itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Россия крещена, но не просвещена

О вопросах религиозного просвещения в современной России. Часть вторая

Русская школа  Основы православной культуры  ЕГЭ 
0
493
Время на чтение 35 минут
Фото: 5-tv.ru

См. начало статьи

Мы подняли очень серьезную проблему религиозного, православного просвещения в современной православной, непросвещенной России. К православным относят себя более 80 процентов населения страны, а русских, украинцев, белорусов и других неславянских народов, исповедующих православие – более 85 процентов от общего населении современной России. Русские и православные практически тождественные понятия, русские по этническому признаку государствообразующий народ, т.н. титульная нация, поэтому и православие является основной национальной, государствообразующей религией, его духовной скрепой, духовным и культурным цементом всего российского народа. На основе Православия сформировались мировоззрение, нравственность, культура и этика православного человека и т.н. традиционные духовно-нравственные ценности. Поэтому, если имеются провалы, вызванные современной либеральной культурой потребительского общества в этих фундаментальных духовно- нравственных позициях русского человека, то, как он может быть личностью гармоничной и сформировавшейся, как это понимает Православие? Как в таком случае подавляющее православное большинство может определять социальную атмосферу и коллективное мышление общества, духовный стержень нации и народа России, а следовательно, и его будущее и судьбу?

Рассуждая о будущем России и влияния на это будущее православного народа России, уместно будет сослаться на опубликованную порталом РНЛ мою статью «Как нам построить Православное, самодержавное и народное государство». В качестве одного из главных факторов, определяющих успех этого, выражаясь современным языком, Проекта является формирование нового человека, православного, но качественно отличающегося от «среднего» современного, невоцерковленного и непросвещенного в православной вере и культуре человека. Только с новым православным человеком возможно возникновение новой России – «Третьего Рима, Святой Руси».

Если в современном русском человеке духовного православного стержня нет, а его культура аморфна, толерантна и подвержена иноземным богопротивным влияниям, то такой народ обречен на различные манипуляции с ним глобальных и внутренних врагов православия и России, с чем мы сталкиваемся ежедневно.

Отчетливо и абсолютно однозначно это проявилось в связи с начавшейся спецоперацией по демилитаризации и денацификации (я бы сказал дефашисизации) Украины.. Сразу вылезли на поверхность все явные и притаившиеся «друзья русского народа» и противники Президента. Одним словом, как их точно называют во время войны – предатели! Но самое страшное – это то, что значительная часть нашей «образованной молодёжи», не имеющей твердого православного и имперского мировоззрения, готова явно или неявно их поддерживать. Такое положение вполне отвечает чаяниям врагов России и русского народа. События сегодняшнего дня убедительно убеждают, что либерально -демократической и антиправославной идеологии должен быть поставлен надёжный заслон. Молодёжь необходимо максимально изолировать от этой заразы. Но такая изоляция не должна быть механической (как ношение масок или перчаток), это должна быть духовная прививка, надежно оберегающая от болезни.

Как утверждают многие эксперты, в том числе и Министерства обороны, против России ведётся ментальная война на долгую перспективу. Эта война была начата ещё в послевоенное время, в 50-е годы и привела к деградации творческой и политической элиты и, в итоге, к распаду великой Красной империи. Осталось добить современную «сосредотачивающуюся» Россию. А далее, что может последовать - вымирание, дальнейшее раздробление и исчезновение в истории мировых цивилизаций Великой нации, Великой культуры и Великой страны.

Думаю, что этой стратегии запада 21 века понимает Президент России и патриотическая и православная часть нашей современной правящей элиты, поэтому Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части введения просветительской деятельности, которая может проводиться и для формирования у учащихся и молодежи ценностных установок и духовно-нравственного развития. Он вступил в силу с 1 июня 2021 года. Закон призван оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности.

Ставить и рассматривать вопрос о всеобщем возвращении страны в Православие, это вопрос не столько сегодняшнего дня, как средство решения множества современных социальных и экономических проблем и в первую очередь, проблем молодежи. Рассматривать такую задачу на основе всеобщего православного просвещения на первый и, не только на первый, взгляд может показаться безумной фантазией. но это вопрос стратегический, во многом определяющий будущее нашей страны, государства и народа в целом!

Действительно, сегодняшний мир, не случайно многие православные священники и ученые-богословы рассматривают как мир предапокалиптический. Современный мир, особенно в числе стран - его политических и экономических лидеров, напоминает все ускоряющееся течение огромного мирового потока, который становится стремительней, завихрённей, бурным и турбулентным пред тем как низвергнуться вниз подобно Ниагарскому водопаду в бездну преисподней. И в этом потоке на своих национальных судах – этаких «современных Титаниках» под веселую толерантную музыку потребительского оркестра «цивилизованные и демократические» народы земли движутся вниз по течению в одном направлении, которое на указателях вдоль стремнины значится как личная свобода, демократия, права человека, техническое и экономическое процветание. Как уже говорилось выше: «Свобода, равенство, братство» в современном прочтении. Возврат русского народа к подлинному православию через всеобщее просвещение народа – означает разворот корабля «Россия» на 180 градусов и начало движения против всемирного течения. Что человеку невозможно, то возможно Богу! Если по молитвам нашим, Господь поставит во главе русского народа православного, мудрого и праведного кормчего, то такой разворот может произойти!

Сейчас происходит, может быть, последняя и главная брань с темными силами и проверка русского народа на право занимать достойное место среди мировых цивилизаций и наций и сохраниться в роли удерживающего перед Вторым пришествием Спасителя.

В своем интервью, «Российской газете» – «Без веры и Родины жизни нет» митрополит Иоанн (Снычев) сказал: «Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками, значит, сумеем возродить и Святую Русь. Отступимся – Россия погибнет».

Прекрасно по этому поводу высказался также отец Димитрий Смирнов в своем интервью каналу «Царьград» 7 марта 2019 г. «Если мы хотим сохранить наше государство», – сказал он по поводу сохранения русского народа в ближайшие десятилетия, – «Церковь должна быть везде, потому что история нашего государства вне Церкви вообще не рассматривается. Как если душа отошла от человеческого тела, то перед нами труп, так если Церковь отойдет от государства, то это будет государство – труп». Всего 70 лет понадобилось на то, чтобы попытка реанимировать великую Россию без Церкви, без скрепы Православия, на основе нового безбожного учения о коммунизме. Эта попытка закончилась бесславной кончиной Советского Союза... Русскому народу чтобы выстоять и победить нужна не просто некая национальная идея или чувство патриотизма в качестве духовной скрепы. Такой скрепой может быть только православие и его хранительница – Русская Православная Церковь.

Вывод из сказанного может быть только один: сохранить страну и народ возможно только благодаря всеобщему возвращению, в лоно РПЦ и подлинно православной вере большинства русского народа.

Мы стали свидетелями, как безбожная Россия развернулась к Православию и фактически поголовно крестилась за каких-то 20 лет. Это был скорее не очень осознанный порыв, выполненный по велению сердца многих десятков миллионов русских людей. Теперь все перешло в иную плоскость, когда от человека, каждого православного требуется глубокое осмысление своей принадлежности к православию (не на уровне генетического кода и устоявшихся обрядов), а истинное понимание смысла христианской жизни, укрепления самой веры в человеке, предполагающее и личное участие в жизни церкви. И как утверждают многие священники, – укрепление в вере для современного человека происходит прежде всего через знание о вере, её истории, т.е. через просвещение. Но это, как бы этакая установка свыше, а вот основная масса «православных» такой потребности и личной ответственности пока не ощущает.

Вспоминаю очень глубокое рассуждение о. Андрея Ткачева о «Книге» и «Чаше». Он обратил внимание на уникальность времени, в котором мы живем. Если до революции Священное писание и Священное предание были доступны лишь образованным и относительно состоятельным людям (большая часть русского народа не имела к ним доступа и грамотность народа была невысока), т.е. «Книга» была мало доступна, а к «Чаше» подходило большинство русского народа, то в советское время при всеобщей грамотности и невысокой стоимости книг, книги Священного писания были недоступны народу, церковь посещало немного советских граждан. «Книга» и «Чаша» были фактически под запретом. А в настоящее время при высоком уровне грамотности всего народа все Священные тексты и пояснения к ним широко издаются и легкодоступны в интернете. Поэтому о доступности говорить не приходиться, сейчас все эти знания легко достижимы. Было бы желание. И «Чаша призывает всех крестившихся во имя Христа вкусить плоти и крови Христовой! Но к «Чаше» подходит все-таки малая часть русских людей.

Конечно, необходимо, прежде всего, учитывать 70-летний разрыв в христианской традиции России, которая затронула подавляющее число русских семей, где происходит формирование благочестия, основ знаний о вере и укоренение православных традиций. Уже третье поколение русских детей вырастает в семьях, где их крестят, но больше ничего, по сути, добавить в усвоение православной веры не могут. Вот и получается все носят крестики, а в остальном все остаётся по-прежнему как в СССР и даже усугубляется современной жизнью и культурой либерального потребительского общества.

Наряду с этим, мы имеем официально подчеркнутую с оглядкой на Конституцию РФ секулярную политику государства в области образования, культуры и искусства, что всячески поддерживается либерально-антихристианским «меньшинствами», широко представленными во всех эшелонах власти, среди творческой интеллигенции, деятелей культуры и искусства, части научного сообщества и крупного бизнеса. В большинстве вузов бал правят либералы и безбожники. Достаточно вспомнить роль, которую сыграли российские университеты в 19 и начале 20-го века в подготовке революций 1917 года. Поэтому масса образованной молодежи не только проходит мимо церкви, но и заражаются либеральной заразой, направляют свои стопы к многочисленным соблазнам, которые выкладывает потребительское общество для удовлетворения «духовных», «культурных» и плотских потребностей молодых людей. В своем рождественском интервью телеканалу Россия-1 Патриарх Кирилл однозначно и жестко высказался по поводу осуществляемой политики секуляризации в образовании и культуре, как о целенаправленной антицерковной политике, отстаивающей антихристианские и атеистические позиции.

Я обратил внимание на героев многочисленных телесериалов, сделанных вроде бы, с позиций, когда добро торжествует. В этой массово тиражируемой бесконечной череде серий и сериалов нет православных героев, носящих православные крестики, они не крестятся в обычных для православного человека ситуациях, не вспоминают о Боге и не ходят в церковь. Религиозная жизнь полностью изъята из содержания современного российского кино и не только кино. Единственный фильм «Остров» явился заметными, я бы сказал, потрясших многих событием в культурной жизни страны. Вся киножизнь, показываемая нам, подчинена плотским страстям, происходит как бы вне христианского мира, и это в далеко не самых худших её образцах, которыми забит кинорынок и телеэфир. Я здесь не касаюсь театральной жизни, предназначенной для культурной элиты. Здесь можно насмотреться чего угодно, но только не православного духовного содержания, которое было присуще русскому классическому театру. В Москве среди бесчисленного числа профессиональных театров и разных студий знаю один единственный высокопрофессиональный театр «Театр русской драмы» (худ. руководитель М.Щепенко), работающий строго в русле православной культурной и театральной традиции.

Поэтому перемены, произошедшие в нашем начальном и общем образовании за последние 30 лет в далеко не в лучшую сторону, видны даже непросвещенным.

Вначале я написал, что большинство русского народа против революций и революционных преобразований, ввергающих страну в хаос, насилие тотальное разрушение всего. Так думает большинство среднего и старшего поколения на постсоветском пространстве. Но, к великому сожалению, наша молодежь, выросшая после 91 года и воспитанная на либеральных ценностях, плохо знающая историю своей страны и братских народов, не имеющая устойчивых национальных идеалов и мировоззрения, питающая свой любознательный ум из социальных сетей, представляет ту потенциальную разрушительную силу, которая является главной силой всех происходящих в мире революций, окрашиваемых их закулисными кукловодами в различные умилительные цвета солнечного спектра.

Всеобщее православное просвещение русского народа важно для его самосохранения с позиций индивидуальных, личных, и с позиций общенациональных. Очередная национальная катастрофа, порожденная революцией, - это трагедия, охватывающая не только всю страну, но каждый дом и лично каждого. «Революция – это безумие народа» - как было сказано на программе «Следы империи» телеканала «Царьград».

В связи с этим интересно сослаться на один эпизод, имевший место на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с участниками фестиваля «Вера и Слово» в 2018 году. На вопрос представителя телеканала «Царьград» о возможности ренессанса в возрождении Православия в России, Патриарх не задумываясь ответил: «Возможно».

Проблема всеобщего просвещения современной православной России и формирование в нем стабильного консервативного и влиятельного ядра, задача стратегическая во многих отношениях. Это задача сохранения русского народа, сохранения великой русской православной цивилизации. Это задача сохранения русского государства не только в глобальном внешнеполитическом раскладе, но и во внутреннеполитическом смысле. Если рассуждать организационными категориями, то эта проблема может быть разделена на две качественно различные задачи.

Первая – это увеличение числа воцерковленных граждан;

Вторая – религиозное просвещение основной, пассивной и пока ещё равнодушной к родному Православию значительной части Русского народа, преодоления вековой антиправославной инерции и пробуждения интереса к православию.

Возрастание воцерковленных русских православных людей – это прежде всего, задача непосредственно Церкви и результат работы в приходах и во внешнем пространстве, используя все доступные Церкви методы. Церковь в меру своих возможностей эту задачу решает повсеместно и каждый день. Но необходимо иметь в виду, что социальная база для такой работы церкви очень невелика. Это те несколько процентов граждан России, посещающие церковь, слушающих и читающих православные СМИ или претерпевшие серьёзные личные или семейные скорби. Наиболее, по-моему распространённый случай, приводящий к Богу различных людей. Как сказал ещё Антоний Великий: «Скорбями будут спасаться»!

Главная проблема состоит в том, что молодые семьи, крестившие своих детей, в подавляющем большинстве никакого православного воспитания своим детям дать не могут.

Поэтому вторая задача намного шире и, намного сложнее, так как находится фактически вне прямого влияния Церкви. И как уже я говорил по этому поводу ранее, - она пока зависит прежде всего от всех нас, православных, а также от действующей системы образования и воспитания, от формирующих личность условий внешней среды, которые осуществляются, направляются и непосредственно контролируются Государством.

Еще одно соображение о необходимости качественно более активного и системного подхода к широкому и последовательному просвещению невоцерковленной, по сути, темной части православного народа. Просвещение этих людей создаст благотворную основу для воцерковления значительно большего, чем сейчас количества православных наших граждан. А если следовать современным воззрениям, то государство, которое мы имеем – это отражение нашего коллективного «я» и нашего коллективного разума, морали и духовно-нравственных позиций.

Прекрасный пример в назидание нам, потомкам, когда высочайшее единение советского народа было достигнуто в предвоенные и в годы жесточайшей войны, это единство всех народов, населяющих СССР, единство духа и жертвенность народа стали духовным источником Великой победы, определившим все остальные её составляющие: экономику, науку, технику, организацию и руководство страной и армией в годы беспрецедентного напряжения всех физических, интеллектуальных и духовных сил. Но сила духа народа и его любви к Отечеству, вера в победу и жертвенность были духовным фундаментом достигнутой победы.

Ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, во время проведения спецоперации на Украине открыла глаза многими нашим согражданам на зыбкость и зависимость собственного мира и благополучия от независящих от нашей воли и желаний причин. Я не говорю уже о соседней и братской Украине, где многие люди все 8 лет не задумывались о страданиях других православных на Донбассе. Жили достаточно скромно (в большинстве своём) но не голодали и снаряды не взрывались неподалёку. А теперь сколько причитаний и воплей отчаяния, поскольку вынуждены сидеть в подвалах и начинают молится Богу те, кто о Боге вспоминал от случая к случаю. Сейчас именно тот самый вразумляющий случай! Я знаю это не из ютуба и интернета. У меня близкие родственники и знакомые на Украине, и мы с ними постоянно на связи.

При этом необходимо помнить, что и Российская империя и Советский Союз и во многом современная Россия, преемница СССР, проводили и продолжают проводить имперскую политику, направленную на сохранение и уважение к языку и культурным традициям каждого, даже самого маленького этноса при государствообразующей роли русского православного народа. Также уважительно и дружески ведет себя Русская Православная Церковь в отношении традиционных для России других религий. Это обстоятельство сыграло важную роль в общей победе в ВОВ, несмотря на попытки врага сыграть на национальных противоречиях. Эти попытки продолжаются и по сей день в общем контексте противостояния Запада во главе с США и их союзниками и сателлитами с современной Россией. И справедливости ради, им это удаётся, если взять произошедшее в православной Грузии, на Украине и события в Белоруссии. Идеологическая и информационная война, ведущаяся против России и русского народа, только набирает обороты и в этой войне мы пока проигрываем Западу.

Обе задачи с учётом этой войны в современных внешних и внутренних условиях жизни России и русского народа могут показаться трезвомыслящему и искушенному в жизни человеку не только нереализуемыми, но и фантастическими. Казалось бы, все, что находиться вне прямого влияния РПЦ работает целенаправленно и достаточно искусно против этой идеи. Но вспомним как начали возрождаться, строиться и восстанавливаться превращенные в руины, склады, производства, клубы, преданные поруганию и забвению православные храмы, когда по собственной инициативе собиравшиеся немногочисленные православные общины с молитвой , без средств и помощи со стороны начинали на первый взгляд безнадежное дело. И на сегодня мы имеем более 38 тыс. храмов по всей России даже в самых удаленных её уголках, там, где горячая молитва достигала небес, и Господь помогал, устраивал и благое дело двигалось. Думаю, что настало время объединить наши усилия и молитвы на том, чтобы одолеть противодействие темных сил по одурманиванию исторической ложью. всеми легко доступными прелестями современной цивилизации и потребительского общества молодежи и активной части русского народа.

Поэтому вопрос, как достигнуть такой критической массы в современном обществе и силы ее убеждения, которая бы обеспечивала стабильность бытия и служила надежной защитой от всяких внешних и внутренних возмущений и неожиданных потрясений, – вопрос исключительной важности. При этом, ещё раз ссылаясь на слова о. Дмитрия Смирнова, Государство в лице его Правящей элиты и крупного бизнеса должны понимать, «что без Церкви государство – труп». Этот вопрос безусловно и непосредственно зависит от господствующей в обществе (народе) вере, мировоззрения, идеологии. А все эти категории строятся и воплощаются в жизнь на фундаменте образования, включая воспитание.

Слишком много соблазнов выкладывает потребительское общество перед каждым молодым человеком, диктует свои стандарты «успешной», а, следовательно, счастливой жизни – «не в деньгах счастье, а – в их количестве». Если жизнь складывается нормально, а тем более успешно, то зачем о Боге вспоминать, потребности нет, - а это от непросвещенности.

Думаю, что выражу мнение подавляющего большинства православных сограждан, что всеобщее православное просвещение – на сегодня кажется практически неразрешимой и фантастической задачей.

В государстве, которое де юре, идеологию поставило вне Закона, а фактически исповедует либерализм, это тоже пример тоталитарного либерального государства, в котором засилье неолиберальной прозападной идеологии явно не декларируется. Но фактически, именно носители и апологеты этой идеологии занимают бескомпромиссные позиции в отношении всего, что связано с православием и его влиянием на образование и на формирование православного мировоззрения у подрастающего поколения. Именно современные русские либералы являются апологетами строгого секулярного подхода в образовании и недопущения православной церкви в систему образования. В сложившейся ситуации рассчитывать на прямолинейное взаимодействие Церкви и Государства по данному вопросу не приходится.

Казалось бы, есть повод для пессимизма. Но если вспомнить слова А.Зиновьева, сказанные еще в 90-е и связанные с трагическим распадом Советского Союза и необходимости противопоставления глобальному Западу, тогда он сказал: «Но о том, что есть выход, вам я уже говорил. Психологически положение страшное, поэтому будем сражаться до конца… Я наблюдаю за поведением наших правителей и чувствую себя оскорбленным как солдат и офицер той войны, выполнивший свой долг перед свой Родиной. Я чувствую себя оскорбленным. В России есть большое число людей, способных пойти на риск, сражаться, жертвовать чем-то - все эти ресурсы остаются неиспользованными». Уважаемый философ и социолог имел в виду радикальные методы вернуть России былое величие, с которыми можно соглашаться или не соглашаться, но он, атеист искренне любящий Россию, остро чувствовал необходимость целенаправленной, жесткой и сплоченной борьбы с постигшей страну катастрофой. И в нашей стане множество православных людей готовых сражаться, чтобы не допустить катастрофы!

Поводом для оптимизма в этом, казалось бы «безнадежном деле» является пример из нашего настоящего, когда богоугодное дело успешно осуществлялось, несмотря на практически полное отсутствие ресурсов у тех кто с верой и молитвой его начинал. Так, как было сказано выше, были подняты из разрухи и руин тысячи православных храмов за последние 30 лет.

В России действует большое количество центров дополнительного образования, которые успешно работают на коммерческой, не государственной основе.

Важную роль безусловно играет и высшее и среднее специальное образование, включающие наиболее активную часть нашей молодежи. Примерно более 50% молодежи в возрасте от14 до 25 лет учатся в ВУЗах и различных колледжах. Необходимо отметить, что правовых запретов на православное просвещение, изучение религии и соответствующей культуры в настоящее время в системе образования не существует. И это уже большое достижение. Следовательно, необходимо максимально использовать имеющиеся возможности, сосредоточив усилия на просвещении прежде всего молодежи. Задача по определению максимально сложная и трудная.

Именно молодежь становится объектом первоочередного влияния темных сил, призывающих к революции. Мало что знающих о своей истории, не имеющих веры и каких либо четких стабильных нравственных ориентиров молодые люди, прежде всего подростки, основной объект манипуляций в цветных революциях и всяких других смутах. Подростки на митингах Навального готовы идти свергать власть, свершать революцию. Такие же подростки метали бутылки с зажигательной смесью в бойцов «Беркута» на майдане в Киеве, такие же подростки – футбольные фанаты, будучи русскими по крови, скакали и орали: «москаляку на гиляку», они же устроили побоище в Одессе и сжигали заживо сторонников «Антимайдана», таких же русских молодых людей. Когда отмечалась пятая годовщина одесской трагедии. Было показано множество леденящих кровь кадров, эпизодов.

Когда корреспонденты RT брали интервью в разгар протестов «желтых жилетов» в Париже у молодого парня отнюдь не африканской внешности, он с жаром произнес: «Мы хотим революции». Им нужны революции. Вспомним слова П.А. Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Молодежь – основная разрушительная сила, умом ни в чем не твердых, способная «до основания старый мир разрушить...». Это та значительная часть нашей молодежи, которая не помнит когда была Великая Отечественная война, ничего не знает о её героях, не знает ничего о Куликовской битве, Суворове, героях Шипки, кто и против кого воевал в Гражданскую войну. Легко на незамутненный мозг «иванов, не помнящих родства», посеять зерна ненависти и зла. Как видим уже из нашей новейшей истории зло все чаще торжествует. По одним и тем же калькам используется мало просвещённая молодежь в устроении различных бунтов, цветных революций. Все смены неугодных США и их союзникам политических режимов последних десятилетий проходили по одним и тем же сценариям. Даже в Гонконге к протестующим присоединились посланцы с Украины. Международная закулиса постоянно стремится использовать взрывоопасный молодежный ресурс в различных точках планеты. И конечно суверенная православная Россия – мишень и объект номер один в этих планах.

Именно молодежь должна стать объектом первоочередной заботы государства в вопросах воспитания и формирования личности.

Много внимания Президент, Министерство просвещения и высшие чиновники уделяют развитию в детях современных знаний, поощрения и оказания поддержки наиболее талантливым детям. Создается по всей стране сеть центров типа «Сириус» для развития способностей сверхспособных детей. Много делается для развития детского спорта, строятся стадионы и спортивные дворцы, в которые инвестируются десятки миллиардов рублей. Таланты и здоровые молодые люди стране безусловно нужны. Нужны и высшие достижения в спорте. Но не менее важно, а, по моему мнению, это более важно, какими людьми эти таланты вырастут, и кому будут служить – Богу или мамоне, Отечеству или его врагам? Следует отметить, что вне поля зрения политики государства в молодежной среде находится та самая ничем не выдающаяся в учебе и спорте основная масса молодежи, которая живет своей жизнью в социальных сетях. Необходимо заметить, что для детей и молодежи общедоступного спорта и занятий искусствами практически не осталось. Все это, что было широкодоступно в советское время переведено в современной Росси в платные услуги, а это многим простым труженикам практически недоступно. Эта подавляющая часть молодежи, вооруженная смартфонами и др. гаджетами, самообразовывается, воспитывается и самоутверждается, будучи предоставленными самим себе в социальных сетях, часто с прямым риском для своей жизни и окружающих, творит себе сомнительных и опасных кумиров. Вот эта вроде бы безликая масса на самом деле имеет «свое лицо» и она представляет главный объект и резерв для различных манипуляций темных сил, направляющих энергию этой части молодежи против Государства, его институтов и против церкви. Стоит посмотреть только на одного Моргенштерна и становится ясным, что это за «лицо»!

Главная доминанта, наряду с получением устойчивых и качественных знаний и умений. которая должна быть поставлена во главу угла в образовании и в работе с подрастающим поколением – доминанта формирования духовного и нравственного облика молодого человека. Пока она явно уступает приоритету развития природных способностей учащегося, необходимых для усвоения принятых учебных программ, сдачи ЕГЭ и продвижения в коммерческой деятельности, в науке, на госслужбе, в спорте высших достижений. Если бы десятая часть средств и усилий государства, идущих на развитие талантов, детского профессионального спорта, вкладывалась в программы духовно-нравственного воспитания, в продвижение православного просвещения среди подрастающего поколения, тогда мы бы имели совсем другую молодежь и в перспективе страну, за будущее которой можно было бы не опасаться. Но это пока мечты о светлом будущем.

Общее образование, включая полное, призвано не только дать и усвоить систему всех необходимых знаний и умений (не ложится на язык слово компетенций) у молодого человека, перед выходом в самостоятельную жизнь, но сформировать его как личность, сформировать его мировоззрение, нравственные устои, эстетические взгляды и культуру. Эти требования записаны во всех нормативных документах, регулирующих содержание общего образования.

Главное – это правильно сформировать души основной массы молодых людей, приверженных православию-стержневому мировоззрению, культуре и нравственным идеалам, гармонично развитых не только профессионально, но овладевших всеми главными достижениями великой русской, в основе своей православной цивилизации и культуры. Сформировать в подрастающем поколении четкие православные, именно православные, т.к. все нормы современного образования утверждают необходимость четких представлений о добре и зле, нравственные, этические и эстетические представления о добре и зле, знании и умении отстаивать свою позицию в вопросах, что такое хорошо и что такое плохо! Необходимо главные усилия по православному просвещению народа сосредоточить через использование системы всеобщего образования, с упором на православное духовно-нравственное воспитание молодежи.

Кто сегодня выступает и рекламируется в качестве героев современной молодежи – это не молодые люди и девушки, которые жертвовали собой во время ВОВ и в локальных конфликтах, вызывая огонь на себя, не первопроходцы в освоении территорий, возрождении заброшенных деревень, молодые ученые и производственники, фермеры или представители малого предпринимательства. В качестве современного «Героя» обществу и, особенно подрастающему поколению, навязываются герои потребления, знатоки плотских удовольствий, звезды шоу-бизнеса, всякие скандальные блогеры, как правило, с изломанными личными жизнями, многочисленными разводами и бесчисленными внебрачными связями, заказывающими себе детей у суррогатных матерей, живущими далекой от евангельских правил жизнью. Это, «золотая молодежь» – профессиональные потребители удовольствий и участники различных скандалов, но не созидатели и защитники отечества. Недавно на Санкт-петербургском экономическом форуме к группе школьников подошла В.И. Матвиенко с Романом Абрамовичем, который из своих средств построил образовательный комплекс, и сказала, обращаясь к подросткам: «Вот Герой нашего времени, с кого надо брать пример!» Добавить нечего, всё ясней ясного! Поэтому подростки и берут пример с Дани Милохина, который в принципе не хотел учиться и как-то работать, но хотел иметь все. И современная Россия ему этот билет в лотерею жизненного успеха предоставила. Сейчас он кумир миллионов подростков, его сделали лицом Санкт-петербургского экономического форума, его приглашают на центральные телеканалы.

Блогером стремиться сегодня стать каждый второй подросток. Все они создают «контент» самого разного содержания с одной целью – заинтересовать и привлечь массового подписчика, при этом каких-либо культурных и нравственных рамок у большинства блогеров не существует. Всего два критерия – публичная известность и деньги. Эти рамки задаёт и формирует сеть, не ограниченная ни собственной цензурой блогера, ни самой сетью. А для этого все средства хороши. Это массовое социальное явление требует серьёзного и системного изучения и целенаправленного позитивного воздействия со стороны государства.

Но в первую очередь я бы выделил сферу образования и культуры. В спорте высших достижений дела в этом отношении обстоят лучше, так как там спортсмен живет в непрерывных трудах, в максимальном напряжении сил и приходит к пониманию, что высший результат часто не только от него зависит, но от массы случайностей, над которыми человек не властен, - только Бог!»

Дошкольное и общее образование охватывает практически все подрастающее поколение, а высшее и среднее специальное – около половины молодежи соответствующего возраста. Поэтому наиболее всеохватывающей и эффективной безусловно является и всегда будет такой сфера образования, особенно общего. Тем более, что формирование мировоззрения, нравственных позиций личности ученика и усвоение основ национальной и мировой культуры являются требованиями, сформулированными во всех нормативных документах, регулирующих содержание общего образования и в которых духовно-нравственное воспитание и обучение являются неразрывными частями единого целого – образования. Пока же перевес на стороне либералов и сторонников «западных» подходов к содержанию, организации и правовому регулированию сферы общего образования.

Поэтому и идет непрекращающаяся часто скрытная борьба, за идеологическое доминирование в этих сферах – между либералами и консерваторами, между западниками и русскими патриотами.

Мне представляется, что именно на области образования, являющейся в основном государственной, необходимо сделать главный акцент сотрудничества Церкви и Государства, других православных общественных организаций и государства. Это сотрудничество или, как это принято называть в церковной среде, – соработничество, должно стать более тесным и всеохватывающим. Необходимо переломить ситуацию в образовании в сторону национальных традиций и интересов. Наряду с этим, чиновная бюрократия довольно жестко контролирует весь процесс обучения и воспитания в современной школе.

Большой опыт такого сотрудничества есть у католической церкви в ряде западных стран, в частности в Испании в области общего и высшего образования. В целом, во всех странах Западной и Восточной Европы сотрудничество церкви и государства налажено и осуществляется прежде всего в сфере общего образования. Церковь всех официально признаваемых государством конфессий, в том числе православных, активно присутствует в школах. Все эти формы закреплены законодательно и в подзаконных актах. Только в самой православной по численности стране мира – России, церковь, как правило, не допускается в школы вследствие не действующих законов нашего государства, а устоявшейся практики и позиции органов управления образованием в центре и на местах.

Понятно, что роль образования, особенно общего в религиозном просвещении народа, при определенных условиях, может быть минимальной или, напротив, – максимальной. Пока она минимальна. Главная роль начального и общего среднего образования в религиозном просвещении начинается с того, что оно является всеобщим и им охвачено все подрастающее поколение. Какие знания и какое воспитание посеем, такой народ и вырастет.

При этом, если подавляющее большинство нашего народа – крещены в Православной вере и выбирают именно православную культуру в качестве основополагающей и определяющей свой историко-генетический код, а более трети всех родителей прямо выбрали для своих детей Православную культуру в качестве базового культурологического курса в школе, то почему преподавание остальных предметов – осуществляется с диаметрально противоположных мировоззренческих позиций? Образование – это не только культура в самом её широком смысле – это всегда мировоззрение и идеология. И хотя на последнее слово наложено табу в Конституции и официальной политике, оно всегда присутствует в тех целях и средствах, которые мы, наше общество и государство официально провозглашаем и добиваемся.

Дошкольное и общее среднее образование – одна из главных сфер прямой конституционной ответственности Государства перед народом. Поэтому именно в этой сфере сотрудничество РПЦ и Государства должно быть наиболее всеохватывающим и глубоким, поскольку Православная церковь главный общественный институт, выражающий дух русского народа, его Веру. Главная цель такого сотрудничества – всеобщее православное просвещение подрастающего поколения. Для граждан среднего и старшего возраста у Государства имеется также достаточно возможностей, используя уже действующие формы различного дополнительного образования и вводя новые, чтобы в соработничестве с Церковью обеспечить широкий охват населения в вопросах религиозного просвещения.

Именно государственная общеобразовательная школа должна стать центром православного воспитания и просвещения.

Государство в лице Президента, Министерства просвещения и других компетентных органов власти понимают, что какое-то традиционное духовно-нравственное воспитание необходимо, как гарантия стабильности общества. При этом важная роль с недавних пор отводится изучению религиозных культур, как фундамента культурных традиций.

Если бы больше истинно православных людей было вокруг нас, наша жизнь была бы намного более благополучной, гармоничной и духа Божией благодати было бы значительно больше внутри нас самих и вокруг нас. На высшие посты управления выдвигались бы государственные мужи, которые прежде всего думали бы о благе народа, вверенного им, меньше бы воровали чиновники, коррумпировались генералы и полковники – миллиардеры, меньше бы распадалось семей и больше бы рождалось детей, меньше было бы различных преступлений во всех сферах нашей жизни.

На основе православного мировоззрения и культуры формируется подлинно консервативное мировоззрение и идеология. Ст.13 Конституции России исключает наличие единой идеологии для страны, что является одним из долгоиграющих диверсионных актов «Ельцина и компании», действовавших по прямой указке советников из Вашингтона. Очень образно и ёмко по поводу того, что происходит с Российским государством в процессе преодоления последствий ельцинизма, гайдаровщины, укрепления государственности, выразил философ А. Дугин на портале «Катехон».«Современное российское государство совершенно лишено нравственности. В нём не течет никакой подлинной и глубинной культурной жизни. В таком государстве нет души. Получается, что фактически создан Левиафан, своего рода железный державный монстр без ума, души и этики». Сказано очень жестко, но проявления этого железного бездушного монстра в повседневной жизни простые люди чувствуют ежедневно. Конечно, для оживления и одухотворения государственной машины нужна идеология. «Но власть не столько не хочет животворящей идеологии, сколько не может»,- продолжает свою мысль философ. Чтобы такая идеология могла быть разработана и включена в Конституцию России необходимо создание соответствующих условий не только в научных и философских исследованиях, но и в духовном возвышении всего народа России.

Такая идеология, как фундаментальная платформа духовных ценностей, долгосрочных стратегических целей, путей и способов их достижения на период, не менее 50 лет, объединяющая все народы России, в лоне православного русского народа, когда в итоге все мы граждане России – Русские! На этом фундаменте может быть взращено качественно другое поколение русских людей, для которых деньги, богатство и неуемное потребление перестанут быть главной целью жизни и способом самореализации в этом мире. Сейчас мне хорошо понятно, почему большая часть старшего поколения с ностальгией вспоминает советское время, хотя жизнь во многом была более скудной и суровой. У всего народа Советского Союза была единая цель, мечта, которая объединяла всех, независимо от социального положения и национальности. Мы надеемся, что в обозримом будущем государство победит бедность среди значительной части населения, сможет обеспечить работой подавляющую часть работоспособного населения, создаст систему эффективных «социальных лифтов», сделает равнодоступными и качественными медицинскую помощь и образование на всех его ступенях, возможность жить в благоустроенном жилище. Тогда возможно будет четко сформулировать, что такое хорошая и благополучная жизнь для гражданина великой России, в замен набивших оскомину обещаний лучшей жизни, которую олигархи, власть предержащие и остальной народ понимают совершенно по-разному.

Понадобилось более 20 лет, чтобы из факультативного или преподаваемого на основе регионального компонента предмета «Закона Божия», а затем и «Основ Православной Культуры» был разработан Начиная с 2015 года культурологический курс ОРКСЭ (Основ религиозных культур и светской этики) и был включен в федеральный перечень обязательных предметов, преподаваемых в начальной школе. Это, безусловно, символический шаг в продвижении в систему российского образования религиозных традиционных для России культур, в которых религия является культурообразующим стержнем.

Один из модулей «ОРКСЭ» – Основы православной культуры – как культурообразующая основы образования и воспитания. На изучение ОРКСЭ отводится всего 34 часа и только в 4-ом классе начальной школы.

В настоящее время более трети родителей учащихся начальных школ в качестве базового выбрали модуль Основы Православной Культуры для изучения. Конечно возникает вопрос, а где остальная большая половина «православных» родителей», которые выбрали курсы религиоведения или светской этики? Думаю, что это серьезный пока не реализованный потенциал, с которым необходимо находить действенные формы взаимодействия и разъяснять необходимость смены их позиции в отношении выбора базового культурологического курса в школьном образовании. В этом проглядывается не только пассивность и нестойкость убеждений «православных» родителей, а скорее воля чиновничества, управляющего сферой образования. Но даже цифра более, чем трети всех школ – является внушительной и включает примерно 13.5 тысяч школ и более 3.5 миллионов учащихся. Опираясь на этот плацдарм можно было бы занимать более активную позицию Церкви, православной общественности и различным православным некоммерческим организациям, многие из которых обладают достаточно мощными ресурсами.

Необходимо отметить, что камень этот сдвинулся только после поручения Президента Правительству(Поручение Президента РФ от 2 августа 2009 года № Пр-2009) и Плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах этого учебного курса (распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 года № 1578-р). Апробация, также называемая её исполнителями «экспериментом», началась с апреля 2010 года в школах 19-ти российских регионов.

На заседании Правительства РФ от 04.11.2011г.(Протокол №1(61) было также записано поручение Минобрнауки: «проработать вопрос о преподавании ОРКСЭ в течение полного года на всех ступенях школьного образования». Пока воз и ныне там. Это свидетельство непрекращающегося подковерного сопротивления западников-глобалистов и всевозможных либералов разных мастей, выступающих скрыто или прямо против преподавания в школе предметов, связанных с религией, и прежде всего, против утверждения православия среди молодежи.

В письме Минобрнауки руководителям органов управления образованием напоминается, что «Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР (Основы духовно-нравственного воспитания и развития) через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации».(Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 “Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России») Таким образом, выбор этих курсов в 5–9 классах, их содержания, учебно-методического обеспечения для преподавания относится к компетенции школы.

ОДНКНР в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Казалось бы, все дороги открыты. Но школы не торопятся вводить вполне толерантный культурологический курс на всех ступенях обучения. Почему?

Предметная область ОДНКНР является логическим и содержательным продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы.

Что же происходит на самом деле? Вот как оценили ход «эксперимента» известные специалисты и священнослужители: «То, чем занимается Минобрнауки – это манипуляция и махинация» (Заявление Общественного комитета по правам человека. Тамара Квитковская) …«исполнители – чинновники Минобрнауки России – настолько исказили существо поручения главы государства, что в итоге эксперимент по введению в школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» стал одной из самых грандиозных афер идеологического характера в сфере образования за последнее десятилетие в современной России».

Вот вердикт, который вынес по поводу учебного пособия к курсу ОРКСЭ». («Основы православной культуры»: учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации М.: АПКиППРО, 2010. — 60 с.) *) Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви информирует, что это пособие не может быть рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для использования в подготовке учителей по предмету (модулю) «Основы православной культуры», а также непосредственно в процессе его преподавания.

Согласно сказанному выше положение с продвижением изучения основ православной культуры обстоит плохо. Когда этот предмет не был обязательным в федеральном перечне, дела с изучением Закона Божия и ОПК обстояли значительно лучше в тех регионах, которые возглавлялись православными руководителями. Эти региональные инициативы далее развивались и оформлялись в региональные программы духовно - нравственного воспитания, которые охватывали не только школы, но и дошкольные учреждения, ВУЗы и общественные организации и структуры регионального управления. В начале 2000-х большинство регионов ЦФО и ряд других имели такие программы, которые утверждались Региональными Правительствами и Парламентами. Во многих регионах принимались комплексные программы духовно-нравственного воспитания и в рамках этих программ курс «Основ православной веры или ОПК в рамках регионального компонента образования преподавался на всех ступенях обучения. В методической работе и работе с преподавателями принимали участие региональные ВУЗы и ИПКиППРО.

Безусловно, ввод ОРКСЭ как обязательного предмета только в объёме 34 часов существенно сузили базу для преподавания ОПК в целом по стране. Следует также отметить, что при таком ограниченном количестве часов, отводимых на предмет ОПК, неизбежно возникает проблема качества преподавания и преподавателей, т.к. это могут быть только совместители, добирающие недостающие часы к своей основной учебной нагрузке.

На сегодня можно констатировать: итоги ввода ОРКСЭ во многих регионах страны – неутешительные.

Однако имеются и совершенно противоположные примеры. Один из таких примеров – школа Ивановская-на-Лехте. Ярославской области. Привожу выдержки из интервью с директором этой школы В.Мартышиным: «Вы директор необычной школы. К вам привозят ребят из Ярославля и Москвы. В чем привлекательность вашей сельской школы в глазах родителей?» В. Мартышин: «Это живая школа. У нас школа, в которой не запрещают верить в Бога. Школа создавалась в 1994 году на базе той, которой недавно исполнилось 150 лет. Она была совершенно в разрушенном состоянии. В ней тогда учились 56 человек. В прошлом году у нас было уже 186 ребят. В нашу школу едут именно из-за той системы воспитания и образования, которая нами разработана».

«Я когда-то проанализировал общепринятую систему образования и обнаружил, что в ней нет многого необходимого. Дети не знают истории родного края. Они не знают истории родной семьи. Они далеки от нравственных и духовных традиций. Они не знают истории нашего Отечества! Не знают русский язык! Они удалены от искусства и от культуры. Поэтому нами и был разработан ряд программ. Мы преподаем Добротолюбие с 1-го по 11-й классы. С 1-го по 10-й класс – обществоведение. Старославянский язык – с 5-го по 7-й классы. Хореография, музыка, живопись с 1-го по 11-й классы. Такая программа не отразилась на преподавании ни математики, ни физики. Они сохранены в том же объеме».

В этой школе этическое и эстетическое воспитание и образование преподаются именно с православных, традиционных для русской культуры позиций.

Куда поступают ваши выпускники? «В этом году просто головокружительные успехи. МГУ, МИСИ, Текстильный университет, Ярославский педагогический университет… Двое поступили в Рязанское воздушно-десантное училище. Трое поступили в семинарию. Кстати, это для нас редкий случай. Многие считают, что мы семинаристов готовим, но у нас впервые такое. В Медицинскую академию ребята поступили. Все до одного – на бюджетные места» (Никита Филатов, Православие.ру «ШКОЛА ДОЛЖНА ОСТАВАТЬСЯ ЖИВОЙ». Беседа с директором школы Ивановская-на-Лехте Владимиром Мартышиным).

Далеко не все регионы России попадают под низкий средний процент преподавания ОПК в начальных школах. Особенно выделяются на этом фоне регионы, в которых сохранилась традиция программного и комплексного подхода к духовно-нравственного воспитанию, в форме региональных программ осуществлявшихся еще в 90-е годы. Это прежде всего регионы ЦФО и ряд других. В таких программах активное участие принимают местные епархии, ВУЗы и колледжи, за школами закрепляются священники-кураторы, предусматриваются различные внеурочные мероприятия с активным участием представителей РПЦ. Сошлюсь только на опыт Тамбовской и Саратовской областей. В Тамбовской обл. 97 процентов населения русские, к православным относят себя 88 процентов, крещеных детей – 96 процентов. И, соответственно. количество школ, которые выбрали ОПК более 70 процентов. Очень показателен пример Саратовской обл. как «многоконфессиональной», на что любят так ссылаться противники православия. В области насчитывается около130 национальностей. В 4-х классах ОРКСЭ преподавалось более 22тыс. школьников. Из них 412 – основы исламской культуры, 9 – основы буддийской культуры и 4 – основы иудейской культуры (данные 2016 г.) Почти 16 тыс. школьников (72 процента) изучали ОПК. О стальные – основы мировых религий и основы светской этики. Более 40 процентов школ пошли по пути интеграции духовно-нравственной культуры в содержание предметов гуманитарного цикла (Астафьева Н.Г. «Региональный опыт построения многоуровневой системы духовно-нравственного воспитания», Епифанова М.А. «Опыт преподавания предметов духовно-нравственного содержания в общеобразовательных школах Саратовской области», Материалы к выступлению на секции «Воспитание и образование: духовно-нравственные аспекты» IV Рождественских парламентских встреч XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Москва, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 26 января 2016 года).

А вот что написала Самойлова О.А., учитель истории, обществознания и МХК. Из Владимирской области МБОУ СОШ №1 г. Покров о взаимодействие школы и церкви в реализации программ духовно-нравственного содержания. «В любом деле должна быть программа и в деле воссоздания союза Церкви, школы и семьи тоже: Федеральная Программа, Региональная Программа, и Муниципальная. Начинать с воспитания человека всеми имеющимися в стране средствами».

Написано много правильных слов о духовно-нравственном воспитании, но в реальности мы имеем незначительное количество часов, выделяемых в учебных планах по этому направлению, а главное, - отсутствие квалифицированных педагогов-воспитателей. Небольшое количество или просто отсутствие подготовленных педагогов и отсутствие программ аналогичных тем, которые осуществляются в ряде регионов и в Ивановской школе без лишних слов характеризуют невысокий уровень изучения не только ОПК, но и в целом той духовной среды, которая делает фактически неосуществимыми даже те размытые и толерантные требования, которые сформулированы выше. Поэтому низкое качество преподавания смежных и всех других предметов с позиций интеграции православного мировоззрения и культуры в их содержание – результат не только инерции, но и не только формального, а скорее скрытого конфронтационного отношения на федеральном и региональном уровнях со стороны руководства школьным образованием, так и подавляющего числа самих директоров школ. Но пример Ивановской и других школ свидетельствует, что и при действующем законодательстве качественное изменение преподавание ОПК и интеграция данного предмета в содержание других предметных областей и систему духовно-нравственного воспитания вполне могут быть успешными. Состояние современной школы – вопрос для отдельного серьёзного разговора. Современная школа в результате длительного реформирования постепенно превратилась в учреждение, где обучают знаниям, но не воспитывают. Педагог из наставника превращается в тьютора, координирующего и контролирующего учебный процесс, заточенный на ЕГЭ.

Очень характерное высказывание о современной школе Дмитрия Певцова: «Эти дети учатся в школах, учителя перед ними – суслики бесправные. Дети на уроках сидят в своих гаджетах, черпают оттуда информацию. Семья тоже не воспитывает. Вы помните, что было у нас – октябрята, пионеры, комсомольцы – это же были идеологические ячейки. Мы смотрели хорошие фильмы, ходили в походы, собирали макулатуру, металлолом. Мы работали на наше общее дело (Д.Певцов, интервью на канале «Царьград» 16 июня 2021).

Если в контексте духовно-нравственного воспитания и образования рассматривать изучение религиозных культур, то возникает два ключевых вопроса.

Первый – в каком контексте изучаются эти религиозные культуры;

Второй – в каком объёме это изучение осуществляется.

И здесь, мы должны четко ответить на принципиальный вопрос: «Православное просвещение в российских школах должно быть культурологическим или вероучительным»?

Поэтому и возникает этот вопрос – чему учить в школе и как изучать предметы, непосредственно, связанные с религией. Заметьте, в положениях, записанных в ФГОС, нравственность поставлена впереди религии, а гражданское общество является столь же значимым фактором как и традиционная религия. Для России – это Православие, которое перечисляется в числе других традиционных религий, охватывающих не более 5-7 процентов населения России. Вообще смешение разноуровневых понятий, таких как семейные традиции, культура, нравственность, религия, вера весьма характерны для всех методических разработок и ФГОСов, регулирующих содержание общего образования в России.

Левчук Дмитрий Георгиевич, директор Фонда духовной культуры и образования «Новая Русь»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Дмитрий Левчук
Россия крещена, но не просвещена
О вопросах религиозного просвещения в современной России. Часть третья
26.08.2022
Россия крещена, но не просвещена
О вопросах религиозного просвещения в современной России. Часть первая
01.08.2022
Как нам построить Православное, самодержавное и народное Государство
Некоторые мысли, не претендующие на полноту, но призывающие к продолжению разговора
02.01.2022
Все статьи Дмитрий Левчук
Русская школа
Нельзя обвинять только медицину
В чём причины того, что более 55% детей имеют проблемы со здоровьем?
23.11.2022
Как воспитать семьянина
О создании в России семейно-ориентированного образования
19.11.2022
Введение единой школьной формы – это благое начинание
В Минпросвещения заявили о необходимости законодательно ввести в школах форму
17.11.2022
Все статьи темы
Основы православной культуры
Система образования может привести к погибели человека
Вводя в школах уроки по изучению искусственного интеллекта, детям начнут толковать, что с помощью него якобы можно стать всесильным
01.09.2022
Яблочное затмение
Чиновники превратили православный праздник в шумное шоу
22.08.2022
Все статьи темы
ЕГЭ
Педагогика – творческая наука
Но является ли нынешний педагог творческой личностью?
10.09.2022
«Образование – самая большая катастрофа России»
Дебилизация нации должна перестать быть приоритетом
31.08.2022
Пора очеловечить систему образования
По словам директора севастопольской гимназии №1 им. А.С. Пушкина Виктора Оганесяна, в школе следовало бы отменить рейтинги, контракты, ОГЭ и ЕГЭ
26.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
26.11.2022 19:01
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2022 19:01
1000 объектов на Украине принадлежат российским олигархам
Новый комментарий от наталья чистякова
26.11.2022 17:22
Терновый мой венец
Новый комментарий от Сергей Григорьев
26.11.2022 16:24