В последние дни православное сообщество с тревогой взирает на события в Эстонии, связанные с давлением на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата.
Напомним, что всё началось с высылки из Эстонии митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения (Решетникова): 6 февраля он покинул пределы республики. Последующие события показали, что эстонские власти боялись владыку, опасались, что митрополит Евгений помешает им «громить» Эстонскую Православную Церковь. Они пошли испытанным бесовским путём – поразить пастора и рассеются овцы.
Овцы пока слава Богу не рассеялись. Больше того дали отпор гонителям, хотя события развиваются весьма динамично.
12 апреля «разведку боем» провёл министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс. Он бесцеремонно заявил, что намерен инициировать признание Московского Патриархата террористической организацией, и собирается обратиться в суд, чтобы прекратить в Эстонии деятельность Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
«Это не повлияет на прихожан, это не означает, что храмы будут закрыты, но это означает, что связи с Москвой будут разорваны», – нагло заявил министр.
Лаури Ляэнеметс, правда, быстро сообразил, что погорячился, как настоящий «горячий эстонец» и быстренько отыграл назад, заявив, что Эстония не планирует объявлять Русскую Православную Церковь террористической организацией, но в законопроекте речь пойдёт об объявлении Московского Патриархата «пособником терроризма».
Затем 18 апреля мэрия Таллинна направила в Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата официальное уведомление о расторжении договора аренды помещения, в котором находится канцелярия митрополита Таллинского и другие учреждения Эстонской Православной Церкви.
Чиновники МВД нагло предложили ЭПЦ МП разорвать канонические связи с Московским Патриархатом и присоединиться к Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ), подчиняющейся Константинополю.
Встретив довольно жёсткую реакцию православной общественности, эстонские политики, наконец, решили начать диалог. Хотя и весьма своеобразно.
22 апреля тот же глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс обратился с пространным посланием к общинам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, в котором попытался, весьма специфически интерпретируя события послереволюционной эпохи, убедить православных, что им просто нужно сменить юрисдикцию и перейти в подчинение Фанару.
В послании министр заявляет, что двери храмов останутся открытыми, но, мол, верующим нужно защитить себя от призывов к террору (имеется в виду, что к террору призывает Святейший Патриарх Кирилл, одобривший наказ ВРНС, где СВО названа Священной войной России против Запада. Г-н Ляэнеметс постоянно подчёркивает, что Эстония гарантирует свободу вероисповедания. В он просто заботится о православных верующих, чтобы они «имели возможность осуществлять свои суждения и свободу веры таким образом, чтобы слова и наставления Патриарха Московского как руководящего органа о поддержке агрессии не бросали на них тень».
От слов эстонский министр приступил к делу. Во вторник, 23 апреля Ляэнеметс заявился в знаменитый Пюхтицкий монастырь в Куремяэ, чтобы убедить руководство обители выйти из подчинения Московскому Патриархату. Со стороны монастыря во встрече принимали участие игумения Филарета (Калачёва), старший священник монастыря игумен Самуил (Караск), юрист монастыря и переводчик.
В пресс-релизе Пюхтицкой обители по итогам встречи отмечалось, что со слов Ляэнеметса Эстонское государство «не хочет обострения конфликта с православными верующими, поэтому предлагается рассмотреть вопрос отказа от ставропигиального статуса монастыря, чтобы исключить возможность духовного влияния Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».
На предложение министра игумения Филарета попыталась вернуть министра в правовое (для Церкви каноническое) поле, отметив, что «Пюхтицкий монастырь получил ставропигиальный статус от приснопамятного Патриарха Алексия II в 1990 году. Для монастыря память об этом Патриархе священна, т.к. в хрущевское время, будучи архиереем, он спас Обитель от закрытия».
И добавила, что «ставропигиальный статус прописан в Уставе монастыря, где сказано, что смена юрисдикции невозможна. Следовательно, монастырь сам не может инициировать отказ от ставропигиального статуса».
«Если правительство Эстонской республики в лице министра внутренних дел настаивает на смене юрисдикции монастыря, то как инициатор процесса правительство само может обратиться к Патриарху Кириллу с предложением отмены ставропигиального статуса Пюхтицкой обители. Игумения Филарета отметила, что такой путь является канонически легитимным для насельниц обители», – отмечается в пресс-релизе.
Понятно, что Ляэнеметс ожидал другого, он не собирается идти правовым (легитимным) путём, поэтому заявил, что ждёт от монастыря самостоятельных шагов по выходу из подчинения Московскому Патриархату.
На вопрос, что будет с теми общинами, которые не захотят разрывать связь с Московским Патриархатом, министр угрожающе ответил, что приходы могут столкнуться с принудительным прекращением деятельности по решению государства.
Как видим, эстонские власти начали наступать по отдельности на крупные структуры Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Одной из несущих конструкций ЭПЦ является известный во всём православном мире и весьма влиятельный Пюхтицкий Успенский монастырь. Против него и был нанесён первоочередной удар. Сломить насельниц монастыря пока «главному борцу с преступностью» в Эстонии не удалось.
Но тут же подсуетились фанариоты из так называемой Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ), которые заявили, что готовы принять эстонских православных в свои ряды.
Напомним, что ещё до событий на Украине Константинопольский патриархат провёл разбойничью операцию в Эстонии, когда было восстановлены структуры Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ), подчиняющейся Фанару. Они были созданы Фанаром на территории Эстонии в междувоенное время, когда Русская Православная Церковь была ослаблена революцией и последующими гонениями.
После распада СССР эстонские власти постарались реанимировать структуры Фанара, в чём их активно поддерживал Константинопольский патриарх. В 90-ые годы благодаря мудрой позиции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II удалось прийти к согласию и выработать нормы сосуществования. Тем паче, что ЭАПЦ – это мизерная церковная структура, которая никоим образом не может сравниться с численностью верующих Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
Ныне националистические власти Эстонии решили воспользоваться благоприятной для них ситуацией и решили уничтожить структуры Русской Православной Церкви в Эстонии, создавая им невыносимые условия существования.
Опыт Украинской Православной Церкви Московского Патриархата показал, что в условиях гонений значение имеет обращение только к международным структурам – ООН, международным правозащитным организациям, представителям общественного мнения Европы и США и мировым Православным Церквям. С этими структурами эстонские власти вынуждены будут считаться. Реакцию же российских государственных властей и Московской Патриархии в нынешних условиях они будут открыто игнорировать.
Выражаем надежду, что православные Эстонии извлекут опыт из украинских событий и перестанут искать пути внутренних договорённостей с властями. Эти договорённости не стоят чернил и бумаги, на которой они будут прописаны. Очевидно, власти Эстонии поставили своей целью ликвидацию Московского Патриархата.
Эстония сегодня – этот тот «шкет», который провоцирует большую драку в подворотне между тяжеловесами из разных компаний.
Редакция «Русской народной линии»