Жительница Челябинска обратила внимание, что образовательное учреждение, куда ходит ее ребенок, посещают девочки в хиджабах. Женщина написала жалобу в региональное Минобр и предложила запретить религиозные атрибуты в школах, сообщает 74.RU.
«У нас на Северо-Западе уже очень много выходцев из ближнего зарубежья, и есть те, кто в школе носит платки, — рассказала 74.RU челябинка Анна (имя изменено). — Я считаю, что так не должно быть, поэтому направила в Минобр предложение о выходе с законодательной инициативой о запрете религиозных атрибутов в государственных школах по примеру Республики Мордовии. В 2015 году Верховный суд поддержал в этой инициативе Мордовию, и там запретили ношение хиджабов в школах».
На прошлой неделе в Тюмени разразился скандал: родители пятиклассницы заявили о том, что директор школы отказалась впускать на занятия их дочь в хиджабе. Попасть на уроки заплаканная девочка смогла только тогда, когда ее мама сделала замечание руководителю учреждения и между ними началась словесная перепалка.
В федеральном законе «Об образовании» говорится, что вопрос о религиозных атрибутах вправе регулировать регионы. В свою очередь в законе Челябинской области об образовании указано, что ученики должны носить удобную и эстетичную одежду в повседневной школьной жизни. При этом следует «устранить признаки социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися».
Первый заместитель министра образования региона Елена Коузова сообщила 74.RU, что каждая школа вправе регулировать этот вопрос самостоятельно, закрепив локальным актом правила о внешнем виде детей. Также замминистра подтвердила, что в Минобре есть такое обращение от родительницы.
«Мы сейчас рассматриваем его со всех сторон, в том числе привлекаем юристов, Министерство юстиции, потому что вопрос непростой, — объяснила Елена Коузова. — Хиджаб можно рассматривать как определенный символ религии, и тогда понятно, что школа у нас отделена от церкви. С другой стороны, это определенная культурологическая традиция. Поэтому здесь встает вопрос — это всё-таки религиозный признак или это культурологическая традиция? Вопрос очень тонкий, очень индивидуальный, мы здесь не торопимся давать однозначные ответы. Поэтому всесторонне рассмотрим. Мы понимаем, что сейчас увеличивается количество тех, кто проповедует эту религию, и у них есть свои атрибуты и символы. Надо учитывать интересы всех, но при этом не в ущерб другим».
Главный муфтий Уральского региона Ринат Раев уверен, что ношение хиджаба или платка в учебных учреждениях — нормальная практика.
«Давайте реально подходить к этому вопросу — я не считаю это проблемой — в школе есть мусульманские и православные мальчики и девочки, — рассуждает Ринат Раев. — Например, православные носят крестик. Это атрибут? Атрибут. А как мы можем устранять это? Мы не имеем права. Есть закон о вере, сохранении веры, уважении к этому. Если ранее не было в Конституции этого, то сейчас сказано, что вера в Бога и духовно-национальные культурные ценности являются наследием народов Российской Федерации. А как тогда их сохранять? Где? Только в храмах? А до храма еще надо дойти. Поэтому мы с детства должны прививать ценности, как прививают против гриппа. Точно также мы должны ценности прививать в любой конфессии».
Муфтий убежден, что локальные акты в образовательных учреждениях не должны противоречить Конституции.
«Еще раз — все духовно-национальные ценности являются наследием народов РФ. А ношение платка — это ценность? Это ценность. Раз изменения появились в нашем главном законе, Конституции, то и в локальных актах, и уставах школ это должно изменяться».
Ринат Раев добавил, что к нему периодически поступают обращения на эту тему.
«Последний случай был, когда девочка поступала в колледж. Там восприняли платок как религиозный атрибут, ссылались как раз на локальные акты, что у нас светское государство. Но потом история всё-таки разрешилась», — заключил муфтий.
Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин:
В одном из довоенных советских фильмов был запечатлён труд колхозников. На уборке урожая работали молодые советские девушки в застёгнутых наглухо платьях и платках. Причем, платки были повязаны, как сейчас мусульмане повязывают хиджабы – все закрыто до бровей. Это было связано с тем, что на уборке зерна очень много пыли. Но в те времена все девушки носили платки, поэтому невозможно было определить, кто из них мусульманка, а кто христианка. И ношение платков было естественной традицией для всех.
Вредным поветрием как раз является отказ от платков и длинных платьев – отказ от традиционной одежды. Мы увлеклись модой на европейскую форму одежды. И это опасно. А в том, что девочки ходят в школу в хиджабах, нет ничего опасного. Более того, нужно всем девочкам носить платочки, и тогда не будет никаких различий. Запрет на хиджабы в школе – глупость и проявление религиозной нетерпимости атеистов.
Конечно, школа – светское учреждение. И никто не требует от учеников носить крестики – пожалуйста, одевайтесь, как хотите. Но было бы прекрасно, если бы наши русские девочки носили платки в школе.
В Мордовии, Чувашии, Удмуртии, в центральной России раньше все одевались традиционно – длинные платья, закрытее рукава и платки. Традиция одежды не разделяла жителей России. Повторю, на мой взгляд, неприятие хиджабов в школе – проявление религиозной нетерпимости со стороны атеистов.
Мы должны брать пример с мусульманок, которые отстаивают ношение своей традиционной одежды. Я замечаю, что в Москве появилось много молодых мусульманок в традиционной одежде. И даже с точки зрения эстетики и элегантности они выигрывают по сравнению с нашими европейскими девушками, которые одеваются очень открыто. Мы должны возвратиться к православной традиционной одежде и тогда у нас не будет вопросов с принятием традиций национальных стран мусульманского мира. А мусульманский мир – это часть русского мира.
1.