itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Это раскол, или ещё не всё потеряно?

Решения киевского собора, принятые под давлением власти, создали абсолютно тупиковую проблему

Автокефалия на Украине  Новости Украины  Новости Киева 
0
3052
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Ныне в центре внимания церковной и околоцерковной публицистики и аналитики оказались решения собора Украинской Православной Церкви от 27 мая и их последствия. Высказываются разные оценки, в том числе взаимоисключающие. Как же нам понимать решения, принятые на соборе в Киеве?

Прежде всего, нужно отметить, что хитрость Блаженнейшего Митрополита Онуфрия – провести вместо собора ни к чему не обязывающее собрание, не удалась. На собрании, видимо, под давлением представителей с мест, а особенно чиновников и представителей спецслужб было принято решение провести собор, причём в тот же день, который и принял эти резонансные, так всех чад русской Церкви взволновавшие, решения.

Те, кто говорит, что автокефалия не состоялась, поскольку в решении собора не говорится об автокефалии, а принятые решения не противоречат томосу Патриарха Алексия II, которым была дарована широкая автономия внутри Русской Православной Церкви Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, конечно, выдают желаемое за действительное или попросту лукавят.

Все необходимые решения об отделении УПЦ от Русской Церкви приняты. Но, как мне уже приходилось отмечать, в этом непростом деле важно обращать внимание на детали, которые, собственно, и дают некоторую надежду на то, что это еще не раскол, что ситуацию можно исправить и вернуться к церковному единству Русской Православной Церкви.

Собор де-факто принял ряд решений, направленных на оформление автокефалии Украинской Православной Церкви. Одним из важнейших является намерение возобновить мироварение. Некоторые, правда, говорят, что мироварение – едва ли не главный признак автокефальной Православной Церкви. Но это не так. Целый ряд Поместных Православных Церквей получают миро от Константинопольского патриарха, тем не менее, являются независимыми Православными Церквами, и никто не ставит под сомнение их самостоятельный статус.

Другие говорят, что, мол, ничего страшного в возобновлении мироварения в Киеве нет, ведь в Российской Империи миро варили именно в Киеве из уважения в Матери городов русских. Однако это нельзя сравнивать, ведь варила миро в Киеве Российская Православная Церковь, а не Украинская, каковой тогда и не было.

Почему же вопрос о мироварении столь важен? Дело в том, что после предоставления широкой автономии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата получение мира из Москвы, а также утверждение избранного на Соборе УПЦ МП Предстоятеля и поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископатом и клиром являлись зримыми признаками единства Русской Православной Церкви на Украине и в России. И вот теперь зримый признак единства устраняется. Правда, по традиции Русской Церкви миро варят на Страстной Седмице, поэтому этот вопрос в практическую плоскость перейдёт только в апреле будущего года. А какова будет в то время политическая ситуация – сейчас, наверное, предсказать никто не может. Поэтому отыграть назад в этом вопросе вполне возможно, хотя, еще раз: мироварение не является обязательным признаком автокефальности.

Второе важное решение – открытие зарубежных приходов УПЦ. Конечно, открывать зарубежные приходы имеет право только автокефальная Церковь, однако политическая ситуация сегодня такова, что беженцы и эмигранты с Украины сейчас отказываются посещать приходы Русской Православной Церкви и действительно нуждаются в духовном окормлении: люди болеют, умирают, рождаются, и всё это требует духовного окормления Церкви. Однако, в конце концов, и ситуацию с приходами УПЦ можно будет переиграть, объединив приходы. Тем паче, что украинские приходы вряд ли построят храмы, и где будут молиться новосозданные приходы, непонятно. Конечно, есть вероятность, что протестанты и католики, которые сейчас закрывают свои храмы в большом количестве, могут предоставлять их на правах аренды приходам УПЦ. Но всё равно это будет паллиативное решение проблемы. Построить новые храмы на территории иностранных (прежде всего, европейских) государств в нынешних условиях дело практически невозможное.

Но главным решением киевского собора, вызывающим наибольший резонанс, является намерение внести изменения в Устав УПЦ МП, которые формально признают её независимость от Русской Православной Церкви. Согласно, ныне действующему Уставу УПЦ является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви; новоизбранный Предстоятель УПЦ получает благословение от Патриарха Московского и всея Руси; Предстоятель УПЦ является постоянным членом Священного Синода РПЦ; УПЦ соединяется со всеми Поместными Церквами через РПЦ; Собор епископов УПЦ действует на основании постановлений Соборов РПЦ.

Пока изменения в Устав не приняты. Собравшийся в минувшее воскресенье Священный Синод РПЦ заявил, что «принятые Собором Украинской Православной Церкви дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия упомянутой Грамоте (Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года. – А.С.) и Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому таковые дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси». Впрочем, в тот же день блаженнейший Митрополит Онуфрий на Божественной литургии после завершения Собора уже служил по чину Предстоятеля автокефальной Православной Церкви и поминал за Богослужением Патриарха Кирилла в числе других Предстоятелей Православных Церквей. Кстати, не поминал тех, с кем разорвано Евхаристическое общение: Предстоятелей Константинопольского и Александрийского патриархатов, Предстоятелей Элладской и Кипрской Церквей.

Этим Митрополит Онуфрий продемонстрировал серьёзность намерений. Так что весьма вероятно, изменения в Устав УПЦ будут, увы, приняты. Впрочем, и эти изменения в Устав вполне возможно исправить после стабилизации политической ситуации и прекращения давления на священноначалие УПЦ со стороны киевского режима.

Пока ясно только одно – решение Украинской Православной Церкви о выходе из состава Русской Православной Церкви создаёт очень запутанную коллизию в религиозной ситуации на Украине.

Как известно, на Украине формально уже существует автокефальная православная церковь – так называемая «Православная церковь Украины». Она создана патриархом Константинопольским Варфоломеем путем объединения нескольких раскольничьих групп, которые глава Фанара самочинно вывел из раскола.

И совершенно непонятно, как может на Украине существовать сразу две автокефальные православные церкви? Понятно также, что за томосом об автокефалии УПЦ можно обратиться либо к Москве, либо к Константинополю.

Обращение за томосом к РПЦ, весьма вероятно, вызовет бурю негодования в националистических кругах. К тому же процесс этот затянется надолго. К патриарху Варфоломею УПЦ не может обратиться, поскольку разорвано евхаристическое общение. Но даже если УПЦ «наступит на горло собственной песне», Варфоломей не даст томос об автокефалии УПЦ МП. Он либо будет понуждать её к вхождению в состав Константинопольского патриархата на правах автономии. Но на Соборе принято решение именно о самостоятельности, об автокефалии УПЦ МП, а не о переходе из Московского Патриархата в Константинопольский патриархат на правах автономии, причём с понижением статуса (такой широкой автономии, какая была у УПЦ МП, никогда и нигде не было).

Патриарх Варфоломей может предложить Митрополиту Онуфрию войти в состав т.н. ПЦУ. Однако Собор принял одновременно решение о том, что они продолжают не признавать рукоположений и хиротоний «священников» и «архиереев» ПЦУ и предлагают им заново рукоположиться. Конечно, в ПЦУ это будет воспринято как вызов – они ни в коем случае не согласятся на такое требование, поэтому возникает абсолютно тупиковая проблема.

И это самое главное, что вселяет надежду в то, что после прекращения военных действий, после преодоления политического кризиса одним из проявлений которого является жесточайшее давление украинской власти на УПЦ МП, церковная ситуация на Украине потребует нового решения. Потому что невозможно допустить, что на территории одной страны существуют две автокефальные церкви. Одна из которых, тем паче, большинством мирового Православия не признаётся как законная церковь, а продолжает пребывать в статусе раскольнической структуры, несмотря на мощное давление Константинопольского патриарха Варфоломея.

Поэтому, говоря о результатах Собора УПЦ МП, можно заключить, что, с одной стороны, приняты формально все нормы, которые позволяют считать Украинскую Православную Церковь автокефальной, самостоятельной церковью, то есть с формальной точки зрения УПЦ, таким образом, уходит в раскол от РПЦ. Но, с другой стороны, ситуация этим решением киевского собора настолько запутывается, что нельзя его считать окончательным, потому что оно не ведёт к разрешению целого ряда фундаментальных проблем. При этом, нужно еще посмотреть какой будет реакция Православных Поместных Церквей. Признают ли они решения киевского собора?

Поэтому можно предположить, что после успокоения политической ситуации состоится новый, уже полноценный, Собор, на котором будут рассматриваться эти вопросы в спокойной атмосфере. Очень важно, чтобы было снято политическое давление, которое оказывается сегодня на Украинскую Православную Церковь. В правовой плоскости ситуация позволяет квалифицировать нынешние решения Собора как решения, принятые под давлением внешней власти, что не только в церковном, но и в светском праве считается неполноценным правовым деянием.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Не совсем согласны или согласны, но не совсем ...

С позицией Патриарха мы не совсем согласны...

"Германская епархия РПЦЗ: Остаемся в юрисдикции РПЦ

Викарий Берлинской и Германской епархии РПЦЗ, епископ Штутгартский Иов (Бандман) в своем интервью youtube-каналу Der Bote ROKA Deutschland сообщил, что храмы Германской епархии не прекращают поминовение Патриарха Кирилла.

«РПЦЗ является автономной частью РПЦ, мы поминаем Патриарха на богослужениях, чтобы выразить единство Русской Церкви, но это не следует путать с политической поддержкой или поддержкой личной позиции...», – отметил епископ Иов.

«С позицией Патриарха мы не совсем согласны, но западные СМИ дают искаженное представление его позиции. Это неправда, что Патриарх освящает оружие для войны и поддерживает идею "русского мира" для территорий вне России. Действительно, Патриарх рассматривает нынешнюю войну в Украине в контексте культурного столкновения Востока и Запада и, в частности, столкновения восточных и западных ценностей», – добавил архиерей РПЦЗ."

8.

" Аримя России решит проблему во Славу Божию ! " - статья Р. Ищенко.
Клавдия / 03.06.2022 12:06

7.

Армия России решит проблему, везде будет РПЦ.
Клавдия / 03.06.2022 11:58

6. Конечно, это своеобразный, твердо идущий, пока неофициальный, но РАСКОЛ !

Если митрополит Онуфрий не помянул патриарха как "великого господина и отца нашего", а только в диптихе предстоятелей ППЦ--то что это ? Раскол ! Если правящие архиереи ДНР, ЛНР, Запорожья, Крыма, Херсона, Бердянска, Мелитополя -- полностью признали верховенство не митрополита Онуфрия, а патриарха, а Ровеньковская епархия перестала поминать митрополита Онуфрия --то что это ? РАСКОЛ !

Как я прогнозировал -- УПЦ МП раскололась на УПЦ митрополита Онуфрия и УПЦ МП ! Все по воле Божией--даже не ТОЛЬКО политиков, а --Промысел Божий ! И не происки дьявола ! А --Промысел Божий ! И этот Промысел Божий как и все Его действия --надо с благодарностью принимать !

5.

... Поэтому, говоря о результатах Собора УПЦ МП, можно заключить, что, с одной стороны, приняты формально все нормы, которые позволяют считать Украинскую Православную Церковь автокефальной, самостоятельной церковью, то есть с формальной точки зрения УПЦ, таким образом, уходит в раскол от РПЦ. Но, с другой стороны, ситуация...

...как говорится - если что-то ходит как утка, плавает как утка крякает как утка... другими словами если приняты формально все нормы, т.е. если по форме что-то "ходит" как раскол, "плавает" как раскол, "крякает" как раскол ... Раскол это или не раскол решит Великая отечественная специальная военная операция, как сказал протоиерей Андрей (Ткачев). По сути сейчас в мировом Православии есть два центра притяжения - Московский патрирхат и Константинопольский патрирхат, с которым Москва прекратила евхаристическое общение именно из-за ситуации по Украине. Именно Украина стала причиной разделения, тех кто признал ПЦУ и тех кто не признал. Решение собора в Киеве о создании самопровозглашенной УПЦ вышедшей из подчинения Московской патрирхии, но не признающей ( пока?) Константинополь и ПЦУ еще более запутало ситуацию. Как говорил старец Зосима, колотня начнется с Киева и пойдет по всему миру. Так что не факт что СВО ограничится Украиной и Киевом. И всем придется решать - ты с Москвой или ты против Москвы. В свое время Мазепа и Денисенко сделали свой выбор.
р.Б.Алексий / 01.06.2022 07:59

4.

Публикация очень хорошая и актуальная. На фоне традиционного молчания наших "официальных" синодальных канонистов и очень общих фраз митр. Илариона, должных, по-видимому, убедить всех, будто события идут по ранее намеченному курсу, это - единственная объективная попытка разобраться. Хотелось бы, тем не менее, обратить внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, судя по текстовым зарисовкам, поведение и образ мыслей митр. Онуфрия не так благорасположены к Москве. Во-вторых, канон, согласно которому в каждой области должен быть только один епископ, не имеет "международного" и политического значения. Поэтому, как ни прискорбно, вполне возможна (пока чисто гипотетически, завтра - уже в виде нового канона) ситуакция, при которой на территории однго государства - Украины действуют несколько самостоятельных и независимых друг от друга церковных организаций. В-третьих, наконец, хотя мирро не является признаком автокефальной Церкви, но отказ от него из Москвы совершенно однозначно (помимо иных признаков) говорит о том, что они не входят в состав РПЦ МП.

3. Ответ на 1, АБС: К сказанному...

"где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос"
А на соборе продемонстрировано разделение с братьями во Христе, по давлению евреев и фашистов. Ничего христианского в этих решениях так называемого собора нет. МП УПЦ превратилось в обычную организацию во главе которой не Христос, а еврей зеленский.

Ровеньковская епархия Украинской Православной церкви (ЛНР) объявила, что остается под омофором патриарха Кирилла и приостанавливает поминовение за богослужением предстоятеля УПЦ Онуфрия.
Ранее о намерении остаться под омофором главы РПЦ заявила Симферопольская и Крымская епархия УПЦ. (с сайта Русской весны).
Это говорит о том, что раскол все же произошел. С НАМИ БОГ!
Валерий / 01.06.2022 05:22

2. Раскольный процесс пошел уже внутри УПЦ !

Собрание и духовенство Ровеньковской епархии УПЦ 31 мая 2022 года постановило приостановить поминовение митрополита Онуфрия, предстоятеля УПЦ, и перешло под омофор патриарха Московского Кирилла.

1. Где разделение, там нет Христа

"где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос"
А на соборе продемонстрировано разделение с братьями во Христе, по давлению евреев и фашистов. Ничего христианского в этих решениях так называемого собора нет. МП УПЦ превратилось в обычную организацию во главе которой не Христос, а еврей зеленский.
АБС / 31.05.2022 17:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анатолий Степанов
Нынешнее Косовское обострение – типичная операция по «информационному прикрытию»?
Беседа с главой Сербского отделения Русского Собрания Ранко Гойковичем
01.08.2022
Чиновники боятся низовой активности граждан?
Эксперты «Русского Собрания» о власти, бюрократии и народной инициативе
15.07.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Мобилизация: за и против
Эксперты «Русского Собрания» обсудили один из злободневных вопросов политической повестки
05.07.2022
Все статьи Анатолий Степанов
Автокефалия на Украине
Будет только вливание УПЦ в структуру т.н. ПЦУ
В Константинопольском патриархате негативно восприняли недавние «консультации» священников УПЦ и раскольнических «клириков» в Киеве, которые завершились подписанием декларации
29.07.2022
Папа Римский и «похабный мир»
Понтифик, вероятно, посетит Киев 24 августа
14.07.2022
Все статьи темы
Новости Украины
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто шестьдесят первый
03.08.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто пятьдесят девятый
01.08.2022
Перебежки через «овраг» быстро закончились
Руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров отмечает, что большинство россиян осознали, что спецоперация – очередной виток противостояния с Западом
29.07.2022
Все статьи темы
Новости Киева
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто шестьдесят третий
05.08.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто шестьдесят второй
04.08.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День сто шестидесятый
02.08.2022
«Вера дает нам идеалы, без которых жить невозможно»
Патриарх Кирилл подчеркнул, что испытывает особое отношение к Донбассу, Луганской Республике, к тем людям, которые переживают тяжелейшие трудности
29.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Хуснуллин снова рекламирует миграцию
Новый комментарий от Калужанин
06.08.2022 08:22
Возвращение к «традиционным семейным ценностям» – это блеф
Новый комментарий от Полтораки
06.08.2022 07:47
«Одноэтажная Россия. Азов»
Новый комментарий от Адриан Послушник
06.08.2022 01:42
Русский мир Николая Ефимова
Новый комментарий от Мирянин
06.08.2022 01:30
Папа Римский – пуп земли евразийской?
Новый комментарий от учитель
06.08.2022 01:12
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от Калужанин
05.08.2022 21:40