уже подстраиваются под либеральные тренды.
Я вижу, что если и будет какая-то реакция на исламизацию Европы, то это будет правый национализм, языческий по сути, точнее некая причудливая смесь из примитивизированного христианства и язычества. Примерно то, что мы наблюдаем на Украине. Но такой выход не спасёт Европу, а только направит её в качестве орудия против России, что и произошло с Украиной. Поэтому я бы не хотел такого поворота.
Единственный выход для Европы – реализация пророчества прп. Сеерафима Вырицкого, что европейцы (лучшие из них – самые нравственные и образованные) побегут в Россию, как в ковчег спасения. Спасения от угрозы ЛГБТ-тирании или исламизации.
Почему я об этом написал? Дело в том, что сегодня у нас бродят идеи, что Россия «призвана спасти Европу», «спасти христианство в Европе», объединившись с католиками перед угрозой исламизации. Это – нереалистичная и для нас опасная идея. Она напоминает ту идею, которую подбросили русской интеллигенции в XIX веке греки про «крест над Святой Софией». У нас до сих пор некоторые бредят идеями захвата Константинополя, восстановления креста над Софией. Но у России нет такой задачи, да и никогда не было! Россия – Третий Рим, Катехон, а Второй Рим, Константинополь, давно превратился в исторический артефакт, в труп, который невозможно гальванизировать. Да, жалко! Ромейская империя была великой империй, а Царьград – центром цивилизации. Но история неумолима.
Я полагаю, что в такой христианский артефакт превращается сейчас и Европа. Да, жалко, слишком много нас связывает с Европой, с великой европейской культурой. Но бессмысленно своей слабой рукой пытаться остановить ход истории.
Второе. Почему нам нужно если не помогать, то не мешать исламизации Европы? Вы правильно написали, что России нужно преобразиться, чтобы соответствовать предназначению Третьего Рима, Удерживающего-Катехона. Но Россия не может это сделать, пока у нас европейские путы на ногах. И одна из главных – католический (григорианский) календарь, который является государственным. Григорианский календарь ставит нас в шизофреническое положение, когда новый год наступает раньше Рождества Христова. Избавиться от григорианского календаря можно только, если Европа перейдёт на исламский календарь или если григорианский календарь станет не всеобщим, а одним из многих. Тогда Российское государство сможет вернуться к юлианскому календарю. Тогда Россия в полном смысле станет самостоятельной цивилизацией.
Пользуясь случаем поздравляю Вас с Рождеством Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк
15. Ответ на 9, E.O. :
...С юлианским календарём через N-ое количество лет в Москве на лыжах в лес придется идти в июле, а загорать на пляж - в январе.
Всё очень просто: если главное - высчитать дату Воскресения Христова,- живёшь по юлианскому , если же главное - кататься на лыжах в месяце, называемом январь,- по григорианскому.
14. Ответ на 12, ОСт:
Неточных календарей не бывает. Для бытовых целей календарь - это способ записи времени прошедших и грядущих событий. Даже если мы установим продолжительность года в 100 дней - это на точность не повлияет, только формула расчёта изменится.
Для целей Церкви календарь - это инструмент обращения к духовным событиям - праздникам и к святым. Он может отличаться от светского, но это неудобно.
В календарях, которыми мы пользуемся, отсчет времени соотнесен к периоду обращения Земли вокруг Солнца. Грегорианский календарь позволяет проводить такой отсчет наиболее точно. Юлианский - изначально тоже предназначенный для этой же цели - существенно менее точен. В нем накапливается ошибка, которая никак не учитывается и не компенсируется. Это как отстающие или спешащие часы. Да, вы можете ими пользоваться, но вам необходимо постоянно учитывать на сколько они должны были отстать или уйти вперед за прошедший период времени. Это очень неудобно. Гораздо удобнее иметь точные часы и точный календарь.
Если бы целью Церкви является празднование точной годовщины Воскресения Христа, то григорианский календарь для этой цели тоже был бы гораздо удобнее. Но Церкви еще важно, чтобы этот день приходился на воскресенье, а это, очевидно, бывает не всегда. Поэтому Пасха отмечается не в точную годовщину этого события, а приблизительно. Поэтому, повторяю, пусть Церковь пользуется юлианским календарем для своих культовых надобностей, что, собственно, она и делает. А вот зачем из-за этого всем переходить на во всех прочих отношениях менее точный и удобный юлианский календарь - совершенно непонятно.
13. Ответ на 2, Михайлюк Б.П.:
12. Ответ на 9, Е.О.:
Неточных календарей не бывает. Для бытовых целей календарь - это способ записи времени прошедших и грядущих событий. Даже если мы установим продолжительность года в 100 дней - это на точность не повлияет, только формула расчёта изменится.
Для целей Церкви календарь - это инструмент обращения к духовным событиям - праздникам и к святым. Он может отличаться от светского, но это неудобно.
через N-ое количество лет в Москве на лыжах в лес придется идти в июлеЧерез 100 млн.лет.? Это вряд ли. Нам, конечно, не дано знать сроки, но, когда видишь, что нивы уже созрели, то кое-какие выводы сделать можно.
11. Ответ на 9, E.O. :
И сейчас так происходит, только не в Москве, а в других краях.
Но для христиан главное - Пасха и другие великие праздники. А они не сезонные.
Между прочим, Израиль официально живет по двум календарям - гражданскому и сакральному.
Разве нужны кому-нибудь часы,
Представляете, полторы тысячи лет были нужны. А другие подобные календари - еще дольше... Вы бы со своим критическим подходом лучше изучили вопрос, в чем функция этих календарей. (Этому посвящены работы крупных ученых - это прежде всего В. В. Болотов, а из современных - П. В. Кузенков). Для средневекового христианина было аксиомой следующее: не мир вечен, вечен календарь, а все в мире вращается вокруг него.
10. Ответ на 8, Анатолий Степанов:
9. Ответ на 8, Анатолий Степанов:
Задача
По-моему, календарь должен прежде всего гарантировать, чтобы дни зимнего и летнего солнцестояния приходились, соответственно, на 21 декабря и на 21 июня. Всегда! А не съезжали постоянно куда-нибудь. Григорианский календарь это обеспечивает. Юлианский - нет. С ним, через N-ое количество лет в Москве на лыжах в лес придется идти в июле, а загорать на пляж - в январе.
Разве нужны кому-нибудь часы, по которым полдень не соответствует всегда самому высокому положению Солнца над горизонтом, а постоянно съезжает либо к восходу либо к закату? Такие часы, как инструмент определения времени суток (а именно для этого они и нужны) крайне непрактичны. Как и юлианский календарь.
8. Ответ на 5, Леонид Сергеевич:
Новоюлианский календарь - палиативный, это уступка православных греков духу века сего. Прекрасно понимая ущербность григорианского календаря, греки после 1917 года, лишившись защиты православного императора, пошли на уступку Европе и придумали хитрость - Новоюлианский календарь: Пасхалию они рассчитывают по юлианскому календарю, а непереходящие праздники празднуют вместе с католиками. Но лукавство греков тот же календарь и обличает - когда Пасха поздняя, у них исчезает Петров пост, установленный древней Церковью.
7.
6. Осколки Советской цивилизации