Это раскол, или ещё не всё потеряно?

Решения киевского собора, принятые под давлением власти, создали абсолютно тупиковую проблему

Автокефалия на Украине  Новости Украины  Новости Киева 
0
3645
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Ныне в центре внимания церковной и околоцерковной публицистики и аналитики оказались решения собора Украинской Православной Церкви от 27 мая и их последствия. Высказываются разные оценки, в том числе взаимоисключающие. Как же нам понимать решения, принятые на соборе в Киеве?

Прежде всего, нужно отметить, что хитрость Блаженнейшего Митрополита Онуфрия – провести вместо собора ни к чему не обязывающее собрание, не удалась. На собрании, видимо, под давлением представителей с мест, а особенно чиновников и представителей спецслужб было принято решение провести собор, причём в тот же день, который и принял эти резонансные, так всех чад русской Церкви взволновавшие, решения.

Те, кто говорит, что автокефалия не состоялась, поскольку в решении собора не говорится об автокефалии, а принятые решения не противоречат томосу Патриарха Алексия II, которым была дарована широкая автономия внутри Русской Православной Церкви Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, конечно, выдают желаемое за действительное или попросту лукавят.

Все необходимые решения об отделении УПЦ от Русской Церкви приняты. Но, как мне уже приходилось отмечать, в этом непростом деле важно обращать внимание на детали, которые, собственно, и дают некоторую надежду на то, что это еще не раскол, что ситуацию можно исправить и вернуться к церковному единству Русской Православной Церкви.

Собор де-факто принял ряд решений, направленных на оформление автокефалии Украинской Православной Церкви. Одним из важнейших является намерение возобновить мироварение. Некоторые, правда, говорят, что мироварение – едва ли не главный признак автокефальной Православной Церкви. Но это не так. Целый ряд Поместных Православных Церквей получают миро от Константинопольского патриарха, тем не менее, являются независимыми Православными Церквами, и никто не ставит под сомнение их самостоятельный статус.

Другие говорят, что, мол, ничего страшного в возобновлении мироварения в Киеве нет, ведь в Российской Империи миро варили именно в Киеве из уважения в Матери городов русских. Однако это нельзя сравнивать, ведь варила миро в Киеве Российская Православная Церковь, а не Украинская, каковой тогда и не было.

Почему же вопрос о мироварении столь важен? Дело в том, что после предоставления широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата получение мира из Москвы, а также утверждение избранного на Соборе УПЦ МП Предстоятеля и поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископатом и клиром являлись зримыми признаками единства Русской Православной Церкви на Украине и в России. И вот теперь зримый признак единства устраняется. Правда, по традиции Русской Церкви миро варят на Страстной Седмице, поэтому этот вопрос в практическую плоскость перейдёт только в апреле будущего года. А какова будет в то время политическая ситуация – сейчас, наверное, предсказать никто не может. Поэтому отыграть назад в этом вопросе вполне возможно, хотя, еще раз: мироварение не является обязательным признаком автокефальности.

Второе важное решение – открытие зарубежных приходов УПЦ. Конечно, открывать зарубежные приходы имеет право только автокефальная Церковь, однако политическая ситуация сегодня такова, что беженцы и эмигранты с Украины сейчас отказываются посещать приходы Русской Православной Церкви и действительно нуждаются в духовном окормлении: люди болеют, умирают, рождаются, и всё это требует духовного окормления Церкви. Однако, в конце концов, и ситуацию с приходами УПЦ можно будет переиграть, объединив приходы. Тем паче, что украинские приходы вряд ли построят храмы, и где будут молиться новосозданные приходы, непонятно. Конечно, есть вероятность, что протестанты и католики, которые сейчас закрывают свои храмы в большом количестве, могут предоставлять их на правах аренды приходам УПЦ. Но всё равно это будет паллиативное решение проблемы. Построить новые храмы на территории иностранных (прежде всего, европейских) государств в нынешних условиях дело практически невозможное.

Но главным решением киевского собора, вызывающим наибольший резонанс, является намерение внести изменения в Устав УПЦ МП, которые формально признают её независимость от Русской Православной Церкви. Согласно, ныне действующему Уставу УПЦ является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви; новоизбранный Предстоятель УПЦ получает благословение от Патриарха Московского и всея Руси; Предстоятель УПЦ является постоянным членом Священного Синода РПЦ; УПЦ соединяется со всеми Поместными Церквами через РПЦ; Собор епископов УПЦ действует на основании постановлений Соборов РПЦ.

Пока изменения в Устав не приняты. Собравшийся в минувшее воскресенье Священный Синод РПЦ заявил, что «принятые Собором Украинской Православной Церкви дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия упомянутой Грамоте (Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года. – А.С.) и Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому таковые дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси». Впрочем, в тот же день блаженнейший Митрополит Онуфрий на Божественной литургии после завершения Собора уже служил по чину Предстоятеля автокефальной Православной Церкви и поминал за Богослужением Патриарха Кирилла в числе других Предстоятелей Православных Церквей. Кстати, не поминал тех, с кем разорвано Евхаристическое общение: Предстоятелей Константинопольского и Александрийского патриархатов, Предстоятелей Элладской и Кипрской Церквей.

Этим Митрополит Онуфрий продемонстрировал серьёзность намерений. Так что весьма вероятно, изменения в Устав УПЦ будут, увы, приняты. Впрочем, и эти изменения в Устав вполне возможно исправить после стабилизации политической ситуации и прекращения давления на священноначалие УПЦ со стороны киевского режима.

Пока ясно только одно – решение Украинской Православной Церкви о выходе из состава Русской Православной Церкви создаёт очень запутанную коллизию в религиозной ситуации на Украине.

Как известно, на Украине формально уже существует автокефальная православная церковь – так называемая «Православная церковь Украины». Она создана патриархом Константинопольским Варфоломеем путем объединения нескольких раскольничьих групп, которые глава Фанара самочинно вывел из раскола.

И совершенно непонятно, как может на Украине существовать сразу две автокефальные православные церкви? Понятно также, что за томосом об автокефалии УПЦ можно обратиться либо к Москве, либо к Константинополю.

Обращение за томосом к РПЦ, весьма вероятно, вызовет бурю негодования в националистических кругах. К тому же процесс этот затянется надолго. К патриарху Варфоломею УПЦ не может обратиться, поскольку разорвано евхаристическое общение. Но даже если УПЦ «наступит на горло собственной песне», Варфоломей не даст томос об автокефалии УПЦ МП. Он либо будет понуждать её к вхождению в состав Константинопольского патриархата на правах автономии. Но на Соборе принято решение именно о самостоятельности, об автокефалии УПЦ МП, а не о переходе из Московского Патриархата в Константинопольский патриархат на правах автономии, причём с понижением статуса (такой широкой автономии, какая была у УПЦ МП, никогда и нигде не было).

Патриарх Варфоломей может предложить Митрополиту Онуфрию войти в состав т.н. ПЦУ. Однако Собор принял одновременно решение о том, что они продолжают не признавать рукоположений и хиротоний «священников» и «архиереев» ПЦУ и предлагают им заново рукоположиться. Конечно, в ПЦУ это будет воспринято как вызов – они ни в коем случае не согласятся на такое требование, поэтому возникает абсолютно тупиковая проблема.

И это самое главное, что вселяет надежду в то, что после прекращения военных действий, после преодоления политического кризиса одним из проявлений которого является жесточайшее давление украинской власти на УПЦ МП, церковная ситуация на Украине потребует нового решения. Потому что невозможно допустить, что на территории одной страны существуют две автокефальные церкви. Одна из которых, тем паче, большинством мирового Православия не признаётся как законная церковь, а продолжает пребывать в статусе раскольнической структуры, несмотря на мощное давление Константинопольского патриарха Варфоломея.

Поэтому, говоря о результатах Собора УПЦ МП, можно заключить, что, с одной стороны, приняты формально все нормы, которые позволяют считать Украинскую Православную Церковь автокефальной, самостоятельной церковью, то есть с формальной точки зрения УПЦ, таким образом, уходит в раскол от РПЦ. Но, с другой стороны, ситуация этим решением киевского собора настолько запутывается, что нельзя его считать окончательным, потому что оно не ведёт к разрешению целого ряда фундаментальных проблем. При этом, нужно еще посмотреть какой будет реакция Православных Поместных Церквей. Признают ли они решения киевского собора?

Поэтому можно предположить, что после успокоения политической ситуации состоится новый, уже полноценный, Собор, на котором будут рассматриваться эти вопросы в спокойной атмосфере. Очень важно, чтобы было снято политическое давление, которое оказывается сегодня на Украинскую Православную Церковь. В правовой плоскости ситуация позволяет квалифицировать нынешние решения Собора как решения, принятые под давлением внешней власти, что не только в церковном, но и в светском праве считается неполноценным правовым деянием.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Не совсем согласны или согласны, но не совсем ...

С позицией Патриарха мы не совсем согласны...

"Германская епархия РПЦЗ: Остаемся в юрисдикции РПЦ

Викарий Берлинской и Германской епархии РПЦЗ, епископ Штутгартский Иов (Бандман) в своем интервью youtube-каналу Der Bote ROKA Deutschland сообщил, что храмы Германской епархии не прекращают поминовение Патриарха Кирилла.

«РПЦЗ является автономной частью РПЦ, мы поминаем Патриарха на богослужениях, чтобы выразить единство Русской Церкви, но это не следует путать с политической поддержкой или поддержкой личной позиции...», – отметил епископ Иов.

«С позицией Патриарха мы не совсем согласны, но западные СМИ дают искаженное представление его позиции. Это неправда, что Патриарх освящает оружие для войны и поддерживает идею "русского мира" для территорий вне России. Действительно, Патриарх рассматривает нынешнюю войну в Украине в контексте культурного столкновения Востока и Запада и, в частности, столкновения восточных и западных ценностей», – добавил архиерей РПЦЗ."

8.

" Аримя России решит проблему во Славу Божию ! " - статья Р. Ищенко.
Клавдия / 03.06.2022, 12:06

7.

Армия России решит проблему, везде будет РПЦ.
Клавдия / 03.06.2022, 11:58

6. Конечно, это своеобразный, твердо идущий, пока неофициальный, но РАСКОЛ !

Если митрополит Онуфрий не помянул патриарха как "великого господина и отца нашего", а только в диптихе предстоятелей ППЦ--то что это ? Раскол ! Если правящие архиереи ДНР, ЛНР, Запорожья, Крыма, Херсона, Бердянска, Мелитополя -- полностью признали верховенство не митрополита Онуфрия, а патриарха, а Ровеньковская епархия перестала поминать митрополита Онуфрия --то что это ? РАСКОЛ !

Как я прогнозировал -- УПЦ МП раскололась на УПЦ митрополита Онуфрия и УПЦ МП ! Все по воле Божией--даже не ТОЛЬКО политиков, а --Промысел Божий ! И не происки дьявола ! А --Промысел Божий ! И этот Промысел Божий как и все Его действия --надо с благодарностью принимать !

5.

... Поэтому, говоря о результатах Собора УПЦ МП, можно заключить, что, с одной стороны, приняты формально все нормы, которые позволяют считать Украинскую Православную Церковь автокефальной, самостоятельной церковью, то есть с формальной точки зрения УПЦ, таким образом, уходит в раскол от РПЦ. Но, с другой стороны, ситуация...

...как говорится - если что-то ходит как утка, плавает как утка крякает как утка... другими словами если приняты формально все нормы, т.е. если по форме что-то "ходит" как раскол, "плавает" как раскол, "крякает" как раскол ... Раскол это или не раскол решит Великая отечественная специальная военная операция, как сказал протоиерей Андрей (Ткачев). По сути сейчас в мировом Православии есть два центра притяжения - Московский патрирхат и Константинопольский патрирхат, с которым Москва прекратила евхаристическое общение именно из-за ситуации по Украине. Именно Украина стала причиной разделения, тех кто признал ПЦУ и тех кто не признал. Решение собора в Киеве о создании самопровозглашенной УПЦ вышедшей из подчинения Московской патрирхии, но не признающей ( пока?) Константинополь и ПЦУ еще более запутало ситуацию. Как говорил старец Зосима, колотня начнется с Киева и пойдет по всему миру. Так что не факт что СВО ограничится Украиной и Киевом. И всем придется решать - ты с Москвой или ты против Москвы. В свое время Мазепа и Денисенко сделали свой выбор.
р.Б.Алексий / 01.06.2022, 07:59

4.

Публикация очень хорошая и актуальная. На фоне традиционного молчания наших "официальных" синодальных канонистов и очень общих фраз митр. Илариона, должных, по-видимому, убедить всех, будто события идут по ранее намеченному курсу, это - единственная объективная попытка разобраться. Хотелось бы, тем не менее, обратить внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, судя по текстовым зарисовкам, поведение и образ мыслей митр. Онуфрия не так благорасположены к Москве. Во-вторых, канон, согласно которому в каждой области должен быть только один епископ, не имеет "международного" и политического значения. Поэтому, как ни прискорбно, вполне возможна (пока чисто гипотетически, завтра - уже в виде нового канона) ситуакция, при которой на территории однго государства - Украины действуют несколько самостоятельных и независимых друг от друга церковных организаций. В-третьих, наконец, хотя мирро не является признаком автокефальной Церкви, но отказ от него из Москвы совершенно однозначно (помимо иных признаков) говорит о том, что они не входят в состав РПЦ МП.

3. Ответ на 1, АБС: К сказанному...

"где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос"
А на соборе продемонстрировано разделение с братьями во Христе, по давлению евреев и фашистов. Ничего христианского в этих решениях так называемого собора нет. МП УПЦ превратилось в обычную организацию во главе которой не Христос, а еврей зеленский.

Ровеньковская епархия Украинской Православной церкви (ЛНР) объявила, что остается под омофором патриарха Кирилла и приостанавливает поминовение за богослужением предстоятеля УПЦ Онуфрия.
Ранее о намерении остаться под омофором главы РПЦ заявила Симферопольская и Крымская епархия УПЦ. (с сайта Русской весны).
Это говорит о том, что раскол все же произошел. С НАМИ БОГ!
Валерий / 01.06.2022, 05:22

2. Раскольный процесс пошел уже внутри УПЦ !

Собрание и духовенство Ровеньковской епархии УПЦ 31 мая 2022 года постановило приостановить поминовение митрополита Онуфрия, предстоятеля УПЦ, и перешло под омофор патриарха Московского Кирилла.

1. Где разделение, там нет Христа

"где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос"
А на соборе продемонстрировано разделение с братьями во Христе, по давлению евреев и фашистов. Ничего христианского в этих решениях так называемого собора нет. МП УПЦ превратилось в обычную организацию во главе которой не Христос, а еврей зеленский.
АБС / 31.05.2022, 17:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Автокефалия на Украине
2025 год объявлен годом политической теологии
В Институте стран СНГ состоялся круглый стол «"Соединенные штаты Антихриста" и Катехон. Итоги президентских выборов в США и их влияние ход СВО и положение Православия в Колыбели Крещения Руси»
14.11.2024
«Фактически это раскол»
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
14.11.2024
К Богу с автоматами
Как на Украине продвигают унию в канонической Церкви
12.11.2024
Два полюса украинского Православия
Митрополит Агафангел решил поздравить Трампа с победой на выборах в США
08.11.2024
Украина: здоровый рвотный рефлекс как условие выхода из «цирка уродов»
Сами украинцы вынуждены признать, что и они для Запада – не более чем разменная монета
08.11.2024
Все статьи темы
Новости Украины
Трампу нужно разрушить Китай, чтобы потом задавить Россию
Избранный президент США не собирается заключать с РФ соглашение о глобальной безопасности, потому что ему нужны развязанные руки для экономической или даже горячей войны с КНР
16.11.2024
Геостратегический аспект эпилога Украины при «национал-социалисте» Трампе
Самый раз России имперски воскреснуть, ведь закончился период «30-летней чванливой и односторонней иллюзорной политики США»
12.11.2024
«Наши отношения с США — это отношения войны»
Мы не воюем на поле боя, потому что мы ядерные державы, но фактически сейчас боремся на уничтожение друг с другом
12.11.2024
«В лице Трампа победили консервативные мотивы»
Этим избранный президент США нам люб, что, однако, не отменяет недоверия к нему
09.11.2024
Все статьи темы
Новости Киева
«Друг друга они еще не сожрали»
Если формируется определенный консенсус вокруг Трампа, это значительно хуже, чем если бы продолжалась упорная борьба всех демократов против всех республиканцев
05.11.2024
«Я – памятник себе…»
На примере Украины Фанар реализует стратегию «объединения христианства», которая впоследствии может быть применена на более широком уровне
01.11.2024
Трампистские иллюзии – главная угроза национальной безопасности России
Выступление на Круглом столе в Институте стран СНГ в честь 80-летия освобождения Украины
29.10.2024
«Для того, чтобы бунтовать, надо иметь достаточный запас прочности»
Чем сильнее демографическая яма на Украине, тем меньше вероятность общегосударственного бунта
22.10.2024
Мазепа, Зеленский и святитель Иоасаф Белгородский
О предательстве отца и деда святителя и их последующем покаянии
19.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 19:24
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 14:33