Всплеск арабо-израильского конфликта, вернее, его палестино-израильского измерения был давно ожидаем. Особенно это стало ясно, когда рожденный в Мадриде в 1991 году «мирный процесс» и соглашения Осло 1993 года потонули в пучине возобновившегося насилия на фоне сближения заливных арабских стран, решившихся пойти на сближение с Израилем.
Когда начались все эти события неделю тому назад, большинство корреспондентов и журналистов в основном обращали внимание на их политическую подоплеку – акты терроризма, поселенческую политику Израиля и в целом на арабо-израильское противостояние. Всё это было и так понятно. Однако в своих комментариях они крайне редко давали анализ причин столь жесткого противостояния двух семитских народов. Да-да, ведь арабы, которых демографически на Земле больше, чем евреев, тоже семиты, которые происходят от семени пророка Авраамова (араб. Ибрахима), правда, не от его законной жены Сарры, а от ее служанки, египтянки и рабыни Агари, поскольку Сарра была бездетной и не могла родить ребенка своему мужу. Агарь стала еще и наложницей Авраама. Египтянка родила ему «агарянина»-«первоараба» – Исмаила (он же Измаил). Но тут Бог смилостивился над Саррой и обещал ей стать матерью при условии, что она убедит мужа сделать самообрезание крайней мужской плоти. Это ей, хотя и не без труда, но удалось – Господь послал ей чадо – «первоеврея» Исаака. Итак, родив Аврааму сына Исаака, Сарра убедила Авраама прогнать из дома Агари с ребенком на руках.
Таким образом арабы («агаряне») ведут свою родословную от отца Исмаила, называя Авраама «дядюшкой», а евреи считают своим отцом Авраама, но кровную принадлежность к еврейству (национальность) признают по материнскому началу. В этом и заключается главное различие двух «братских и сводных» семитских народов.
Праотец евреев родился в вавилонском Уре (совр. Ирак) и, спасаясь от засухи, пришел со своим еврейским народом через Палестину в Вифлеем, купив у местного населения землю, где были захоронены еврейские праотцы (Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены – Сарра, Ревекка и Лия). Затем евреи попали в Египет, управляемый фараоном. Получив на Синайской горе от Бога скрижали завета новый вождь евреев Моисей повел свой народ в Землю Обетованную (совр. Палестину). Став, как и арабы, оседлыми, евреи-язычники приняли единобожие (монотеизм) и вступили в землю филистимлян – Палестину. Во многом арабские и еврейские традиции (язык, кухня, облачение и др.) походили друг на друга.
Арабы-семиты, жившие в Хиджазе (на Аравийском полуострове), оставались язычниками. Некоторые из них стали принимать христианство. Живя бок о бок с иудеями, арабы-христиане зачастую враждовали с ними, поскольку главным врагом иудеев считался Иисус, подрывавший своим учением основы иудаизма, «выдавая себя за помазанника Божьего», то есть за Мессию (Машиаха). Этого ему не могли простить иудеи.
Ближний Восток часто становился ареной различных войн и конфликтов. После Иудейской войны в римской провинции Иудея (66–73 гг.) против владычества Римской империи войска императора Тита жестоко его подавили в 70 г.н.э. и изгнали евреев из Иерусалимского храма, где хранилась их главная религиозная святыня иудаизма – ковчег завета. В том же году император Тит привез в Рим иудейскую Минору в знак победы Рима над повстанцами. Новая иудейская война и захват Иерусалима римским войском императора Адриана в 135 г. привел к очередному изгнанию иудеев из города, тогда как немногочисленная христианская община спасалась за Иорданом в городе, лояльном Риму.
В 614 г. нашествию персидского войска в Палестине способствовали местные иудеи, обостряя и так напряженные отношения между арабами-христианами и евреями-иудеями. В 628/629 г. византийский император Ираклий возвратил Честной Крест в Иерусалимский храм Воскресения Христова. Православная империя Ромеев торжествовала. Но ликование продолжалось недолго.
В первой половине VII в. в Мекке и Ясрибе (будущ. Медине) среди языческих арабских племен появляются первые общины арабов-мусульман, последователей пророка Мухаммада, которые в результате его проповедей уверовали в «единого Бога». В Медине, где враждовали между собой иудейская и христианская общины, с приходом Мухаммада со своими сподвижниками и с созданием Арабского Халифата иудейско-христианским распрям был положен конец.
Итак, на Ближнем Востоке родилась третья авраамическая и монотеистическая религия – ислам, которая, как и христианство, стала мировой религией. Между представителями этих вероисповеданий складывались непростые отношения. Были моменты, когда иудеи и мусульмане становились жертвами латинян, случалось, что иудеи с мусульманами выступали против христиан. Однако никогда христиане не объединялись с иудеями, поскольку в религиозном плане учение Христа представляло антипод иудаизму.
В 30-е гг. VII в. с Аравийского полуострова на север стало продвигаться мусульманское войско Арабского Халифата, захватывая территории Ромейской империи и распространяя учение пророка Мухаммада. В 638 году был взят Иерусалим войском халифа Омара ибн аль-Хаттаба. В поиске места, о котором Омару поведал перед смертью пророк Мухаммад, халифу активно помогали иудеи из Тиверии, которым он разрешил вновь селиться в Иерусалиме. Этим место оказалось место разрушенного Титом и Адрианом Второго храма Ирода, которое иудеи надеялись получить для воссоздания. Но вместо этого максимум, что они получили, это разрешение халифа Омара вновь селиться в Иерусалиме, а на месте иудейского Храма Ирода арабы-мусульмане соорудили мечеть, получившую название «аль-Акса». Туда, к пещере на Храмовой горе, по преданию, пророк Мухаммад летал на крылатой лошади Бурак из Мекки через Вифлеем в Иерусалим. Мечеть аль-Акса стала третьей исламской святыней после Мекки и Медины, куда был запрещен доступ христианам и иудеям по примеру Мекки и Медины (бывш. Ясриба).
В 1099 году во время Первого крестового похода латиняне уничтожили всё мусульманское и иудейское население в Иерусалиме, сбросив стариков, женщин и детей со стен мечети Аль-Акса, а иудеев вырезав в синагоге. Иерусалимский православный патриарх был вынужден покинуть город и жить сначала на Кипре, а потом в Константинополе.
В 1187 году Салах ад-Дин разбил под Хиттином рыцарей-крестоносцев и отобрал у них Честной Животворящий крест, затем захватил Иерусалим и обратил всех латинян-крестоносцев в рабов, разрешив выкупать из рабства их соплеменникам. Латинскому патриарху было разрешено спокойно выехать с подводами со всеми пожитками из города либо выкупить плененных крестоносцев. Патриарх в спешке покинул занятую им иерусалимскую резиденцию Православного патриарха на груженых подводах. Вскоре Православный первоиерарх вернулся на свою кафедру в Иерусалим. Затем Салах ад-Дин издал фирман (указ), запрещающий латинянам физически находиться в Святой Земле. Таким образом исламский правитель вторично вернул иудеев в Иерусалим, где им запрещали жить сначала римские языческие власти, затем рыцари-крестоносцы Иерусалимского (Латинского) королевства.
Вернувшееся в Иерусалиме иудейское население было немногочисленным. В исламизирующемся Иерусалиме халиф Салах ад-Дин разрешил евреям построить в черте города иудейский квартал, расположившийся за Марокканским кварталом, почти примыкающим к высокой стене мечети аль-Акса, куда христианам и иудеям было запрещено заходить.
В османский период отношения между тремя религиозными общинами (исламской, православной и иудейской) в Палестине исламские власти сохраняли в нормальном состоянии. Известен случай, когда одного влиятельного еврея из Константинополя в XVI в. монахи-францисканцы не пустили к гробнице царя Давида в Иерусалиме, то османские власти отобрали у монахов право контролировать это место, которое до сих пор Израиль не возвращает францисканскому монастырю Иерусалима.
В середине XIX века в Иерусалиме возник спор между францисканцами и православными за права очередности богослужений на Святых местах Палестины. В результате вовлеченности в конфликт Парижа, Петербурга, Стамбула и Лондона разразилась «нулевая» протомировая Крымская (Восточная) война, известная на Востоке как «Война за Святые места Палестины». Поддержка императором Николаем I преимущественных прав Иерусалимской православной церкви привела к выработке и закреплению статуса-кво 1852 г., действующего и поныне.
В 1917 г. в России произошел переворот, в результате которого проблема проливов (Босфора и Дарданелл), Константинополя, а также продолжения поддержки православия на Святой земле были преданы забвению атеистическим правительством большевиков.
Тогда же британское правительство устами министра иностранных дел Бальфура сообщило лидеру еврейской общины лорду Ротшильду о поддержке своего правительства сионистских чаяний создания «Национального очага для иудейского народа» в Палестине (90% населения которой были арабы), куда стали прибывать большими партиями евреи со всего мира. Их наплыв и скупка земель у арабов привели в конце концов к напряжению отношений между коренным арабским и пришлым еврейским населением, а затем к их открытому противостоянию. Тогда как постоянно проживавшие в Палестине евреи, говорившие даже дома на арабском языке, не враждовали с местными арабами.
Британская империя получила от Лиги Наций в 1923 году мандат на временное управление территориями Палестины, столкнувшись с множеством проблем, исходивших от прибывающих туда еврейских иммигрантов, выступавших против мандатных британских властей, пытавшихся как-то ограничить их приток. Мандатные британские власти, против которых стали все более агрессивно выступать сионистские еврейские военизированные организации, были вынуждены вернуть свой мандат на управление Палестиной и поддержать идею создания в ней двух государств. В результате принятия ГА ОНН резолюции 181//II о разделе Палестины на два государства – «Иудейского» (Jewish) и «Арабского», вспыхнула первая арабо-еврейская война. В ней арабы – мусульмане и христиане – боролись против евреев, исповедовавших иудаизм, а также экстремистских сионистских организаций. На британцев и членов их семей сионистские террористические группировки организовывали охоту. Будущий премьер Израиля был пожизненно персоной нон-грата в Великобритании за участие в убийствах британцев в ходе англо-еврейской войны 1938–1948 гг. в Палестине, и только необходимость его участия в мадридском мирном процессе 1991 г. заставила официальный Лондон отменить вынесенный приговор Шамиру (запрещавший въезд в Великобританию), сделав его «рукопожатным» для Великобритании. В конце концов, после подрыва в 1946 г. европейской подпольной организацией «Иргун» гостиницы «Царь Давид» в Иерусалиме Британия вернула свой мандат на Палестину, которая в 1947 году по резолюции Генассамблеи ООН была разделена на две части: 51% территории отходило под будущее государство Израиль, а 49% арабскому государству (Палестина). Такова предыстория.
Иерусалим вместе с Вифлеемом были выведены в особую единицу (corpus separatum) под контролем ООН. И если бы эта резолюция была бы реализована, то не было бы арабо-израильской войны 1948-1849 гг., и всё могло бы пойти по другому сценарию. Но что случилось – то случилось. Территории Западного берега р. Иордан, включая Восточный Иерусалим со Старым городом, где находится мечеть аль-Акса, были взяты под контроль Траниорданией (впосл. Королевством Иордании). В 1950 г. Иордания аннексировала Восточный Иерусалим в рамках более масштабной аннексии Западного берега. Израиль захватил часть территорий, предназначавшихся для так и не провозглашенного арабского государства. Газа перешла под контроль Египта.
В ходе арабо-израильской войны 1967 года Израиль одержал победу и захватил Иерусалим с Западным берегом и Газу. Старый город и Восточный Иерусалим был аннексирован и объявлен частью государства Израиль. Против него стали бороться представители палестинского движения сопротивления (ФАТХ), куда входили мусульмане и христиане Палестины. В оккупированной израильскими войсками Газе в начале Первой палестинской интифады в 1987 г. было основано Движение исламского сопротивления – ХАМАС, которое отвергло мирные соглашения Осло 1993 года и продолжило вооруженную борьбу против Израиля после подписания лидером Организации освобождения Палестины с Ясиром Арафатом Декларации о принципах с Израилем. Причина таких радикальных мер лежала в разочаровании ХАМАС результатами мирного процесса и решимость бороться с Израилем вооруженным способом. В ходе боестолкновений между палестинцами в 2007 году Хамас вытеснил сторонников ФАТХ из Газы на Западный берег р. Иордан, поставив под свой контроль всю территорию сектора. Это привело к многолетней экономической блокаде и как ее результат – вооруженному вторжению ХАМАС в Израиль.
В ходе последней вылазки боевиков ХАМАС в Израиль правительство Нетаньяху объявило в стране военное положение и начало военной операции. Заход хамасовцев в Израиль выявил ряд очень интересных моментов, о которых говорил еще несколько лет назад, предупреждали международные аналитики: на Ближнем Востоке должен вновь вспыхнуть кровавый вооруженный конфликт, который, как мы видим, уже вспыхнул в Палестине. На первый взгляд в его основе лежат политические причины. Однако при более детальном рассмотрении можно заметить и ее религиозные корни.
Еще во время мирного переговорного процесса правительства Израиля с руководством Палестинской Национальной Администрации (ПНА) израильская сторона настойчиво добивалась от Арафата передать ей «воздушный» и «подземный» суверенитет над и под Храмовой горой, то есть аль-Аксой, третьей исламской святыней, что грозило бы политической гибелью Арафату, став позором для всего исламского мира за сдачу иудеям своей религиозной исламской святыни.
В последние годы израильская политики «иудаизации» Иерусалима еще больше активизировалась, о чем предпочитали не сообщать даже арабские СМИ. Можно вспомнить, как в ходе арабо-израильской войны 1967 года после подписания перемирия (10 июня) 619 жителям Марокканского квартала (исторического памятника исламской архитектуры, принадлежавшего исламскому вакфу, то есть благотворительному фонду неотчуждаемой собственности) израильские власти дали всего лишь три часа на эвакуацию из жилых домов, чтобы затем сравнять эти памятники архитектуры XIV в. с землей бульдозерами в нарушение Женевских конвенций. Цель этой варварской акции – открыть беспрепятственный доступ еврейским жителям Иудейского квартала (построенного с разрешения Салах ад-Дина, вернувших евреев в город), следовавшим через «мешавший им» жилые дома Марокканского квартала, примыкавшего к Западной «Стене плача» (араб. «Стене Бурака») для совершения молитвы. Такой монетой отплатили новые израильские военные власти мусульманам Иерусалима, который был аннексирован и объявлен «единой и вечной столицей Израиля».
В последние десятилетия израильское правительство активно поощряет скупку, а иногда даже и захват недвижимости внутри Старого города Иерусалима, в особенности тех объектов недвижимости, которые принадлежат христианским общинам. Так, незаконно захваченный иудейской общиной у Иерусалимского православного патриархата участок земли с гостиницей у Яффских ворот, по решению израильского суда, до сих пор остается под контролем иудейской организации. А израильских флагов над крышами скупленных у местных палестинцев домов становится все больше и больше.
«Иудаизация» Старого города и Восточного Иерусалима вступила в свою заключительную фазу. Если в мире мало кто слышал о стремлении иудеев построить на месте аль-Аксы третий иудейский храм, то в Иерусалиме его большой макет уже давно выставлен на обозрение со всеми деталями. Согласно иудейской доктрине, Иудейское царство и иудейский закон должны зиждиться на Храмовой горе, которая, хоть и профанирована «гоями» («не евреями»), но все-таки остается священным для иудеев местом, поскольку царь Соломон освятил его на все времена. Как говорится, свято место пусто не бывает…
Сионизм как политическое течение политики Израиля ставит своей целью привлечь в страну как можно больше евреев, преследуя при этом цель получить «землю без (палестинского) народа». Иудаизм, в отличие от синонима, – религия, основанная на богоизбранности «народа Израиля» по сравнению с другими народами. Израиль по «Основному закону» страны (в Израиле нет конституции) является «Иудейским (то есть религиозным) государством. Главные религиозные авторитеты страны имеют большое влияние на формирование политики Израиля и утверждение его руководителей. Они ставят перед собой конечную цель – строительство Третьего храма на месте третьей исламской святыни, что может означать только одно – начало новой религиозной войны в мире. Против этого на защиту своей святыни поднимутся не только мусульмане Иерусалима, Палестины, других арабских государств, Ирана и всего исламского мира. Причем, эта война будет вестись не только в Иерусалиме и на Ближнем Востоке, она проникнет и на территорию всего Израиля и активно поддерживающих его стран, включая США.
Примечательно, что коллективный Запад, упорно не замечавший с 2014 года уничтожение Киевским режимом мирного населения Украины на Донбассе, также реагировал на события, происходившие в Газе и на Западном берегу р. Иордан после гибели мирного процесса на Ближнем Востоке. Мы только два дня назад вернулись в Москву из Дамаска. Через несколько часов после нашего вылета из международного аэропорта, куда приехал посол России в Сирии проводить нашу делегацию, Израиль ударил по аэропортам Дамаска и Алеппо, хотя Сирия не находится в состоянии войны с Израилем. Запад опять как будто набрал в рот воды.
Сейчас по мере развития вспыхнувшего палестино-израильского противостояния вряд ли арабским лидерам удастся сохранять пассивный нейтралитет и безучастно относиться к происходящему, даже если на них будут давить из Вашингтона. Ведь народы их стран не находятся в такой же, как и их лидеры, зависимости от Запада. А если так, то нельзя исключать новой войны по примеру той, что началась в 1914 году, которую тогда мало кто предсказывал и которую первоначально называли «Европейской войной», по окончании которой с политической карты мира исчезли наименования четырех империй – Германской, Австрийской, Османской и Российской. Как тут не вспомнить пророческие слова Владимира Жириновского, предвидевшего начало третьей мировой войны на Ближнем Востоке.
Кстати, а почему США приостановили с 1 октября финансовую помощь Киевскому режиму?
Михаил Ильич Якушев, кандидат исторических наук, востоковед, генеральный директор Аналитического центра «Катехон», заместитель директора Института «Царьград»
2. Шестой ангел вострубил
1.