О наших крайностях и победах

В защиту лишённого сана отца Алексия Уминского

Проблемы церковной жизни  Основы православной культуры 
1 Павел Тихомиров 
773
Время на чтение 9 минут
Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»)

От редакции: Мы никогда не были почитателями лишённого сана отца Алексия Уминского, сторонниками его идей. Однако автор тоже не является его почитателем. Скорее, на примере истории с делом Уминского он рассматривает проблемы нашей церковной жизни. Особенно ценно, что это взгляд русского православного человека из Германии. Поэтому мы и решили напечатать эту статью.

***

Последние события, касающиеся дела отца Алексия Уминского, происходящее в стране и в нашей Церкви побудили меня снова «взяться за перо».

Не знаю насколько мы обладаем полной информацией по конфликту вокруг известного священника, скорее всего нам не всё известно, как с одной так и с другой стороны, отец Алексий последнее время не высказывался по этому поводу широкой публике, что совершенно понятно. Но, что преподносится официально, на то и сошлёмся.

Прослушав ещё раз отца Алексия за более чем последнее десятилетие и сравнив критику и осуждение в его адрес, а где-то и поддержку, думаю, во всём этом правильно понять причину и поставить всему правильный диагноз.

Его обвиняют в либерализме. Но он-то себя таким не считает и не называет. А вот, например, президент России В.В.Путин официально называл себя либералом, и что-то я не слышу в его адрес за это укор или осуждение. Здесь дело скорее не в том кем ты себя называешь, а в том, что ты делаешь и говоришь, и как это воспринимают окружающие. Есть в нашем православном обществе различные группы и течения, которые в разной степени, по мере своих взглядов, устоявшихся привычек и традиций уклоняются в сторону своих убеждений и приравниваются к либералам, консерваторам, сталинистам (на РНЛ, например, немало людей со «Сталинским уклоном»). Но все мы в первую очередь (кто-то, возможно, и не в первую) являемся христианами, и при этом никто не является стопроцентным «либералом», «консерватором», а все имеют в себе по жизни, хоть и немного, что-то от других «групп» – «либерал» от «консерватора», «сталинист» от «либерала» и т.д.

Со стороны каждому человеку это видится по-своему и воспринимается подчас болезненно. Вспоминается как в одной беседе «под часами» с отцом Дмитрием Смирновым отец Алексий с болью говорил о «православных сталинистах» и недоумевал: как такое может быть?! Одновременно этих же людей смущает и возможно раздражает его либеральный уклон. Но всему этому явлению, думаю, правильнее было бы дать название «крайности» ибо нет «чистых» либералов, консерваторов и сталинистов. Именно диагноз «крайности» я бы поставил отцу Алексию и всем нам, а не всевозможные «измы». Мы не умеем (или делаем это плохо) идти средним путём, и впадаем подчас, в данном случае отец Алексий, во всевозможные крайности. Взяв во внимание заповедь «не убий» он как будто забывает в каком грешном мире мы живём и странно оценивает обстановку, хотя надо дать ему должное, что обстановка не простая и даже не однозначная.

Кому-то видится, что он оказался на стороне «зла и неправды» и его обвинили в предательстве. Но предателем он бы был, если б желал своей стране поражения, чего как раз с его стороны нет. По каким-то своим соображениям (не понятным другим) не нравится ему молитва о Святой Руси, предложенная Святейшим патриархом (как мне известно) и хочет он молиться только о мире. Ну и пусть молится только о мире! Зачем раздувать из этого проблему и новый конфликт? Не само ли российское руководство всё время и стремится более к миру, чем к победе? У России для победы есть все возможности и сам президент говорит, что мы воюем в полсилы. Так в чём проблема, если отец Алексий, по своим ведомым ему понятиям (и имея при этом единомышленников) и не понятным нам будет молиться о мире и даже советовать смущающимся людям поступать также?

Звучит ответ, что он вносит раскол в общество. Но, во-первых, общество стараниями дьявола уже давно находится в расколе (в нашей русской Церкви особенно с раскола при патриархе Никоне), а, во-вторых, такая реакция (запрещение в служении и навешивание всевозможных ярлыков) на его высказывания вызовет ещё большее разделение и разочарование. Ещё раз повторю, что отец Алексий Уминский не желает поражения своей стране, не является её предателем, и его слова не носят разрушительный характер. По учению Церкви такие беды как война случаются по нашим грехам. Каким грехам учил отец Алексий людей? Согласитесь, что те, кто совершает аборты, блудят, сквернословят и далее по списку как раз и являются в данной ситуации предателями. Его назвали гордецом. Хотелось бы взглянуть в «смиренные» глаза того, кто его так назвал и интересно узнать – кто не заражён грехом гордости? Если на РНЛ неосторожно выразиться о Сталине и его злодеяниях, то получишь такой поток «любви» и «смиренных высказываний», что хватит на всю оставшуюся жизнь. Такой вывод можно сделать, читая комментарии к статьям.

Отец Алексий Уминский страдает крайностями и его иногда «заносит», но и мы страдаем тем же. Последнее время наблюдается печальная тенденция в нашей Церкви под названием «рубка голов» – имею ввиду запреты и извержения из сана. Конечно, священноначалию не позавидуешь, но уж больно массовым стало это явление. Возьмём один из последних случаев с отцом Леонидом Калининым, который якобы препятствовал перенесению иконы «Троица» из музея в храм. Но странным образом за неделю до случившегося мне лично пришлось слушать, как отец Леонид, участвуя в беседе (то ли с музейным работником, то ли с реставратором – не помню), убеждал своего собеседника в том, как важно иконе пребывать в храме, и всячески был за перенос иконы. Т.е. получается, что где-то он не «стал по стойке смирно», возможно задал, как профессионал, критические вопросы и сразу был наказан за якобы «препятствие в переносе иконы». Печально всё это…

Следующая крайность нашей жизни называется – «послушание священноначалию». Как человек, будучи другого возраста, обладая другим опытом, знаниями и воспитанием должен всегда и во всём быть послушным своему начальству? Согласитесь, что если такие люди и есть, то они или святые (которых единицы), или же безвольные, или, ещё хуже, трусливые. Всё таки Церковь – не армия (как её некоторые люди воспринимают), а имеет более образ семьи – Сам Господь называет своих учеников друзьями (Ин. 15:14). Почему отец Алексий не имеет право на своё видение и отношение к войне? Лично мне, как наверное многим из вас, ближе и понятнее «официальное» отношение к войне и к той же общей молитве. Но почему мы не уважаем мнение других и готовы их «уничтожить»?! В конце концов, всё это не является центром нашей христианской жизни, и никогда не будет восприниматься всеми одинаково и однозначно, и наша задача при таких разных взглядах сохранить уважение и единство.

В своё время я (простите за нескромность) повёл себя примерно также ко всевозможным предписаниям и ограничениям во время пандемии. Тогда слова и действия Синода о всевозможных «мерах» воспринял с недоумением и критикой. Перестав на тот момент совершенно слушать проповеди патриарха и его высказывания (по причине разочарования), продолжал поминать его в молитвах и, не делая из него врага, просто осознавал, что каждый должен делать своё дело. Когда началась война, то всё изменилось до наоборот и уже приходилось оправдывать слова и действия патриарха перед другими людьми. И нет в этом ничего особенного – просто мы все в Церкви другие, но едины во Христе. Слова из Писания: «они вышли от нас, но не были наши, ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Ин. 2:19) по отношению к отцу Алексию звучат в данном случае так глупо со стороны некоторых людей, что хочется плакать. Во-первых, он не вышел, а его вывели (в отличие от некоторых «артистов»), во-вторых, он остаётся в Церкви и является её членом. Таким людям хочется напомнить, что после исповеди их самих каждый раз заново «принимают» в Церковь, и не известно как долго они в Ней задерживаются.

Хотелось бы рассмотреть один (из многих других) острый вопрос, из-за которого собственно упрекают отца Алексия (и ему подобных) в так называемом либерализме – вопрос Церковнославянского языка (ЦСЯ). Сколько уже было сказано и опытными священниками и самим патриархом Кириллом, что проблема существует и её нужно активно и грамотно решать! Отец Алексий пытается тоже решать её и озвучивает это, нравится это кому-либо или нет. Сам я люблю этот язык, в среднем неплохо понимаю его, читаю на клиросе, но при этом осознаю, что не все люди его воспринимают и смогут понять, если с ними не заниматься и не объяснять прочитанное. Например у нас в Германии молодёжь не то что церковнославянский, они и русский не все воспринимают. В России в основной массе это тоже остаётся проблемой.

Много ли у нас занимаются на приходах ЦСЯ, понимают ли люди, что им читают в паремиях, в апостольских посланиях, как священники эти чтения объясняют и толкуют? Каждый может ответить сам, но в среднем ответ известен: плохо и слабо. Глядя на это и оценивая ситуацию, начинаешь приходить к мнению, что в таком случае возможно и лучше читать те же самые Паремии и Апостол на русском языке. Но, попробуй такое озвучить среди «защитников православия» – тебя сразу припишут к «обновленцам», «либералам» и «еретикам» и покроют «добрыми» словами. Только неведомо этим людям одно – не они спасают православие, а оно их, лучше бы задействовали свою энергию и те же знания ЦСЯ на пользу другим, чем высматривали мнимых врагов Церкви. В нашей русской православной среде нет (точнее есть, но очень слабо) культуры дискуссии и обсуждения подобных непростых вопросов. Как правило, каждый обсуждает их в кругу своих единомышленников с заранее известным результатом и не готов увидеть и осознать проблему. Церковнославянскому языку предали такую сакральность (отчасти это неплохо), что не знают, как из этого выходить, при этом решили и сказали просто: что проблемы нет.

Кстати, о сакральности. Всё что связано со священнослужением и деятельностью священника является сакральным. Когда человека рукополагают, то называют это «венчанием с Церковью» (при этом снимают обручальное кольцо). Мне понятно, когда священника запрещают в служении и совершенно непонятно, как можно лишить сана, если он «обручён Церкви»? Не то же ли самое с обычным браком? «Что Бог сочетал, человек да не разлучит» (Мк. 10:9) и ещё: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться…»(Мф. 19:8). Разве не относится это и к священству?

Ещё вопрос нашей соборности, о которой говорится в нашем символе веры. Под соборностью мы понимаем совместную жизнь всех поместных православных Церквей, а также епископата, священства и народа. Но то, что касается народа у нас, мягко говоря, пренебрегается. Тот же пример с отцом Алексием. За него заступается его паства, просит о снисхождении. Этих людей обозвали «либеральным болотом» и т.д. Возможно, среди них и есть «левые люди», но согласитесь, что за более 30 лет своего служения этот пастырь воспитал немало православных людей. При этом «нелиберальное болото» готово со всей православной любовью втоптать в грязь это самое «болото».

Мы когда-то начнём ценить друг друга, ведь нас православных не так уж и много? Хочу напомнить слова Христа: «Взявшийся за меч от меча и погибнет» (Мф. 26:52). В этом случае эти слова, мне кажется более подходят не к происходящей войне на Украине, а более к тому как мы поступаем со своими ближними внутри Церкви. Священников по причине и без переводят с места на место, запрещают и, как правило (накопилось немало негативных высказываний и случаев, свидетелем которых тоже являюсь), заступничество, и обращения к вышестоящим не дают результатов, к людям не прислушиваются. Об этой проблеме в одной из своих статей высказывался протодиакон Владимир Василик. Но видимо по замечанию «сверху» на РНЛ эту статью удалили. Видать задел он за живое, и об этом говорить не разрешается. Нарушается наша соборность, единство, а проблемы остаются.

Есть проблема и «церковного суда». Про него очень мало что известно, т.к. это закрытая структура Церкви. Хорошо это или плохо, не мне решать, но люди (как правило, бывшие священнослужители) рассказывают нелицеприятные подробности, и т.к. другой информации нет, то и не знаешь, кому верить.

Верю, и другого быть не может, что Россия победит в этой очередной нелёгкой схватке, но меня не так волнует вопрос победы, как то, что будет дальше через несколько десятилетий. Согласитесь, что наша история учит тому, что все наши победы приводят нас к краху (сомнительный тезис. – Ред.). Победили в 1612 году, и через время произошёл раскол в Церкви, не стало патриаршего служения. Славные победы 19-го века к началу 20-го века закончилось гибелью империи. Победа в Великой Отечественной войне закончилась для нас очередным позором.

К чему может привести наша очередная победа, и по какой причине это может произойти? Думается мне, причин может быть несколько, но одна из них это неизжитая болезнь общества под названием «наши крайности» и ослабление нашей соборности. Стоило бы об этом уже сейчас задуматься, начать что-то делать. Потом при эйфории победы об этом меньше станут думать.

Слова и призыв Христа: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), мы можем исполнить только в нашей соборности и в союзе любви, ибо «нет праведного ни одного, нет разумевающего…» (Рим. 3:11). Все мы «патриоты», «либералы», «сталинисты» нуждаемся друг в друге, а иначе поодиночке каждый уклонится в свои «дебри». Говорим о любви, что Бог есть любовь и Он пребывает в Церкви, но одновременно своими словами и делами творим антипроповедь и сами отталкиваем людей от Церкви. Мы призваны самим Богом, также святыми апостолами к святости (Лев. 11:44; 1Пет. 1:15), к чему и должны стремиться, чего я и желаю всем нам достичь.

Дмитрий Евгеньевич Бобров, православный публицист, предприниматель, алтарник храма, Германия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Мерзкая статья

"Только неведомо этим людям одно – не они спасают православие, а оно их, лучше бы задействовали свою энергию и те же знания ЦСЯ на пользу другим, чем высматривали мнимых врагов Церкви."

Автор поставил себя на недосягаемую высоту и учит нас, непонимающих и заблудших, правильному, с его точки зрения, поведению и порядку. Порядок наверное от немцев научился понимать. Оказывается достаточно быть православным и православие тебя спасет и никаких усилий прилагать не нужно. Не понятно зачем Святые отцы так оберегали чистоту православие и боролись с еретиками. Данный защитник только убеждает в правильности наказания Уминского.
АБС / 31.01.2024, 17:01

11.

Алексей Уминский либерал или анархист, а зачем нам священики-либералы, священики-сталинисты, священики-бандеровцы.
Не надо. Каждый из них и прихожан таких же будет собирать.

az / 31.01.2024, 10:10

10. Ответ на 7, Русский Сталинист:

Хотелось бы уточнить, кого автор подразумевает под словом "нас", к коим он себя относит. Потому что для наших предков, Русских Советских Людей-Победителей, Великая Отечественная война окончилась Великой Победой и триумфом нашей великой Советской Родины, когда Россия под исконно Русским Красным Флагом впервые в своей истории стала одной из двух сверхдержав на планете.

Да, цена за Победу и за обретение статуса одной из двух сверхдержав была заплачена огромная, но, во-первых, нам противостояла вся демографическая, промышленная и военная мощь всей континентальной Европы в лице коричневого гитлеровского ЕвроСоюза, а это вам не кот начхал, а во-вторых, ни одна положенная и принесённая на алтарь Великой Победы, одержанной и дарованной на Красную Пасху Христову 1945 года, человеческая жизнь не оказалась отдана напрасно, ибо приближала нашу Победу. И все наши павшие Герои незримо присутствовали на легендарном Параде Победы 24 июня 1945 года, на котором наши Русские Советские Солдаты-Победители под Красными Знамёнами с золотыми погонами на плечах и с георгиевским орденом "Славы" на груди под звуки "Славься!" Глинки бросали к ногам своего Верховного Главнокомандующего Великой Победы Иосифа Виссарионовича Сталина, стоявшего на трибуне Мавзолея, знамёна разгромлëнного ими оккультно-неоязыческого гитлеровского вермахта. И никто и никогда не сможет вычеркнуть этот звёздный час нашей Родины из скрижалей Русской Истории. Никто и никогда. Руки коротки.


Наши немцы, которые из-за перестройки переехали в Германию, сейчас бегут оттуда в Россию.
Неужели у автора какие-то непреодолимые обстоятельства? Вроде бы молод ещё. Вот только что фермер из Канады с шестью детьми переехал в Россию, обустраивается:
https://www.youtube.com/watch?v=YMnHEGVJ2qY

9. Ответ на 4, E.O. :

Думаю, речь о крушении в 1991 году СССР - страны, победившей в ВОВ.

Я тоже понял так. Но фраза автора очень неудачная и не логичная - будто он говорит об Отечественной войне и бедах 1990-х как о едином процессе.
Сергей из НН / 31.01.2024, 08:34

8. На 4 комментарий

Великая Победа была одержана в 1945 году, а СССР разрушили и уничтожили в 1991 году. Ничего не смущает? Вот если бы СССР не смог бы вынести тяжести понесëнных демографических и экономических потерь в годы войны и рухнул бы во второй половине 40-х годов, тогда можно было бы увязывать Победу в войне с крушением СССР, и назвать эту Победу "пирровой" и "приведшей к позору". А так извините, мы же не идиоты, между 45-м и 91-м годами столько всего произошло...

7. На 2 комментарий

Хотелось бы уточнить, кого автор подразумевает под словом "нас", к коим он себя относит. Потому что для наших предков, Русских Советских Людей-Победителей, Великая Отечественная война окончилась Великой Победой и триумфом нашей великой Советской Родины, когда Россия под исконно Русским Красным Флагом впервые в своей истории стала одной из двух сверхдержав на планете.

Да, цена за Победу и за обретение статуса одной из двух сверхдержав была заплачена огромная, но, во-первых, нам противостояла вся демографическая, промышленная и военная мощь всей континентальной Европы в лице коричневого гитлеровского ЕвроСоюза, а это вам не кот начхал, а во-вторых, ни одна положенная и принесённая на алтарь Великой Победы, одержанной и дарованной на Красную Пасху Христову 1945 года, человеческая жизнь не оказалась отдана напрасно, ибо приближала нашу Победу. И все наши павшие Герои незримо присутствовали на легендарном Параде Победы 24 июня 1945 года, на котором наши Русские Советские Солдаты-Победители под Красными Знамёнами с золотыми погонами на плечах и с георгиевским орденом "Славы" на груди под звуки "Славься!" Глинки бросали к ногам своего Верховного Главнокомандующего Великой Победы Иосифа Виссарионовича Сталина, стоявшего на трибуне Мавзолея, знамёна разгромлëнного ими оккультно-неоязыческого гитлеровского вермахта. И никто и никогда не сможет вычеркнуть этот звёздный час нашей Родины из скрижалей Русской Истории. Никто и никогда. Руки коротки.

6.

Глядя на это и оценивая ситуацию, начинаешь приходить к мнению, что в таком случае возможно и лучше читать те же самые Паремии и Апостол на русском языке.

Что будем делать с теми, кто не поймет "церковнорусского"? Боюсь, я окажусь в их числе.

5. Ответ на 4, E.O. :

Думаю, речь о крушении в 1991 году СССР - страны, победившей в ВОВ.


После не значит вследствие.
Константин В. / 31.01.2024, 08:08

4. Ответ на 2, Константин В.:

Победа в Великой Отечественной войне закончилась для нас очередным позором.


Пусть алтарник из Германии раскроет это утверждение подробнее. Что тут имеется в виду?

Читатели могут подумать, что он озвучивает известный тезис о баварском пиве.



Думаю, речь о крушении в 1991 году СССР - страны, победившей в ВОВ.
E.O. / 31.01.2024, 07:54

3. По основной теме

Ещё раз повторю, что отец Алексий Уминский не желает поражения своей стране, не является её предателем, и его слова не носят разрушительный характер.


Посмотрим. Ждем его новых эфиров на "Живом гвозде".

Вообще-то давнее и постоянное сотрудничество с "Эхом" характеризует человека определенным образом. И не надо говорить, что Церковь вне политики. Сам о. Алексий неоднократно подчеркивал, что Церковь может и должна заниматься политикой...


P.S. Конечно, было бы лучше, если бы начальство раньше заметило антицерковные суждения о. Алексия. Глядишь, и в "измах" не пришлось бы обвинять. Чего стоит излюбленный им тезис, что на богослужении "Бог служит человеку". Sapienti sat. А однажды мне случилось быть на беседе при его храме (и с его участием) - там "научно" доказывалось, что Откровение не принадлежит ап. Иоанну Богослову.

Константин В. / 31.01.2024, 07:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Евгеньевич Бобров
Каково будущее Европы?
Письмо Анатолию Степанову из «смердящей Европы» и ответ на него
06.01.2023
К вопросу о церковнославянском языке
О дискуссии священников Павла Великанова и Георгия Кочеткова в телепередаче «Язык богослужения. Как человеку понять Церковь?»
10.02.2021
С расколами не борются такими методами
О расправе над насельниками Среднеуральского монастыря и их бывшим духовником
29.01.2021
Все статьи Дмитрий Евгеньевич Бобров
Проблемы церковной жизни
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 19:39
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Фиалковский
11.11.2024 18:57
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.11.2024 17:39
Создатели шоу «Гарри Поттер и философский камень» будут финансировать ВСУ
Новый комментарий от прот. Владимир Сахаров
11.11.2024 17:30
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от Виктор
11.11.2024 17:29
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.11.2024 16:48