Во вторник, 10 августа, в Вильнюсе у здания Сейма состоялась многотысячная акция протеста против политики партии консерваторов – детища В. Ландсбергиса, которая, по мнению протестующих, привела страну к экономическому упадку и социальной эрозии на почве попытки узаконить требования ЛГБТ-сообщества об однополых браках и т.д. Среди выступавших был и Альгидрас Палецкис, тепло встреченный собравшимися, а также католический священник. Митингующие просили выйти к ним председателя правительства И. Шимоните, Г. Ландсбергиса – но они не вышли… В ночь на среду полиция применила силу против собравшихся у Сейма митингующих и арестовала несколько десятков человек. И как по мановению волшебной палочки, в четверг МИД Литвы объявил, что с сайтов министерства пропали документы с грифом «секретно» (ждём новый импульс «охоты на ведьм») на политических диссидентов в республике под русофобским лозунгом отлова новых «российских шпионов».
Сейчас в Литве по этим абсолютно ничем не обоснованным обвинениям осудили А. Палецкиса – дали 6 лет, а по А. Грейчюсу – скоро будет объявлен приговор. Аналогичная кампания «шпиономании» идёт по всей Прибалтике – в Латвии преследуют доктора экономических наук А. Гапоненко, журналистов А. Березовскую, Ю. Алексеева, в Эстонии – С. Середенко и ещё много других.
Образованный весной Европейский Союз политрепрессированных, который объединил десятки жителей стран Прибалтики и других государств, выступил с письмом на имя государственного секретаря США Э. Блинкена, в котором выражает надежду на то, что радеющие за торжество демократии и свободы политики США, обратят внимание на те политические преследования и полицейские гонения, которые власти бывших советских республик, нынче членов НАТО, сегодня творят в отношении инакомыслящих и предпримут соответствующие шаги для пресечения политики насильственно подавления инакомыслящих. Предлагаю читателям полный текст данного письма.
Валерий Васильевич Иванов, Вильнюс, философ, историк, председатель Союза русских литераторов и художников в Литве «РАРОГ».
Государственному секретарю США Антонио Блинкену
Уважаемый господин Государственный секретарь! 15 июля с.г. Госдеп распространил пресс-релиз «Лидерство США в защите прав человека и преодолении системного расизма» (U.S. Leadership on Human Rights and Ending Systematic Racism).
В этом документе указывается на то, что руководство США провозгласило в качестве одной из основных целей в своей внутренней и внешней политике борьбу с расовой дискриминаций, в том числе такой ее формой, как дискриминация этнических меньшинств.
В своем пресс-релизе Вы высказали убеждение, что эта политика может вернуть Америке моральное лидерство в мире, возродить надежды и мотивацию для всех правозащитников. Вы обратились также с призывом к руководству других стран мира вести непримиримую борьбу с расовой и этнической дискриминацией.
Мы, члены правозащитной организации Европейский союз политрепрессированных, с удовлетворением восприняли это обращение и хотели бы обратить Ваше внимание на широкое распространение этнической дискриминации в странах Балтии, которые прямо относятся к сфере политического влияния США.
После приобретения в 1991 г. независимости в Латвии и Эстонии две трети русского населения были насильственно лишены прав гражданства и до сих пор имеют уникальный в мировой правовой практике статус неграждане. Этот статус лишает русских права на представительство, ущемляет в нескольких десятках социально-экономических прав.
Во всех трех балтийских странах русский язык запрещён к обращению в официальной сфере, хотя он родной для очень значительной части населения, например, для двух пятых жителей Латвии.
Дети русских родителей недавно принудительно лишены возможности дать своим детям образование на родном языке, хотя русское образование на берегах Балтийского моря до этого существовало более трехсот лет.
Русские не имеют права получать информацию на родном языке через государственные СМИ, поддерживать свою культуру за счет средств государственного бюджета, хотя они остались исправными налогоплательщиками.
Данная политика есть практическое приложение теоретической установки на то, что есть «высшие» и «низшие» расы, что первые могут неограниченно распоряжаться судьбой вторых. Русские заняли в Латвии, Литве и Эстонии то место, которые занимали евреи и цыгане в Третьем Рейхе.
Русские общины стран Балтии неоднократно высказывали несогласие с проводимой нынешним руководством политикой расовой дискриминации своих членов. Этот протест высказывался через письменные обращения, митинги, демонстрации, референдумы.
В ответ на демократические протесты, власти стали преследовать активистов, защищающих права этнических меньшинств. Сначала это были полускрытые полицейские репрессии и стигматизация в государственных СМИ. Затем преследование правозащитников приняло институциональный характер: к нему подключились политики высокого ранга, законодатели, прокуратура, суды. Значительное число правозащитников было брошено в тюрьмы по сфальсифицированным правоохранительными органами доказательствам.
В настоящее время в Литве осужден на 6 лет тюремного заключения сторонник демократических преобразований в стране Альгирдас Палецкий. Он уже провёл полтора года в предварительном заключении. Вся его вина заключается в том, что он собирал открытый материал для своей книги о нарушениях законности литовскими властями, публиковал статьи на эти темы.
В Литве заканчивается судебный процесс над правозащитником Алексеем Грейчусом. Ему грозит пять лет тюремного заключения за то, что организовывал акции памяти в честь борцов с фашизмом, писал и публиковал книги на эту тему.
В Эстонии власти уже полгода держат в предварительном заключении правозащитника Сергея Середенко. Он известен, как первоклассный юрист и получил среди членов общины неофициальное звание русский омбудсмен. Середенко неоднократно выступал на международных правозащитных форумах, публиковал серьезные исследовательские работы о преследовании инакомыслящих в странах Балтии, о проблемах возрождения фашизма в Европе. Правозащитнику грозит 8 лет тюремного заключения. Он полностью лишен права общения с родственниками и друзьями.
В Латвии под судом находятся редактор и писатель Юрий Алексеев, публицист Александр Филей. Они обвиняются в том, что разжигали этническую ненависть, и им грозит от 4 до 12 лет тюремного заключения. Реальная вина этих людей заключается в том, что они поддерживали своими публикациями этническую идентичность членов русской общины.
Это немногие примеры из огромной массы репрессий, которые ведутся в странах Балтии по этническому принципу.
Абсурдность выдвигаемых государственной машиной обвинений против правозащитников такова, что все перечисленные судебные процессы объявлены закрытыми, и мы не можем содержательно разбирать их в публичном пространстве. Поэтому я остановлюсь на двух судебных процессах, которые идут лично против меня уже шесть лет и которые являются открытыми. Это важно для понимания характера обвинений, которые в целом выдвигаются против русских правозащитников в странах Балтии.
По первому судебному процессу я был обвинен прокуратурой в разжигании этнической розни за то, что критиковал процесс возрождения фашизма в Латвии, в частности, публично выступал против проведения 16 марта ежегодных шествий сторонников Латышского легиона войск Ваффен СС в Риге. Делал это совместно с организациями, стремящимися не допустить повторения Холокоста, уничтожившего 90 процентов латвийских евреев. Латышский легион был признан Нюрнбергским военным трибуналом преступной организацией и шествия его членов и их последователей неоднократно осуждались в резолюциях Генеральной ассамблеи ООН, Европейского парламента, Совета Европы.
Моя публичная критика поклонников Латышского легиона войск Ваффен СС была признана Видземским судом г. Риги разжиганием ненависти к латышскому этносу, и меня осудили на год тюремного заключения. Процесс перешел во вторую судебную инстанцию.
Характерно, что инициаторами этого судебного процесса против меня выступило руководство латышской национал-радикальной партии Национальное объединение, входящей в состав правящей коалиции. В частности, истцом оказался экс-министр юстиции, депутат Гайдис Берзиньш. Видимо, его авторитет заставил суд в своем решении «записать» весь латышский этнос в члены преступной фашистской организации, поскольку иначе было нельзя признать мои антифашистские высказывания преступными. Мой аргумент, что половина латышей в годы второй мировой войны сражалась на стороне Антигитлеровской коалиции, не был принят судом во внимание. Обращаю Ваше внимание на то, что Г. Берзиньш был уволен со своего поста за отказ выполнять решение правительства о возврате еврейской общине собственности, которая принадлежала жертвам Холокоста, осуществленного руками именно членов Латышского легиона.
Законы формальной логики, открытые почти три тысячи лет тому назад, в частности положение о недопустимости подмены понятий, Видземским судом при вынесении приговора против меня были отвергнуты, поскольку они мешали принять, заказанное латышскими национал-радикальными политиками решение о реабилитации деятельности одного из подразделений войск СС.
По второму судебному процессу меня обвиняют в разжигании ненависти к латышскому этносу и в действиях, направленных против государственного устройства Латвии. В случае признания меня виновным наказание составит 12 лет тюремного заключения.
Заказчиком этого уголовного преследования опять выступило руководство партии Национальное объединение. Депутату от правящей коалиции от этой партии Эдвину Шноре не понравилось то, что я обратился в прокуратуру с требованием привлечь его к ответственности за публичные призывы расправиться с русским, как со вшами – «вывести» их. Эти призывы прокуратура сочла вполне допустимыми, а меня, который пытался не допустить возобновления в стране этнических чисток, подобных Холокосту, подвергла уголовному преследованию. Меня арестовали, определили в тюрьму и после трехгодичных поисков улик предъявили обвинение в публикации двух острых политических памфлетов. В этих памфлетах описывался сценарий развития военного конфликта в Латвии в случае начала Третьей мировой войны. То есть, такая форма литературы, как памфлет была признана в Латвии преступной, поскольку она могла оказать, цитирую, «негативное эмоциональное воздействие на непредвзятых читателей». В обвинении прокуратуры также фигурируют эпизоды публикации трех научных трудов, которые были «направлены на реализацию российских геополитических интересов». Один из этих трудов был опубликован на датском языке в Копенгагене, и его соавтором является нынешний министр обороны Латвии.
Чем памфлет хуже таких литературных форм, как стих, повесть или фэнтази, а также почему мне нельзя публиковать научные монографии прокуратура не определила. Конституция Латвии не запрещает заниматься научной деятельностью и декларирует свободу слова. Только в настоящее время эта свобода не распространяется на русских журналистов, писателей, ученых, которых на государственном уровне приравнивают ко вшам и призывают их «вывести», то есть уничтожить.
Господин Государственный секретарь, учитывая Ваш замечательный призыв к руководству других стран покончить с расовой дискриминацией во всех ее формах, просим напомнить руководству Латвии, Литвы и Эстонии, что в соответствии с подписанными их странами Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека и Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, недопустимо преследование по расовому и этническому признаку всех людей, включая русских. Просим напомнить также, что преследование правозащитников по этническому признаку есть форма преступления геноцида, прописанного в Римском статусе Международного уголовного суда.
Подобного рода напоминанием вы сможете серьезно поднять моральный авторитет Соединенных Штатов Америки и вдохновить правозащитников во всем мире, как было продекларировано в вашем пресс-релизе.
Александр Владимирович Гапоненко, правозащитник, Ph.Dr., Рига, Латвия, по поручению членов Европейского союза политрепрессированных