Сто лет назад в 1924 году началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем». Декретом ЦИК и СНК СССР от 22 февраля 1924 года «О чеканке и выпуске в обращение серебряной и медной монеты советского образца» предусматривался выпуск новых серебряных и медных монет.
Из серебра 900-й пробы в обращении появились рубли и полтинники. «Полтинник с молотобойцем» был впервые выпущен в 1924 году. Монета соответствовала по весу, размеру и металлу монете в 50 копеек образца 1921-22 гг., которая в свою очередь соответствовала привычным дореволюционным полтинникам. В отличие от монеты 1921 года, на монете 1924 года содержала не надпись «50 копеек», а «Один полтинник», также полностью изменилось её оформление.
Оформление монеты разработал знаменитый художник-медальер Антон Фёдорович Васютинский.
К указанному времени художник разработал свыше 120 штемпелей наградных и настольных медалей. В числе прочего это: «За спасение погибавших» (1894), «За храбрость» (1894), коронационных медалей Николая II (1896), «В память 50-летия Императорского Русского Археологического общества» (1896), «За бой „Варяга“ и „Корейца“ 27 января 1904 года при Чемульпо», «В память 200-летия Полтавской битвы», «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года» (1912), «В память 300-летия царствования дома Романовых» и многих других. Ещё в 1893 году А. Ф. Васютинский был назначен старшим медальером Санкт-Петербургского монетного двора. Именно он был автором штемпеля лицевой стороны памятных медалей и монет с портретом императора Николая II: империала, полуимпериала, рублевой монеты, 50 и 25 копеек 1895—1915 годов.
Антон Фёдорович был автором первых советских монет: рубля 1922 года (со звездой) и советского червонца 1923 года (с сеятелем).
Но полтинник с молотобойцем – это экспонат, который, без всякого сомнения, имеет каждый нумизмат. (Конечно, речь идёт не о раритетных образцах, например, полтинника с «худощавым кузнецом», или с разнообразными вариациями шрифтов на надписях).
Монета красивая и – в силу гигантского тиража – вполне доступная. У изображения несколько смыслов. Романтики могли узреть некоего Кузнеца из сказов, кующего ключи счастья. Конспирологи увидят Масона, занимающегося своим закулисным делом… Но люди, знающие творчество Васютинского, видят повторение медали с Геркулесом, добивающим палицей трёхглавую гидру. Ведь именно за эту медаль Антон Фёдорович в 1888 году получил золотую медаль, звание классного художника I степени и стал единственным за всю историю Императорской Академии художеств выпускником медальерного класса, получившим пенсионерскую поездку за границу.
Народ, не доверявший ни «керенкам», ни «колокольчикам», ни прочей полиграфической продукции эпохи потрясений и гиперинфляций, теперь запасался настоящими деньгами.
Мощности Ленинградского монетного двора не позволили удовлетворить этот спрос. Партию полтинников отчеканили на Королевском монетном дворе в Бирмингеме. Изначально был размещен заказ на чеканку 40 миллионов полтинников с отправкой их партиями по 5 миллионов, но из-за трудности реализации отправка была крайне нерегулярной.
Отличительной чертой, определяющей разновидности монет по монетным дворам, был гурт. На полтинники Ленинградской чеканки наносилась надпись П • Л, инициалы минцмейстера Петра Латышева, Лондонской — Т • Р, инициалы старшего пробирера Томаса Роуза. Ранние Лондонские образцы носили метку Ѳ • Р, полученную транслитерацией по дореформенным правилам перевода имени Томас как Фома. Такие монеты считаются раритетом.
Кроме вышеуказанных медалей и монет, Васютинский разрабатывал оформление никелевых монет1931-34 годов, а также штемпель ордена Ленина II типа. Знак ордена Ленина II типа – это практически привычный нам вид знака ордена – без трактора и с красным знаменем, покрытым рубиново-красной эмалью. От последующих типов этот знак отличался тем, что медальон с изображением В.И.Ленина составлял одно целое с знаком из золота, а на III-м типе медальон чеканился из платины и прикреплялся особым образом.
В заключение – немного злободневного курьёза.
Украинцы написали, что Антон Фёдорович – это відомий український художник-медальєр кінця XIX — початку XX століття.
Ну, "то таке".
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»
1.