Прежде всего, хочется поблагодарить автора за превосходную статью «Спасет ли трусость мир от коронавируса?», а редакцию РНЛ – за ее публикацию. Не со всеми утверждениями статьи можно безоговорочно согласиться, но главная духовная проблема – «реабилитация трусости» – высвечена верно. Посему давайте немного поразмышляем в заданном направлении.
Мир переживает поистине глубокую трансформацию, которую многие аналитики не без оснований называют «антропологическим переходом». Такие глубинные трансформации человечество испытывало неоднократно: как в сторону возвышения человека (новозаветные заповеди, наставляющие на путь любви), так и в сторону духовной деградации (легализация мамонического культа в эпоху Модерна).
Реабилитация трусости – это вторая фаза человеческой деградации, его дальнейшее (необратимое?) оскотинивание. В качестве важнейшего социального регулятора насаждается «основной инстинкт» – животный страх за собственное здоровье и жизнь. Страх и паника специально нагнетаются СМИ, доводя население до той температуры массового психоза, когда разум отключается и человеком начинает руководить только он – СТРАХ. Страх разобщает людей, превращая дружные коллективы (и семьи!) в толпы бесноватых, шарахающихся друг от друга одиночек. Страх разрушает веками сложившиеся институты и привычки, устанавливая новую норму общежития – дистанционно, на социальной дистанции, в маске. Страх заставляет искать спасения бренного тела в новых, спешно создаваемых неоязыческих культах. Страх формирует новую политическую культуру: через «укол лояльности», который на наших глазах из медицинской процедуры превращается в инструмент социальной манипуляции, узаконивается режим «санитарного тоталитаризма». Наконец, страх меняет этику человеческого поведения, поощряя прямое принуждение, слежку, доносительство и преследование инакомыслящих.
Суть насаждаемого нового миропорядка – формирование «нового человека». Людей в прямом смысле сажают на иглу, которая отныне является средоточием социальных гарантий, доступ к которым будет обеспечиваться через сложно устроенную систему QR-кодов. Смысл и назначение нового «обряда» будет в одном – подтверждение лояльности и получение заветного кода.
Где царствует страх, – там нет места любви. Христиане прекрасно знают одно место, где владычествует страх – это ад. Культивируя и насаждая страх, власти вольно или невольно строят ад – как в каждой стране, так и в целом на планете. Но об этом мы узнаем наверняка, когда ворота окончательно захлопнутся. Тогда уже не будет возможности «откатить назад», ибо мы сами, поддавшись страху, послушно дали себя развести и повести на убой. Другого шанса «свободного выбора» (на который наивно рассчитывают многие верующие, что к ним персонально придёт сатана и будет их «испытывать»), возможно, больше не представится. Потому что мы уже сделали свой выбор, впустив в себя страх и передав ему бразды правления «свободной» волей.
Чтобы этого не случилось – надо пресекать всякое чувство страха. Надо поддерживать и культивировать практики русского общежительного уклада, когда менее всего думаешь о себе, любимом, а больше радеешь за «други своя» и «общее дело», – т.е. служишь Литургию. А если уйдет страх, уйдет и хворь – это общеизвестный принцип, который нами почему-то напрочь позабыт. Коллективный иммунитет против страха – вот в чём наше земное спасение; гарантия того, что мы сами себя не загоним в ад.
Восемьдесят лет назад советский народ встал перед страшным духовным испытанием – противостоять пришедшему грозному врагу или сдаться на милость (как сдались Франция и Чехия). 4 года народ терзали горе, лишения и страшные потери. И еще терзал страх – животный, отупляющий и изводящий. Но наши предки выстояли и победили – в первую очередь потому, что не поддались страху, а отважно пошли навстречу страху, на встречу с лютым врагом.
Богобоязненный христианин испытывает и должен испытывать Страх Господень, который не даёт верующему впасть в опасную прелесть самообольщения. Но должен ли христианин поддаваться земным страхам? На этот счет апостолы нам дают весьма четкие и недвусмысленные указания.
Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней несвободы и несовершенства. О страхе, как признаке несовершенства, говорит апостол Иоанн: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4: 18). О страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8: 15). Земной страх – показатель серьёзного нездоровья в духовной жизни, и по грозному предупреждению апостола Иоанна участь боязливых не менее страшна, чем смертных грешников: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21: 8).
Преподобный Иоанн Лествичник поучает, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твёрдой надежды» (Лествица, 21.3). Преподобный Исаак Сирин продолжает: «Человек боязливый даёт о себе знать, что страждет двумя недугами, то есть жизнелюбием и маловерием. А жизнелюбие – признак неверия» (Слова подвижнические, 75). На связь страха с недостатком веры указал и Христос, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: «Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8: 26).
Да, мы – маловерные, нас постоянно терзают и мучают страхи, от которых нельзя избавиться «легким движением руки». Но если твёрдо знать, что нельзя поддаваться земным страхам, которые ведут к верной погибели, можно нащупать спасительный путь посреди обрушившейся со всех сторон и гаджетов «панической атаки»: надо противостоять трусам и паникёрам, культурно расстреливать их: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Лк. 3: 7).
Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», г. Владимир
36. Ответ на 33, Советский недобиток:
Молекула глюзовы не знает, на что ее потратит мозг )) может, на горделивое самоутверждение. Любая пища, как и телесная сила, амбивалентна: может быть истрачена на что угодно.
35. Ответ на 34, С. Югов:
со временем и напрямую, не только косвенно
34. Капитал, т.2. "Пошлая беллетристика этих молодчиков в их полемике против Смита показывает только, что они являются представителями «образованного капиталиста», тогда как Смит был истолкователем откровенно грубого буржуа-выскочки. Образованный буржуа и его рупор, оба до такой степени тупоумны, что они значение всякой деятельности измеряют ее [411] воздействием на кошелек. С другой стороны, они являются настолько образованными, что признают также и такие функции и виды деятельности, которые не имеют ничего общего с производством богатства, и притом признают их потому, что и эти виды деятельности «косвенно» увеличивают и т. д. их богатство, словом, выполняют «полезную» для богатства функцию."
33. Ответ на 18, В.Р.:
Ах, не найти мне слов,
Чтоб убедить тебя! Ты и святых даров
Не чтишь.
Фауст
Я чту их.
*********************************
И власть Их чтит. Как Фауст. Но разве неизвестно ей, что через нашу кровь и тело в нас входят Те Дары Его?
И Фауст мозг питал глюкозами) цу хаузе по дням воскресным, подальше от попов нерусских?))
32. Ответ на 21, Полтораки:
Нет. Бездумие может быть фактором инерции и основой стабильности, но это не внутренний локус. Внутренний - это когда субъекту понятна суть окружающего мира в нужной ему для жизни мере, не меньшей чем кухарке понятно устройство кухни. Это психологический настрой + практические познания. Пример. "Лечение" АД таблетками, не снижающими смертность - это магия, уверение себя в том, что лечишься. А вот снижение холестерола, воздействие на рецепторы блокаторами, стентирование и шунтирование, а если время превенции упущено, то тогда стентирование в острой фазе инфаркта, как сейчас наконец-то стало принято в Мск - это прямое наступление на причину явления, истинно внутренний локус контроля. И это воздействие реально делает чудеса, указывая, что понимание сути явления близко к исчерпанию. Но поскольку пределов совершенству нет, то программа максимум - полная превенция, до которой еще далеко.
Сциентизм и прогрессизм, на которые Вы так уповаете, есть не более чем иррациональная вера в науку – сродни вере в чародеев, чудеса и прочие фокусы.
Вы путаете рациональное понимание с магизмом и карго-культом. В продолжение примера выше: атенолол, блокатор раннего поколения, не воздействуя на смертность, был суррогатом лечения. Как бы психотерапия, вроде как лечение, на самом лделе - ни о чем. Если Вы хотите поговорить о порочности сцентизма - ну так можно упомянуть нестационарные системы, медицинский пример выше это про стационарную. Но зачем разговор о динамике там, где возможно приведение системы в полный порядок с предсказуемостью? Разумно обсуждать вопрос в конексте явлений, которые правда непредсказуемы (и наповал убивают ожидания бюргера). Где я утверждал стационарность всего мира?
31. Ответ на 21, Полтораки:
Вообще-то, если они планируют динамику мат.ресурсов на промежуток более одного поколения, это уже много. А вот навязывать свою философию другим людям.. Андрей, Вы и не только Вы находите ценностные поползновения у нынешних правителей. Но сами, по сути претендуете на определение ценностей у вверенного (в теории) населения. Это глубокое противоречие в концепции. Власть - это мирской механизм. Если ее дизайн дозволяет неограниченно и непосредственно воздействовать на ценности, то надо полагать, трон может быть в любой момент занят носителями чуждых Вам ценностей. Ибо нет приципиальных тому препятствий в мире неисповедимого будущего. Нот я бы перевел разговор в иное русло. Современная "культурная" политика давно не находится в западных странах в руках власти. Она - у "образованного класса". Вы в курсе, сколь критично я отношусь к сему понятию, обозначающему коллективного бенефициара - образованных эксплуататоров необразованного населения. Вот если Вы поменяете модус, именно модус, к разговору о "гегемонии", то это будет куда более современный разговор. Современный - при условии, что в мыслимом Вами общества будущего не будет монополии государства, а важные Вам функции - будут рассредоточены для устойчивости системы, сравнимой с устойчивостью современного запада, который внутри не на силе полиции держится, ващета. Да, Сталин полагался на государство, для сталинистов это догма. Мао экспериментировал с иными формами, хотя неудачно. Современный тренд уже однозначно сдвинулся к рассредоточению силы, хотя есть отдельные тонкости имплементации. Но что истина в текущей версии мира лежит на этом поле - однозначно. Это определяет и Вашу стратегию, в противном случае придется проводить лишнюю мыслительную работу там, где ее можно избежать. В частности, тогда все мои прошлые выпады насчет "пирамиды" потеряют смысл.
30. Ответ на 22, Полтораки:
Мы упираемся в тот же самый вопрос: зачем к жизни вечной (или хотя бы земной жизни "иного" рода) приглашать безверующих, которые вольны сами организовать свою жизнь как хотят? И да, средства - это только средства. Кто-то говорит "Господи не дай мне умереть покуда не выросли мои дети", а кто-то просит Господа о чем-то менее душераздирающем - но мы не можем знать, что Ему угодно. Промысл совершенно трансцендентен. Ранжируя наблюдаемые нами людские ценности, мы занимается прямым богоборчеством, ведь мыслящие люди, согласно религии, созданы Богом. Бороться с неугодной мыслью или образом жизни насилием - невозможно. Если нам кажется, что кто-то живет слишком материальной жизнью - борясь с ним, мы боремся с Богом, создавшим всяких людей, втч таких, которых иные образованные ничтоже сумняшеся назовут животными. Мне ближе совершенно другой подход: способствовать человеческому образованию, невзирая на его богоборческие последствия (это обращено к собеседникам-христианам). Образованный очевидно принимает полную ответственность за свои деяния. Если разум - истинная ценность, то образование есть истинная взрослость. Путь же научения людей морали оказался тупиковым: он не уменьшал преступность и не способствовал снижению эксплуатации. Бедные необразованные люди всегда становятся жертвами более образованных хищников, лишь манипулиряующих своими подопечными в корыстных целях. С точки зрения христианства, способность души к восприятию моральных принципов ценится выше образования. Однако осознанное моральное поведение человека не получается программировать никаким способом, вот в чем главная проблема. Это как психотерапия: "прямое" внушение логическими формулировками - как правило, не работает. "Оставь книгу у дороги" - лучшего пути не знаю. Ибо любой властитель, манипулирующий необразованными, неспособными противостоять - рано или поздно начнет обращаться с людьми как с вещами, то есть примерит на себя роль Бога. Вот это наблюдение, как мне кажется, Вы или игнорируете, или даже откровенно не принимаете, веруя, что где-то в каких-то питомниках можно вырастить "идеального" богобоязненнооого правителя, не покушающегося на Богово. Я про такой питомник не слыхивал. Даже сонм авторитетных и прозорливых старцев в окружении такого правителя сей печальный закон (запрограммированный свойствами человека) не изменит ни на йоту.
29. Ответ на 23, Полтораки:
Экономические и гражданские законы в христианском мире, особенно западном, но и восточном тоже - всегда зависели от сложившихся источников дохода сильных мира сего, от сложившихся способов принуждения, и лишь в малой степени все это было смягчено христианской моралью. Ничем принципиальным дивный новый мир пока не выделяется. Появились в 19в молодые люди, зарабатывающие более своих отцов - вот и переписали под них законы. Понадобился им свободный секс без ответственности - переписали законы. Не захотели они служить в армии правителей - и тут пошли им навстречу. Чего только не сделаешь ради экономического роста. Хотите на этом фоне поговрить о феодальном праве и принуждении? да пожалуйста. Лишь множество бенефициаров было меньше. Но принципиальной разницы нет.
28. Ответ на 22, Полтораки:
Нет конечно, о П.Флоренский не обскурант, а скажем так, продвинувшийся на пути, по которому и Вы сейчас идете, и я явно назвал это путь не-обскурантистским (и был на этом форуме единственным, кто аргументами (а не эмоциями) спорил с называющими Вашу позицию обскурантистской).
«Худшими» условия, в которые мы «загоняем» человечество, считают только неисправимые либералы, для коих любой намек об общественном благе – тоталитаризм и тирания
Нет, Андрей. В мире борются "либеральные" капиталисты (условный запад) с "антилиберальными" капиталистами (китайскими, российскими, турецкими или еще какими). И те и другие - глобальные хищники, использующие труд разной степени подневольности, ИИ и вообще весь инфернальный набор. Лишь занятые ниши различают их между собой. Либеральные используют ультрапрогрессистскую и (псевдо)социалистическую демагогию, антилиберальные - умеренно-прогрессисткую, либо крайне правую (если работают на западную аудиторию) либо псевдокоммунитарную и псевдоклерикальную (работая на незападные общества). Суть их различий - в характере найма, тонкостях использования экономического роста, нишах экономики итп. От идей, важных для Вас, оба типа сильных мира сего - одинаково далеки. Не тешьтесь тем, что упомянутые "антилибералы" с Вами. Это такие же прогрессисты, только совмещающие технический прогресс с более архаическими типами эксплуатации, которые еще не отжили свое и могут кому-то приносить доход. Как только отживут - эти методы будут оставлены повсеместно. все не приносящее дохода, отбрасывается. Притчу о смоковнице наверное буржуи понимают на свой лад.
27. Ответ на 21, Полтораки:
Конечно. У нас в России большинство - бедно и имеет иные первоочередные проблемы выживания, помимо ковида. Я не говорю, что это рациональная установка, тк вакцины помогают независимо от достатка. Но сейчас речь не об эффективности или неэффективности постоянной вакцинации, а о самоощущении людей.