Турецкие власти проводят двойственную политику в отношении немусульманских меньшинств – в частности, общинным школам отказывают в финансировании, несмотря на провозглашаемое конституцией равенство граждан страны, сообщает Седмица.ru со ссылкой на fides.
Со всех уровней турецкой власти поступает противоречивая информация о ситуации с государственным финансированием общественных фондов и школ, принадлежащих религиозным меньшинствам в стране. Так, на днях Комиссия по планированию и бюджету министерства образования Турции большинством голосов отклонила депутатский запрос армянского парламентария Гаро Пайляна (Garo Paylan). Депутат просил выделить часть министерского бюджета 2022 года на поддержку образовательных учреждений, находящихся на попечении местных христианских, иудейских и других религиозных общин.
Депутат Пайлян, сопредседатель НДП (оппозиционная Народно-демократическая партия, объединяющая курдские политические организации и левые силы), предложил выделить 40 миллионов турецких лир (4 млн. долларов) школам, находящимся на попечении армянской, греко-православной, иудейской и иных религиозных меньшинств и общин, а также учебным заведениям, наиболее тяжко пострадавшим от пандемического кризиса. В запросе армянского парламентария, зафиксированном в протоколе заседания комиссии и опубликованном армяно-турецкой газетой Agos, указывается, что министерство образования Турции ежегодно выделяет финансирование в объеме 10-12 тысяч турецких лир на каждого учащегося государственной школы.
В то же время в школах религиозных меньшинств страны на сегодня насчитывается порядка 4 тысяч учащихся. «Если выделить по минимуму 10 тысяч лир на каждого ученика в школах религиозных меньшинств, – указывает депутат в своем запросе, – то сумма ассигнования для этих учебных заведений составит 40 миллионов лир. Ее можно рассматривать как акт справедливости в исполнение нормы конституции о равенстве граждан страны, независимо от их религиозных убеждений. Турецкие власти не могут и не должны поощрять дискриминацию по этническому и религиозному признаку».
Однако запрос Паляна был отклонен – в основном голосами представителей ПСР (Партия справедливости и развития, возглавляемая президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом) в составе комиссии. При этом воздержались и многие депутаты НРП (Народной Республиканской партии), наследницы «светской кемалистской» традиции, которые тем самым также поспособствовали отклонению запроса.
Многие годы не стихают споры и противоречия и по проблеме финансирования фондов различных религиозных меньшинств. Эти фонды служат главными инструментами управления активами и средствами немусульманских мест отправления культа, а также для различных инициатив, мероприятий и собраний религиозных меньшинств. Работа фондов многие годы парализована законодательными препятствиями, которые фактически не позволяют обновлять состав их руководящих органов. Президент Эрдоган лично подтвердил по итогам заседания кабинета министров 25 октября, что компетентные органы включили в повестку дня вопрос о выборах директоров и советов директоров этих учреждений.
Ранее действовали уставы, позволявшие фондам меньшинств самим выбирать свои советы директоров. Однако эти уставы были аннулированы Генеральной дирекцией фондов (General Direction of Foundations) в 2013 году, и с тех пор работа фондов фактически парализована в ожидании реформы. Недавно греко-православный активист Лаки Вингас (Laki Vingas), член Совета директоров фондов, выступил в издании Agos с аналитической статьей, в которой разъясняет губительные последствия этого паралича для деятельности духовенства и мирян в общинах религиозных меньшинств. «Блокирование процесса обновления руководящих органов фондов, – подчеркивает отец Вингас, – способствует оттоку и отчуждению молодежи от учреждений, питающих их собственные общины и всю богоугодную деятельность. При этом выхолащивается традиционные благотворительные службы, прекращаются многие добровольческие инициативы и мероприятия, а жизнь в приходах постепенно замирает».
В прошлом Лаки Вингас в течение двух сроков избирался в руководство немусульманских фондов и обеспечивал их деятельность в координации со всеми прочими фондами. Эти организации обеспечивают деятельность семи немусульманских религиозных общин Турции: иудейской, греко-православной, армянской, сиро-яковитской, халдейской, болгарской и грузинской. Глава немусульманских фондов выступает от имени сетевой структуры, в которой в целом насчитывается 167 немусульманских общественных фондов Турции.
Религиозную ситуацию в Турции проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат исторических наук, востоковед, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, генеральный директор аналитического центра Катехон Михаил Ильич Якушев:
Мы давно уже говорили, что президент Турции ведёт линию на возрождение традиций Османской империи. В том числе, он проводит изменение законодательства по Османскому образцу. И в этом смысле ничего нового не происходит, потому что в Османской империи те религиозные меньшинства – точнее, образования, миллеты, которые создавал как раз Мехмет II Завоеватель, пользовались правом автономного развития. Это с одной стороны.
А с другой стороны, полноправными членами османского общества, которые пользовались всеми благами, в том числе финансовой поддержкой из государственной казны, пользовался только один миллет – мусульманский (сунниты и шииты). Остальные миллеты должны были существовать за свой счёт.
Я как-то говорил о помощи Российской Империи православным Церквям. Но фактически это была помощь только православному рум-миллету на территории Османской империи, в который входили Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская Церкви.
В современном турецком законодательстве просматривается много общего с тем, что было в Османской империи. Но эти миллеты обладали достаточно большой автономией, поэтому османские власти предпочитали не вмешиваться в их церковные дела. Но при этом они всегда были значительно урезаны в правах, правовом статусе, в судах. Например, их заявления и свидетельства по силе и правомочности оценивались ниже, чем свидетельства мусульман.
Современные турецкие власти продолжают ту самую политику Османской империи по урезанию прав немусульманских миллетов. Они, с одной стороны, стараются не вмешиваться, а с другой стороны, оказывают большое давление на то, чтобы именно тот или иной представитель был назначен на пост главы этой религиозной общины (миллета). Восстанавливают право не просто советовать, а утверждать в должности избранного этой религиозной общиной руководителя. И даже снимать его.
В Турции наблюдается повтор того, что происходило в Османской империи. Поэтому ничего удивительного в этом я не вижу. Особенно с учётом того, что всё сильнее проявляются в политике турецкого президента османские тенденции и попытки копировать политику османских властей, перенося ее на современное турецкое общество.
И Россия никак не может повлиять на эту ситуацию, потому что любая попытка указать на недопустимость этих шагов современного турецкого руководства будет расценена как вмешательство во внутренние дела.
Здесь, как и в случае с храмом Святой Софии. С точки зрения Церкви – это пощёчина всему христианскому миру. Но позиция Российской Федерации была такова: мы не вправе вмешиваться во внутренние дела. А решать вопрос смены статуса Святой Софии с музея на мечеть – это внутреннее дело турецкого руководства.
То же самое и с политикой, которая сейчас закрепляется в турецком законодательстве в отношении религиозных меньшинств, которые традиционно существовали на территории Турции и Османской империи.