«Мистические, метафизические моменты комментировать не буду: думаю, что найдутся люди поумнее. Кто-то говорит о В.И. Ленине как о "божестве", кто-то как о "демоне". Я скажу о нескольких политических факторах в пересечении с сегодняшним днем. Все довольно очевидно, хотя не для тех, кто считают Ленина "божеством". Но если чисто практически, трезво взглянуть на эти вещи, то всё понятно. Например, сейчас центральной идеей нашего противостояния с Западом и другими нашими врагами по периметру является идея борьбы с русофобией. Русофобия стала системной идеологической платформой наших неприятелей на Западе, в том числе платформой для взрыва страны изнутри», - заявил в программе «Железная логика» на радиостанции «Вести.ФМ» известный политолог Сергей Александрович Михеев, комментируя основные положения недавно показанного на телеканале «Спас» фильма «Мумия», посвященного В.И. Ленину и судьбе его забальзамированного тела. Материал под заголовком «В числе авторов идеи русофобии был Ленин и его ближайшие соратники» опубликован в блоге политолога.
«Иногда создается впечатление, что её не было, и вдруг она появилась. Очевидно, что идея неприязни, ненависти к России гораздо старше, чем события 1917 года, но вся идеология ранней советской власти была в том числе основана на идее, что "Российская Империя – тюрьма народов". Конечно, советская власть в разные годы была разная, но даже мне, учившемуся в школе в мирные 1970-е годы, рассказывали, что "Россия – это тюрьма народов. Россия оккупировала всех, кого только можно оккупировать. Народы стонали под игом монархии – российской, русской власти – и это была одной из причин Революции. То есть, целью Революции было освободить все народы, дать им государственность и пр."», - пересказывает основные идеи советского школьного учебника политолог.
«Была странная ситуация, когда вроде бы интернационализм, стремление к мировому торжеству справедливости интернационального общества, но внутри решили построить кучу национальных государств и разделили страну по национально-территориальному признаку. Первое: сама по себе идея русофобии системно поддерживалась на протяжении всей советской власти, и одними из авторов этой идеи были Владимир Ленин и его ближайшие соратники. Иногда говорим: "Посмотрите на учебники истории некоторых стран избывшего советского пространства, на трактовку истории в Европе – как же они всё искажают! Пишут, что якобы была оккупация, которая выпила из них всю кровь". Разве это не было системной установкой советской власти на протяжении всех 70-ти с лишним лет? Конечно, было. Когда в 1991 году вроде бы вчерашние коммунистические лидеры вдруг стали самыми ярыми националистами во всех постсоветских республиках, то многие удивлялись: "Откуда у них это взялось?" А почему бы у них этому не взяться, если это логическое продолжение идеи "освобождения народов от российского ига"? Даже идеологически основы русофобии были одной из системообразующих элементов всего того, что закладывалось в том числе Лениным и его соратниками. Это преподавалось в школах», - отметил эксперт.
«Второе: деление всего пространства по национально-территориальному признаку и нарезание многих границ от балды. За что мы сейчас проливаем кровь на полях СВО? За Восточную Украину, которую просто подарили УССР! Не буду говорить о том, что многие народы никогда не имели государственности, и она была создана в рамках идеи образования Советского Союза по национально-территориальному признаку. Украина – это одно из самых ярких и трагических проявлений этой ситуации. Границы были нарезаны такие, что историческим реалиям не соответствовали. Сейчас идет война на территории того псевдогосударства, которое было образовано в момент создания Советского Союза – УССР. И системная украинизация в советское время была наиболее системной, если не сравнивать её с тем, что происходит сейчас. Ничего подобного на этих территориях раньше не было», - заметил он.
«К этим всем концепциям имели отношение большевики. Простая параллель. Большевики, которые, конечно, не сыграли главную роль в свержении монархии (Февральская Революция и т.д.), тем не менее, как и многие другие революционеры (буржуазные и не буржуазные), занимали очевидную позицию по отношению к Русско-японской войне и Первой мировой войне. Разные были высказывания, но вся "продвинутая" интеллигенция выступала за поражение своей собственной страны. О чём говорил Владимир Ленин? О том, что война империалистическая не является справедливой, поэтому надо желать поражения своей собственной стране и чтобы война империалистическая перешла в войну гражданскую, а с какими последствиями – не имеет значения», - сказал аналитик.
«У меня вопрос: как бы тогдашние большевики классифицировали нынешнюю СВО с точки зрения таких подходов? Я думаю, ответ вполне очевиден с большой вероятностью. Таким образом, и сейчас настоящим коммунистам-ленинцам надо было желать поражения собственной стране в этом конфликте и перехода этой войны в войну гражданскую. Оснований так говорить много, если проводить историческую параллель! Поэтому я полностью согласен с той мыслью, которая была произнесена в фильме. К сожалению, действительно, многие системообразующие концепции того времени оказались "миной замедленного действия" под нашим большим государством. Говорят: "Это было другое – они хотели лучшего". Никто не знает точно, чего они хотели. Но я констатирую совершенно очевидные исторические параллели и логические цепочки причинно-следственной связи, которые глупо отрицать. Отрицать их можно, только если, действительно, относиться к Ленину как к "божеству"», - заключил Сергей Михеев.