От редакции: Мы никогда не были почитателями лишённого сана отца Алексия Уминского, сторонниками его идей. Однако автор тоже не является его почитателем. Скорее, на примере истории с делом Уминского он рассматривает проблемы нашей церковной жизни. Особенно ценно, что это взгляд русского православного человека из Германии. Поэтому мы и решили напечатать эту статью.
***
Последние события, касающиеся дела отца Алексия Уминского, происходящее в стране и в нашей Церкви побудили меня снова «взяться за перо».
Не знаю насколько мы обладаем полной информацией по конфликту вокруг известного священника, скорее всего нам не всё известно, как с одной так и с другой стороны, отец Алексий последнее время не высказывался по этому поводу широкой публике, что совершенно понятно. Но, что преподносится официально, на то и сошлёмся.
Прослушав ещё раз отца Алексия за более чем последнее десятилетие и сравнив критику и осуждение в его адрес, а где-то и поддержку, думаю, во всём этом правильно понять причину и поставить всему правильный диагноз.
Его обвиняют в либерализме. Но он-то себя таким не считает и не называет. А вот, например, президент России В.В.Путин официально называл себя либералом, и что-то я не слышу в его адрес за это укор или осуждение. Здесь дело скорее не в том кем ты себя называешь, а в том, что ты делаешь и говоришь, и как это воспринимают окружающие. Есть в нашем православном обществе различные группы и течения, которые в разной степени, по мере своих взглядов, устоявшихся привычек и традиций уклоняются в сторону своих убеждений и приравниваются к либералам, консерваторам, сталинистам (на РНЛ, например, немало людей со «Сталинским уклоном»). Но все мы в первую очередь (кто-то, возможно, и не в первую) являемся христианами, и при этом никто не является стопроцентным «либералом», «консерватором», а все имеют в себе по жизни, хоть и немного, что-то от других «групп» – «либерал» от «консерватора», «сталинист» от «либерала» и т.д.
Со стороны каждому человеку это видится по-своему и воспринимается подчас болезненно. Вспоминается как в одной беседе «под часами» с отцом Дмитрием Смирновым отец Алексий с болью говорил о «православных сталинистах» и недоумевал: как такое может быть?! Одновременно этих же людей смущает и возможно раздражает его либеральный уклон. Но всему этому явлению, думаю, правильнее было бы дать название «крайности» ибо нет «чистых» либералов, консерваторов и сталинистов. Именно диагноз «крайности» я бы поставил отцу Алексию и всем нам, а не всевозможные «измы». Мы не умеем (или делаем это плохо) идти средним путём, и впадаем подчас, в данном случае отец Алексий, во всевозможные крайности. Взяв во внимание заповедь «не убий» он как будто забывает в каком грешном мире мы живём и странно оценивает обстановку, хотя надо дать ему должное, что обстановка не простая и даже не однозначная.
Кому-то видится, что он оказался на стороне «зла и неправды» и его обвинили в предательстве. Но предателем он бы был, если б желал своей стране поражения, чего как раз с его стороны нет. По каким-то своим соображениям (не понятным другим) не нравится ему молитва о Святой Руси, предложенная Святейшим патриархом (как мне известно) и хочет он молиться только о мире. Ну и пусть молится только о мире! Зачем раздувать из этого проблему и новый конфликт? Не само ли российское руководство всё время и стремится более к миру, чем к победе? У России для победы есть все возможности и сам президент говорит, что мы воюем в полсилы. Так в чём проблема, если отец Алексий, по своим ведомым ему понятиям (и имея при этом единомышленников) и не понятным нам будет молиться о мире и даже советовать смущающимся людям поступать также?
Звучит ответ, что он вносит раскол в общество. Но, во-первых, общество стараниями дьявола уже давно находится в расколе (в нашей русской Церкви особенно с раскола при патриархе Никоне), а, во-вторых, такая реакция (запрещение в служении и навешивание всевозможных ярлыков) на его высказывания вызовет ещё большее разделение и разочарование. Ещё раз повторю, что отец Алексий Уминский не желает поражения своей стране, не является её предателем, и его слова не носят разрушительный характер. По учению Церкви такие беды как война случаются по нашим грехам. Каким грехам учил отец Алексий людей? Согласитесь, что те, кто совершает аборты, блудят, сквернословят и далее по списку как раз и являются в данной ситуации предателями. Его назвали гордецом. Хотелось бы взглянуть в «смиренные» глаза того, кто его так назвал и интересно узнать – кто не заражён грехом гордости? Если на РНЛ неосторожно выразиться о Сталине и его злодеяниях, то получишь такой поток «любви» и «смиренных высказываний», что хватит на всю оставшуюся жизнь. Такой вывод можно сделать, читая комментарии к статьям.
Отец Алексий Уминский страдает крайностями и его иногда «заносит», но и мы страдаем тем же. Последнее время наблюдается печальная тенденция в нашей Церкви под названием «рубка голов» – имею ввиду запреты и извержения из сана. Конечно, священноначалию не позавидуешь, но уж больно массовым стало это явление. Возьмём один из последних случаев с отцом Леонидом Калининым, который якобы препятствовал перенесению иконы «Троица» из музея в храм. Но странным образом за неделю до случившегося мне лично пришлось слушать, как отец Леонид, участвуя в беседе (то ли с музейным работником, то ли с реставратором – не помню), убеждал своего собеседника в том, как важно иконе пребывать в храме, и всячески был за перенос иконы. Т.е. получается, что где-то он не «стал по стойке смирно», возможно задал, как профессионал, критические вопросы и сразу был наказан за якобы «препятствие в переносе иконы». Печально всё это…
Следующая крайность нашей жизни называется – «послушание священноначалию». Как человек, будучи другого возраста, обладая другим опытом, знаниями и воспитанием должен всегда и во всём быть послушным своему начальству? Согласитесь, что если такие люди и есть, то они или святые (которых единицы), или же безвольные, или, ещё хуже, трусливые. Всё таки Церковь – не армия (как её некоторые люди воспринимают), а имеет более образ семьи – Сам Господь называет своих учеников друзьями (Ин. 15:14). Почему отец Алексий не имеет право на своё видение и отношение к войне? Лично мне, как наверное многим из вас, ближе и понятнее «официальное» отношение к войне и к той же общей молитве. Но почему мы не уважаем мнение других и готовы их «уничтожить»?! В конце концов, всё это не является центром нашей христианской жизни, и никогда не будет восприниматься всеми одинаково и однозначно, и наша задача при таких разных взглядах сохранить уважение и единство.
В своё время я (простите за нескромность) повёл себя примерно также ко всевозможным предписаниям и ограничениям во время пандемии. Тогда слова и действия Синода о всевозможных «мерах» воспринял с недоумением и критикой. Перестав на тот момент совершенно слушать проповеди патриарха и его высказывания (по причине разочарования), продолжал поминать его в молитвах и, не делая из него врага, просто осознавал, что каждый должен делать своё дело. Когда началась война, то всё изменилось до наоборот и уже приходилось оправдывать слова и действия патриарха перед другими людьми. И нет в этом ничего особенного – просто мы все в Церкви другие, но едины во Христе. Слова из Писания: «они вышли от нас, но не были наши, ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Ин. 2:19) по отношению к отцу Алексию звучат в данном случае так глупо со стороны некоторых людей, что хочется плакать. Во-первых, он не вышел, а его вывели (в отличие от некоторых «артистов»), во-вторых, он остаётся в Церкви и является её членом. Таким людям хочется напомнить, что после исповеди их самих каждый раз заново «принимают» в Церковь, и не известно как долго они в Ней задерживаются.
Хотелось бы рассмотреть один (из многих других) острый вопрос, из-за которого собственно упрекают отца Алексия (и ему подобных) в так называемом либерализме – вопрос Церковнославянского языка (ЦСЯ). Сколько уже было сказано и опытными священниками и самим патриархом Кириллом, что проблема существует и её нужно активно и грамотно решать! Отец Алексий пытается тоже решать её и озвучивает это, нравится это кому-либо или нет. Сам я люблю этот язык, в среднем неплохо понимаю его, читаю на клиросе, но при этом осознаю, что не все люди его воспринимают и смогут понять, если с ними не заниматься и не объяснять прочитанное. Например у нас в Германии молодёжь не то что церковнославянский, они и русский не все воспринимают. В России в основной массе это тоже остаётся проблемой.
Много ли у нас занимаются на приходах ЦСЯ, понимают ли люди, что им читают в паремиях, в апостольских посланиях, как священники эти чтения объясняют и толкуют? Каждый может ответить сам, но в среднем ответ известен: плохо и слабо. Глядя на это и оценивая ситуацию, начинаешь приходить к мнению, что в таком случае возможно и лучше читать те же самые Паремии и Апостол на русском языке. Но, попробуй такое озвучить среди «защитников православия» – тебя сразу припишут к «обновленцам», «либералам» и «еретикам» и покроют «добрыми» словами. Только неведомо этим людям одно – не они спасают православие, а оно их, лучше бы задействовали свою энергию и те же знания ЦСЯ на пользу другим, чем высматривали мнимых врагов Церкви. В нашей русской православной среде нет (точнее есть, но очень слабо) культуры дискуссии и обсуждения подобных непростых вопросов. Как правило, каждый обсуждает их в кругу своих единомышленников с заранее известным результатом и не готов увидеть и осознать проблему. Церковнославянскому языку предали такую сакральность (отчасти это неплохо), что не знают, как из этого выходить, при этом решили и сказали просто: что проблемы нет.
Кстати, о сакральности. Всё что связано со священнослужением и деятельностью священника является сакральным. Когда человека рукополагают, то называют это «венчанием с Церковью» (при этом снимают обручальное кольцо). Мне понятно, когда священника запрещают в служении и совершенно непонятно, как можно лишить сана, если он «обручён Церкви»? Не то же ли самое с обычным браком? «Что Бог сочетал, человек да не разлучит» (Мк. 10:9) и ещё: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться…»(Мф. 19:8). Разве не относится это и к священству?
Ещё вопрос нашей соборности, о которой говорится в нашем символе веры. Под соборностью мы понимаем совместную жизнь всех поместных православных Церквей, а также епископата, священства и народа. Но то, что касается народа у нас, мягко говоря, пренебрегается. Тот же пример с отцом Алексием. За него заступается его паства, просит о снисхождении. Этих людей обозвали «либеральным болотом» и т.д. Возможно, среди них и есть «левые люди», но согласитесь, что за более 30 лет своего служения этот пастырь воспитал немало православных людей. При этом «нелиберальное болото» готово со всей православной любовью втоптать в грязь это самое «болото».
Мы когда-то начнём ценить друг друга, ведь нас православных не так уж и много? Хочу напомнить слова Христа: «Взявшийся за меч от меча и погибнет» (Мф. 26:52). В этом случае эти слова, мне кажется более подходят не к происходящей войне на Украине, а более к тому как мы поступаем со своими ближними внутри Церкви. Священников по причине и без переводят с места на место, запрещают и, как правило (накопилось немало негативных высказываний и случаев, свидетелем которых тоже являюсь), заступничество, и обращения к вышестоящим не дают результатов, к людям не прислушиваются. Об этой проблеме в одной из своих статей высказывался протодиакон Владимир Василик. Но видимо по замечанию «сверху» на РНЛ эту статью удалили. Видать задел он за живое, и об этом говорить не разрешается. Нарушается наша соборность, единство, а проблемы остаются.
Есть проблема и «церковного суда». Про него очень мало что известно, т.к. это закрытая структура Церкви. Хорошо это или плохо, не мне решать, но люди (как правило, бывшие священнослужители) рассказывают нелицеприятные подробности, и т.к. другой информации нет, то и не знаешь, кому верить.
Верю, и другого быть не может, что Россия победит в этой очередной нелёгкой схватке, но меня не так волнует вопрос победы, как то, что будет дальше через несколько десятилетий. Согласитесь, что наша история учит тому, что все наши победы приводят нас к краху (сомнительный тезис. – Ред.). Победили в 1612 году, и через время произошёл раскол в Церкви, не стало патриаршего служения. Славные победы 19-го века к началу 20-го века закончилось гибелью империи. Победа в Великой Отечественной войне закончилась для нас очередным позором.
К чему может привести наша очередная победа, и по какой причине это может произойти? Думается мне, причин может быть несколько, но одна из них это неизжитая болезнь общества под названием «наши крайности» и ослабление нашей соборности. Стоило бы об этом уже сейчас задуматься, начать что-то делать. Потом при эйфории победы об этом меньше станут думать.
Слова и призыв Христа: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), мы можем исполнить только в нашей соборности и в союзе любви, ибо «нет праведного ни одного, нет разумевающего…» (Рим. 3:11). Все мы «патриоты», «либералы», «сталинисты» нуждаемся друг в друге, а иначе поодиночке каждый уклонится в свои «дебри». Говорим о любви, что Бог есть любовь и Он пребывает в Церкви, но одновременно своими словами и делами творим антипроповедь и сами отталкиваем людей от Церкви. Мы призваны самим Богом, также святыми апостолами к святости (Лев. 11:44; 1Пет. 1:15), к чему и должны стремиться, чего я и желаю всем нам достичь.
Дмитрий Евгеньевич Бобров, православный публицист, предприниматель, алтарник храма, Германия
12. Мерзкая статья
Автор поставил себя на недосягаемую высоту и учит нас, непонимающих и заблудших, правильному, с его точки зрения, поведению и порядку. Порядок наверное от немцев научился понимать. Оказывается достаточно быть православным и православие тебя спасет и никаких усилий прилагать не нужно. Не понятно зачем Святые отцы так оберегали чистоту православие и боролись с еретиками. Данный защитник только убеждает в правильности наказания Уминского.
11.
Не надо. Каждый из них и прихожан таких же будет собирать.
10. Ответ на 7, Русский Сталинист:
Наши немцы, которые из-за перестройки переехали в Германию, сейчас бегут оттуда в Россию.
Неужели у автора какие-то непреодолимые обстоятельства? Вроде бы молод ещё. Вот только что фермер из Канады с шестью детьми переехал в Россию, обустраивается:
https://www.youtube.com/watch?v=YMnHEGVJ2qY
9. Ответ на 4, E.O. :
8. На 4 комментарий
7. На 2 комментарий
6.
5. Ответ на 4, E.O. :
После не значит вследствие.
4. Ответ на 2, Константин В.:
Пусть алтарник из Германии раскроет это утверждение подробнее. Что тут имеется в виду?
Читатели могут подумать, что он озвучивает известный тезис о баварском пиве.
Думаю, речь о крушении в 1991 году СССР - страны, победившей в ВОВ.
3. По основной теме
Посмотрим. Ждем его новых эфиров на "Живом гвозде".
Вообще-то давнее и постоянное сотрудничество с "Эхом" характеризует человека определенным образом. И не надо говорить, что Церковь вне политики. Сам о. Алексий неоднократно подчеркивал, что Церковь может и должна заниматься политикой...
P.S. Конечно, было бы лучше, если бы начальство раньше заметило антицерковные суждения о. Алексия. Глядишь, и в "измах" не пришлось бы обвинять. Чего стоит излюбленный им тезис, что на богослужении "Бог служит человеку". Sapienti sat. А однажды мне случилось быть на беседе при его храме (и с его участием) - там "научно" доказывалось, что Откровение не принадлежит ап. Иоанну Богослову.