Ушли поколения людей, живших при России Царской, когда было уважение к Государю, к старшим по чину и старшим в семье, когда убить человека считалось величайшим грехом, когда переживали даже за убийство врага, ведь человек всё же, по образу Божию и подобию создан.
Пришли мы, которые родились в Советском Союзе и после утраты определенных привилегий в социальном обеспечении нам сейчас, конечно, нелегко. Историю мы изучали по коммунистическим учебникам. А в них Цари – это «паразиты», «эксплуататоры» (и другие нелицеприятные эпитеты). И это до сих пор осталось в сознании людей.
7 ноября – очередная година Великой Октябрьской. И наши дикторы бывшего СССР с удовольствием надели красные шарфы и красные перчатки. А ведь этот символ – цвет крови. И лишь немногие православные христиане вспоминают о миллионах новомучеников и исповедников Российских. Вот такая наша сегодняшняя действительность.
На этом фоне забвения своей истории своеобразным «островком спасения» для меня стали собрания православных мирян в городе Владимире. Очередное их заседание, прошедшее в октябре месяце этого года, затронуло вопросы нашей Царской истории и нынешней реальности.
Вот сейчас вновь поднимается вопрос о признании останков, захороненных в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, – Царскими. По этому вопросу с резким словом выступил Михаил Иванович Рубцов, организатор Чинов Покаяния у Царского Креста в Нижнем Новгороде: «Где решительный голос нынешних архипастырей? Почему вновь лоббируется вопрос о канонизации останков, помпезно захороненных в 1998 году Борисом Немцовым?.. Слава Богу, Царская Семья в 2000 году по Божьей Милости была прославлена в лике Святых».
Михаил напомнил слова, сказанные старцем Николаем Гурьяновым, который сподобился явления Святого Царя Николая: «Царские останки не ищите. Их нет». Потому что они сожжены сатанистами-большевиками.
Патриарх Алексий II дважды (в 1993 и 1998 годах) призывал народ к покаянию в грехах цареотступничества и цареубийства. Но многие ли архиереи поддержали тогда Патриарха? И вновь озвучил слова Святейшего Патриарха: «Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании».
По мнению докладчика, лицемерие сейчас становится нормой жизни. И вот конкретный пример. Во всех Нижегородских монастырях стоят памятники Российским Помазанникам-Государям. Но даже в памятные дни о Святых Царях никто не вспоминает. Для чего же тогда и зачем поставили эти памятники?
17 октября в Нижнем Новгороде прошел очередной Чин Покаяния. И на нем, как сказал Михаил Рубцов, звучала мысль, что канонизация «останков» есть ничто иное, как акт духовного предательства. С одной стороны, строятся храмы Царственным Мученикам, а с другой – готовится кощунственная «канонизация».
На собрании, как всегда, с обстоятельным докладом выступил православный писатель и крестоходец Александр Степанович Сороковиков. Тема его выступления: «Сергей Федорович Шарапов – рыцарь зиждительной экономики». И начал он свой доклад с высказывания Сергея Федоровича Шарапова: «Сегодняшние капиталисты привозят с собой не столько технологическую культуру, сколько мировоззренческую, что, несомненно, угрожает самобытности русского народа». Не правда ли, очень актуально звучит, когда мы все больше стали смотреть на Запад и перенимать его «духовные ценности»?! Где не любовь, а секс, не отношения мужчины и женщины, а «половое партнерство», гомосексуализм и другие извращения, за которые Господь засыпал пеплом города Содом и Гоморру.
Сергей Федорович Шарапов был славянофилом. И основа этого учения такова: в основании экономического развития должна находиться нравственность. Через всё учение славянофилов (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский) красной строкой проходит линия проповеди о необходимости возвращения к святоотеческим основаниям в жизни Церкви и к старорусским основаниям в жизни государства и народа.
Что отличало именно Шарапова? Он был практиком, был бойцом. Отчётливее других он видел, что локомотив истории несётся в пропасть, и спасти его от гибели может не корректировка маршрута и даже не остановка на промежуточной станции, но кардинальный необратимый разворот от ценностей Запада к ценностям Святой Руси.
С.Ф. Шарапов родился в 1855 году в дворянской семье, владевшей небольшим поместьем Сосновка Вяземского уезда Смоленской губернии. Образование получил во 2-й Московской военной гимназии, а затем в Николаевском инженерном училище.
Недоросли первого сословия (дворянского общества) воспитывались преимущественно на западных понятиях и авторитетах. Считалось вполне нормальным и даже признаком хорошего тона читать запрещенные книги нигилистов, например, Герцена, Чернышевского, Берви-Флеровского, «наука была их религией».
После окончания Николаевского инженерного училища Шарапов в 1875 году отправился на Балканы добровольцем. Был арестован. Депортирован в Италию. Именно это вынужденное пребывание на чужбине и привело Шарапова к радикальной смене своих взглядов.
За границей он сильно бедствовал. Увидев однажды на улице скульптуру Мадонны, бросился перед ней на колени, со слезами прося о помощи. Вечером следующего дня пришла депеша от издательства Суворина с переводом на 1000 франков. Осенью 1878 года Шарапов вернулся на Родину, вышел в отставку и занялся сельским хозяйством, поселившись в Сосновке на Смоленщине.
В Москве близко сошелся с И.С. Аксаковым (сотрудничал в его газете «Русь»). Помимо «Руси» Шарапов сотрудничал в «Голосе Москвы», «Промышленном мире» и других консервативных органах печати. Испытывал давление цензуры за критику правительства.
Пытался, по его собственным словам, «к русскому церковному учению А.С. Хомякова, историческому И.С. Аксакова, политическому Н.Я. Данилевского прибавить русское экономическое учение» и продемонстрировать, что есть возможность создать научную денежную систему, в основе которой лежало бы также нравственное начало». Объектом постоянной критики с его стороны служил порядок денежного обращения, установившийся в России в результате реформ С.Ю. Витте.
Шарапов указывал на порочность западной экономики. Корень же порочности – эгоизм. Шарапов стремился создать группу единомышленников, которые бы противостояли внедрению «золотого стандарта». Витте же стремился ввести не золото-серебряную (биметаллическую) принятую во Франции валюту, но золотую, по английскому образцу.
Шарапов и его сторонники в течение ряда лет говорили о необходимости сохранения бумажно-денежного обращения, потому что введение в обращение золотой валюты привело бы, по их мнению, к обогащению небольшой группы людей, обеднению основных слоев населения, упадку сельского хозяйства (вследствие уменьшения оборотного капитала) и т.д.
Одним из исходных положений Шарапова была убеждённость в коренном отличии России от Запада, где идея «пользы» стала самодовлеющей силой, ничего не знающей выше себя. Для России автор видел ее лишь как «служебное начало другому, высшему нравственному и безсмертному началу». Эта перестановка понятий приводит к тому, что «рабы Ротшильда» превращаются в «рабов Господних», а денежная форма становится по существу нравственной, где господствуют любовь и доверие.
Шарапов разрабатывая принципы «нравственной экономики», выделял три главных функции государственной денежной системы: счётчика народного труда; «организатора и направителя» народного труда; защитника государства от соседей-конкурентов и «хищной международной биржи». Золотое обращение, по его мнению, не обеспечивало выполнения этих задач. Он предложил ликвидировать его и ввести «абсолютные деньги», которые находились бы в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение. Государству следовало выпускать только необходимое количество денежных знаков, представляющих некую постоянную отвлеченную меру ценностей (бумажный рубль).
Шарапов считал введение валюты пагубным еще и потому, что оно лишало земледельцев оборотного капитала, тогда как при наличии бумажных денег всегда можно прибегнуть к эмиссии, а после возвращения кредита изъять бумажные деньги из обращения.
В дополнение к сказанному можно добавить, что опыт Шарапова был широко применён И.В. Сталиным. Благодаря разработкам выдающегося экономиста Советский Союз смог совершить индустриальный прорыв перед Второй мировой войной, сумел выстоять в одиночном противостоянии всему миру. Более того, советское государство в короткие сроки восстановило разрушенное в результате войны хозяйство. Если бы Советский Союз не применил экономические наработки С.Ф. Шарапова, то одного только энтузиазма рабочих и подневольного труда заключенных было бы недостаточно для совершения индустриального скачка.
Большим подарком для собравшихся стало выступление гостя из Белоруссии, кандидата юридических наук Валерия Михайловича Ярчака. Он рассказал, как непросто сейчас добираться до России, если нет кюар-кода. Пришлось применять некоторые хитрости. Но он был рад встрече и с большим желанием рассказал о роли Царя Иоанна Грозного в создании земства. Царь использовал опыт святого Великого Князя Александра Невского, который понизил значение Новгородского Вече с органа законодательного до органа совещательного.
Как всегда с патриотическими песнями выступил поэт-бард Анатолий Евсеенко.
Собрание мирян приняло ряд решений, которые одресовало Архиерейскому Собору.
1. Просьба объективно и в духе истины рассмотреть вопрос о находящихся в усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга так называемых «Царских останков». Рассмотреть аспект ритуального убийства Царской Семьи, с последующим широким общественным и всецерковным обсуждением вопроса о Царских останках. Отложить вопрос признания так называемых «Царских останков».
2. Собрание мирян выразило озабоченность в отношении принудительной вакцинации людей (в особенности детей) вакциной от короновируса, и обратилось к Архиерейскому Собору с просьбой о рассмотрении этого вопроса в свете учения Церкви. Также был поставлен вопрос о недопустимости социальной дискриминации тех, кто отказывается делать прививки от короновируса по вопросам вероисповедания.
3. Собрание мирян выразило озабоченность готовящейся встречей Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском и обратилось к архиереям Русской Православной Церкви с предложением высказаться соборно против этой встречи.
4. Собрание мирян обратилось к архиереям с предложением поставить на Архиерейском Соборе вопрос о созыве Поместного Собора, с целью возвращения в Церкви утраченных ныне принципов соборности.
Ирина Александровна Высоцкая, директор Нижегородского благотворительного фонда «Меценат», участник Нижегородского отделения «Русского Собрания»