itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Идти своим путём

О прошедшей в Новосибирске научно-практической конференции по реформе высшей и средней общеобразовательной школы в России

Александр Сергеевич Пушкин  Русская школа  Закон об Образовании в РФ  ЕГЭ 
0
1067
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Недавно я вернулся из Новосибирска, где местное отделение Петровской Академии наук и искусств в содружестве с крупными учёными России провело научно-практическую конференцию по реформе высшей и средней общеобразовательной школы в России.

Актуальность этого вопроса сегодня обусловлена не только наличием многочисленных фактов коррупционных дел, связанных с явно неудачным проведением ЕГЭ (единого государственного экзамена), полным разочарованием общественности в данном эксперименте и упрямым нежеланием Министерства образования вернуться к прежней, безусловно, наиболее конструктивной системе получения знаний, неизбежностью масштабных изменений в высшей школе, но и необходимостью повышения роли экспертного управления, как наивысшей формы авторитетной оценки и контроля образования в стране.

«Независимый эксперт сегодня в нашей стране становится по своей роли гражданином, берущим на себя инициативу и ответственность говорить правду, в которой чаще всего не нуждается ни чиновник, ни бизнесмен, ни политик, ни общественный деятель. Само отношение населения к реформам системы образования стало поводом для спекуляций. Так, например, абсолютное большинство работников высшей школы, независимых экспертов дают сегодня отрицательную оценку ЕГЭ.

Между тем, чиновники и конъюнктурно заинтересованные в ЕГЭ слои организаторов высшего и общего среднего образования в России продолжают «зарабатывать» на этом «эксперименте», который фактически введён в практику…» – подчеркнул в своём выступлении на конференции С.И.Григорьев, академик ПАНИ (Москва).

Экспертам из всех семи федеральных округов (25 регионов) было предложено оценить характер отношения населения страны к реформам высшей и средней школы последних двух-трёх лет. Более трёх четвертей опрошенных экспертов констатируют либо отрицательное, либо противоречивое отношение к данным реформам, что подтверждается и распределением ответов экспертов на вопрос о том, что обычно вызывает сейчас у населения России активное неприятие реформы как вузовского, так и общего среднего образования:

– коммерциализация высшей и средней школы (58%);

– вхождение России в Болонский процесс без достаточной подготовки (43%);

– формализация оценки качества образования в процессе проведения эксперимента с ЕГЭ (34%);

– ограниченность мер по развитию в вузах и школах России программ воспитания (29%).

Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: без воспитания нет и быть не может образования. Там, где государство ответственно берёт на себя управление главными рычагами образования и молодёжной политики, как правило, есть положительные сдвиги и, напротив, устранение государства, отдача этих проблем на откуп коммерциализации обычно влечёт к их серьёзному усугублению и в конце концов к гибели… Это признавали практически все участники конференции в Новосибирске.

Обращает на себя внимание характер экспертных оценок информированности населения о вхождении России в Болонский процесс.

Большинство участников опроса констатируют информационную неподготовленность и отрицательное отношение населения современной России к её вхождению в Болонский процесс, несмотря на более чем трёхлетний период обсуждения этой проблемы.

Позитивная оценка отношения населения России к введению двухуровневой подготовки кадров с высшим образованием отмечается только у 18% опрошенных. При этом 52% констатируют отрицательное отношение россиян к двухуровневой подготовке кадров с высшим образованием по западной модели. Хотя политически вопрос предрешён ещё в 2003 году, когда Россией была подписана Болонская декларация.

59% участников экспертного опроса констатировали неприятие людьми предстоящего изменения статуса вузов России, их превращение в автономные научно-образовательные учреждения. Почти половина экспертов (46%) отмечают негативное отношение россиян к проведению эксперимента по ЕГЭ. При этом 32% опрошенных отметили противоречивую оценку населением данного эксперимента.

Весьма неоднозначно фиксируется на экспертном уровне картина с оценкой отношения россиян к созданию нескольких укрупнённых супер-вузов, развёртыванию в Ростове и Красноярске т.н. «национальных университетов». Здесь эксперты фиксируют отрицательный настрой у 60% населения страны. При этом позитивная оценка фиксируется только у 15-19% жителей современной России. Ещё 22-23% экспертов отмечают противоречивое отношение населения к созданию «национальных университетов». Аналогично резко негативное отношение к витающему в воздухе уже не один год проекту создания вузовского холдинга в нашем областном центре высказал ряд крупных учёных ТвГУ и других вузов, с которыми мне коллегиально довелось беседовать.

Такое отношение к новациям в развитии высшего образования в современной России, очевидно, в значительной мере обусловлено обострением проблемы доступности и качества высшего образования, как, впрочем, и ростом критического отношения к либеральному курсу страны в целом из-за его общего остро проблематичного, отрицательного результата в 1990-е годы.

«Кризис российской государственности и институтов гражданского общества вызвал закономерную деградацию образовательной системы страны, – заметил А.Д. Лопуха, профессор, чл.-корр. ПАНИ. – По международной оценке индекса интеллектуализации молодёжи Россия со 2-3 места в 1950-е годы опустилась на 50-52 место в 1990-е. Одной из главных причин глубокой социальной деградации общества является уход государства из сферы воспитания, являющегося основным институтом социализации населения. Деидеологизация 90-х годов создала прецедент, когда в России исчезли государственно закреплённые цели воспитания и оно, таким образом, утратило ориентиры и смысл».

В своё время А.С. Пушкин, В.О. Ключевский, В.А. Жуковский, А.А. Мусин-Пушкин, Д.И. Менделеев, Ф.М. Достоевский, П.И. Новгородцев, П.Н. Игнатьев считали, что основой воспитания должно было стать воспитание патриотизма. Этим идеям не суждено было широко и обстоятельно закрепиться, что стало одной из причин грандиозных общественных катастроф, которые пережила Россия в минувшем веке и ещё не оправилась от них сегодня.

В своём обращении к руководству страны участники конференции единодушно заявили: система образования должна основываться на национальных традициях и ценностях. Сегодня существует достаточно консолидированное мнение Церкви, интеллигенции и здоровой части общества о том, что ценности представляют собой «программное обеспечение» жизни нации. Замена национальных ценностей чужими, сформированными народом с иной историей, жизненным опытом и национальными задачами неизбежно ведёт к вырождению этноса. Можно лишиться многого, даже национальной территории, и выжить. Но достаточно утратить национальные ценности, и исчезновение народа становится всего лишь делом времени.

К сожалению, ряд высокопоставленных чиновников и некоторые ректоры взялись ретиво перестраивать стройную систему образования в России в ущербную Болонскую. Уж не потому ли, что зарплата последних зачастую превышает оклад президента США (200 тыс. долларов в год)?.. Неужели они и впрямь приносят России больше пользы, чем президент США своему государству? Знают ли те, кто осуждает «коррупцию» в вузах, что сегодня молодой преподаватель за 1,5 ставки получает мизерную зарплату, на которую просто невозможно элементарно питаться? Профессора российских вузов получают меньше, чем грузчики, а «простые» преподаватели – в 1,5-2 раза меньше уборщиц в магазинах? Об «умопомрачительных» стипендиях аспирантов и студентов я уже не говорю. Моя супруга – учительница гимназии выше головы завалена неведомо кому нужной внеклассной канцелярщиной: планами, отчётами, проектами, педсоветами, собраниями, заседаниями, олимпиадами – за весьма скромную зарплату.

Настоятельно осуществляемое сегодня «реформирование» системы образования в рамках «болонского процесса» превращают образование в России в периферийную часть западного – причём худшей его части, поскольку такие страны, как Англия, от вхождения в процесс отказались.

Российская школа всех уровней нуждается в реализации на деле принципа государственно-общественного управления образованием. Общественность сегодня, однако, не в силах противостоять произволу высокопоставленных чиновников от образования. Органы управления образованием должны отказаться от немыслимого диктата, тотальной унификации процедур образовательного процесса, подобно пресловутому ЕГЭ или нарастающему валу никому не нужной отчётности.

Профессиональное образование в государственных вузах должно быть строго ориентировано на внутренние потребности страны, а не насыщение рынка труда других стран.

Современные попытки давать гранты «лучшим» вузам приведут только к дальнейшей деградации «худших». Между тем вовсе не факт, что вуз «среднего» уровня не может подготовить хорошего специалиста, а выпускники «лучшего» будут самоотверженно трудиться во благо России. Автор этих строк в своё время окончил обычную сельскую школу и скромный провинциальный вуз на Кубани, но не сочтите за бахвальство, довольно успешно «выбился в люди».

Учитель советской школы в 30-е годы подготовил победителя в Отечественной войне 1941-1945 годов, в 50-60–е – прорыв в космос. Сможет он и сегодня подготовить патриотов, способных поднять страну, если будет востребован и достойно оценен.

Владимир Александрович Юдин, профессор, доктор филологических наук, академик ПАНИ, Заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза писателей России, г. Тверь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Владимир Юдин
Время ненужности
Заметки о творчестве Светланы Николаевны Макаровой-Гриценко
03.01.2023
Необычная книга – документ истории
Заметки о книге А.М. Иващенко «Смерть подобна закату солнца»., Майкоп, 2022 г.
13.11.2022
«Я знаю, что делать!»
Заметки о книге Анатолия Степанова «Русская идея. XXI век»
09.11.2022
«Я – русская с глубокими корнями!»
О поэтическом творчестве кубанской поэтессы Ольги Немыкиной
25.09.2022
Малиновые закаты Ольги Новожиловой
О стихах известной кубанской поэтессы
12.09.2022
Все статьи Владимир Юдин
Александр Сергеевич Пушкин
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Сегодня мы вспоминаем поэтов С.Я.Надсона и С.П.Боброва, а также скульптора М.О.Микешина
01.02.2023
День памяти преподобного Иринарха Ростовского
Сегодня мы также вспоминаем военного историка Д.И.Ахшарумова, адмирала Ф.Ф.Беллинсгаузена, генералов В.О.Каппеля и А.П.Кутепова и генетика Н.И.Вавилова
26.01.2023
В этот день Русская армия первый раз взяла Кенигсберг
Также сегодня мы вспоминаем писателей А.Ф.Вельтмана и И.А.Родионова, монархических деятелей графа А.И.Коновницына и В.М.Пуришкевича, философа Н.О.Лосского
24.01.2023
«Россия стоит на позиции защитницы мирового культурного разнообразия»
Опубликована резолюция конференции «Традиционные духовно-нравственные ценности в русской философии права и отечественной юриспруденции»
17.01.2023
Все статьи темы
Русская школа
«Не научившись благодарности к учителю, не будет благодарности к родителям, близким и благодетелям»
В Псковской области официально стартовал Год педагога и наставника
25.01.2023
«Учитель формирует в каждом из нас основы мировоззрения»
По словам Владимира Путина, от деятельности педагога в значительной степени зависит устойчивость, стабильность и будущее нашего государства
24.01.2023
Образовательные институты
Ещё о проблемах формирования русской нации
23.01.2023
Проблемы строительства русской нации: книгоиздание и библиотеки
Обострившаяся проблема перехода к проекту строительства русской нации требует кардинальных изменений в использовании правящей в России элитой различных социальных институтов
19.01.2023
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
«Русские мозги» VS «фабрики мысли» ЦРУ
Как нам победить в когнитивной войне против Запада?
04.02.2023
Что не так с современными детьми?
Стоит ли нам надеяться на светлое будущее?
03.02.2023
Вопросы очень серьёзные, но выход всё равно есть
В рамках Рождественских чтений состоялось заседание секции «Актуальные вопросы национального суверенитета в эпоху глобальных вызовов»
01.02.2023
Почему в царской России учителя не могли
избираться в городскую думу?
30.01.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
06.02.2023 12:12
Когда власть как допинг, главное – не сбиться с курса
Новый комментарий от Альбина Волкова
06.02.2023 11:56
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.02.2023 11:42
Нерусские русские
Новый комментарий от Наблюдатель
06.02.2023 11:34
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от Русский Сталинист
06.02.2023 11:24
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.02.2023 10:44