Девятнадцатые по счёту Царские чтения состоялись недавно в городе Сызрани. 11 июля 1904 года сюда приезжал Государь Николай Александрович Романов, чтобы проводить войска на театр военных действий во время Русско-Японской войны. Это событие православные здесь особо чтут.
Чтения начались с молебна Царю-Мученику Николаю в храме Ильи пророка. По окончании молебна настоятель храма отец Евгений сказал проповедь о Царе Николае. «В России нет такого святого, чтобы была прославлена вся семья. Сугубая благодать на Царе Николае. И Он нам всем пример. Многие люди не видят в Его служении Жертву. Грязные глаза, помрачённые страстями, видят по-другому. Но духовный человек, который старается жить по Евангелию, он преклоняется перед подвигом Царя Николая. Он имел возможность отказаться от Креста. Он мог спасти Своих детей. Ему даже это предлагали. Но Он остаётся в послушании Богу, и Вся Семья подражает Ему. Ни Жена, ни Дети не предают Его. И в этом огромная заслуга прежде всего Главы Семьи. Такая была любовь в Детях и в Жене, что Они были готовы умереть с Отцом. Это, конечно же, нам пример.
Охранников Царской Семьи часто меняли, потому что они так располагались к этой Семье, что начинали им служить. Царь Николай до конца остался с народом, Веру сохранил и стал Святым и нашим Покровителем. Сейчас весь мир восстаёт на семью. Во многих странах понятие «семья» убирается, заменяется каким-то союзом. В защите семьи нам в помощь Святая Царская Семья».
Затем состоялся Крестный ход по улицам города. После чего начались Царские чтения.
С Архипастырским обращением к собравшимся из разных городов православным христианам обратился епископ Сызранский и Шигонский Леонтий. «Тема Царская была камнем преткновения для тех, кто противился Божию установлению, и превратил страну в хаос. Имя Императора было всегда ненавистным у врагов Божиих. И столько было вылито клеветы на Государя Николая, что мы до сих пор не можем разгрести. И в целом общество ещё не созрело, не осознало, какой дар нам дал Господь в лице последнего Императора Николая Второго, идеального Правителя, которого мы оказались не достойны. Вся история русской монархии постепенно восходила к вершине Православного Императора, которым стал Николай Второй. И Он, как праведный Иов, принёс себя в жертву, прошёл все эти испытания вместе со Своей Семьёй. Царь Николай стал символом верности Богу, Отечеству. Этот подвиг не все понимают. Многие мыслят по-земному, считают, что Он был слабым. Потому что в духовном плане не понимают происходящее. А суть происходящего – верны ли мы Богу, или нет. Царские Страстотерпцы – это тот стержень, тот полюс, вокруг которого собираются люди не безразличные к исполнению Воли Божией. Их молитвами силы добра объединяются. И не только Россия восстанет в своём былом величии, но и мир, который стал погружаться в беззаконие, отошёл от Правды Божией и утопает в хаосе и безпринципности. И Россия призвана исполнить свою миссию – спасения мира. Нам нужно быть удерживающими по мере наших сил».
Далее слово было предоставлено мне, директору Нижегородского благотворительного фонда «Меценат» И.А. Высоцкой, для представления моего фильма «Последний русский Царь». Последним Царём, конечно, по праву считается Царь Николай Второй. И тем не менее есть документ, по которому Царь Николай передал власть Своему Брату Михаилу Александровичу Романову. Хотя Он процарствовал буквально несколько часов, так как далее начались Его скитания: высылка в Гатчину, затем в Пермь, и… расстрел. И тем не менее его можно считать некоронованным Царём Михаилом Вторым. Да есть и другие версии по поводу Его расстрела. Например, та, что Он остался жив. Я засняла Крестный ход в Перми к месту предполагаемого расстрела Михаила Александровича, показала очень подробно открытие в Перми 12 июня памятника Великому Князю Михаилу Александровичу, фрагмент праздника Белого цветка, традицию которого заложила Святая Царица Александра Фёдоровна Романова.
Заканчивается фильм моими размышлениями от увиденного. В частности, я посетовала, что существует неправильное отношение к личности Михаила Александровича, что выражается и в панихиде лишь по Великому Князю, а не по Императору Российскому, и в установке памятника Ему лишь как Великому Князю, а не Последнему Государю Российскому. Напомнила зрителям всю историческую ситуацию последнего года Его жизни, когда Ему, чтобы удержать власть, предлагали стрелять из пулемётов в социалистов.
Выступивший далее протоиерей Сергий Зинченко, один из зачинателей Царских чтений, рассказал удивительный сон явления ему Императора Николая. «Между нами был шаг. Мы смотрели друг другу в глаза. Я от радости наклоняюсь и складываю руки под благословение и говорю: «Царь-Батюшка, благословите». И Он благословляет, но не как священник, а тремя перстами и руку опускает. И в это время я успел поймать Его руку и приложиться. А Ему как-то стало неловко. Рука сухенькая. Я смотрю на Него, и такая радость в душе. Подходит издали Царица Александра Фёдоровна. Они как бы по воздуху шли. У Неё платье длинное, белое. Царь Николай меня просто предупредил, что наступят времена страшные. Они будут хуже, чем были у них. Но терпите до конца. Кто претерпит, тот спасётся». Батюшка Сергий рассказал об общении с митрополитом Лавром, при котором произошло объединение РПЦЗ с Московской Патриархией. И Владыка Лавр сказал, что монархия только тогда восстановится, когда будет готов народ.
«Империя и царство. Сходство и различия» – такой была тема следующего выступающего, есаула казачьих войск Московского округа А.С. Сороковикова. Вот краткие тезисы выступления: «После окончания Ноева потопа Господь заключил завет с Ноем. Господь поставил человека господином над всякой тварью. Но далее, когда вышли из ковчега его сыновья с жёнами, Ной благословил всех сыновей кроме Хама. Благословение на Хама не пришло, он поглумился над своим отцом. И его наследник Ханаан будет рабом. Это ключевые моменты Библии, которые определили ключевые моменты развития цивилизации.
Через Сима на земле появляется священство и священная иерархия. От Сима произойдут патриархи и пророки, и Спаситель Христос. Благословение Иафета звучит иначе. Имя это переводится, как распространение. Через него выстраивается горизонталь – распространение по земле, наполнение земли. Вертикаль Сима и горизонталь Иоафета дают крест. От Хама произошёл Неврод. Он имел Божье благословение. Он был царём, и территория, которой он владел, называлась царством. Царство ему было дано, чтобы прекратить отступление хамитов. Но есть и республиканская форма правления, когда народ принимает решение сообща. Иафетиты были соборянами. От них пошло развитие технического прогресса, которое привело сейчас к цифровизации.
Через Сима Господь дал священство, через Иафета – один дух, одно стремление. Через потомка Хама Неврода – царство. Главная суть иафетитов, чтобы пришёл Христос вместе с распространением Евангелия.
Сейчас нас гонят бывшие средне-азиатские республики, Кавказ, Украина, потому что мы перестали выполнять главную миссию – перестали распространять Слово Божие на этих землях. Мы просто смешались с этим миром, утратили дух. Нужно возвращаться к истокам, тогда Господь будет нам помогать.
Сейчас мы живём в эпоху отступления. Существует смешение понятий, что император и царь – это одно и то же. Это может и синонимы, но различия есть. В империи всё переходит в разряд учреждения. Когда Рим был республиканским, армия была наёмная. Каждый гражданин был обязан владеть оружием. В императорском Риме были легионеры, которые получали плату.
С IV века начались трения с церковью. Церковь – соборный механизм, а Рим – державный механизм. Стала меняться форма правления церковью. Раньше епископат избирался самим народом. Народ Божий стал отодвигаться. Истинная полнота соборности тоже стала уходить. И были безконечные ереси. В середине XVI века эти болезни стали проявляться и у нас, когда жидовствующие спровоцировали конфликт между двумя школами монахов: иосифлянами и нестяжателями. И это кончилось смутой, а потом расколом. Церковь стала разрушаться. И Господь попустил переход царской формы в империю. Это было как наказание от Бога за то, что отступили от святоотеческих оснований.
Нам нужно покаяние, возвратиться к древним корням. Надо позаботиться, чтобы грядущая власть была не имперской. Нам нужно царство, чтобы вернуть соборный организм, как в государственном управлении, так и в церковном управлении. Тогда это будет настоящая правильная симфония. Господь может отодвинуть время антихриста, если мы позаботимся о возрождении соборного механизма царства».
Есаул Уральского Яицкого казачьего войска С.А. Летунов рассказал о проблеме установки памятника белому генералу Сладкову в станице Атаманской, ныне Советской. Дух большевизма ещё не выветрился. В их головах история начинается с 1917 года. До 1917 года они ничего не знают, а поэтому и выступают против русского православного человека, полковника Сладкова, героя Первой мировой войны, который имел 6 боевых наград.
Выступивший далее представитель Уральского казачьего войска хутора Колтубановского В.И. Ныч остановился на проблеме прошедшей эпидемии, заявив, что в ней много спорных моментов. Горько, что в проходящей спецоперации славяне уничтожают друг друга, а кто-то явно потирает руки от радости.
Представитель Симбирской епархии, заместитель председателя Троицкой общины Симбирской земли М.И. Саунин напомнил, что мы живём в переломное время и что нужно больше прибегать к помощи святых. А для этого нужно к ним молитвенно обращаться.
Пусть немного было присутствовавших на Царских чтениях, но состоявшийся обмен мнениями православных разных земель был интересным и полезным. И самое главное, это слышал Сам Государь Николай Александрович, который незримо присутствовал на встрече.
Ирина Александровна Высоцкая, директор Нижегородского благотворительного фонда «Меценат»
Фото автора