Россия крещена, но не просвещена

О вопросах религиозного просвещения в современной России. Часть первая

0
1124
Время на чтение 34 минут
Фото: 5-tv.ru

Эта фраза «Россия крещена, но не просвещена», приписываемая великому русскому писателю Н.С. Лескову, довольно часто в последнее время встречается в интервью и публикациях современных авторов. Слова, которые нигде у Лескова не записаны и, по-видимому, были сказаны писателем более полутора веков тому назад. Но они не потеряли своей актуальности и звучат особенно современно в 21 веке.

Выходец из духовного сословия, по отцу, получил потомственное дворянство, но уже в молодые годы рано оставшись без отца и без средств, вынужден был всего добиваться самостоятельно. Он хорошо знал и чувствовал Россию. «Я думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе…».

Н.С. Лесков, будучи сам православным человеком, много ездил по стране, знал быт, культуру, меру православного мировоззрения, и благочестия представителей всех основных сословий составлявших Россию на то время. Не случайно и заслуженно Лесков был признан «величайшим христианином среди русских писателей» (J.von Guenter. Leskov. Russlands Christlichster Dichter. Jahrgang 1. 1926. S.87).

Для того чтобы понять смысл сказанного Н.С.Лесковым, надо попытаться представить, что из себя в то время представляло так называемое «российское общество». Это разлагающееся дворянство, нарождающаяся разночинная интеллигенция, высшие слои в лице многих членов царской семьи и окружающей их аристократии. К этому времени российское образованное общество стремительно утрачивало православное мироощущение, будучи глубоко пораженным атеизмом, модными оккультными увлечениями, социалистическими и коммунистическими идеями. Всё это общество вело «светский», противный православному благочестию образ жизни.

Не правда ли – это во многом напоминает современный уклад жизни не только людей власть предержащих, богатых, но и значительной части современного российского общества и особенно молодежи. Просто сословность стёрлась, общество «демократизировалось» и народ во многом выровнялся, став всеобще грамотным и получил широкий доступ к высшему образованию, но по-прежнему непросвещенным.

Такое отношение к религии и, прежде всего, к православию, укоренилось в России, естественно, не в одночасье, а вырастало из западной культуры, хлынувшей в нашу страну через прорубленное Петром I «окно в Европу», вместе с его реформами, как бы теперь сказали, с начатой широкомасштабной модернизацией, с отменой Патриаршества и влиянием культуры протестантизма.

Необходимо сказать, что вся история российского государства с момента его становления – это борьба сначала с латинской религией, экспансией Рима на Восток, начиная с 13-го века и позднее. После отражения этой угрозы, часто выливавшейся в прямую военную агрессию поначалу рыцарских орденов, затем западных стран, которые захватывая восточнославянские земли несли с собой и католичество. Это, прежде всего, противостояние Литвы и Польши с укреплявшим свои позиции Русским царством. В начале 17-го века само существование русского православного царства оказалось под прямой угрозой. И только вера простых русских служилых людей, купцов. ремесленников, крестьян помогла сплотиться и победить смуту. В центре организации этой смуты было русское боярство, т.е. по тем временам высшее сословие, многие из которых готовы были ради собственных привилегий и свобод, какие имела польская шляхта, пойти под польского царя. Конечно же, как и всякую смуту, её поддерживали любители наживы – различные авантюристы, польско-литовские отряды грабителей и разбойников, казаки и прочие искатели легкой наживы. Москва на Девичьем поле в 1610 году даже присягнула польскому королевичу Владиславу на верность, предложив ему московский престол. Он этот титул великого князя московского носил еще 30 лет и после избрания на польский престол, пока добровольно не сложил его с себя.

На что следовало бы обратить внимание? Когда чужая вера, культура и идеология насаждались военной силой, тогда русский народ сплачивался, преодолевал междоусобные распри и, объединившись, давал отпор агрессорам. Намного сложнее оказалось противостоять западной культуре и идеологии, которые укоренялись сначала в верхушке российского общества, а затем и в просвещенных сословиях – в дворянстве, чиновничестве, в творческой и разночинной интеллигенции, влияние которой стало существенно возрастать в 19 веке. До этого были средневековые ереси, которые также соблазняли верхушку средневековой Руси.

Вместе с победой над Наполеоном, пришли идеи просвещения и идеи французской революции. В Россию завезли не только французский язык и приятные манеры, но французов – воспитателей благородных детей. Французский язык стал основным языком общения российской аристократии и дворянства. Многие аристократы получали образование в западных университетах. Российское высшее образование и, особенно университеты, были созданы и развивались по западным образцам. Многие из будущих декабристов учились в университетах, где они проникались идеей необходимости свержения монархии. Набирало силу и широко распространялось среднее и высшее образование, которые приходили на смену домашнему, как правило, православному воспитанию и образованию.

Первой попыткой свержения самодержавия было восстание декабристов в 1825 году, которое было успешно подавлено. С этого рубежа русское дворянство в массе своей перешло в тайную оппозицию к самодержавию. В части русской аристократии и значительной части русского дворянства укоренились антимонархические взгляды. Но и по сей день декабристы в т.н. «просвещенной» среде почитаются как герои, пожертвовавшие своим аристократическим положением и даже жизнью во имя освобождения русского народа. Это очень характерный и яркий пример того, как высокообразованные люди, отошедшие от православной веры, становились пленниками сатанинских идей и убежденными противниками органичного для России и русского народа государственного устройства.

В целом, завезенные из Запада либеральные и социалистические убеждения, опирались на веру во всесилие человеческого разума, способного построить на базе модных философских учений справедливое и счастливое человеческое общество. Православие и православное благочестие сохранялось, в основном, в народе, преимущественно в крестьянстве и нарождающемся купечестве, в какой-то части служилого дворянства, из среды которых вышло много православных подвижников и архипастырей.

Во времена, когда Н.С. Лесков сказал свою крылатую фразу, – это касалось крепости Веры и в просвещенном обществе и в простом народе.

От помещиков зараза свободных нравов и атеизма спускалась и к простым людям, которые были мало образованы, православное благочестие сохраняли по вековым традициям и часто Святую Троицу представляли в виде Христа, Богоматери и Николая чудотворца.

В этом случае просвещение светское на основе западной антихристианской культуры Н.С. Лесков воспринимал как непросвещенность светом, который принес Христос на землю, как слабение веры в «просвещенном» обществе и народе.

Об увлечении идеями «просвещения» говорит хотя бы такой факт. Великий русский писатель Л.Н.Толстой в 15 лет прочел все сочинения Ж.-Ж. Руссо, и сняв с себя нательный крест, повесил на грудь медальон с изображением француза. «В 15 лет я носил на груди медальон с его портретом, как образок. Многое из написанного им я храню в сердце...» (Буайе П. «Три дня в Ясной Поляне» // Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1960. С.154.). Эта радикальная позиция юного Толстого безусловно повлияла на его отход от истинного православия в последующие годы и породила личный духовный кризис и духовную трагедию писателя.

Много интересных наблюдений есть у С. Нилуса об ослаблении веры в середине 19 века не только у дворян, но и среди простых людей и даже монашества. Ощущение близости антихриста появилось по словам С. Нилуса у него, ещё молодого человека, «когда я в те дни по воспитанию своему был питомцем либеральных веяний шестидесятых годов»...

Н.С. Лесков был озабочен всеобщим ослабеванием веры, отхождением от Бога. В «образованном обществе» – аристократии, дворянстве, интеллигенции – исповедовался открыто атеизм, масонство и оккультизм. В «обществе» было не принято говорить на религиозные темы и о своей приверженности православию. Можно было попасть под насмешки и всеобщее осуждение.

Если после декабристского мятежа 1825 года значительная часть дворянства стала отрицательно относиться к самодержавной власти, то после реформ 1861 года, процессы отхода от веры не только аристократии и дворян, но и других сословий ускорились. В университеты, устроенные по западным образцам и ставшие рассадниками свободомыслия и вольнодумства, хлынули в большом количестве разночинцы, ставшие главной революционной и террористической силой во второй половине 19-го века. А в городах появилось большое количество свободных крестьян, которые не смогли закрепиться на выделенных после реформы 1861г. землях. Будучи оторванными от привычного сельского уклада они стали превращаться в пролетариат, спиваться и утрачивать привычное для простого народа благочестие.

Вот это усиливающееся отпадение от христианских идеалов и православного благочестия, прежде всего, высших, образованных сословий, воспринимал как непросвещенность, видел и остро переживал великий писатель.

О непросвещённости в светском смысле говорить не приходится. Они все были неплохо образованы, изучали закон Божий, были хорошо осведомлены об основных догматах и таинствах православия, все они были крещены, венчаны и участвовали в православных обрядах и таинствах, в том числе, не реже одного раза в год большинство участвовало в причащения Христовых Таин. И всё же модные течения, занесённые с Запада, возобладали. Это была «просвещённая Россия», стремительно утрачивающая свой исконно православный дух. Материалистической основой утраты веры в образованном обществе стали не только идеи «просвещения» и «социальной справедливости», но и выдающиеся достижения науки и техники в 17-19 веках.

В то же время, в 18 и 19 веках в России были явлены высочайшие случаи православного благочестия среди аристократии и дворянства. Особенно 18 век полон примеров высокого благочестия и крепости православной веры среди дворянства. Многие помещики хорошо знали церковную службу и в домовых церквях богослужения осуществлялись ежедневно. В таких семьях основательно изучали церковный устав и, начиная с юных лет, дворянский отпрыск постигал вместе с научением грамоте по Азбуковнику, Часослову, Псалтыри, догматическое содержание службы в церкви. Известных примеров тому множество. Это – то служилое дворянство и представители аристократии, которые жили, как правило, в провинции и детям своим давали православное воспитание. Это было время, когда светское общее и университетское образование только зарождалось в России. Тогда в основном преобладало домашнее образование и воспитание.

Подлинные высоты святости мы связываем с именами преподобного Серафима Саровского, сестер Дивеевской обители, Оптинских старцев, святителя Игнатия Брянчанинова, праведного Иоанна Кронштадского и многих других, кому молимся и просим их защиты и в наше время. Не хватит места перечислять благочестивых представителей русской интеллигенции – писателей, врачей, воинов, артистов, музыкантов, художников. Господь вёл тех и других пусть и разными путями, но к единой цели. При разности мирских и духовных служений они стали выразителями единого аскетического предания Русской Православной Церкви.

Но, к сожалению, эти островки крепкого православия и благочестия в 19 веке оказались в изоляции и окружены морем безбожной и неблагочестивой жизни. Они не смогли изменить, как бы теперь сказали, общий тренд скатывания российского общества к общеевропейским ценностям и стандартам. Европейское университетское образование становилось нормой и важным этапом в жизни дворянских детей. Столичная жизнь в зимний период также становилась нормой со всей её светскостью, салонами, балами и ресторанами, где кутила дворянская молодежь. А присущий во многих случаях русским максимализм обмирщения и утраты православных традиций, слабения веры намного перехлестывал западные образцы. Поэтому многие образованные современники Лескова искали лучшей доли для русского народа России, но без Бога и Царя на путях западной цивилизации и демократии.

«Революция должна начинаться с атеизма»… Не помню, кто сказал эти пророческие слова. Французская революция началась с философии просвещения, которая открыто отвергла Бога и предложила достигнуть всеобщего счастья, равенства и братства, свержением, а затем и убиением монарха, членов его семьи, физическим уничтожением священников и монашества, насильственным общественным переустройством и великим кровопролитием на основе принятия «справедливых» человеческих законов, отвергнув Закон Божий, как высший закон всего сущего. Только немногие православные русские писатели, философы и подвижники православной веры усматривали в этом явлении признаки грядущей катастрофы. Но они не были услышаны. К великому сожалению, пророчества эти сбылись.

«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающих добро. Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога» (Пс. 52). А эти слова были сказаны, примерно 3 тысячи лет назад, задолго до Достоевского, Лескова, многих русских святых, предрекавших пришествие антихриста на Руси, всех кто видел слабение Веры, глумление над ней «образованных и просвещенных».

В письме A.H. Майкову 9 октября 1870 из Дрездена Достоевский пишет о сильной закваске шелудивого русского либерализма, «проповедованного говнюками вроде букашки навозной Белинского... Правда, факт показал нам тоже, что болезнь, обуявшая цивилизованных русских, была гораздо сильнее, чем мы сами воображали, и что Белинскими, Краевскими и проч. дело не кончилось».

Человек, отступающий от Бога, становится революционером, ниспровергателем, способным во имя «высокой земной цели», часто хорошо подменяемой личной корыстью, творить любые беззакония и преступления. Само по себе звучит нелепо и кощунственно: убивать ни в чем не повинных людей во имя их же будущего блага и счастья. Тем не менее, этим отмечены все революции в Европе. С этого начали террористы – народники, эсеры и прочие революционеры в России. Февральский, Октябрьский переворот, Гражданская война и последующие репрессии – все это сплошные убийства и глумления над инакомыслящими и невиновными ни в чём людьми. Конечно же, главный революционер – антихрист, главный лжец и соблазнитель. Поэтому столь всеохватывающими, последовательными и жестокими были гонения на церковь с приходом к власти большевиков, идейных безбожников.

Ф.М. Достоевский записал в своем дневнике (1876г.) страшное пророчество: «Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царство мира с изменением лика сего. Мир будет залит реками крови».

Борьба на духовном уровне обострилась на стыке 19 и 20 столетий, и она закончилась победой тёмных сил, выразившейся февральским и октябрьским переворотами, которые принято называть революциями, а октябрьский еще и Великой. Все произошло, как предрекали православные святые, философы и писатели. Два переворота 1917 года развязали чудовищную по своим последствиям гражданскую войну и последовавшие за ней кровавые репрессии, физическое уничтожение «врагов революции», а затем «врагов народа». За эти революции русский народ заплатил цену, которую не платил никто до нас, русских. За период с 1918 по 1927 годы Россия потеряла погибшими на фронтах гражданской войны, умершими от болезней, голода и репрессий миллионы человек. С учетом демографических прогнозов начала 20 века, в настоящее время Россия не досчитывает, как минимум, каждого второго жителя.

Православная церковь в России подверглась небывалым за всю историю её существования гонениям и кровавым репрессиям. Причину произошедшего в России в 20 столетии назвал кто-то из православных Архипастырей того времени: «всеобщее отпадение от Бога и церкви».

Из более чем 50 тысяч православных храмов, которые действовали в России накануне октябрьского переворота, к 1937 году осталось действующих около 350. Из 150 тыс. священнослужителей было репрессировано более ста тысяч. Сколько из них было расстреляно, погибло в лагерях и тюрьмах точно не известно. Сама церковь фактически перешла в катакомбы. Существовало множество тайных общин и даже тайных монастырей, которые по благословению архиереев начали создаваться с 1922 года. Количество священников, которые проводили богослужения, служили литургию намного превышает число официально регистрируемых священнослужителей. Ни одно сословие не подверглось столь жестоким преследованиям в советский период.

Что из сказанного следовало бы усвоить неукоснительно всем нам – все трагедии страны и народа начинаются с бездумного увлечения элиты, а затем и народа западной культурой и забвением Бога, православной культуры и собственных традиций. А заканчиваются – распадом страны, братоубийственными конфликтами, а то и гражданскими войнами. В 1917 году элита и народ предали Русского Императора помазанника Божия и обрекли Государя и его семью на мученическую смерть. Результат – известен. И хотя история не имеет сослагательного наклонения, при другом сценарии развития событий могло всего этого не быть и могло не быть Гражданской и Второй мировой войны.

Русское просвещенное общество, аристократия, будучи людьми отошедшими от Бога или откровенными атеистами, жаждали радикальных политических перемен, они видели в революции начало новой счастливой жизни, хотя многие революционеры это понимали по разному. Кто-то видел в свержении самодержавия и революционном перевороте личную выгоду, а у заговорщиков февраля личное преобладало, а кто-то, и таких идеалистов, особенно на начальных этапах революционных движений, среди радикалов, террористов и заговорщиков было немало, думали о справедливом будущем страны и счастье для всего народа.

В итоге последний русский император оказался в изоляции и ближайшее его окружение принудило фактически обманом Государя императора подписать манифест о передаче власти своему брату. А далее и великий князь Михаил Александрович под давлением тех же заговорщиков отказался от принятия царского титула, отложив до решения Учредительного собрания. Судьба его также трагична, как и императора Николая II. Для совершения этого величайшего для России злодейства оказалось достаточно небольшой группы политиков, министров и генералов – предателей, опиравшихся на немногочисленных в масштабах всей страны единомышленников и расхристанных, «разагитированных» левыми социалистами запасных полков, не хотевших идти на фронт, уставших от длительной войны солдат. Наличие в стране достаточно узкой, но влиятельной прослойки общества, радикально антимонархически настроенной, оказалось достаточным для свержения монархии. Это было использовано «заклятыми друзьями России» – Великобританией, США и Германией. Их интересы совпали в одном – в ликвидации монархии и разрушении России, как единой мощной православной империи. Поэтому февральский переворот происходил при активной координации и финансовой поддержке дипмиссий и разведок Великобритании и США, а октябрьский – непосредственно на деньги Германии и США.

Произошёл, организованный международным масонством февральский переворот, отстранивший последнего русского монарха от власти. Затем экстремисты – большевики и эсеры – перехватили власть у февральских болтунов и предателей, оказавшихся неспособными к созидательной работе на благо страны. Предательская роль А. Керенского до сих пор не раскрыта во всей полноте.

Всё это свершалось под известными в истории лозунгами и призывами освободиться от векового рабства, несправедливости во имя счастливой и радостной жизни народа. «Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим».

Гениальный режиссер – Господь Бог – так объединял и сталкивал все силы, которые участвовали в событиях того времени, когда основные силы, возглавляемые Лениным и Троцким стремились положить то, что оставалось от великой империи на жертвенный алтарь мировой революции, а в итоге, победили государственники во главе со Сталиным, не желавшие бросить Россию в костер мировой революции. Россия возродилась в виде Красной империи, победившей гитлеровскую Германию и завоёванную ею Европу в Великой Отечественной войне.

В 1991 году – аналогичная схема, осуществлённая по старому сценарию. Коммунистическая идеология не смогла выдержать испытаний, на её деградацию и полную деградацию правящей коммунистической элиты хватило менее сорока послевоенных лет после смерти И. Сталина. Большинство народа жило без Бога, семьдесят лет жесточайших гонений на Церковь сделали своё дело. Почувствовав слабость государства, подняли головы удельные князьки – руководители многих союзных республик, заключивших позорные Беловежское соглашение об упразднении СССР и создании СНГ. Посулы прозападной элиты и либеральной интеллигенции об обретении свободы, равенства, братства и всеобщего благоденствия лишили советский народ на фоне экономического кризиса и дефицита продуктов в магазинах, какой бы то воли отстаивать единство своей Родины. В итоге, полное осуществление известного старого сценария. Крах великой страны состоялся уже во второй раз в 20-м веке. Русский народ потерял более трети своих соплеменников, страна – половину населения и около трети своей территории. Сегодня Россия не досчитывает каждого второго жителя, не считая огромных материальных потерь. Правды ради, идеологи и непосредственные лидеры либеральных реформ в накладе не остались, большинство из них разбогатело на фоне призывов к демократии и равенству, в результате тотального ограбления страны и народа в процессе шоковой терапии и ваучерной приватизации.

Всё, что с нами происходит, в том числе в истории государства, сначала происходит на духовном уровне. Попытаться ответить на вопрос: а сможем ли мы в 21-м веке, когда в России православие, можно сказать, из пепла возрождается и укрепляется, противостоять новым соблазнам западного мира, либеральным идеям, опять построить «счастливое современное общество», руководствуясь и уповая только на закон человеческий, без Бога? Сможем ли извлечь уроки из прошлого и понять, что нужно нам сегодня? Но, как часто любят повторять многие историки, история ничему не учит, но жестоко наказывает за её незнание.

С кончиной коммунистической империи, закончились гонения на Русскую Православную Церковь и другие традиционные для России религии. И в этом факте заложен глубочайший смысл и промысл Божий, который не оставляет многострадальный русский народ по молитвам многих тысяч новомученников и сохранившихся за годы гонений подвижников православия в России.

Сегодня руководители Государства и их близкое окружение стоят на праздничных православных службах со свечами в руках, публично крестятся. Восстановлено и построено заново более 70 процентов храмов от того, сколько их было в дореволюционной России, а количество действующих монастырей такое же как и при последнем царе.

В чем же сходство и различие духовного кризиса царской России и нынешнего времени? Почему слова Н.С.Лескова звучат актуально и призывают к осмыслению и действию? Какие уроки и выводы мы можем сделать сегодня, чтобы не повторились события столетней давности?

К чему это всё привело, стало уже трагической историей России и нашей современной повседневной жизнью. Главный вывод, который следует из сказанного – если расшатан, а затем выдернут с корнем духовный стержень народа и государства – Православная Вера, то неизбежна всеобщая трагедия, которая произошла с нашей страной в 20-м веке.

Так в чём же сходство и различие духовного состояния России царской в преддверии свержения монархии и России президентской начала 21 века, в очередной раз стоящей перед вызовами и враждебностью Запада и испытывающей на себе непрерывную духовную борьбу возвращающихся православных традиций, православной веры и культуры с западным либерализмом и атеизмом.

1. Как и в 19-20 веках, накануне революций (переворотов) в современной России во власти на всех уровнях, в среде предпринимательской, особенно финансовой, в среде творческой интеллигенции господствует антиправославная, либеральная, буржуазная идеология и антихристианское мировоззрение.

2. На сегодня позиции российской западнической либеральной элиты, выглядят даже более предпочтительнее, чем в 19 и начале 20 века. В их руках сосредоточена большая часть национального богатства, денег и промышленного капитала. Подобная картина была и 100 лет назад. Под их влиянием находятся основные СМИ, содержание телевизионных программ, радиоэфира. Массовая культура, кинематограф, театр заполнены «продуктами», которые отравляют души людей. Особая тема – интернет и его порождения, особенно социальные сети. Современные информационные технологии не только радикально расширяют человеческие возможности, но и многократно усиливают возможности воздействия врага рода человеческого на все слои населения и, особенно, на подрастающее поколение. Примеры этого тлетворного влияния мы видим и слышим на каждом шагу.

Даже поверхностное знание истории и опыт предыдущего столетия всё-таки чему-то учит. И, по моему мнению, подавляющее большинство старшего и среднего поколений русского народа сегодня скажет, что революции – это плохо, это ужасно! Тем не менее, так называемые цветные революции и «майданы» происходят повсеместно. Призывы всё прошлое отменить, начать с чистого листа и восстановить справедливость не находят поддержки у большинства граждан нашей страны. Последнее подтверждение этому – избрание В.В. Путина на повторный президентский срок и голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации.

Нынешняя элита – правящий класс политиков и олигархи – также боятся революции, Но это не есть гарантия будущей долговременной стабильности в обществе. Желание добиться справедливости у большей части русского народа никуда не ушло. Особенно остро на всякую несправедливость реагирует молодежь, которая выступает главной разрушительной силой на всех цветных революциях, майданах и прочих бунтах. И как следствие этого чувства – всё отнять у богатых и переделить, этой радикальной угрозы не снимают, они её отодвигают. Вот почему необходим конструктивный духовный план всей социальной и политико-экономической жизни в России. Вот почему необходимо, чтобы православное мировоззрение и православная культура стали неотъемлемой частью личной, хозяйственной и общественной жизни в российском обществе. А в итоге, на этой основе бы могла быть сформирована и идеология православного государства.

Как сегодня понимается православное просвещение? Вопрос неоднозначный в зависимости от того, кому он задаётся. Чёткое понимание православного просвещения русского народа может сформулировать сегодня только Церковь, которая озабочена состоянием уровня православной просвещённости нашего народа. При этом, православное просвещение в светском смысле зачастую понимается, как осознание того, что такое православие с сугубо нравственно-этических позиций, непосредственно связанные с ним традиционные ценности и русская культура. Это, пожалуй, такой современный взгляд на православное просвещение, укоренившийся в современной России, когда либералам в культуре и власти удалось внушить многочисленным сторонникам просвещения невозможность в светском государстве иного, т.е. вероучительного подхода в православном просвещении народа.

Для Н.С. Лескова просвещённость в православии – это укрепление веры в образованном обществе и расширение православного образования , включая и основ веры в простом народе за счёт создания всеобщей системы начального и среднего образования, которые должны были искоренить в простом народе сохраняющуюся в больших масштабах необразованность. Современное общество отличается от русского вековой давности всеобщим образованием и высоким процентом людей с высшим и средним специальным образованием. Но эта образованность зачастую является однобокой, технократической и социально-потребительской, замешанной на либерально-буржуазных антихристианских убеждениях и привычках.

3. К православию в современной России относит себя (по различным данным) 75-80 процентов населения страны. Рождающиеся в русских семьях младенцы, практически все, проходят таинство крещения. Большая часть русских людей, которые не были крещены в советское время, крестились в постсоветские годы. Таким образом, Россия опять крещена!

4. В то же время количество воцерковлённых граждан не превышает 2-3 процентов от количества крещёных людей. Этот уровень воцерковлённых, т.е. старающихся жить, согласуясь с законом Божиим людей, долгие годы не меняется. Все, относящие себя к православным христианам, набирают в дни богоявления крещенскую воду и освящают куличи на Пасху, а вот регулярно посещают церковные службы, исповедуются и участвуют в таинстве Евхаристии – не более 2-3 процентов. Православие сегодня для большинства русских людей – это вроде современного кода национальной и культурной идентификации. Я думаю, что это, в том числе, следствие весьма коварной и обдуманной политики «пятой колонны» внутри России, когда против христианских традиционных ценностей пока не принято выступать открыто, заявляя регулярно о патриотизме и исторической идентичности русских людей, их приверженности традиционным ценностям, всё сводить постепенно к плохо осознаваемой и примитивно изучаемой православной культуре.

В наше время ситуация изучения основ веры связана с существенными ограничениями из-за светского и либерально-атеистического содержания образования. Воспитание же в православном духе невозможно без участия в церковных таинствах и обучения основам веры. Формирование православного мировоззрения осуществляется только в воцерковлённых семьях, в воскресных школах, в православных гимназиях и некоторых кадетских корпусах, которых насчитывается в стране около 30. Скажем откровенно, очень мало по отношению к более чем 14 тыс. учебных заведений начального и общего среднего образования, в которых преподаются «Основы православной культуры» – один из шести культурологических модулей ОРКСЭ. Прямой и замаскированный накат на веру в народе, на традиционные ценности и культуру (считай православную) с учётом новых информационных технологий и охвата ими большей части населения страны, практически всего подрастающего поколения, в наше время в 21 веке на порядок интенсивнее и изощрённее, чем 100-150 лет тому назад.

В формировании культуры и мировоззрения подрастающего поколения кроме семьи, на которую возложили после 1991 г. всю ответственность за воспитание (при этом более 50% семей неполные), активную роль играет школа и окружающая среда с массовой и молодежными субкультурами и конечно же интернет и социальные сети, в которые дети попадают с детства и уже их не покидают. После конституционной отмены официальной идеологии в России образовавшуюся пустоту, а «свято место пусто не бывает», прочно заняла и освоила западная либерально-атеистическая идеология и мировоззрение.

Современная школа исповедует либерально-атеистические ценности, идеологию «потребительского общества», т.к. светский характер образования, по мнению наших либералов, предполагает либерально-атеистическую идеологию и культуру в содержании преподаваемых предметов, опорой которой служит научно-материалистическое мировоззрение, как бы по определению предполагающее наличие безбожного мировоззрения. Этот подход прослеживается, прежде всего, в гуманитарных и обществоведческих дисциплинах, где всё излагается с позиций торжества закона человеческого или естественно-материалистического.

Духовность рассматривается как высшее проявление творческого начала человека, которое он имеет право выражать практически с полной свободой без каких-либо нравственных ограничений и обязательств, за что так остервенело борются либералы, когда устраиваемые ими художественные выставки, спектакли, производимые кинофильмы вызывают справедливое возмущение православной интеллигенции и верующих людей. Свобода творчества понимается как вседозволенность, которая часто переступает все границы нравственно дозволенного с позиций православного человека.

Возмутительная провокация в 100-летие свержения самодержавия и в преддверии 100-летия зверского убийства Царской семьи – снимается фильм «Матильда». На деньги государства, т.е. на деньги православного большинства. Ещё один скандал – вокруг приуроченной к 75-летию прорыва Ленинградской блокады кинокомедии «Блокада». Заметьте – к очередному значимому для нашей истории событию производится очередная «культурно-идеологическая» диверсия.

При сходстве характеристик прошлого и настоящего времени уровень просвещённости крестившегося вновь русского народа мне представляется намного более низким, чем 100 лет назад, а культуру современного общества православной никак не назовёшь. Соблазнить же народ непросвещённый, «умом ни в чем не твердый», легко, как это уже было в 1990 году.

Сделан огромный рывок в укреплении материальной базы Русской Православной Церкви, количество священнослужителей достигло почти 35.000 чел., а количество храмов также около 35.000, количество монастырей более 900. Сравним с 1914 г. Храмов – 54.174, священников более 50.000 чел., монастырей – более 1000 с 95.000 насельников и, как я упоминал, 38.000 приходских начальных школ, находящихся в ведении Священного Синода. Эти данные касаются территории всей Российской империи. На территории России в то время проживало 117 млн. православных, примерно столько же по официальным данным проживает ныне на территории РФ. Получается вполне сопоставимые цифры на 1914 г. и 2017 г.

Материальная база РПЦ продолжает расти высокими темпами, высшие и средние учебные заведения РПЦ, а также православные университеты и факультеты, выпускают ежегодно большое количество священнослужителей, православных специалистов различных специальностей и педагогов. Рост количества священников – около 10% в год. Во многих университетах введён и преподается курс теологии. Большую работу проводит наша церковь по катехизации населения и особенно молодежи, уделяется большое внимание работе с православной молодежью. А как быть с формально себя к ней относящей и крещённой в подавляющем большинстве своем молодежью, которая в церковь фактически не ходит и не участвует в её таинствах, фактически не попадает под влияние Церкви? Это более 90 из 100 молодых людей. Главный вопрос: «Как их обратить, чтобы не погибли?». А они, не дожидаясь естественного конца, добровольно покидают этот мир по своей воле, или бездумно рискуя своей жизнью, попадая в социальные сети или увлекаясь экстремальными видами «спорта».

Главное, пожалуй, что внушает оптимизм это не только пророчество православных подвижников о будущем России. Общая, как мне кажется, ситуация по сравнению с предреволюционной Россией изменилась кардинально.

И, пожалуй, основная мысль: если 150 лет назад тренд общественного авторитета Церкви, как теперь принято говорить, был отрицательным, то теперь он – положительный.

Сегодня серьезная наука и светские научные идеологии не претендует на роль религии, а главный аргумент, который использовал «научный» атеизм 19 и 29 века и небезызвестный Остап Бендер в споре с ксёндзами («А Бога – нет!») у большинства русских людей вызывает улыбку. Большинство научных авторитетов понимают, что рамки науки ограничены и имеют жесткие границы, не пересекающиеся с областью религиозных представлений о мироустройстве, религиозными догматами и духовным опытом бесчисленного количества верующих, святых праведников и простых христиан, с тем, что содержит «Священное писание и «Священное предание». Большое количество ученых, в том числе русских ученых с мировыми именами естественнонаучных направлений исповедуют православие. Современная наука подтверждает не только ранее оспариваемые факты священной истории, но и многие положения священного предания.

Как противостоять всем вызовам современности, идеологии глобализма, либерализма и потребительского общества? Даже по тем неполным данным, которые здесь приведены, понятно, что необходимо создать критическую массу православного образа жизни и культуры в обществе. На базе православного мировоззрения и культуры должна родиться православная общественная мораль и нравственность, в рамках которых социальные связи и индивидуальное поведение смогут быть комфортными и обеспечивать подлинную внутреннюю свободу личности. В государстве, основу которого составляют православные, должна сформироваться идеология, опирающаяся на православное мировоззрение и на мечту русского православного народа. О необходимости формирования русской мечты как стратегической цели народа и государства высказывались неоднократно известные писатели и публицисты. Очень своевременно позвучало предложение, высказанное на съезде ВРНС о разработке «Русской Мечты».

Наращивать механически православный потенциал народа, его православного мировоззрения и культуры, опираясь только на возможности церкви, по-видимому, нереально. Это может быть возможно, когда православное мировоззрение и культура станут базовой основой государственной идеологии.

Как это сделать – известно. Технологии эти понятны и отработаны в мире и в современной России. Это требует сосредоточения усилий Государства и Церкви, последовательных и системных действий и достаточно больших ресурсов. Необходимо на государственном уровне создавать единую систему православного духовно-нравственного воспитания и образования. Но, и как тут без «но» обойтись? Ведь это должно стать «как говорили классики» осознанной необходимостью нашей правящей элиты, которая как категория значительно шире элиты политической. Поэтому такая мысль сегодня звучит фантастически. На сегодня у меня нет ответа, как такое конкретно должно произойти, но я верю, что если то угодно Богу, а наши дела и молитвы будут услышаны, то это неизбежно должно произойти, если мы хотим видеть самодостаточную, мощную, независимую и успешно развивающуюся Россию.

В настоящее время мы имеем поколение молодых людей, которые родились в конце 80-х – начале 90-х, им около 30, это – активная, получившая образование и воспитанная в постсоветское время часть нашего общества, они почти не представляют, какой была жизнь в Советском Союзе. Некоторые из них уже занимают высокие посты в государстве. Лет через 10-15 они будут управлять страной, определять её облик, стратегию, социальное мировоззрение и поведение россиян.

На них, молодых и перспективных наложил отпечаток тот страшный 70-летний разрыв православной традиции, вся система семейного и общественного воспитания. Они практически все крещены в православной вере, но ничего не знают о ней, истории нашей церкви, у них нет привычки молиться, регулярно посещать храм. В этом смысле, данное поколение уже не по своей вине много упустило в своей жизни, но неплохо встроено в современный социум, межличностные и производственные отношения. Это поколение многое постигло в современных цифровых технологиях, уже преуспело в менеджменте, в финансах и т.п. А Церковь они представляют как организацию священнослужителей во главе с Патриархом. Это поколение, так же как и их родители не представляют себе разницы – что такое жить с Богом в душе или вдали от него! И главная причина этого – разрыв православной традиции и отсутствие элементарного православного просвещения.

Как не вспомнить Иоанна Златоуста: «Ведь отсюда, от незнания Писания, произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда – нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому, как лишённые этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме» («Беседы на послание к Римлянам Апостола Павла. Полн. Собр. Творений, т.9, кн.2).

Государство и СМИ много уделяют внимания патриотическому воспитанию и это, конечно приносит плоды, но патриотическое воспитание базирующееся только на традиционных культурных ценностях без духовного и идеологического стержня, без православного духовно-нравственного воспитания оказывается домом, который строится на песке, а не на камне православного просвещения. Поэтому наши дети и внуки могут быть потеряны для Церкви, страны и для своего спасения. Современные школьники-подростки не знают когда жил А.В.Суворов, чем он славен, путают Г.Жукова с поэтом Твардовским и т.п.

Всеобщий порыв русских людей креститься, можно сравнить с иммунным ответом на острое заболевание, которым заболела страна в 90-е, оказавшись на обломках великого государства, несостоявшейся коммунистической идеологии, без идеологии, нравственных норм и идеалов и, выбрав путь грабительского капитализма, когда власть денег – это ВСЁ, а деньги – высшая материальная и духовная ценность. Поэтому дальнейшее охладение и равнодушие стали постепенно овладевать современными русскими людьми под воздействием повседневной жизни, происходит достаточно естественно подмена высоких «заоблачных надежд» и духовных идеалов благами материального суетного бытия, которые каждый день и каждый час навязываются членам потребительского общества, в которое превратилась большая часть русского народа за 30 лет капитализма.

Всё это можно сравнить с усугубляющейся тяжелой хронической болезнью, которая разъедает православную душу народа и убивает православный иммунитет.

Рассуждая на тему о православном просвещении, невозможно пройти мимо керченской, благовещенской и казанской трагедий. При этом, надо понимать, что стрельба в учебных заведениях – не отдельные эпизоды, которые привлекли внимание всего общества, это уже система. Большинство аналогичных случаев с применением оружия попросту замалчивается местными властями.

Недавно, на встрече с преподавателями «Основ православной культуры» Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание присутствующих и министра просвещения С. Кравцова на явления так называемого Shootingа и Columbine (первоначально случившихся в США и там получивших эти названия) которые теперь укоренились и в нашей стране. Патриарх справедливо указал на первопричину этого – отсутствие религиозного обучения и традиционного духовно-нравственного воспитания современной молодежи в школе по причине так называемой её «светскости». В «героях» этих трагических историй до крайности доведено представление о собственной личности как о своей уникально-превосходной индивидуальности, как о боге, а об остальных сверстниках как биомусоре, который может быть уничтожен.

Поражает всё: масштабы трагедии, превосходящие известные подобные случаи, что нам показывали в США, профессионализм исполненного злодейства, хладнокровие и цинизм содеянного, чётко выверенный план и тщательность подготовки. По этому поводу уже многое сказано политиками, педагогами, психологами и священнослужителями. Это явно не спонтанные психологические срывы, а глубинное заболевание подрастающего поколения, не получающего должного православного воспитания ни в семье, ни в школе.

Мы имеем пример реальной личности, полностью подчиненной антихристу, Сатане. И это продукт современного образования, воспитания и влияния общества, в том числе семьи, массовой либеральной культуры, СМИ, кино, литературы, интернета, общественной жизни, всего комплекса того, что воспитывает, формирует личность, его ценностные установки и мотивы поведения.

Конечно это из ряда вон выходящие случаи. Но наряду с этим примеров агрессивного, асоциального поведения молодежи множество. Не так давно прошла информация о задержании спецслужбами в Уфе 18-летнего подростка, который готовил теракт в учебном заведении. В соцсетях размещаются видео с убийствами, жестокими случаями насилия и т.п. Постоянно мы слышим о случаях сведения счётов с жизнью у подростков, о трагических случаях при увлечении экстремальными видами спорта или просто неоправданными рисками для запечатления себя на сэлфи или на видео, за которые можно получить лайки в интернете. Все эти случаи можно перечислять бесконечно. А, что такое «лайк» в интернете? Это удовлетворение своего тщеславия, которое православие считает грехом. Даже в советское время «Моральный кодекс строителя коммунизма» содержал пункт о личной скромности и не поощрял тщеславия и гордыни у человека.

Конечно же, первая мысль, которая приходит в голову – ни у кого из молодых экстремалов, тем более у «керченского, благовещенского и казанских стрелков», как их на современный манер величают в СМИ, нет одного из главных душевных тормозов, который всегда присутствовал у нормальных верующих людей – «страха Божия». А это как раз то качество, которое формируется при религиозном воспитании, в котором определяющая (теоретически) роль должна принадлежать семье и школе. В былые годы, ставшие историей, это была ещё и церковь. В советское время роль «удерживающих» играли пионерия и комсомол. Бывших октябрят, пионеров и комсомольцев слишком мало осталось, много ли молодежи объединяет современная пионерская организация – не знаю, а роль церкви в воспитании современной молодежи относительно невелика не только по масштабам охвата этой сложной категории населения, но и всяческих ограничений и противодействий со стороны либерального меньшинства, представляющих большинство во властных структурах, крупном бизнесе, СМИ и творческой либеральной интеллигенции.

Кто может сказать сегодня, как распределена духовная шкала приверженности наших молодых людей – от Христа до Сатаны в различных возрастных группах. Интересные могли бы получиться графики. Одними из самых популярных блогеров среди русскоязычных подростков и молодежи являются Даня Милохин, Ольга Бузова, Алишер Моргенштерн, имеющие многие миллионы подписчиков. Все они имеют множество поклонников и последователей среди подростков и молодежи. Вот такие «герои» у значительной части современного подрастающего поколения. Что тут ещё можно сказать? Комментарии излишни!

Стать «блогером» – престижно и не имеет значения, чем будет привлекать к себе подписчиков такой блогер. Самое главное для этого, как показывает пример Дани Милохина, не надо учиться и трудиться в обычном смысле этого слова. Хотя снимать сюжеты, придуманные блогером – это тоже своеобразный труд творческого воображения. Фактически происходит некая трансформация традиционного представления о творчестве и труде в подобные извращённые вещи. Все эти данные и рассуждения неизбежно приводят к следующим выводам.

Из-под позитивного влияния родителей, школы и общества выпадает огромный пласт обычных, внешне мало чем примечательных середнячков, которые составляют «тихое» большинство, временами сотрясаемое упомянутыми и оставшимися неизвестными историями. Целеустремлённое меньшинство отличников, талантливых победителей олимпиад – на виду, с ними любит встречаться Президент, они застрахованы от подобных «низменных» увлечений. Но если поинтересоваться, что для них цель, смысл жизни – это максимизация самореализации и личный успех, свободное творчество. Подобная личная мотивация, как сказал профессор А.И. Осипов, формирует эгоиста, который не будет знать и чувствовать что такое подлинная любовь, и такой самодостаточный индивид никогда не будет настоящим патриотом своего Отечества и по настоящему счастливым человеком.

С подрастающим поколением дела обстоят явно неблагополучно, так как их обучение и воспитание, осуществляемые вне созидательной идеологии и мировоззрения, ведут к утрате высших духовных и нравственных ценностей и делают подрастающее поколение легкой добычей, попадающейся в расставленные врагом рода человеческого сети (в первую очередь социальные) через упомянутых выше кумиров и им подобных.

Последние события с протестами, которые прошли в Москве, Санкт-Петербурге и во многих городах России показали, что подавляющая часть протестующих – молодежь до тридцати лет, из них значительная часть – несовершеннолетние, даже дети. Самые маленькие из задержанных «навальнят» – 9 лет. Западные враги России ставку делают на самых молодых, которые ещё учатся в школах, ВУЗах и колледжах. «Долой царя» – один из лозунгов-кричалок, которые озвучивали молодые люди. Это очевидное свидетельство того, что с воспитанием молодежи, с молодежной политикой дела в нашей стране обстоят неблагополучно.

Молодёжь требует свободы. Вопрос: какой и от кого или чего? Очередной современный виток трансформации «свободы, равенства и братства», запущенных в большую антироссийскую политику. Но откуда им непросвещённым знать, что уже многократно под этим лозунгом шли многие миллионы наивных и обманутых к братоубийственным войнам и собственной гибели. Необходимо кардинально изменить политику государства в отношении к этой якобы безликой «серой массы» молодежи, которую Запад оставляет на родине для организации смут и революций. Талантливая и целеустремленная молодежь после олимпиад и «сириусов» всегда может найти свое место на Западе. Там создано много льготных программ и условий для получения высшего образования для талантливой молодежи из-за рубежа. Там учатся и наши соотечественники, из которых Запад растит себе высококвалифицированные кадры во всех сферах жизни. Поэтому Запад отбирает наиболее талантливых, чтобы они обслуживали западный капитал, а середнячки и безликая масса пусть остаются на родине. Им отводится иная, революционная роль и события последних лет и дней – это убедительно подтверждают.

Поэтому вопрос о православном просвещении и воспитании в наши дни стоит не менее, а, по моему мнению, более остро, чем во времена Лескова и позднее – в начале 20 века. Второе крещение Руси никак не застраховывает наш народ и великую страну от возможных социальных потрясений, революций и международных катаклизмов, разрушительная сила и вероятность которых будут возрастать по мере деидеологизации и либерализации русского народа, прежде всего, молодёжи и так называемой «просвещенной интеллигенции», которую враги России всегда использовали как главный запал, поджигающий мир и порядок в обществе и стране. Крещение, как поясняли святые отцы, это – лишь зёрнышко со Христом, посаженное в нашем сердце. Его каждому крещёному необходимо в себе укоренить и вырастить в «горчичное дерево», чтобы укорениться в православной вере.

Сегодня агрессивно неприкрытая политика объединённого Запада против России, направлена на ослабление и дальнейшее расчленение России. А последние события на Украине по созданию автокефальной церкви показывают стратегическую и системную борьбу с главным духовным стержнем нашего народа – Православием. Как недавно было заявлено, цитируя некий официальный американский аналитический доклад: «Приверженность русского народа традиционным (читай – православным) ценностям является преступлением».

Но у каждой медали есть оборотная сторона. Сегодня, думаю, немного в России людей, кто видит в Западе и его политической культуре свет в конце тоннеля, в который завели «тупой русский народ его бездарные, жестокие и корыстолюбивые правители».

Не надо страшиться уже произошедшего, все главные язвы прошлого вышли наружу, роль «пятой либеральной западнической интеллигентской колонны» и народившегося класса компрадорской буржуазии тоже ясна теперь и непросвёщенным. Враг должен называться врагом. Поэтому должно стать понятнее, что необходимо для уврачевания этих вековых духовных язв. Не «демократию как высшее достижение мировой западной цивилизации» надо изображать и возводить на пьедестал, а, руководствуясь духовными постулатами православной империи, искоренять и предельно ограничивать это объективное зло. При этом искоренять – не обязательно насилием, это – крайняя мера. Образование и просвещение народа – вот направление главного удара по предательству национальных интересов во всем его многообразии. Демократии подлинной, когда она действительно способна отражать волю народа, всегда органично находится место в православной монархии.

Государству нашему надо озаботиться и собраться, чтобы соответствовать статусу Третьего Рима. За каждой войной, за каждой земным катаклизмом, великими скорбями стоит духовный план – духовная война, духовная деградация элиты общества, или народа в целом. То, что пережил и переживает наш народ – соответствует его реальному духовному облику.

Своевременно и отвечающим современным вызовам глобальной политики мирового финансового капитала прозвучали слова В.В.Путина в приветствии 23-му конгрессу Всемирного Русского Народного Собора, приведу их почти полностью.

«Тема нынешнего форума: «Народосбережение – настоящее и будущее России» – имеет огромное значение не только для нашей страны, но и всего мира. Глубоко убеждён, уверенное движение России вперед, ее суверенитет и национальная безопасность в решающей степени зависят от сохранения и укрепления духовных основ, национальной идентичности, сбережения и приумножения русского и других народов России. И наши действия должны быть сомасштабными этой исторической задаче. Уже реализуемые меры по демографическому развитию, поддержке рождаемости, снижению смертности, увеличению продолжительности жизни нам следует дополнить долгосрочной, рассчитанной на десятилетия стратегией. Ее цель – воспитание поколений, для которых большая, многодетная семья, забота о ближних, о своих детях и родителях, ответственность за судьбу Отечества являются безусловными ценностями, смыслом и нормой жизни. Этому должны быть подчинены наши планы и последовательная работа абсолютно во всех сферах: в просвещении, культуре, образовании, экономике, пространственном развитии страны, жилищном строительстве, благоустройстве городов и посёлков, в здравоохранении и социальной политике. И конечно, нам необходимо объединение усилий государства и общества, подлинное соработничество с Русской Православной Церковью, другими традиционными религиями России».

Пока, добавлю от себя, целенаправленной, интенсивной и созидательной работы во исполнение главной поставленной Президентом задачи «в просвещении, культуре, образовании и т.д.» явно не хватает. Решение этой грандиозной задачи возможно, прежде всего, через образование, православное просвещение и масштабное воцерковление, прежде всего, молодежи и всего русского народа, отвечающее современным вызовам. Русский народ, который исторически образовался и состоялся как православный, таковым должен сохраниться и приумножиться, чтобы не быть развеянным по временным и территориальным пространствам истории.

Левчук Дмитрий Георгиевич, директор Фонда духовной культуры и образования «Новая Русь»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Левчук
Россия крещена, но не просвещена
О вопросах религиозного просвещения в современной России. Часть третья
26.08.2022
Россия крещена, но не просвещена
О вопросах религиозного просвещения в современной России. Часть вторая
25.08.2022
Как нам построить Православное, самодержавное и народное Государство
Некоторые мысли, не претендующие на полноту, но призывающие к продолжению разговора
02.01.2022
Все статьи Дмитрий Левчук
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26