29 мая турецкие власти отметили 569-ю годовщину взятия Константинополя традиционным масштабным шоу, которое прошло у стен Айя-Софии, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на турецкое издание «Huber Turk».
3D-шоу продемонстрировало историю завоевания Константинополя Фатихом Султаном Мехметом, а при помощи картографии в небе воссоздали историю завоевания столицы Византийской империи. Фестиваль завершился фейерверком.
Турция празднует годовщину взятия Константинополя как победу турок над греками. Но самое примечательное и важное, что президент Турции Эрдоган заявил, что территорией Турции были и Балканы.
Президент Турции напомнил, что в 1453 году султан Мехмет «покорил» не только Константинополь, но и Пелопоннес, и Афины (а заодно также Сербию, Валахию, Молдову и Боснию с Герцеговиной).
И теперь, по словам султана, цель Турции в том, чтобы вернуть эти сферы влияния к 2053 году. А еще он пообещал поместить греков «во временную петлю истории» подобно тому, как его «великие предки хоронили Византию».
Тем временем Вооруженные силы Эллады приведены в состояние повышенной боевой готовности из-за угроз со стороны соседа - в Эгейском море проходят военные учения Efes 2022.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат исторических наук, востоковед, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, генеральный директор аналитического центра Катехон Михаил Ильич Якушев:
После возвращения Святой Софии статуса мечети в Стамбуле каждый год 29 мая особенно широко празднуют день взятия Константинополя, в честь чего в Святой Софии совершается «намаз Победы», как это было в Османской империи. Эта победа воспринималась турками-османами как победа ислама над христианством. Сейчас, говоря о победе над греками и о том, что территорией Турции были и Балканы, президент Эрдоган пытается сместить акценты, чтобы не «обижать весь христианский мир», но при этом напомнить балканским народам, что они были завоеваны его предками-османами. Тем самым он четко обозначает имперскую цель – усилить влияние Турции на эти некогда османские регионы, куда, помимо Балкан, входили территории Венгрии, княжеств Молдавии и Валахии (совр. Румынии) и Крымского ханства.
Эрдоган проявил себя искусным политиком. Он умышленно умалчивает о том, что, как и во времена Османов, это событие, как и 569 лет назад, продолжает восприниматься мусульманами Турции как триумф победоносного ислама над поверженным христианством.
Обозначая свои далеко идущие цели, Эрдоган преследует, прежде всего, то, что он преследовал несколько лет тому назад, когда Святая София была обращена вновь в мечеть – повышение своего политического влияния и авторитета. А это не так-то и просто сделать при нынешнем сложном экономическом и финансовым положении Турции, а также на широких геополитических просторах исламской уммы, то есть исламского мира, где он пытается продемонстрировать черты твердого и решительного мусульманского лидера, выдвигая претензии и на Иерусалим.
Кстати говоря, если вам доведётся быть в Болгарии или Сербии, то вы, так или иначе, встретите остатки наследия османского владычества. Изучая политическую жизнь в Болгарии, нельзя не заметить влияние турецкого меньшинства в национальном парламенте и в общественной жизни страны. Там и особенно в Германии у Эрдогана есть на кого опереться с тем, чтобы его громогласные заявления встретили поддержку у турецкого сообщества Балкан, Германии и других европейских государств.
Поэтому, во-первых, этим заявлением Эрдоган, прежде всего, обращается к турецкому населению, к туркам, проживающим на Балканах и в остальной Европе, заявляя, что о них Турция-мать помнит, их поддерживает и их не оставит. А во-вторых, и в-третьих, он обращается также к своей общественности в Турции и к остальному исламскому миру. Эрдогану надо укрепить свои позиции, потому что в июле следующего года в Турции пройдут президентские и парламентские выборы. И неизвестно, останется ли он у власти или ему на смену придёт другой турецкий лидер.
Что касается международных учений Греции, совместных учений Кипра и Израиля, то в настоящее время руководители Греции и Кипра испытывают серьёзную обеспокоенность в плане своей безопасности со стороны Турции. Несмотря на то, что Греция — член НАТО, другой член альянса, Турция, так открыто угрожает её безопасности. И это показывает, что внутри НАТО обострился кризис, угрожающий единству этой организации.
А теперь немного истории. 29 мая 1453 г. османская стотысячная армия султана Мехмеда II осадила столицу Восточной Римской (Византийской) империи – как тогда казалось, неприступного Константинополя. Армия Мехмеда достигала 100 тысяч воинов (80 тыс. регулярного войска, 20 тыс. наемников из Европы), а армия византийского императора составляла чуть более 7 тысяч, среди которых были и латиняне-католики. Защитники Царьграда отчаянно защищались, и султанское войско уже было отчаялось взять город. Однако в конце концов Константинополь пал, и православный собор Святой Софии был обращен в мечеть.
Причина падения Константинополя заключалась не столько в том, что армия Мехмеда намного количественно превосходила малочисленное византийское войско, а в том, что обещанная папой Римским армия так и не пришла на помощь оборонявшимся грекам. Но главная причина, на мой взгляд, заключалась в том, что Византийский император и Константинопольский Патриарх пошли на поклон к понтифику с тем, чтобы он им дал денег и армию для защиты Византийской империи. В 1439 году они заключили во Флоренции пресловутую Ферраро-Флорентийскую унию – Союз с Латинской церковью и Папским престолом. Тем самым они признали примат, или верховенство папы над всеми православными патриархами, что являлось предательством канонов православия. Жители Царьграда не приняли это решение и большинство из них покинули город, а кто остался – перестали посещать Святую Софию, где состоялось совместное с католиками униатское богослужение. Это было воспринято как предательство византийской аристократии и греческих иерархов православной церкви.
Предательство продолжилось и тогда, когда оставшаяся греческая знать и философы признали султана Мехмеда Завоевателя своим «законным императором». Единственным православным государством на политической карте мира оставалось Московское княжество. Тогда-то в его глубинке и начала зарождаться историософская идея «Москва – Третий Рим».
Россия не бросила завоеванные православные народы. Она оказывала материальную, финансовую, политическую, военную помощь грекам в Османской империи в обретении своей греческой государственности. Это произошло благодаря победе русской армии над османами в Адрианополе (Эдирне) в 1829 году. А уже через год Греция де-факто получила независимость от Османского государства. Но Греция не стала политическим союзником России, поскольку она предпочла союзу с ней протекторат Великобритании, зачастую выступая соперником «Третьего Рима» и противопоставляя ему подсказанную Афинам Лондоном «Великую идею» («Мегали идеа») Греческого царства. А в Первую мировую войну Греция вела за спиной России переговоры с Францией и Великобританией о возможности вступить с войсками Антанты в Константинополь.
Глядя на сегодняшнюю ситуацию, мы видим похожую картину, когда Греция оказалась в стане «горячего» врага России – НАТО. В этой новой «унии» Греции с коллективным Западом католиков и протестантов Афины выступают союзником не только Ватикана, но и отколовшегося от Вселенского православия Фанара и подчиненных ему Александрийского патриархата, Элладской и Кипрской церквей, признавших лже-православную церковь Украины.
Мы много раз слышали предание греческих афонских монахов о том, что придет «белый царь» и освободит Константинополь, а значит и Святую Софию, чтобы отдать ее грекам. Но это невозможно, потому что «белый царь» — это не НАТО, которое пойдет войной на Турцию. Под «белым царем» подразумевалась Россия, против которой выступает Греция на стороне НАТО и чего не делает та же Турция.
Если у Турции возникнет противостояние с Грецией в лоне самого НАТО, то вряд ли Россия бросится на защиту единоверной Греции. Политика Греции, как и Элладской церкви, враждебна по отношению к России.
Поэтому здесь может возникнуть новая конфигурация в случае возникновения вооруженного конфликта между Грецией и Турцией. Я не вижу оснований для вмешательства России в этот потенциальный конфликт. Россия должна решать свои насущные задачи, чем она и занимается сейчас на Донбассе.
Украина во многом напоминает Грецию, которая выбрала не Россию-Мать в качестве поддержки, а коллективный Запад в лице НАТО и ЕС, то есть ту же самую Ферраро-Флорентийскую унию номер 2. Даже осажденные «азовцы», чтобы не попасть в плен и не отвечать за своих преступления против человечности, обращаются за помощью не к своим руководителям в Киеве, а к папе Римскому.
Если мы поддерживали Грецию на пути обретения независимости в 20-х годах XIX века, а греческие добровольцы участвовали в боях на стороне русской армии в Крымской войне против объединённых сил Великобритании, Франции, Сардинии и Османской империи, то сейчас в политическом отношении, хотим мы этого или нет, официальные Афины открыто заняли антироссийскую позицию. Поэтому, если Греция столкнется с Турцией, то грекам рассчитывать на нашу поддержку не стоит. Пусть её защищает НАТО.
Когда Эрдоган вернул Святой Софии статус мечети, официальные Афины обращались к западным организациям и лидерам с призывом осудить действия Анкары, но не обращались к Москве. Россия справедливо заметила, что решать судьбу Святой Софии, находящейся на территории Турции, было внутренним делом самих турецких властей. Примечательно, что единственным лидером, с кем поговорил по телефону по этому вопросу президент Турции, был Президент России Владимир Путин, который является признанным лидером православного мира.
Если же возникнет такой греко-турецкий конфликт, то, на мой взгляд, с учетом внешнеполитической обстановки и наших действий на Донбассе и в Сирии, было бы целесообразно занять нейтральную позицию.