Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные исследования о том, как за три десятилетия изменились взгляды россиян на половые связи вне брака.
«За 30 лет вербализация сексуального вошла в рутинный обиход, и у большинства граждан сформировалось отношение к сексуальным связям вне брака: в 1992 году четверть россиян затруднялись высказать определенное мнение о том, что считать нормой в сексуальных отношениях (от 22% до 26% давали ответ «трудно сказать»), - говорится в исследовании, - в 2022 году граждане чаще занимали определенную позицию: количество ответов «трудно сказать» сократилось в среднем в четыре раза до 5-8%.
За прошедшие три десятилетия секс до брака в нашем обществе стал скорее нормой, а взгляды на добрачные половые связи у россиян раскрепостились — 67% сегодня считают их допустимыми, ненормальными их назвали 27%. В 1992 году на этот счет не было доминирующей позиции: 39% были за то, что это норма, столько же считали добрачный секс недопустимым (39%).
Если сам факт секса до брака стал за 30 лет вполне допустимым явлением, то секс без любви — нет. Хотя и выросла доля тех, кто считает физиологические взаимоотношения без чувств возможными (29% в 2022 vs 16% в 1992), все же в российском обществе доминирующей остается позиция о недопустимости секса без любви (63% в 2022 vs 57% в 1992). Иное видение нормы в этом отношении у жителей столичных регионов: в Москве и Петербурге мнения о допустимости половых отношений без чувств разделились практически поровну (42% считают допустимым, 46% — недопустимым).
Взгляды на адюльтер по сравнению с началом 1990-х изменились значительно и не в сторону сексуальной вседозволенности, а, напротив, в пользу традиционных взглядов на семью. Почти в два раза чаще россияне сообщали, что считают неприемлемым иметь любовника/любовницу помимо мужа/жены (86% в 2022 vs 49% в 1992), среди молодежи 18-24 лет так считает абсолютное большинство — 97%. В начале 1990-х четверть граждан считали нормальным иметь отношения с кем-то помимо супруга (25%), сейчас так считает только каждый десятый (9%)».
Данные ВЦИОМ проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин:
Как сказал наш современник, недавно скончавшийся философ Виктор Николаевич Тростников, нравственность в России была подморожена советской властью. Коммунистическая идеология подморозила процессы, поэтому сейчас у нас нет гей-парадов, хотя к этому шло. Замедление происходило в советское время, и следы этого замедления видны в статистике ВЦИОМ.
В 1991 году отношение к вопросу брака было более целомудренным, чем сейчас. Потом пошёл процесс либерализации. И речь шла не о возрождении духовной жизни России, а о попытке либерализации Церкви. Власти позволили людям быть в Церкви, но при этом процессы разрушения и растления России возросли многократно. Поэтому Россия испытывает сейчас гораздо больший натиск западной либеральной идеологии, чем во времена до начала 1990-х годов.
Что касается вопросов близости без любви и близости в любви, то непонятно, что здесь имеется в виду? Всё-таки мы христиане и любовь почитаем как имя Божие, поэтому не может быть никакого другого отношения к слову «любовь». Поэтому близость без любви просто противоречит естественной картине мира, в которую мы верим, потому что Христос сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Мф. 19:3).
Апостол Павел поучает: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:29). Поэтому близость не может быть без любви по определению. Супружеская любовь, любовь от близости в нормальном супружестве перерастает в любовь духовную, в любовь во Христе. Любовь без брака — это вопрос, который нам навязан искусственно. Нет такого вопроса при естественном течении жизни человека.
Бывает так, что плотская любовь не перерастает в любовь духовную, но это уже вопрос нашей духовной практики, вопрос миссии христианина, который должен к этому стремиться, и стремиться преобразовать мир, чтобы это происходило. Ожесточённость противостояния либерального мира и мира христианского будет только возрастать и в дальнейшем.
Тот факт, что сейчас люди сопротивляются этим явлениям — это знак того, что мы православная страна, православный народ, православное государство.
Что делать государству в этом отношении — яснее некуда. Государству надо быть союзником Церкви Христовой и придерживаться тысячелетних традиций христианства. Если государство пойдёт путём, который проложен Церковью в этих вопросах, оно будет укрепляться, если же государство изберёт иной путь, растление и разложение будут продолжаться.
Кстати говоря, вопрос о духовной силе государства — это вопрос стратегический, вопрос существования нашего государства. Я считаю, что нравственная нечистота порождает не только зыбкость брака, но она порождает еще такую вещь, как предательство и неверность Отечеству, приводящее к тому, что в критические моменты люди не способны быть верными своему Отечеству.
Сейчас, в наши времена, мы видим, что происходит выявление этих самых личностей, неспособных к защите Отечества, неспособных к его укреплению. Эти вопросы взаимосвязаны. Я уверен, что супруги, верные в своем супружестве, будут верны в воспитании своих детей и будут верные своему Богу и своему Отечеству.