О коронавирусе за полтора с лишним года столько написано, что, казалось бы, что еще можно добавить? Но я всё же попробую. Как говорится, «про ковид немало песен сложено, я спою о нем, спою еще одну...».
Наблюдая за прихожанами наших храмов – не специально, конечно, а так, по ходу, в очереди к Распятью или во время миропомазания, – я заметила, что большинство женщин среднего возраста прикладываются ко Кресту и к иконам через маску. Кто-то просто прикасается лбом. Некоторые подходят даже к причастию в перчатках.
Почему я упомянула именно о женщинах «бальзаковского» возраста – потому что их в храмах больше всего. Не молодежи, не старушек, а именно их. Кстати, многие старушки как раз «храбро» снимают маски, подходя к Распятью. И это заставляет задуматься.
Абсолютное большинство бабулек, которые уже много лет ходят на службы, в юности были комсомолками, искренне верящими в коммунистические идеалы, а в среднем возрасте кое-кто из них имел и партбилет. По разным причинам они пришли в церковь, сменили веру в земное светлое коммунистическое будущее на веру в Царство Божие, но сама вера у них осталась неизменной – искренней и глубокой. Они сидят во время богослужений на лавочках, надвинув маски на нос, как положено, но, подходя к святыням, машинально снимают их, потому что прикладываться к ручке Божией Матери или к стопам Распятого Христа через маску для них немыслимо.
А вот для женщин помладше это теперь – норма. О чем это говорит? Мне кажется, о неверии. Они не верят в то, что от иконы и Распятья заразиться нельзя. Ну нельзя, просто потому, что это – святыни! Если, конечно, веришь...
«По вере вашей да будет вам...», – сказал Господь (Мф. 9, 29). И плюсом пандемии является то, что это скрытое неверие теперь стало явным. Коронавирусная напасть обнажила наши души, заставила каждого, считающего себя христианином, сделать что-то, что свидетельствовало бы перед Богом именно о его вере. Или неверии.
И кто-то пошел в храм в маске и перчатках, с искренней верой в то, что так он может обезопасить свое тело от заразы в этом «эпидемически опасном» месте, и не веря в душе в заступничество Божие. А кто-то, послушно исполняя предписания властей, надевает маску в транспорте и в магазине, и даже стоя в толпе молящихся, но, подходя к иконам, снимает, потому что верует – Господь не оставит. Всё по словам Спасителя: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22,19).
Увлекшись рассуждениями о земном происхождении коронавируса и причинах возникновения пандемии, за всем этим шумом и гамом мы как-то забыли, что происхождение любого катаклизма – небесное. Читая в Библии о потопах и морах, посылаемых на род людской за его грехи и преступления перед Богом, мы почему-то не относим это к себе и не расцениваем нынешнюю пандемию как проявление Его гнева людскими преступлениями (я не говорю о священноначалии, постоянно напоминающем нам об этом; речь о многих из нас, простых смертных).
В нашем Вознесенском соборе в лавке, где принимают записки, лежит стопка листочков с отпечатанной молитвой «во время распространения вредоносного поветрия чтомой». Ну, лежит и лежит... Нельзя сказать, что у приходящих в храм она пользуется повышенным спросом. Не верят в ее действенность? Возможно. Но почему?
В ней есть такие слова:
«Пощади нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе, милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих».
В них ёмко отражена вся суть нашего нынешнего душевного состояния: мы сегодня не имеем ни покаяния в своих грехах, ни теплой веры, ни сокрушения сердечного. А без них как будешь просить у Бога помощи и милости?
Пандемия, наоборот, обострила в некоторых душах гордыню и злобу, разделила тех, кто считает себя христианами (не говорю – верующими), на два враждующих лагеря – «ваксеров» и «антиваксеров». Первые горячо ратуют за «поголовные прививки», вторые так же горячо им возражают. Но главное-то не в этом!
Если принять душой, с «верою и сердечным сокрушением», что пандемия коронавируса послана нам за наши грехи, то как можно думать, что злобой и взаимными обвинениями мы сумеем защитить себя от гнева Божия и прекратить современный «мор»? Можно до посинения спорить о пользе или вреде массовой вакцинации для жизни и здоровья населения страны, но если это делается с ненавистью к оппоненту (а это зачастую делается именно так), то такое «заступничество» не будет услышано Богом, не зачтётся во время оно, когда сам «заступник» предстанет перед Творцом. Как можно, захлебываясь яростью, рвать своего идеологического противника на части, считая, что тем самым мешаешь совершиться «мировому заговору», и при этом думать, что совершаешь богоугодное дело? Ведь было сказано апостолом: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13,1). И все слова якобы «в защиту» людей – пустое сотрясение воздуха.
Или уповать на «всесильную» вакцину, которая единственная способна спасти род человеческий, забывая о том, что «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий...» (Пс. 126).
Господь устроил нам глобальную проверку, проверку нашей веры – и мы ее не прошли... Беда не заставила неверующих, как раньше, искать утешения и спасения в храме. А те, кто называет себя христианами, в большинстве своем не обратились к Богу со смиренной и сокрушенной молитвой, оплакивая свои грехи. Поэтому сроки окончания пандемии всё откладываются, Господь ждет, когда же мы, наконец, прозреем и поднимем глаза к Небу. Когда от взаимных упреков и обвинений перейдем к покаянию в своих грехах. Он ждет. А что делаем мы?
Галина Анатольевна Пырх, член Союза журналистов России, Новосибирск
14. ответ на 13
13.
12.
11.
Не для того ее раскручивали власть предержащие, вкладывая в этот глобальный проект многие триллионы долларов, чтобы как можно быстрее закончить.
Вы свои домыслы выдаете за реальность. Нехорошо. Согласен с Вами, денег на расчеловечивание населения до животного состояния глобальной властью перед началом проведения "добровольной" вакцинации, было потрачено гораздо больше, нежели мною было озвучено ранее.) С НАМИ БОГ!
10.
9. ув. Глебу в ответ на вопрос номер 2
8. на 6
7.
на свой День Ангела 4 августа (равноапостольной Марии Магдалины);
5 августа на празднике в честь Почаевской иконы Божьей Матери;
6 августа - день памяти святых русских князей страстотерпцев Бориса и Глеба...
Море народа и ни одного человека в маске. Можете увидеть фото и видео в Ютубе...
Пока нет сведений, чтобы кто-то заразился...
6. ответ 1, Валерий:
Спешу и Вас также огорчить, брат во Христе, что только Бог, Который с нами, Един ЗНАЕТ закончится пандемия или останется навсегда с нами и с теми, у кого в карманах триллионы долларов на борьбу с Ним и верующими в Него людьми. Битва маммоны с Всемогущим Богом, согласно Писанию, чем закончится? Правильно. Победой горстки верующих над неверием. Вот этим неспеша и должен утешаться истинно верующий человек. Как говаривал один колоритный персонаж из прекрасного советского фильма «Свадьба в Малиновке» молодому анархисту Грише: «Не спеши!». И был прав, в вопросах веры спешить некуда, тут нужны мудрость и терпение. «Терпением вашим спасайте души ваши»!
5. Глебу