На телеканале «Россия-1» вышло в эфир традиционное общественно-политическое ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьёвым».
В рамках программы выступил известный политолог и радиоведущий Сергей Александрович Михеев:
Если элита действительно переформатировалась – 90 за, а 10 против, то тогда, исходя из нашего разговора, приходится признать, что эти 10 и управляют нами. Они определяют дискурс в вузах или эффективно мешают. Они все еще распределяют деньги, распределяют смыслы. Они могут очень многое. Тогда у меня возникает вопрос: а почему? Те, кто теперь заявил о том, что являются патриотами, могут легко перекраситься обратно.
За эти восемь лет – где-то благодаря нашим усилиям, а где-то нас просто Провидение заставило, – мы многое изменили. Это правда, и здесь вопросов нет. Вопрос в том, что еще многое надо изменить. По этому поводу надо разговаривать, эти вещи надо обсуждать.
По поводу украинской ситуации я согласен с тем, что чем больше нас американцы зовут на какую-то войну, тем меньше надо к ней стремиться. Вне всякого сомнения, и по времени у нас есть серьезный запас. И торопиться нам действительно некуда. Тем не менее, мы должны понимать, что нас могут уговаривать и другими способами, потому что остается военная провокация, на которую мы не сможем не отреагировать, потому что мы сами сказали, что обязательно на нее отреагируем. Здесь надо понимать, что есть такой вариант крайний, и я нисколько не сомневаюсь, что они могут на него пойти. Это им ничего не стоит – начиная от разных фильмов типа «Хвост виляет собакой». Если их пиар совместить с двумя-тремя эпизодами из этого фильма, то вот вам получится полноценная война. Под нее какой-нибудь президент Зеленский может сказать: «Я обращаюсь к странам НАТО и всему миру с просьбой спасти Украину и ввести войска стран НАТО на территорию Украины».
Нам придется что-то делать. Что делать – это уже другой вопрос. Но я бы не исключал таких вариантов полностью, когда они будут сидеть и думать: «Вы наш ответ опубликуйте или не опубликуйте. Мы вам напишем, но вы не опубликуйте!» «Мы вам напишем, но вы не опубликуйте» - это все равно, что они нам не написали. Это все равно, что они нам что-то сказали, но этого как будто бы и не было. Играть с ними в джентельменскую игру я не вижу никакого смысла. Я считаю, что это одна из наших проблем. Мы какое-то время считали, что с ними можно разговаривать по-джентльменски. Хотя весь опыт изучения отношений с Западом говорит о том, что разговаривать с ними по-джентльменски не с кем, потому что они там по-другому воспитаны. Они там совершенно по-другому воспитаны.
По поводу ситуации на Украине – надо понимать, что эта провокация может возникнуть. Она может быть достаточно масштабной, и обвинят в этой провокации все равно нас. И нам все равно придется реагировать, в том числе потому, что мы сказали, что будем реагировать. Поэтому если бы можно было просто сидеть и ждать, как будто бы у нас масса времени, чтобы сидеть и ждать; если мы будем ждать, что Америка в апреле или мае накроется медным тазом (хотя я готов заключить пари, что ни в апреле, ни в мае она не накроется медным тазом); и даже если там будет огромная инфляция (и мы прекрасно понимаем, что у них люфт гораздо больше, чем у нас), ибо у них много условий – внутренних и внешних, которые позволяют выдержать такие испытания, которые другие бы не выдержали, - но в реальности, я думаю, что рассчитывать на все это не имеет смысла.
Нашей страной занимаются все – начиная от США и заканчивая кривоногими полудурками, которые бегают по посольствам, корчат из себя непонятно, кого, каких-то независимых президентов и так далее. Это надо тоже учитывать. Наверное, теоретически, в лабораторных условиях, да, можно было бы сказать: «Смотрите, какая ситуация!» Но не более того.
Конечно, в США в реальности существует и экономический, и политический кризис. Все это существует, вне сомнения. Но когда нет внешнего давления, когда нет внешнего проекта по использованию этих вещей, они это переживут. Так или иначе – но переживут. Вот из этого и надо нам исходить, если делать какие-то расчеты. А нас они могут спровоцировать – потому что чем ближе эти проблемы, тем больше вероятность этой провокации.
По поводу Казахстана – выскажу свое мнение, поскольку мне приходилось работать со многими представителями этого государства. Что касается оппозиционера Мухтара Аблязова, то сейчас он просто стремится получать деньги и сказать, что он и есть тот человек, который управляет ситуацией в Казахстане, а потом продать себя таким образом. Это один вариант. А второй вариант – да, его назначили сверху – тем, кто все это устроил. Но только я лично думаю (это мое личное мнение), что это сделали вовсе не западные спецслужбы. Это сделала та группа казахстанской элиты, которая является причиной того, что там все произошло. Первый президент Назарбаев в своем видеообращении сказал, что в их казахстанской элите нет никаких разногласий, и не может быть. На самом деле они есть. Есть те, кто все это так или иначе устроил. Теперь надо назначить какого-то дурачка ответственным. И Аблязову это не в первой, потому что первые две недели он вообще нигде не появлялся, а сейчас он говорит, что готовил государственный переворот четыре года.
Кто такой Аблязов? Это бывший министр правительства Казахстана. Посмотрите список учредителей его партии – там одни чиновники. В Казахстане известная традиция – назначать оппозиционеров. Но некоторые из них выходят из-под контроля, при этом завязочки на них остаются. Кстати, если уж делать выводы для себя, то можно сделать хороший вывод, потому что у нас с этим тоже играли. Не знаю, играют ли сейчас, но раньше играли точно. Руководители Казахстана могут сказать: «Мы сейчас тебя назначаем оппозиционером, ты можешь делать все, что угодно, но мы тебя держим за веревочку»! Но эти веревочки могут быть оборваны в какой-то момент. Или, скажем, с другой стороны появилась веревочка, гораздо более серьезная. Поэтому у него действительно довольно много сторонников в Казахстане, и это правда. Действительно, у него есть определенные структуры влияния, и это тоже правда. Но в реальности ему сейчас посоветовали, или же он сам решил всю ситуацию так преподнести, но, скорее всего, ему посоветовали: «Давай-ка ты возьмешь всю ситуацию на себя». Потому что, как считают в Казахстане, внутри великой казахстанской элиты не может быть никаких разногласий, тем более невозможно развалить их великую кочевую демократию, подобно которой никогда в истории человечества не было. Вот и все. Это совершенно очевидная азиатская игра.
Совершенная правда состоит в том, что известно о бывшем президенте Киргизии Атамбаеве. Он ненавидит Назарбаева, и наоборот. В какой-то момент такие переговоры с Аблязовым могли идти, но надо знать Атамбаева – в какой-то момент он мог вам и космический корабль обещать, когда у него было соответствующее настроение, когда он был на кураже. Космического корабля, однако, насколько я знаю, у него в наличии нет. Но что интересно: интересна сама ситуация, которая там сложилась. Она чревата крайне серьезными последствиями, из которых надо делать выводы. С такими технологиями не надо играть. У нас тоже играли с такими технологиями и надеялись на всякие подобные схемки. У меня, как человека непосвященного, местами возникает крайнее удивление неуязвимость десяти процентов этой элиты, которая 30 лет может себе позволять все, что угодно, и ее никто не трогает, включая совершенно отмороженных людей, которые просто делают все, что хотят.
Я иногда задаю людям простые, прямые вопросы, а они начинают щурить глаз и говорить: «Ты не все знаешь или мало знаешь!» Конечно, я не знаю, но вопрос-то куда деть?
В заключение несколько слов о ситуации, которая подталкивает нас к возможному конфликту с Украиной. Я абсолютно убежден, что условный мировой Запад рассматривает Православие как главное препятствие для распространения своей абсолютно разрушительной извращенческой идеологии, которая позволит, как они считают, подчинять мир, если хотите, прокладывая дорогу антихристу. Для меня это абсолютно очевидно. И, как инструмент, - дискредитация и разрушение Православного мира, его уничтожение. Одних утопить в болоте грязи, другим вывернуть мозги наизнанку, третьих заставить друг друга убивать, четвертых загнать в раскол.
Я лично этот конфликт из-за Украины все равно в конечном итоге рассматриваю как часть этого движения, в первую очередь. И я призываю всех задуматься на эту тему. Мне кажется, что это ключевой момент. Все остальное, в том числе и деньги, проекты, инвестиции и прочее, - это не более, чем шелуха, прикрытие и все, что эти процессы сопровождает, как способ отвлечения. Крайне важно подумать об этом и осознать, насколько подло они сейчас загоняют, в том числе и украинцев, на эту бойню. Это невозможно не видеть. Это даже стало страшно тем людям, которые управляют Украиной, потому что они понимают, что в случае, если это случится, и они будут не нужны, и их тоже утилизируют. С ними тоже будет в значительной степени покончено, или же их приведут в такое состояние, в котором они просто не будут значить ничего.