Английское выражение highly likely, по-русски звучащее как «Ха́йли ла́йкли», дословно означает – «с высокой долей вероятности», «весьма вероятно», «скорее всего». Это интернет-мем и фразеологизм, получивший распространение в русскоязычном интернете после высказывания премьер-министра Великобритании Терезы Мэй в ходе выступления перед Палатой общин 12 марта 2018 года, в котором содержались обвинения России в причастности к нашумевшему «Делу об отравлении Скрипалей» (до сих пор никак объективно не доказанное и потому не получившее судебное определение). В принципе данный комментарий должен был бы называться «Правосудие в сослагательном наклонении», как в той поговорке: «Если бы да кабы во рту росли грибы… – то был бы не рот, а целый огород». Ну, не растут во рту грибы, поэтому не ври и ты – так и хочется ответить английским специалистам по хайли лайкли. Поэтому пусть будет название таким, как стоит в заголовке.
А ведь дело нешуточное! Эти обвинения и судебные процессы, на основе не объективных фактов, а каких-то выдуманных следователями «хайли лайкли», ломают жизнь людей, калечат их в тюремных застенках и часто просто убивают. Однако, вопреки бессовестным политикам, вершащим юриспруденцию на «основе» хайли лайкли и привлекающим к себе в услужение ещё более уродливых негодяев, честные умные люди в тюрьме, если не были замучены до смерти, выходят на волю ещё более окрепшими и стойкими борцами за правду и справедливость. Именно это сказал представителям СМИ видный политический деятель нынешней Литвы Альгирдас Палецкис, которого несколько дней назад, 27 июля, литовский суд приговорил к шести годам тюрьмы за «шпионаж в пользу России». Так что, Палецкис в апреле прошлого года был вызволен из тюрьмы, скажем так, – временно. Тогда, в прошлом году, было понятно, что рано говорить о переломе ситуации. И вот – приговор: 6 лет. Так вершится расправа над инакомыслящими в Литве, да и во всей Прибалтике – примеров уйма!
Русофобская истерия, поразившая сознание нынешних литовских политиков уже в годы горбачёвской перестройки (1988-1991), не позволяет им до сих пор смотреть на окружающий мир непредвзятым умным взглядом хорошо образованных людей и делать правильные, логически обоснованные выводы о тех деструктивных процессах, которые происходят в Литве. Эти процессы уже уменьшили в течение минувших 30-ти лет количество граждан Литовской республики почти на 1,5 миллиона человек. События последних двух лет, связанные с эпидемией короновируса, подорвали экономику страны, а бездарная политика в отношении к соседям привела к огромным дополнительным дефицитам в бюджете государства, которые не залатают заимствования из европейских банков (за них ведь надо будет ещё рассчитываться!). В Литву хлынули беженцы из Ближнего Востока и Африки – а их надо всё же хотя бы как-то размещать и кормить…
Дело Альгирдаса Палецкиса, инспирированное Генеральной прокуратурой Литвы в октябре 2018 года, на основе показаний некоего педофила Деймантаса Бертаускаса, уличённого полицией в этой пакостной деятельности до этого, было основано не на объективных фактах – общественности так и не был показан пресловутый т.н. шпионский камень, или что-то в этом роде, или копии секретных документов, или списки, переданные названному по имени российскому разведчику и т.п. и т.д. Всего этого никто не показал в СМИ литовским гражданам, чтобы убедить их в правильности действий литовской Фемиды. Наоборот, всё это дело было засекречено и, никто, кроме следователей, прокуроров, обвиняемых, их адвокатов и судей, не знал.
Спрашивается, что скрывать в таком деле, когда расследование ведётся относительно защиты государственных интересов – тайн, связанных с трагическими событиями в Вильнюсе в ночь на 13 января 1991 года, когда погибли 13 гражданских лиц и один советский военнослужащий. Именно журналистским расследованием тех трагических событий и занимался А. Палецкис после того, как его обвинили и осудили в 2011 году за публично сказанную фразу: «Свои стреляли в своих», – когда все участники были гражданами Литовской ССР и СССР.
Странным выглядит тот факт, что в Литве боятся какой-то новой информации о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе, в то время, как Генеральная прокуратура СССР (Генпрокурор Н. Трубин) и прокуратура Литовской ССР (Генпрокурор А. Петраускас), а также новообъявленная Прокуратура Литовской республики (Прокурор А. Паулаускас) вели следствие. Затем, после 6 сентября 1991 года, когда президент СССР М. Горбачёв своими незаконным распоряжениями вывел Прибалтийские республики из состава СССР, по Соглашению от 26 сентября 1991 года, Генеральная Прокуратура СССР передала все свои 37 томов с документами расследования тех трагических событий прокуратуре Литовской республики, в котором было прописано обязательство совместно вести дальнейшее расследование этого дела и не арестовывать участников тех событий (списки всех были переданы в Литву) без согласования сторон, подписавших это «СОГЛАШЕНИЕ о взаимопомощи между Прокуратурой СССР и Генеральной прокуратурой Литовской Республики по уголовному делу № 18/5918-91».
Персоналии тех, кто конкретно обвинял и судил в Литве участников «вильнюсских событий», все известны по информации в СМИ и по сайтам интернета. Здоровье и условия тюремного заключения российского гражданина, бывшего офицера советской армии Юрия Меля отслеживаются постоянно работниками Генерального консульства России в Литве, причём с выездом на место заключения. Так что и здесь А. Палецкис не мог вскрыть какие-то секретные данные и передать их российскому «разведчику» (имя, назовите, пожалуйста), как это почему-то указано в решении суда.
В книге Альгидаса Палецкиса (на литовском языке), которая увидела свет две недели назад под названием «Наручники на мысль. Рассекречено», автор описывает свой арест и пребывание в камере-одиночке в течение полутора лет следствия – тюремный дневник. Здесь мы читаем также размышление человека, имеющего очень хорошее высшее образование, знающего пять основных европейских языков, философа, стремящегося увидеть и понять причины того юридического «беспредела», который вершится над ним сегодня в Литве, мотивы этого юридического абсурда. Он ищет ответы и на вопросы, что надо делать, чтобы его родная Литва вновь обрела настоящую независимость и смогла бы, опираясь на понимание и поддержку своих исторических соседей, вновь культурно процветать и научно-технически развиваться.
Тема будущего Литвы весьма актуальна для А. Палецкиса, и это видно из того, что сейчас, будучи между продолжением тюремного заключения сроком на 4,5 года (полтора года он уже отсидел в камере тюрьмы) и свободой, он призывает своих соотечественников вступить в общественное движение «Заря», объявив основные 10 программных тезисов: 1. Личная ответственность каждого политика за ущерб, нанесенный государству. 2. Право избирателей отзыва любого члена сейма на основании соответствующего сбора их подписей. Право на организацию внеочередных парламентских выборов на основании сбора 100 тыс. подписей – это нужно делать немедленно. 3. Вакцинация – только добровольная. Не привитые должны иметь права привитых людей. 4. Семью создают мужчина и женщина, у них рождаются дети. Это гарантия выживания литовской нации. Мы против западной позорной пропаганды ЛГБТ сообщества. 5. Восстановление независимости Родины. С этой целью провести настоящий всенародный референдум о вступлении в ЕС (проведённый в 2003 году не соответствовал демократическим нормам) и НАТО (такой референдум вообще не был проведён) – пусть решают граждане Литвы, а не правящая «элита». 6. Всесторонний государственный финансовый аудит. Люди должны видеть, как расходуются кредиты и как они окупаются инвестициями в Литве, сделанными на эти кредиты. Это поможет накопить «недостающие» миллиарды, которые необходимо применить на нивелирование социальных противоречий, развитие образования и культуры в стране. 7. Реформа правоохранительных органов. Некоторые служащие – офицеры вместо борьбы с коррупцией становятся ее частью или исполняют приказы правительства. Это нужно остановить. 8. Замена руководства Литовского радио и телевидения из-за предвзятости публикуемой информации и закрытости его информационной политики от людей. 9. Не допустить уничтожение монополиями малого бизнеса, имеющего стратегическое значение для выживания государства и возврата людских, а также природных ресурсов государству. 10. Прекратить военную пропаганду и восстановить нормальные отношения с соседями. Внешняя политика должна обеспечивать экономические выгоды каждому гражданину Литвы (снижение цен на газ, электроэнергию, топливо, продукты и товары, расширение торговли и т.д.). Внешняя политика не должна угрожать нашей собственной безопасности.
Дальнейшую судьбу Альгирдаса Палецкиса в контексте суда над ним в так называемом шпионском деле трудно предугадать, поскольку мы имеем дело не с настоящим судом, основой которому служит только закон: Конституция страны, статьи административного и уголовного права – и ничего больше, в том числе и не эмоции прокуроров или судей. Мы имеем дело с политическим спектаклем под названием «Разоблачение русского шпиона А. Палецкиса – врага литовского народа», – не названный автор либретто которого скрывается за кулисой сцены и злорадно хихикает над режиссёрской работой его единомышленника, которому оплачена немалая сумма на всё это лицемерное и вульгарное лицедейство.
В самом деле, абсурдность данного спектакля видна любому, кто мало-мальски понимает в чём заключается настоящая юриспруденция и правосудие. Подсудимый, обвинённый в шпионаже в пользу России Д. Бертаускас и полностью принявший на себя это обвинение, признав своё «шпионство» (правда, мы не знаем, в чём оно заключалось конкретно, но знаем, что он любил детскую порнографию), выходит оправданным по этой статье из зала суда на волю.
А вот подсудимый, отбывший 1,5 года в тюрьме А. Палецкис, не признающий себя «шпионом», ибо до сих пор не знает, в чём заключалась его конкретная «шпионская деятельность» (как и вся общественность Литвы – какое неуважение литовских юристов в отношении своих сограждан!) – приговаривается к 6 годам тюрьмы. Предсказать, что будет с ним дальше, когда А. Палецкис подаст в течение 20 дней апелляционную жалобу в суд, невозможно. Поскольку после такого приговора здравый рассудок человека использующий логические построения для определения последствий детерминированного законами процесса, не может действовать – нет определяющих юридических аксиом для справедливого решения в этом деле, как это доказал состоявшийся четыре дня назад суд в городе Шауляй по «шпионскому делу». О времена, о нравы!
Остаётся только пожелать Альгирдасу Палецкису здоровья, мужества и воли в борьбе за торжество правды и справедливости, умным защитником которых он являлся и является до сих пор. Мы с тобой, уважаемый Альгирдас, знающие и понимающие всё, что происходит с тобой и вокруг, видящие все лицемерные ухищрения неумных, но одетых для пущей важности в тоги «блюстителей закона» лицемеров. Мы видим всю перспективу проходящих не только в Литве, Прибалтике, но и во всём мире процессов, и она не в пользу тех, кто борется с превращением своего государства в безнравственный бедлам, ибо, как сказал ещё в четвёртом веке нашей эры христианский богослов и философ Аврелий Августин: «Государство без справедливости – шайка разбойников».
А у разбойников век короткий и мерзкий, – история человечества – свидетельство тому.
Валерий Васильевич Иванов, философ, писатель, Вильнюс