Министр просвещения Сергей Кравцов в ходе пленарного заседания в рамках правительственного часа в Государственной Думе России заявил, что необходимо найти законодательное решение для введения школьной формы, сообщает «Учительская газета».
В настоящее время она введена в половине образовательных организаций общего среднего образования. Как отмечал глава Минпросвещения России, почти в 70% школ присутствуют те или иные элементы школьной формы. Во многих учебных заведениях ребятам рекомендован деловой стиль одежды. Чтобы такая практика стала повсеместной, необходимо данный вопрос обсудить с родителями.
Впрочем, как отмечает «Учительская газета», в российских школах думают о форме не только для учеников, но и для педагогов. Так, в Северной столице прошел модный показ корпоративной одежды для учителей. Он был подготовлен дизайнерами и производителями Санкт-Петербурга. Участниками дефиле выступили взрослые модели и студенты образовательных организаций среднего профессионального образования.
Тем временем в Госдуме высказали отношение к идее единой школьной форме. Так зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин (фракция КПРФ) считает, что идея единой формы в школах понятна, сообщает Лента.ру. По его мнению, она необходима для обеспечения дисциплины, а также для того, чтобы учащиеся не демонстрировали друг перед другом богатство. Однако уже существующих в этой области норм достаточно, подчеркнул депутат. «Сейчас закон предполагает введение неких единых требований к школьной одежде, а по решению совета школы возможна и единая форма — может быть, какие-то школы хотят иметь собственную форму, отличную от единой по стране», — отметил депутат.
Однако, по его словам, введение единой школьной формы в стране может привести к дополнительным затратам для семей, в том числе с низкими доходами. В таком случае государство должно брать эти расходы на себя, убежден Смолин. «Давайте мы дождёмся конкретных предложений. Пока мне представляется, что ситуация законом в достаточной степени урегулирована», — поделился депутат своим мнением.
Предложение министра Просвещения прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный московский пастырь, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин:
Вспоминаю, как в 1953 году я поступал в первый класс. У девочек и мальчиков была единая школьная форма. И в этом не было ничего плохого. Конечно, ныне у людей поменялся менталитет, поэтому будет труднее ввести единую форму. Однако я буду очень рад, если смогут воплотить в жизнь предложение министра просвещения.
А прикрываться тем, что введение единой школьной формы может превратиться в формальную принудиловку – от лукавого. Ибо любое благое начинание можно превратить в формальность.
Единая школьная форма дисциплинирует и мобилизует учеников. А также ликвидирует либеральный налёт в отношениях между учениками.
Я считаю, что введение единой школьной формы – это благое начинание. И нужно сделать всё, чтобы оно не превратилось в формальность. И это задача школы, педагогов и общества. Это элемент дисциплинированности и отмобилизованности общества: одни и те же сказанные слова могут восприниматься по-разному. Например, когда что-то говоришь на пляже в Сочи – это одно, а совсем другое говорить ученикам в парадной форме в классе.
Школьные занятия нельзя превращать в вернисажи одежды. И единая школьная форма будет способствовать концентрации детей на учебе и воспитании. Вольная одежда не способствует воспитанности и отмобилизованности, даже взаимоуважению. Все будут смотреть по одёжке – кто и как одет. А если все будут одеты одинаково – то судить будут по уму.
Если говорить о кратком идейном содержании школьной формы – это концентрация на отношениях и концентрация на учёбе, а не на том, кто как блистает и у кого какие родители и понты.
Кто-то из учащихся очень сильно не захочет носить единую школьную форму. Однако государственные школы должны придерживаться единого стандарта. А кто не согласен – пусть ищут частные школы, где могут позволить себе носить вольную одежду.
Если ученики примут школьную форму, то примут и многие другие внутренние установки школы, например, направленные на воспитание нравственности.
1. В Минпросвещения заявили о необходимости законодательно ввести в школах форму