Источник: блог автора
«Труднее всего – решиться. Когда же самому себе скажешь: «Все – больше не могу» и сделаешь первый шаг, тот самый, после которого возврата нет, – тебя сама судьба за руку ведет. Все само выстроится так, как надо. Вот и со мной – так же»*.
Антиутопия «Эпоха мертворожденных» Глеба Боброва о гражданской войне на Украине попала в руки Валерию Потапову, врачу из Норильска, задолго до 2014-го и тем более до рокового 2022-го.
– В 2010-м – я тогда жил в Красноярске – подсел на аудиокниги. До работы долго ехать было, вот скачал. И сначала подумал: «Что за бред, какая гражданская война на Украине!..» В общем, не дослушал. А когда пришел 2014 год, вспомнил о ней и прочитал, – рассказывает Валерий Потапов. – Я был поражен точностью описания всех событий, вплоть до таких мелких деталей, которые я потом сам видел, будучи в ДНР.
Так Валерий Потапов начал ездить в ДНР с гуманитарными миссиями. Судьба привела за руку, не иначе.
Почему?
– Но основное, конечно, что подтолкнуло в то время к поездкам на Донбасс, – то, что творили нацисты в конце 2013-го – начале 2014 года. Ополченцам на Донбассе задавал вопросы об этом противостоянии, многие отвечали, что после 2 мая (дата устроенного укронацистами пожара в одесском Доме профсоюзов, где при полном бездействии силовиков заживо сгорели более 40 человек, включая беременную женщину. – Ред.) нам с ними не по пути, – рассказывает Валерий Потапов. – Начал плотно общаться с ребятами из ЛНР и ДНР, стал заниматься гуманитарной помощью. А потом и поехал сам – хотелось своими глазами увидеть, что там происходит. И убедился, что да, это настоящие фашисты, а их надо уничтожать, как бешеных собак. Позднее мне удалось познакомиться и с самим автором книги, он мне ее подписал как коллеге по Русской весне.
В Донбасс Валерий Потапов ездил, конечно, в первую очередь в качестве медика. Там уже тогда нужны были любые свободные руки: делать перевязки, обрабатывать раны, сопровождать раненых.
– У меня есть и навыки, и опыт. Приходилось заниматься немного и хирургией. Как-то в полевых условиях жировик бойцу на голове удалял, потому что он каску не мог носить, – продолжает он.
– Наши бойцы говорят, что наемников сейчас много…
– Их и тогда уже было много – в основном националисты из Грузии, Армении. А сами боевые действия сильно изменились даже по сравнению с 2018 годом, когда я ездил туда в последний раз, – тогда относительно честные были боестолкновения: подразделение на подразделение или, скажем, артой отработали. А сейчас с дронами все значительно сложнее стало.
Для своих - Док или Потапыч
Как и многие добровольцы, в Донбасс Валерий Потапов ездил в периоды своего отпуска. А в промежутках вел контрпропаганду на страницах укронацистов в соцсетях. За что у врага получил прозвище Гестапыч.
– Звучит зловеще, но такое от врага – это как орден получить для меня, – признается он. – А вообще позывной у меня сначала был Док, один ополченец дал. Потом выяснилось, что Доков полно, и я стал Потапычем.
Так и получилось, что для своих он – Док или Потапыч, а для врагов – Гестапыч. На сайт «Миротворец» (запрещен в России и заблокирован по решению суда - прим. Ред.) он не попал. Говорит, что отсутствие там объясняется конспирацией, хотя грозились внести, но в «Фейсбуке» (принадлежит экстремистской Meta, запрещенной в России - прим. Ред,) он работал под псевдонимом, с левых симкарт и на отдельном, специально взятом для этого планшете. Суммарно с разных аккаунтов в бан его отправили на срок более 5 лет. А на другой сайт, где в то время укронацисты тоже размещали информацию о тех, кого считали коллаборантами, попал. Нацисты определили Потапыча как на 89% врага Украины. Причем на сайт этот он попал под своей фамилией.
– Да, дезавуировали. Но это не проблема. Ну, это говорит только о том, что я хорошо работал и в полемике неплохо им руки выкручивал, – говорит Валерий Потапов. – В окопах – раньше это называлось «нулем», а теперь линией боевого соприкосновения (ЛБС) – я не был, но поблизости всегда был. Иногда и удаленно приходилось бойцов консультировать, потому что они, например, на другом направлении были, не там, где я, а оперативно нужно объяснить, что делать с раной.
Сейчас он тоже на связи с донецкими бойцами, а с норильскими участниками СВО не просто на связи, а, как говорится, в одной связке. Валерий Потапов – замкомандира Союза добровольцев Донбасса в Норильске Олега Шалдаева. Кроме того, у него нагрудный знак «Доброволец Донбасса» и памятная медаль «За верную службу в батальоне специальных операций «Чечен». А в 2023 году Общественная палата ДНР направила Валерию Потапову благодарность за активную гражданскую позицию и большой личный вклад в гуманитарную поддержку жителей Донбасса в период спецоперации. Так что волонтерская работа продолжается.
Поймай шпиона
Но не только волонтерская. И идейное противостояние с врагом тоже. В 2020-м, например, Валерию удалось помочь выявить украинского шпиона, который устраивался на службу не куда-нибудь, а в ракетные войска.
– Один знакомый мне позвонил, позывной его говорить не буду. Говорит, помоги пробить паренька, дескать, пришел устраиваться, рассказывает, что в Славянске в ополчении был в 2014-м. Причем он рассказывал, что везде буквально участвовал и сражался – знаете, как в кино, мол, «на колчаковских фронтах ранен». Я спросил у знакомых, знают такого в ДНР или нет. Сам до последнего был уверен, что парень просто привирает немного, а оказалось, – нет, засланный укронацист. Его и с ним еще нескольких человек потом взяла ФСБ, – продолжает Валерий Потапов.
– Планируете снова отправляться на фронт?
– Да, в качестве медика собираюсь. Пока в этом направлении у меня два варианта: либо через добровольческие батальоны – ну, то есть своими тропами направлюсь, либо через добромедбаты. Но в последнем случае есть некоторые нюансы. Пока решаю.
*«Эпоха мертворожденных» вышла в свет в 2008 году.