Может ли пропаганда быть конкурентоспособной?

Идеология вокизма (ideology of wokism) требует постоянной озабоченности состоянием традиционно обиженных меньшинств

Секспросвет 
0
2119
Время на чтение 8 минут
Фото: из Интернета

Как сообщают нам певцы политкорректности из Los Angeles Times, Калифорния стала первым штатом, в котором игрушки для девочек и мальчиков в крупных магазинах должны (под угрозой штрафа) продаваться в гендерно-нейтральном разделе. Политкорректоры озабочены тем, что «дети используют игрушки для отработки навыков, которые становятся полезными в их жизни, а стереотипы о том, какие игрушки приемлемы для девочек и мальчиков, могут привести к неравенству между полами». А пропагандисты ЛГБТ переживают, что розовые и голубые оттенки, используемые маркетологами, «заставляют детей соответствовать гендерным стереотипам».

Сегодня помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров беседует с профессором Браунского Университета (США) Владимиром Гольштейном о новых веяниях в американской культуре и американской обыденности.

Павел Тихомиров: Уважаемый профессор, в прошлый раз мы с Вами беседовали о так сказать Высокой Американской Литературе, а сегодня хотелось бы поговорить о литературе массовой. О качественной массовой литературе. Той, которая, в числе прочего, становится основой для создания кинофильмов. Ведь массовая культура, как показывает опыт последних полутора столетий, способна формировать (и переформатировать устоявшиеся) иерархии ценностей, присущие той или иной культуре, менять представления о мире, понимание самого смысла нашего бренного существования.

Всю вторую половину ХХ века тон задавала Америка. «Фабрика грёз», Голливуд, фабриковал не один лишь «опиум для народа», но – надо признаться – оказал решающую роль в продвижении т.н. «западных ценностей». И никакие кумачёвые советские транспаранты, никакие – казавшиеся некогда незыблемыми – традиционные устои – ничего не могли противопоставить прелести американского кино.

Но что происходит сегодня? Ведь за последние 20 лет Голливуд как будто подменили?

Вместо качественных – пусть и не особенно новаторских и высокоэстетичных – кинолент, проповедующих простые и в целом приемлемые ценности, Голливуд превращается в какой-то Идеологический Отдел ЦК «глобалистов». Навязывается вся эта политкорректность с таким упорством, с каким в своё время людям впаривали коммунистическую пропаганду.

Причём изменения эти происходят буквально на наших глазах.

Вот на днях, решив отдохнуть от высокоумного чтения, взял в руки приключенческий роман Нельсона де Милля «Игра со львом» («The Lion’s Game», 2000), и был просто потрясён. Оказывается, всего-то двадцать лет назад в Америке ещё можно было отпускать шуточки в адрес «политкорректоров», на которых нормальные американцы смотрели так же, как мы в своё время смотрели на «правильных» комсомольцев. Всего 20 лет назад! Однако, «комсомольцы политкорректности» победили. И теперь уже не забалуешь. Не позволишь себе отпускать самые, казалось бы, невинные шуточки.

И ладно бы, воспринималось новое положение вещей в качестве некой навязанной извне пропаганды.

Но ведь люди искренне полагают, что вот эта культура тотальных запретов, вот это неудержимо расширяющееся пространство табуированных тем, - это нормально…

К чему приведёт этот процесс? О чём можно будет писать? О чём можно будет снимать кино?

О «комсомольцах политкорректности»? Сводя т.н. массовую культуру к сфабрикованным на компьютерах балаганным спецэффектам, удовлетворяющим всё более непритязательные вкусы «потребителя развлекательного контента»?

Неужели у вас там не раздаются голоса тех, кто осознаёт тупиковость этой темы?

Владимир Гольштейн: Безусловно, недавние события культурной жизни запада напоминают нам как идеологических комиссаров времен культурных революций, так и события более древних лет. Как вы заметили, сразу вспоминается советское идеологическое давление на продвижение определённых классов, национальностей или групп будь то в реальной жизни или в искусстве. Неспроста американский историк Терри Мартин написал замечательную книгу о советской национальной политике и назвал ее американским термином, «The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923-1939». «Affirmative action» - это термин, который определяет политику отдела кадров, направленную на исправление исторических перегибов и несправедливостей, и посему требующей принимать в престижные университеты и на работы, включая роли в Голливуде, по принципам не всегда связанным с талантами, а скорее с историческими обидами.

Конечно, ассоциации с советским прошлым, особенно с его эксцессами, налицо. И боюсь, методы борьбы с комиссарами политкорректности, остались теми же. Эзопов язык, иносказания, искусственное добавление роли коммуниста/рабочего и т.д.

Но при этом мы помним, что, несмотря на запреты, создавались замечательные произведения. Не надо забывать, что многие советские фильмы, вроде «Чапаева» только выиграли от того, что авторы решили сделать фильм о бравом солдате из провинции, а не кающемся интеллигенте из Москвы.

Поэтому я не готов отметать современную массовую культуру только потому, что она следует принципам политкорректности, или как сейчас принято называть, идеологии вокизма (ideology of wokism), идеологии, которая требует от своих последователей постоянной озабоченности состоянием разных традиционно обиженных меньшинств.

Вот, например, новое шоу, которое я смотрел с удовольствием. Французское шоу, «10 процентов» (Dix pour cent); в Америке оно идет под названием Call my Agent. Самое популярное иностранное шоу на американском экране. Написано тонко и порой глубоко, шоу переносит на экран традиционные и запутанные человеческие отношения: амбиции, обманы, верность делу и другим, любовь, комплексы и т.д. Но с другой стороны, среди героев присутствуют и лесбиянки и гомосексуалист и т.д. Всё это не мешает этим людям строить, ломать и вновь пытаться воссоздать серьёзные человеческие взаимоотношения. Причём всё это делается и с юмором, и с любовью. Так что я не могу утверждать, что политкорректные темы сразу разрушают искусство.

С другой стороны, вся околокультурная жизнь, очень сильно завязана на этой идеологии вокизма, и это не может раздражать и расстраивать. Мало того, что разрушаются человеческие репутации в зависимости от глупой шутки или проделки, которую политик, писатель или актёр сделал в глубокой молодости. Мы видим, что это принимает характер цензуры. Например, практически невозможно посмотреть в Америке последний фильм Романа Полянского о деле Дрейфуса. Объявлен полный бойкот этому талантливому режиссёру, и уж точно невозможно найти этот фильм с английскими субтитрами.

Вы в своем вопросе сослались на правильных комсомольцев, и действительно, вся эта идеология вокизма сильно завязана на молодых. На их стремлении вдруг оказаться более правильными, более политически корректными, чем их родители. К сожалению, тут тоже нет ничего нового. Мы помним, как в тургеневские времена, молодёжь вдруг открыла для себя нигилизм, начала отметать культуру отцов, связанную с крепостничеством и т.д. Среди этой молодежи были нетривиальные люди, как Базаров, и были жалкие следователи моды, типа Ситникова и Кукшиной. Именно о них и заметил Павел Кирсанов:

«Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».

Если мы заменим слово «нигилисты» на «политкорректность» или, ещё лучше, на «вокизм», то мы получим то массовое явление, переходящее в запреты, цензуру и навязывание спущенных сверху тем, которыми так злоупотребляет современная культура.

Блестящий анализ всего этого культурного развития сделал, как всегда, Достоевский.

В своем эссе «Несколько заметок о простоте и упрощённости» Достоевский рассказывает о том, как он пришел в библиотеку и попросил роман Теккерея.

«Как Вам не стыдно читать такие глупости?» - заявила ему молодая библиотекарша.

Достоевский в этом стремлении к простоте увидел желание успокоиться. Найти простую идеологию, которая позволяет все предыдущее отбросить, и стать спокойным, но уверенным в себе нулем. Как всегда, Достоевский смотрит в корень и видит парадоксы и противоречия. За беспокойством молодежи, ее желанием пойти своим путем, Достоевский видит застой и душевную лень. Неспроста он утверждал, что он всех либеральней, потому что он никогда не спит. Так и в этой ситуации: вокизм, что значит бодрствование, скрывает за своей боевой риторикой, желание заснуть и не думать. Так что тут соблазн, и не удивительно, что большое количество молодежи на этот соблазн попадается.

«Зачем нам читать этих рабовладельцев. Этих эксплуататоров, этих консерваторов. Этих белых мужчин, этих сторонников только двух полов?»

Эти вопросы, и эти требования – бодро шествуют по американским кампусам, от них переходят к средствам массовой информации и оттуда уже в мировое пространство, которое по-прежнему заполняет Американская идеологическая машина, намного превосходящая все другие, несмотря на свои постоянные сбои.

Безусловно, в Америке многие видят, что во всем этом есть и перегибы и опасности. Никому не нравятся постоянные угрозы и ограничения свободы слова, свободы выражения и т.д. Никому не нравится отказ от классиков в пользу каких-то злободневных писаний.

Но у меня, как Вы видите, на это взгляд философский.

Эксцессы нигилизма, вокизма и прочих крайних идеологий пройдут. Что-то культура возьмет от вокизма, как она взяла от нигилизма, радикализма, футуризма и даже культурных революций. Но в Америке всё-таки всем доминирует рынок, и рынок не потерпит абсолютно бездарных фильмов на самые правильные политкорректные темы. Поэтому я не вижу катастрофы, если вдруг массовое искусство примет более политкорректные формы, но при этом будет по-прежнему наполнено настоящим человеческим содержанием. И мне кажется, что такие произведения массовая культура продолжает производить. Не говоря уж о высокой культуре, которая как всегда и везде сторонится всей этой шумихи и пропаганды и продолжает искать свои пути.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Что не так с критикой шовинистов
Суть шовинизма выражается знаменитой фразой героя легендарного истерна: «За Державу обидно!»
17.12.2024
Почему украинцы не хотят в РФ
Украина вернётся в Русский мир только тогда, когда у нас закончится подзатянувшийся «новый НЭП»
09.12.2024
«Дьявольский сон»
Глава из романа
09.12.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Владимир Гольштейн
Покидая «кроличью норку»
Окончание беседы о смерти рок-н-ролла
05.08.2022
Украинский обыватель делает вид, что кровавые преступления лично его не касаются
Беседа о феномене «мифа кровавого жертвоприношения» как основе национального строительства
10.05.2022
Отравленные толерантностью
Павел Тихомиров и Владимир Гольштейн о фарисействе, сексуальных меньшинствах и необходимости гнева как противоядия
02.11.2021
В России недооценивают потенциала «проснувшихся»
Активисты ЛГБТ-БЛМ – это вовсе не ленивые релятивисты, а комиссары Нового Дивного мира
25.10.2021
Все статьи Владимир Гольштейн
Секспросвет
Общественные лидеры обсудили итоги своей деятельности за год и наметили новые планы
10 декабря 2024 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Общественный совет при Уполномоченном при Президенте России по правам ребенка, которое провела Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова. В заседании также приняла участие член Общественного совета, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко, сообщает пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество».
19.12.2024
Что понадобится мигранту сразу же после
переезда в Россию: комментарий на указ Президента
10.12.2024
«Мат нельзя пускать в сферу культуры,
образования и детства»
10.12.2024
«Либо уволятся, либо исправятся»
В Минкульте нет места извращенцам, одобрившим показ порно в онлайн-кинотеатрах
06.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
20.12.2024 08:39
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 08:27
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.12.2024 08:07
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от viner
20.12.2024 08:02
Если мы с Богом, то становимся непобедимыми
Новый комментарий от Александр Волков
20.12.2024 07:26
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.12.2024 07:23
Снегурочка и Баба Яга как традиционные ценности
Новый комментарий от Ленчик
20.12.2024 06:36