В рамках «Дискуссионного клуба» «Русской народной линии» помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с профессором Браунского Университета (США) Владимиром Гольштейном о том, почему американцы «не замечают» ни проявлений человеконенавистничества украинских неонацистов, ни украинского неонацизма как такового.
Павел Тихомиров: Владимир, говоря о восприятии американским обществом происходящего на Украине, я хотел бы обратить внимание вот на что.
Все прекрасно понимают, что во время войны задача любой пропаганды – обелять своих и демонизировать чужих. Это, в принципе, понятно. Однако, сейчас на Украине мы столкнулись с тем, что Киев демонстрирует совсем иные вещи. Украинские агитаторы не стесняются заниматься тем, чем занимались в своё время тираны совершенно эпических времён. Запугивают, демонстрируя как совершенно китчевый видеоролик с девицей, перерезающей серпом горло «русскому пленному», так и совершенно документальные съёмки пыток и казни совершенно реальных пленных. В конце концов, гражданская война на Украине, по сути дела, началась даже не столько с победы «Майдана», сколько после той трагедии, которая произошла в Одессе 2 мая 2014.
И дело не в гибели людей. Всякое бывает в ходе уличных столкновений. Дело в том – как всё потом обставлялось в СМИ. Украина не стеснялась в выражениях, демонстративно глумилась над памятью погибших.
Америка что, не замечает этого «восточноевропейского варианта ISIS»?
Владимир Гольштейн: Американцы, да и граждане других западных стран, подвержены невероятной бомбардировке разнообразнейшей информации из Украины. Тут и бесконечные обращения Зеленского, и истории про разрушенные дома, и интервью с плачущими беженцами, и фото с трупами, разбросанными вдоль дороги из Бучи и т.д. На фоне этого информационного потока, который представляет украинцев как невинных жертв России, ролики об Азове и их нацистских татуировках, так и все прочие свидетельства неонацизма или зверства просто не воспринимаются. К тому же, помогает местная цензура, которая подобные видео или редактирует, или снимает с социальных платформ и т.д. Так что среднестатистистический американец получает весьма упрощенную картину, где «восточноевропейскому варианту ISIS» просто нет места. Поэтому, все эти картины зверства и изуверства, в основном проходят мимо. Понятное дело, что их видят как заинтересованные русские, так и заинтересованные украинцы. Но выводы они делают из них совершенно разные.
Я бы сказал, что все эти видео, конечно же для внутреннего потребления и используются или в качестве запугивания (это делает украинская сторона) или наоборот, в качестве подъёма духа войск на борьбу за правое дело (русская сторона).
П.Т. Я не хочу сказать, что русские – такие высокодуховные ребята, а украинцы – ужас-ужас. Однако же, полагаю, что есть критерии того, что считается «за гранью», даже для самого продвинутого «проснувшегося». Весьма метко Дмитрий Ольшанский подметил то, что «театральный садизм - этакий эмоциональный центр украинского национализма - совершенно чужд русской культуре. На "нашей" стороне, разумеется, можно найти уголовников, бандитов, негодяев, убийц. Но невозможно найти нормализацию и романтизацию погромно-анархического безумия, когда линчующие, топчущие, громящие и убивающие безоружных - с издевательствами, проклятиями, медленно, с удовольствием, - выставляли бы эту свою черноту напоказ, навстречу ликующему народу, который аплодирует уголовщине, пляшет вокруг нее.
Именно это - стопроцентная "Украина" в самом худшем смысле слова».
Странно, что люди, столь скрупулёзно сражающиеся за мельчайшие права мельчайших меньшинств, оказываются патологически слепы, взирая на развернувшуюся трагедию.
В.Г.: Вы правы, что на лицо две патологии: и та, которая весь этот садизм снимает, и та, которая либо ликует по поводу «жареных колорадов» либо игнорирует эти события, которые любого нормального человека должны ужаснуть. Вспомним Англию и Оттоманскую империю 1870х годов. Турки самым упорным образом вырезали славянское население, а Англичане под руководством Дизраэли, упорно игнорировали происходящие зверства и списывали сообщения о них на русскую пропаганду и продвижение русских интересов. Слава Богу, американский журналист по имени Януарий Макган (Januarius MacGahan) опубликовал свой отчет о том, что он видел на Балканах, и тем «разбудил » знаменитого политика, Гладстоуна, который серьёзно взялся за «восточный вопрос» и в конце концов победил циничного Дизраэли и заняв пост премьер министра отказался поддерживать турок.
К сожалению, сейчас ни журналистов типа Макгана, ни политиков типа Гладстоуна на западе не наблюдается. Как заметил сам Макган, «он сделал больше для разрушения Оттоманской империи, чем кто бы то ни было, за исключением самих турок». Кстати, знаменитый генерал Скобелев присутствовал на похоронах Макгана, умершего от тифа в возрасте 34 лет.
П.Т.: Покойный Константин Крылов, как бы мы не относились к его политическим и религиозным убеждениям, спустя год после Одесской Трагедии высказал некоторые важные мысли, натолкнувшие меня на размышления, которыми мне бы хотелось поделиться с думающими американцами.
Суть такова.
2 мая – день рождения украинской нации. Именно 2 мая 2014 года люди прошли инициацию – не в фигуральном, а в самом прямом смысле слова. Инициация – приобщение к некому духу, который становится не только неким общим знаменателем – как это бывает у единомышленников, но творит некое квазицерковное сообщество единодушных, т.е. пребывающих в едином духе. Это не то, про что писал Лебон в «Психологии толпы», тут не просто психология. Речь идёт именно о религиозной инициации.
Граждане бывшей УССР никак не превращались в сплочённую Украинскую нацию. Вышиванки, зазубривание виршей Т.Г.Шевченка, поклонение Мазепе да Бандере – всё это не работало. Это даже на единомыслие не тянуло. Так, вяленькая мифологическая схема, лояльность которой обязаны были демонстрировать госслужащие, и в которую веровали некоторые работники культуры и образования.
Единодушия не наблюдалось.
Даже Второй Майдан никак не воодушевлял. Слишком разные силы были там, была «дружба против», но всё это – политика, тактические союзы. Это не квазицерковь.
Такая общность родилась именно 2 мая 2014 года.
Только тот, чья душа была в тот день исполнена ликованием, именно те и составили духовную общность Украинского народа.
Цитирую Крылова: «Что, собственно, произошло? Украинцы сожгли русских – или людей, которых рождающаяся украинская нация приняла за русских. Сожгли – то есть подвергли самой мучительной из известных человечеству казней. Более того, удалось насладиться не только муками жертв, но и их тщетными попытками спастись. Это доставило и доставляет украинцам особенное наслаждение – находясь в безопасности, смотреть на мечущихся в огне людей. Эта безопасность, то есть полная невозможность убиваемых людей хотя бы плюнуть в убийц, вызывала у украинцев особенно острый восторг. Нет, это не упоение боя, где у противника есть шансы – это именно упоенье всевластного мучителя, который истязает беспомощную жертву. И наконец, возможность добивать искалеченных и обожжённых людей, уже не способных ни на какое сопротивление, даже молящих о помощи – это последняя, самая сладкая нота, трогающая украинца за средоточье души.
Заметим: дело не в масштабах события. В другие времена и другие народы убивали больше, да и сами украинцы с той поры существенно продвинулись вперёд. Важен был этот счастливый миг узнавания: вся украинская нация УЗНАЛА СЕБЯ в этом воистину всенародном украинском деле. Все украинцы постигли свою суть, свои желания, заглянули в волшебное зеркало и увидели там себя. Украинцы получили ОПРЕДЕЛЕНИЕ – «мы – те, кто сожгли русских, мы – те, кто ликовали и упивались запахом горелого русского мяса». И это верно: пусть не все украинцы смогли участвовать в сожжении русских непосредственно, но все насладились этим.
С тех пор этот поток восторга не иссякал – и, скорее всего, уже не иссякнет. Так, острые или прикровенные шутки про «жареных колорадов» и «майский шашлык» стали шиболетом, способом опознания украинцами своих. Всякий, кто в майскую ночь попробовал этот шашлык из русского мяса, тем самым причастился украинству – и осознаёт это, осознаёт с гордостью, с ликующим восторгом, и даже с ощущением того, что он ступил на иной онтологический уровень. Были сбродом, проектом, толпой – а теперь они единое целое, и весьма успешное. Включая наших российских заукраинцев, которые – часть той же нации, пусть и второсортная, но и это для них честь».
В этой связи возникает вопрос: знают ли американцы: знают ли они о том, что украинское сообщество с нескрываемым восторгом все эти годы публично демонстрировало глумление над жертвами 2 мая 2022 г.? (Вопрос адресован, разумеется, не обычным прохожим из Нью-Йорка или работягам из Кентукки. Вопрос не им, а «яйцеголовым интелям из Штатов»: культурологам, теологам, философам…)
В.Г.: Мысли Константина Крылова, безусловно, интересны. Есть что-то жуткое в этом кровавом причастии, которому причастилась новая Украина. Этот миф кровавой жертвы свойственен многим народам, украинцев он тоже не оставил равнодушными, достаточно вспомнить Шевченсковских «Гайдамаков», и злодея Ивана Гонту, который убивает своих детей, в которых течет польская кровь, таким образом, принося их в жертву очередной мифической идее «украинства».
Тем не менее, хочу подчеркнуть, что далеко не вся Украина, испытывала восторг или какие-то другие позитивные чувства в связи с событиями 2 го мая. Многие просто отвернулись. Когда какой-то насильник-садист избивает свою жертву, кто -то завороженно смотрит, кто-то вступается, кто-то отворачивается. Мне кажется, за исключением тех неонацистов, с которыми и воюет Россия, большинство украинцев просто отвернулись и решили переключиться на что-то другое. К сожалению, тех кто сейчас празднует Бандеру и его кровавые преступления, или благодарит садистов убийц, спаливших своих соплеменников в Доме Профсоюзов, таких достаточно много. Именно они, заглушая свою совесть наркотой и водкой, и правят сейчас бал на Украине, и запугивают всех тех, кто хотел бы жить по-другому.
Теперь о вопросах, связанных с постулатом Крылова. Во-первых, на таких основаниях нацию в ХХI веке не построишь. Хуту хотели это сделать в Руанде, безжалостно убивая своих врагов Тутси. Убить у них получилось, но дальше дело не пошло. Тоже можно сказать и о Хмер Руж в Камбодже. Великая Французская Революция лопнула как мыльный пузырь под весом пролитой крови. Каким-то образом, или сами люди, или мир, или природа, а по большому счету, Господь Бог, отворачиваются от головорезов.
Это же безусловно произойдет – раньше или позже - и с Украиной и тем Западным миром, которые её поддерживает и смотрит сквозь пальцы на все происходящее кровопролитие.
Я когда то давно, сразу после событий в Одессе опубликовал большую статью в «яйцеголовом» и левом журнале США, «The Nation», под названием “Western Media Coverage of the Ukraine Crisis Is as Distorted as Soviet Propaganda,” где я анализировал, как старательно либеральная западная пресса избегает рассказывать о том ужасе, который произошел в Одессе в 2014, прибегая ко всех уловкам Советской прессы, только что бы не рассказать, что же произошло на самом деле.
Увы, мало что изменилось с того времени. «Яйцеголовые» читатели Америки не хотят слушать ничего, что бы поколебало уже построенную в их головах картину мира: Коварные русские, сначала навязали нам идиота Трампа, а теперь взялись за свое обычное дело по захвату, террору и подавлению. Поэтому эти читатели упорно отказываются воспринимать ту информацию, которая эту картину нарушает. Больше того, они возмущаются, когда это происходит. Естественно, пресса предпочитает им угождать, что намного выгоднее обвинения в пособничестве Кремлю и потери аудитории.
Так что ситуация с западными обывателями пусть и разного интеллектуального уровня понятна. Менее понятна ситуация с тем молчаливым большинством украинцев, которые знают, но не хотят знать того, что произошло в Одессе. Как многие немцы нацистского периода, они предпочитают об этом не думать и концентрироваться на добывании насущного хлеба. Имеем ли мы право держать их морально ответственными за то, что происходит на Украине? Я не уверен.
К сожалению, так жили и так будут жить миллионы и миллионы людей во всех странах. Нацию на такой кровавой жертве не построишь, но ниоткуда не следует, что возмездие сразу последует за преступлением. У истории свои законы…