Церковная ситуация на Украине и смысл решений Киевского собора 27 мая остаются в центре внимания православного сообщества – комментарии, отклики, свидетельства очевидцев постоянно публикуются на сайтах, в тлг-каналах, соцсетях. И практически все дружно осуждают блаженнейшего митрополита Онуфрия за «предательство», «уход в раскол» и т.д.
Между тем, совсем недавно в православной среде принято было оценивать действия Блаженнейшего, как защиту канонического Православия, его воспринимали как мужественного поборника церковного единства, охранителя канонического строя Церкви, непримиримого противника украинских раскольников.
А теперь Блаженнейший – предатель Православия, отступник и раскольник. Как быстро всё изменилось…
Некоторые даже утверждают, что митрополит Онуфрий заранее сговорился с патриархом Варфоломеем, что следующим шагом будет объединение с ПЦУ… В лучшем случае пишут, что владыка Онуфрий стал заложником автокефалистского лобби в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и «пляшет под их дудку».
Меня такие объяснения изменения позиции митрополита Онуфрия, выразившиеся в его позиции на Киевском соборе 27 мая, как-то не удовлетворяют. Всё это смахивает, как минимум, на сильное упрощение и схематизм.
Хотя ситуация в церковной жизни Украины, конечно, на самом деле сложная и даже трагическая.
С формальной точки зрения УПЦ МП 27 мая приняла решение уйти в раскол, заявив о самочинном выходе из состава Русского Православной Церкви. Все формальные решения для перехода из статуса автономной в статус автокефальной Церкви приняты: заявлено о возобновлении собственного мироварения, об открытии зарубежных приходов УПЦ за границей, епархиям предоставлено право самим решать некоторые вопросы, относящиеся к ведению Св. Синода УПЦ (тут речь идёт, надо полагать, о том, что принимать решение поминать или не поминать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за богослужением будут на местах), а главное – заявлено о подготовке изменений в Устав УПЦ, которые превратят ее в самостоятельную Церковь (сами изменения пока не опубликованы).
Вместе с тем, как уже доводилось недавно писать, детали принятых решений позволяют надеяться, что всё можно отыграть назад. Но это зависит от изменения внешних обстоятельств. А какими они будут, не может сказать никто. Сам Блаженнейший Онуфрий уже поминает Святейшего Кирилла не как Отца, но как собрата – в диптихе Предстоятелей Церквей (кстати, не поминает патриархов Константинопольского и Александрийского, признавших украинских раскольников).
Итак, формально можно констатировать, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата ушла в раскол, самочинно изменив свой статус автономной Церкви внутри МП на автокефальную Церковь.
В самой УПЦ МП к этому относятся по-разному. Находящиеся вне давления киевских властей епархии уже заявили, что они не перестанут поминать Святейшего Патриарха Кирилла (крымские епархии, епархии ДНР и ЛНР), но продолжат поминать и митрополита Онуфрия. Проавтокефалистское лобби внутри УПЦ МП (а оно существует и имеет большое влияние, особенно возросшее в нынешних условиях) радостно потирает руки, в некоторых епархиях запада и центра Украины уже не поминают Святейшего патриарха Московского. Большинство же пока молчит, поскольку сегодня на Украине заявлять о своей верности Русской Православной Церкви небезопасно.
Появились подробности заседания Киевского собора, есть сообщения, кто выступал против изменений. Мое внимание привлёк факт того, что митрополит Онуфрий резко одёргивал тех, кто выступал против автокефалии и вообще вёл себя едва ли не как Драбинко, а не воспитанник Лавры преподобного Сергия и духовное чадо архимандрита Кирилла (Павлова).
Есть в этих действиях Блаженнейшего Онуфрия какая-то тайна. Конечно, можно допустить, что в нём говорит обида на отсутствие реакции из Москвы на его призывы остановить военные действия, выпустить «азовцев», но личной обидой всё не объяснить.
Разгадку, по крайней мере, для меня убедительную, я нашёл, читая один из комментариев (в целом довольно банальный) о современной церковной ситуации на Украине, где автор клеймит митрополита Онуфрия за сергианство.
А ведь и впрямь, действия митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году и позднее могут помочь понять сегодня митрополита Онуфрия. Ради физического сохранения земной Русской Церкви, жизни и свободы епископата и духовенства митрополит Сергий пошёл на такие компромиссы с безбожной властью, которые сделали его предметом нападок не только из-за границы – со стороны РПЦЗ, но и изнутри – со стороны непоминающих. Клеветнические измышления в адрес патриарха Сергия не умолкают по сию пору. Митрополит Сергий сознательно пожертвовал своим добрым именем, своей репутацией ради физического спасения Церкви. И кстати, очень жёстко пресекал деятельность своих критиков внутри Церкви, не понимавших его подвига. Говорят, что советская власть обманула митрополита Сергия, что гонения на епископат и духовенство продолжались и после 1927 года. Да, это – правда, но она не опровергает исторической правоты митрополита Сергия, которого Господь сподобил увидеть плоды своего подвига в 1943-1944 годах.
Блаженнейший митрополит Онуфрий, похоже, пошёл в нынешних условиях по пути митрополита Сергия. Он пожертвовал своим добрым именем, своей репутацией ради спасения земной Церкви, как настоящий отец, пожертвовал собой ради спасения своих епископата, духовенства и мирян, стремясь выторговать у власти прекращение гонений против них.
Конечно, дальше ситуация может развиваться самым невероятным образом, и Блаженнейшему, возможно, не удастся удержать под своим контролем всю Украинскую Церковь.
Но что-то мне подсказывает, что мы в будущем еще по достоинству оценим подвиг митрополита Онуфрия. Как оцениваем по достоинству подвиг патриарха Сергия, хотя и не все, иные – вечные диссиденты – до сих пор клеймят сергианство, как главный порок Русской Церкви. Но это уже их проблемы…
А нам нужно молиться за митрополита Онуфрия, за украинских архиереев и священников, наших братьев и сестёр во Христе, хранящих православную веру, каноническое православие в условиях давления, а порой и жесточайших гонений.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
26.
25.
24.
Да - вторжение бендеровцев на Донбасс! И все преступления и на этой земле- разрушенные города и всё остальное.
23. Ответ на 22, Потомок подданных Императора Николая II:
Какое-то болото из ханжества. Благодарю Вас, уважаемый Владимир за обличение. Действительно, мне есть в чем каяться. С НАМИ БОГ!
22. Ответ на 21, Валерий:
Какое-то болото из ханжества.
21. Ответ на 20, Алексей Михайлович: Не сотвори себе кумира...
20.
19. Забыл поставить кавычки.
18. Ответ на 17, Византиец:
СОГЛАСНО СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, АВТОРОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НЫНЕШНЕЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ, В БЫТНОСТЬ ЕГО МИТРОПОЛИТОМ СМОЛЕНСКИМ, ВОЙНА ИЛИ КАКИЕ-ЛИБО ИНЫЕ "СПЕЦ.ОПЕРАЦИИ" В ПРАВОСЛАВНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЗАПРЕЩЕНЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИХ ЦЕРКОВЬЮ. ВОЙНА МОЖЕТ ПОДДЕРЖАНА ЦЕРКОВЬЮ ТОЛЬКО ДЛЯ ПРЯМОЙ ЗАЩИТЫ ПРЯМОГО АГРЕССОРА, НАПАВШЕГО НА ТЕРРИТОРИЮ, ИМЕННО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК ЭТО БЫЛО 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА.. АГРЕССИВНАЯ ВОЙНА, СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ РПЦ МП, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВСЕХ МИРОВЫХ ВОПРОСОВ.ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОГЛАСНО ЭТОЙ КОНЦЕПИИ, НИКАКИЕ "СВО" РОССИИ В ИНЫХ ГОСУДАРСТВАХ, НЕ МОГУТ БЫТЬ ЛЕГИТИМНЫМИ
17. Ответ на 7, Анатолий Степанов: