В Израиле 21 июня развалилась правящая коалиция: премьер-министр Нафтали Беннет отказался от дальнейших усилий по умиротворению восьми партий, входящих в единое правительство. 27 июня в кнессет внесут законопроект о роспуске и назначат очередные парламентские выборы — уже пятые за последние три года, сообщают «Известия».
Союз восьми партий был создан ровно год назад: 13 июня 2021 года нынешний глава МИД Яир Лапид заручился поддержкой 61 депутата из 120 — то есть собрал необходимое большинство, чтобы сместить премьера Биньямина Нетаньяху и завершить его 12-летнее правление.
По ротационному соглашению, первые два года (до августа 2023 года) возглавлять правительство должен был глава ультраправой партии «Ямина» Нафтали Беннет, а Лапид на эти два года получал кресло главы МИД. До ротации, как и предсказывал год назад ушедший в оппозицию Нетаньяху, правительство не досидело.
При этом свой премьерский мандат Яир Лапид всё же получит, но только на полгода: с 25 июня и до проведения выборов политик будет премьер-министром переходного правительства. А нынешний премьер Беннет получит чин заместителя главы правительства и будет отвечать за иранское направление.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат исторических наук, востоковед, генеральный директор аналитического центра «Катехон», член Императорского Православного Палестинского Общества, Михаил Ильич Якушев:
Нынешние события во внутриполитической жизни Израиля лишний раз подтверждают то, что политический кризис носит в стране системный характер. Подтверждением тому стало недавнее, уже пятое, решение о самороспуске Кнессета и проведении досрочных выборов за последние четыре года. Очевидно, что во внешнеполитической жизни Израиля накопилось слишком много проблем.
Если до недавнего времени на политическом олимпе Израиля нередко встречались политические долгожители (Рабин, Перес, Нетаньяху), то сейчас на фоне часто формируемых коалиций становится проблематичным вырастить лидеров, способных продолжительное время управлять страной. В любой момент может распасться любая коалиция – и премьер-министром может стать новый руководитель. Во многом это объясняется еще и тем, что сам спектр внутриполитической жизни Израиля в последние годы заметно поменялся: заметно усилились «русская партия» и «арабская улица», играющие все более активную роль в израильском парламенте и влияющие на расклад политических сил.
Не ослабевает противоборство между право-религиозной коалицией и антиклерикальной партией «Наш дом Израиль». Этот симбиоз носит неестественный характер. В политических интересах он для них важен, но когда туда ещё входят правые, левые и центристы, то это говорит о том, что политические мотивы и интересы ставятся выше всего. Однако политическая жизнь в стране ещё более сложная.
Налицо шаткость сформированных коалиций, когда выход из нее хотя бы одного члена может подорвать ее жизнеспособность. В качестве примера можно привести утрату правящей коалицией большинства в Кнессете в результате выхода из нее в апреле 2022 г. депутата от правой партии «Ямина» Идит Сильман, занимавшей пост председателя коалиции. Этот шаг лишил коалицию большинства. Причиной данного шага послужил конфликт И. Сильман с фракциями левого фланга коалиции. В мае с.г. правящую коалицию покинула депутат от социал-демократической партии «Мерец» Гайда Зоаби в знак несогласия с политикой кабинета министров в отношении арабской общины Израиля после тех столкновений, которые произошли во время похорон американской журналистки палестинского происхождения Ширин Абу Акле. Усиление же влияния растущего в демографическом отношении арабского населения Израиля будет продолжать влиять на внутреннюю конфигурацию коалиций в Кнессете. Вот почему решения о самороспусках парламента за последние годы мало способствуют внутриполитической стабильности в стране.
Украинская проблема вскрыла ещё один аспект: руководство Израиля, военные, спецслужбы внутренне явно тяготеют к поддержке киевского режима. И это ни для кого уже не секрет. В это же время как русскоязычное население, арабские партии, арабы Израиля явно выражают поддержку действиям России в ходе специальной военной операции. Довольно странно и то, что израильское руководство, которое боролось с юдофобией и нацизмом, все эти годы как бы не замечало проводимую в стране Киевским режимом нацистско-бандеровскую идеологию, исходя из распространенного тезиса, что «президент Украины – еврей, значит точно не нацист».
Взять хотя бы проспект Бандеры в Киеве, который упирается в Бабий Яр. А «крестный отец» Зеленского и неонацистов Украины Коломойский тогда кто? Как может официальный Израиль поддерживать неонацистский и бандеровский Киевский режим? Хотелось бы услышать ответ на этот прямой вопрос от самого израильского руководства.
Действительно, в Киевском режиме немало евреев, помимо президента-клоуна. И их присутствие во власти бросает тень на проукраинскую позицию официального Израиля.
Во многом итоги внутриполитической стабильности в Израиле будут зависеть и от того, как закончится спецоперация России на Украине. Самым неудачным исходом для нынешнего политического руководства Государства Израиль по окончании ВСО станет утрата Украиной своей государственности, о которой несколько лет назад предупреждал Путин. В этом случае позиции русскоязычного населения Израиля и его влияние на внутриполитическую жизнь страны объективно могут еще более укрепиться.