Возможно ли в России построить православное, самодержавное и народное государство в обозримом будущем? Реально это или нереально? Задача в настоящее время кажется фантастической и практически не решаемой в современных условиях. Тем не менее, вопросы, связанные с этой темой все чаще обозначаются и обсуждаются с разных сторон в различных православных источниках. Ни одна политическая партия или общественное движение в современной России не пытается и не может сформулировать чёткую православную идеологию консервативного содержания и соответствующую ей концепцию православного народного государства, народной монархии. Я не случайно употребил слово «народной», так как считаю, что такая форма (обоснованная И. Солоневичем), на мой взгляд, является наиболее адекватной российскому обществу в 21 веке. Но вполне допускаю и другие точки зрения.
В то же время мы имеем всесторонне разработанные в разных аспектах современные буржуазные либеральные теории, которые представлены многочисленными работами, касающимися всех сторон жизни современного западного общества, охватывающими весь спектр политических взглядов данного направления от крайне левых до правых. Я не беру во внимание азиатские концепции и примеры государственного устройства, поскольку идеологически и исторически они стоят дальше от русской ментальности, чем европейские, что отнюдь не мешает их критически и творчески осмысливать и использовать. На практике реализованы и достаточно успешно действуют различные модели «западных демократий» в различных странах, которые часто принимаются или навязываются развивающимся государствам.
Альтернативной православной концепции и, тем более, разработанной идеологии пока нет ни у одного влиятельного патриотического политического и общественного движения современной России. Но к этой цели православные патриоты, должны быть устремлены, т.к. только в этом случае подлинно русская, патриотическая, консервативная идеология сможет стать реальной альтернативой нынешней либерально-буржуазной идеологии и либерально-буржуазному учению, занимающему не только ведущие позиции в нашей стране, но и во всем прозападном мире. Кроме того, наличие такой идеологии сможет стать реальной основой объединения большинства русских православных людей в России в определённую общественную и политическую силу.
У православных христиан в России, к каковым относит себя большинство населения, должна быть не просто мечта о счастливом и благодатном будущем, но и достаточно чёткое представление как эта мечта должна выглядеть в государственном формате во всех основных его измерениях: духовном, политическом, социальном, экономическом и культурном. В такой концепции и идеологии должна реализоваться идея Святой Руси желательно с максимальной полнотой, чтобы сложиться в некоторые стратегические цели, механизмы и функции. Это содержание даст возможность включать его в конкретные формы законов всех уровней и, может быть самое главное, исполняться и наполняться сознательной деятельностью православных служащих и трудящихся в государстве – от политиков и чиновников высшего эшелона, воинов, творческой и научно-технической интеллигенции до обычных тружеников, предпринимателей и простых граждан. Вспомним, широко упоминавшееся в советское время изречение Маркса: «Идея становится материальной силой, если она овладевает массами».
Новая Россия по существу, должна превратиться в Третий Рим и исполнить свою историческую и духовную миссию Удерживающего накануне Второго пришествия и грядущего Апокалипсиса.
Русская Мечта – это некая идея или совокупность идей, которая может стать основой государственной идеологии и способна овладеть массами. О русской Мечте и наполнении этого термина конкретным содержанием заявил Всемирный Русский Народный Собор. Собор по существу возглавил работу по «Русской Мечте», которая может быть положена в основу выработки православной консервативной идеологии. Образованное в феврале 2020 года общественное движение «Царьград» также ставит перед собой цели возрождения православной России и исторического просвещения народа, оно могло бы взять на себя такую деятельность по выработке национальной православной консервативной идеологии.
Но идеология – это достаточно широкая категория, на основании которой выстраивается не только мировоззрение человека и его внутренний духовный мир, это и общественная мораль, этика, культура, наука и производство, экономика и социальная сфера, в самом широком понимании. На основе идеологии формулируются стратегические цели государства, строятся все государственные отношения как внутренние, так и внешние, в том числе общественные, которые являются необходимым условием достижения долгосрочных стратегических целей «Русской Мечты». В связи с этим, надо чётко представлять какими должны быть социальные отношения, в том числе между основными сословиями или социальными группами, классами, межэтнические отношения, а также экономические и политические. Разработка такой идеологии невозможна без философского осмысления состояния современной России в окружающем враждебном западном мире. Поэтому у современной православной и имперской идеологии России должен быть серьёзный философский фундамент.
Примером из недалекого прошлого является марксистко-ленинская идеология, которая и до настоящего времени остаётся основной левой альтернативой социально-политического и экономического устройства общества, имеющей множество сторонников во всём мире и в нашей стране. На фундаменте этой идеологии было построено первое социалистическое государство – СССР, которое просуществовало относительно недолго, но вписало в историю России и мировую историю величайшие достижения русского и других народов, объединённых единой имперской советской идеологией. Во времена сталинского правления марксистская идеология была существенно модифицирована, а сразу же после окончания Великой Отечественной войны была предпринята попытка разработки новой научной теории будущего развития СССР.
После войны Советский Союз, хотя и подписал Бреттон-Вудские соглашения в июле 1944г., но был единственной страной, которая их не ратифицировала. А статус и деятельность ВМФ и МББР оценивались как неприемлемые для СССР. Была сделана также попытка превращения рубля в международную конвертируемую валюту, создания обширной международной зоны рублёвой торговли, учитывая, что советская экономика была второй в мире по величине и имела широкие зоны влияния. Рубль в течение долгого времени был одной из самых устойчивых денежных единиц в мире. Труд, рассматривался в первую очередь, как категория нравственная, а не только как чисто экономическая, что сближает такую позицию с православным отношением к труду. Во внутреннем экономическом планировании и управлении важную роль играли натуральные показатели, которые сохраняли пропорции материального производства и финансово-экономической деятельности. Было чёткое разделение безналичных (предназначенных для оборотных средств и капитальных вложений предприятий) и средств наличных, выплачиваемых в качестве заработной платы. Народно-хозяйственные пропорции с учетом выбранных приоритетов соблюдались, как в отраслевом, так и в территориальном развитии.
В настоящее время многое из советского опыта планирования и управления использует Китай, который за последние 30 лет выдвинулся на первое место в мире, став крупнейшей экономической державой, превзойдя США и запустив проект превращения юаня в ведущую мировую электронную валюту, объявив о выпуске криптоюаня. Россия за эти же 30 лет по многим важнейшим социально-экономическим показателям не превзошла уровень конца 80-х годов прошлого столетия. Китай за прошедшие 30 лет достиг выдающихся успехов во всех сферах жизни, а Россия после развала Советского Союза с её провалами и выкарабкиваниями фактически топчется на месте, ведомая принятой буржуазно-либеральной идеологией.
Во времена Хрущёва работы по корректировке марксизма-ленинизма были свёрнуты, страна вернулась к ортодоксальному марксизму, который на практике привёл к полной деградации духовного и идеологического содержания всей деятельности великого Советского государства. Грубейшие идеологические и практические ошибки Хрущёва в управлении экономикой, в социальной и военной сферах положили начало экономической деградации Советского Союза. Также началась идеологическая стагнация и деградация. Всё это завершилось крупнейшим в 20 веке политическим и экономическим кризисом Великой страны, распадом Советской империи и полной ориентацией на западные экономические и политические стандарты, когда деньги и прибыль, извлекаемая из финансово-экономической деятельности, индивидуальные достижения личности (человеческая жизнь – высшая ценность) становятся не только главным критерием успеха, но и высшей духовной ценностью и смыслом жизни.
«Вашингтонский консенсус» – десять заповедей современной организации буржуазно-либеральной капиталистической экономики, специально разработанные в США для развивающихся стран и стран бывшего Восточного блока, является основой построения современной экономики России.
Святая Русь должна обрести черты государства совершенно иного типа, не копирующего опыт западных демократий (печальный опыт мы уже получили с начала 90-х), не повторяющего дословно наш собственный исторический опыт, но заимствующего из него самое лучшее и жизнеспособное. Это должны быть совершенно отличные от нынешних духовные идеалы, ценности и для русского народа в целом, и для каждого гражданина новой России. Очевидно, что не деньги или приобретаемые на них материальные блага и их количество, должны стать главным мерилом государственных достижений, общественного и личного успеха, полноты самореализации личности, смыслом земной жизни человека. Духовные идеалы должны превалировать над материальными, также как и труд – не только средство пропитания и удовлетворения материальных потребностей, но и образ жизни, духовная и нравственная его составляющая, наполняющие жизнь человека высшим смыслом, определяющим достойное место каждого человека в обществе. В таком случае необходимо проработать и соединить в единую систему столь многоплановые и зачастую противоречивые категории и понятия и их содержание.
Каждый аспект будущего идеального государства и общества, должен быть заранее разработан и хорошо обдуман. Исходя из исторического и современного опыта, можно описывать и анализировать различные модели, которые могли бы лечь в основу будущего проекта «Святой Руси». Так мы уже многое усвоили из того что нам чуждо и неэффективно. Но как должны выглядеть форма такого нового государства, та или иная его подсистема дальше идей и общих разговоров дело часто не идёт. Хотя и в настоящее время имеются достаточно фундаментальные разработки в различных аспектах православного государства в данном направлении и у нас в стране и за рубежом.
На мысль о том, что необходимо где-то в одном месте собирать проекты и опыт для формирования целостного представления о «Святой Руси», меня навело выступление моего друга, недавно трагически ушедшего из жизни – Олимпийского чемпиона, тридцать лет возглавлявшего спортивную редакцию Советского телевидения, организовавшего телевещание с Московских олимпийских игр по всему миру, человека, наделённого многими незаурядными талантами, включая и писательский, Александра Иваницкого. В том публичном выступлении, а до этого он высказывал эту мысль на страницах газет, он обоснованно считал, что в современном мире Олимпийские игры в той форме, в которой они существуют, себя исчерпали, поскольку коммерческие и политические интересы не совместимы с подлинным спортом, но в настоящее время являются определяющими. Последние, проведенные в Токио Олимпийские игры 2020 г., их организация и проведение – наглядное тому подтверждение. То есть, содержание и форма должны находиться в абсолютной гармонии. Тогда возникает вопрос: «А какова альтернатива и как новая Россия должна выстраивать систему спортивного воспитания, включая спорт высших достижений». Думаю, что по этому поводу уважаемыми православными специалистами и спортсменами может быть высказано много идей и практических предложений. Также и в каждой отрасли: в государственном и политическом устройстве, в экономике, науке, образовании, культуре, искусстве, социальной сфере и т.д.
Не могу удержаться, чтобы не высказать свою точку зрения по поводу возрождения села и сельского уклада жизни. Это – особая тема, которая является фундаментом нормальной демографии, сохранения православных традиций, общинной этики, культуры, нормального традиционного и гармоничного воспитания. Большая часть населения страны должна жить не в крупных городах-мегаполисах, которые при современных трендах растут ускоренными темпами, а в сельской местности и небольших городах и посёлках. Даже публично высказанная эпатажно-радикальная идея Г. Стерлигова о расселении мегаполисов, по-моему мнению, имеет рациональное зерно. Вместо этого Власть предполагает строить города-миллионники в Сибири. Но для этого государство должно проводить иную долгосрочную региональную и социальную политику, создать необходимые социальные, экономические условия и инфраструктуру, в том числе и промышленную. Территориальное планирование, пропорциональное развитие территорий и всей страны, должны занять одно из центральных позиций в социально-экономической стратегии, политике и управлении нового Государства Российского.
Очевидным, на мой взгляд, является то обстоятельство, что такое государство, даже в первом приближении, возможно построить только с новым человеком, истинно православным христианином, а также в тесном союзе с другими народами, населяющими Россию в рамках имперской российской традиции, используя лучшие её достижения.
Опять напрашивается аналогия с теориями построения коммунистического общества будущего с соответствующим ему человеком нового типа. В обсуждаемом случае речь не идёт о формировании человека нового типа, как это понимали коммунисты, речь должна пойти о воспитании православного христианина – гражданина России, в качественно новых условиях современного мира и составляющего главную основу всех народов России. И в этом вопросе важнейшую роль должна сыграть вся система образования и воспитания в стране. Уже сейчас, после трагических событий в последние годы регулярно происходящих с нашими молодыми людьми в Керчи, Благовещенске, Казани, Перми многим (об этом, к сожалению, меньше всего говорят в Министерстве просвещения РФ) становится ясно, что проблема носит системный характер, в основе которой серьёзнейшие пробелы в системе духовно-нравственного воспитания.
Фундаментально разработанная идеология является важнейшей методологической основой и практическим руководством в воспитании, прежде всего, подрастающего поколения. Новое государство мало спроектировать, оно должно вызреть в народном представлении о смысле жизни, всеобщей справедливости, достойной и благополучной жизни всех членов общества. А такое поколение и народ необходимо воспитать, сформировать в русских людях, как теперь принято говорить, активную православную и имперскую государственную гражданскую позицию. Никакой даже самый эффективный проект невозможно будет осуществить, если народ не будет соответствовать его благим целям, не станет их разделять и не станет активным строителем нового православного государства.
Суть моего предложения заключается в том, чтобы портал «Русская народная линия» открыл раздел или специальное приложение, в котором бы собирались, обсуждались и анализировались различные предложения по «Святой Руси». И это могло бы стать не только научно-эмпирической основой проектирования и создания государства нового типа, но также и фундаментом выработки новой альтернативной идеологии, доминирующей в настоящее время буржуазной либерально-антиправославной (во всех её сегментах), но также и левым социальным учениям. Для финансовой поддержки такого ресурса, поскольку могут потребоваться значительные средства, все предложения можно сделать платными в форме пожертвований без установки конкретных ценников, а по возможности.
Дмитрий Георгиевич Левчук, директор Фонда «Новая Русь»
14. Ответ на 12, учитель: :))
13. Ответ на 12, учитель:
В совковом чулане, русские народные песни пели вот так, ПО-СТАРОМУ:
https://www.youtube.com/watch?v=yv82WBPHg3A
А вот так, эта песня звучит ПО-НОВОМУ. Исполняет твой любимый кумир, прямо под стенами Кремля, на Красной площади:
https://www.youtube.com/watch?v=NekluKITJBE
Вот тебе ещё парочка песен, ПО-НОВОМУ, ПО АНТИСОВЕТСКИ. Ты тут недавно хвалился, что гонишь самогон из мухоморов. Сегодня, прямо со сцены учат детей, гнать самогон:
https://www.youtube.com/watch?v=C_t_YUOVcmA
https://www.youtube.com/watch?v=qq3ktaVO0mw
А вот так, учили петь и читать стихи детей, в "совковом чулане":
https://www.youtube.com/watch?v=ynwDpEGCK1Q
https://www.youtube.com/watch?v=SvKPzyl_ljw
https://www.youtube.com/watch?v=IUIF5p98I3s
https://www.youtube.com/watch?v=vJynaU_fWI0
А это тебе и всем антисоветчикам, посвящается:
https://www.youtube.com/watch?v=Do7b4Bd3zsQ
12. Ответ на 11
https://youtu.be/xN_dvmJ935s
11. Ответ на 9, учитель:
10. Блеск!
9. Ответ на 8
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.
Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».
Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».
Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.
Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».
С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
8. Алекс. Алëшину о Народовластии
7. Ответ на 2 комментарий Алекс. Алëшину: Сталинская экономика
6. Ответ на 2, Алекс. Алёшин:
А Вы сейчас в колхозы кого будете записывать? Все деревни пустые стоят. Дачников отлавливать или мигрантов?
5. 3