«Позволю себе начать с более общей позиции. То, о чём говорил Патриарх Кирилл, несомненно, важно, и вопрос у журналиста закономерный. Почему? Потому что, действительно, тот, кто обманывает и играет на страстях, в моменте заработает больше, чем тот, кто ведет себя честно. Этот вопрос ключевой, о ценностях: а что такое экономика? К сожалению, мы живем в парадигме, что экономика – это извлечение прибыли, иногда любой ценой. Этот подход временщический: он зациклен на то, что никакой социальной ответственности у предпринимателей быть не должно, и в качестве приоритета ставит извлечение прибыли любой ценой, причем в максимально короткий срок при минимальных издержках. Кто молодец? Тот, кто меньше вложил и больше получил, а еще лучше – кто успел всю прибыль быстро вывести из России и организовать жизнь за границей», - заявил в программе «Железная логика» на радиостанции Вести.ФМ известный политолог Сергей Александрович Михеев, обращаясь к недавнему интервью Святейшего Патриарха Кирилла о нравственности в экономике. Материал под заголовком «Есть ли место совести в экономике и предпринимательстве?» опубликован в блоге политолога.
«К сожалению, такой взгляд на экономику позволяет нечестным, безответственным, подлым людям зарабатывать больше и быстрее. Другой вопрос, на мой взгляд: если Россия претендует на то, что она особенная, то должна найти для себя другую модель экономики, которая мораль, нравственность, религиозные нормы будет как минимум учитывать, а как максимум – ставить во главу угла. И в этом взгляде экономика – это способ организации жизни людей. Конечно, это и получение прибыли, и производство с целью его развития, но именно человек, его жизнь, понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо, является мерилом всего; а экономика, отталкиваясь от этого, создает некий способ жизни для человека. И в такой парадигме, действительно, предприниматель тоже должен иметь совесть, ответственность, думать о людях, которые вокруг него, и смотреть дальше, чем собственная сиюминутная нажива, – в жизнь будущих поколений, своих детей и внуков», - отметил политолог.
«Это предусматривает другую ценностную систему и другое отношение к экономике. Однако пока экономика в мозгах огромного количества наших предпринимателей и тех, кто руководит экономикой, является системой по извлечению прибыли, а Россия рассматривается как бизнес-проект, но не как наша история, культура, цивилизация, народ. В рамках бизнес-проекта играет то, что приносит быструю прибыль, и это комплексная проблема для нашего осознания. Те, кто считают себя элитой, управляют государством, должны этот вопрос поставить для себя, потому что борьба этих подходов видна прямо сейчас. Позиции финансовых властей, производителей, общественности много конфликтуют – и это видно, а уже из этого вытекают частности типа СМИ», - добавил он.
«С точки зрения временщиков: людей, которые считают, что прибыль – это "самое главное", почему бы не рассказывать про экстрасенсов? Почему бы постоянно не обманывать людей? "Сейчас продается – и хорошо! Реклама идет – и замечательно!" Если экономика про это, тогда "отстаньте со своими вопросами! Тогда вы нам ничего не докажете и мне неинтересно, что будет через 20 лет. Я не знаю, будет ли через 20 лет моя компания, мой телеканал! Я хочу сейчас иметь деньги, устроить себе жизнь, организовать среду обитания, а всё остальное меня не касается". Поэтому вопрос, как на эти вещи смотреть. Все эти эзотерические бизнесы, экстрасенсы – это и есть такой подход к делу: "Мне всё равно, что будет с людьми, которых я сегодня обманываю. Я делаю свой проект, который принесет мне деньги! Ваши проблемы решайте сами. Я нарушаю Уголовный кодекс? Нет. Тогда отстаньте от меня!"» - заметил эксперт.
«Поэтому это вопрос системы ценностей. Здесь важно, как вы подходите к тому, что такое ваше занятие; что такое экономика; что такое предпринимательство. Есть ли в этом место совести? К сожалению, парадигма реформ 1990-х годов четко показала, что совести в этом проекте нет места. Посмотрите, как "пилили" советскую экономику, как выкидывали миллионы людей на улицы, как потом на этом делали карьеры, наживали огромные состояния, и многие из них до сих пор находятся внутри правящего класса! Здесь ценностный вопрос гораздо важнее, чем примитивное экономическое обоснование, потому что в этой парадигме вы ничего не докажете – они не хотят думать вдолгую, их не интересуют ваши судьбы. Когда они закрывали огромные заводы, которые для многих людей были жизнью, они думали про судьбы этих людей? Они понимали, что управлять заводом не могут и не хотят, а распилить его на металлолом – это живые деньги, на которые построят себе такую жизнь, которая им и не снилась! Поэтому центральный вопрос в этом», - заключил Сергей Михеев.