В этом году, 24 июня, исполняется 80 лет со дня Парада Победы 1945 года. Не повторяя то, что мы о нём уже писали, постараемся увидеть и изъяснить его глубинные смыслы.
Начнём с его даты. 24 июня – ровно 50 дней от Пасхи, пришедшейся в 1945 году на 6 мая, то есть день Пятидесятницы, или Святой Троицы. Вряд ли это случайно, тем более, что во главе государства стоял бывший грузинский семинарист, а в Грузии, как и в России, этот праздник глубоко почитается.
Вглядимся в смысл праздника Пятидесятницы, ясно видный из кондака службы, в котором противопоставляется строительство Вавилонской Башни и последовавшее смешение языков.
Егда снисшед, языки слия,
разделяше языки Вышний,
егда же огненныя языки раздаяше,
к соединению вся призва…
Действительно, парад Победы, как и торжество над нацизмом в целом, был праздником народного единства, благодаря которому мы и выстояли, и победили. Единый Советский народ, пусть и составленный из разных этносов, противостоял «двунадесяти языкам», - множеству европейских народов, ведомых Гитлером, который в гордыне своей вздумал создать новую Вавилонскую башню из объединенной Европы. Здесь есть значимая оппозиция, подобная единому народу Божию и множеству язычников.
Отметим ещё один значимый момент: празднование Троицы в народном сознании глубоко связано с почитанием умерших, что может быть связано и с влиянием службы, содержащей особые молитвы на вечерне, в которой мы молим Сына упокоить души усопших. Не исключается, что этот смысл также был учтён Сталиным, особенно в контексте параллели с парадом 7 ноября 1941 года, из чьих участников лишь немногие дожили до торжества 1945 года.
У Пятидесятницы есть ещё один смысл: это – торжественное завершение Пасхи – Воскресения Христова. Параллелью к этому является День Победы, пришедшийся на среду Светлой Седмицы и Парад Победы, прошедший в Троицу.
Отметим, кстати, что Святейший Патриарх Алексий I и некоторые другие священнослужители во время Парада заняли место на трибуне в знак признания заслуг Церкви перед государством и обществом.
Далее обращает на себя сакральный символизм чисел. В параде участвовало 40000 человек, из них 24 маршала. Опять-таки, вряд ли это случайность. Скорее замысел, говорящий об испытании войны (образ 40 дневного поста и 40 летнего скитания Израиля) и апокалиптическом торжестве (24 апокалиптических старца).
Интересно, что из 24 маршалов для командования парадом и принятия парада избираются именно Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский. О символизме имени «Георгий» мы уже говорили: Образ Георгия Победоносца на белом коне, поражающего змея, ещё жил в сознании русских людей, а именно на белом жеребце Г.К.Жуков выехал из Спасских ворот – священных для русских людей, начиная с основания Московского Кремля. Сам Георгий Константинович был дважды Георгиевским кавалером.
Наконец, Пасха 1945 года приходилась на 6 мая — день святого Георгия Победоносца. Как говорится, сошлись все звёзды. И ещё одна деталь: белый конь – символ победы правых сил в Апокалипсисе (Откр. 6. 2; 19, 11).
Значимо и имя Константина Константиновича Рокоссовского, победителя в Сталинградской битве, Курском сражении и Белорусской операции, оно связано с именем святого равноапостольного царя Константина Великого, который пред решающим боем с узурпатором Максенцием (по другой версии – с варварами-готами) увидел крест на небе и услышал слова «Сим победиши».
Наконец символично было низвержение 200 фашистских знамён с оккультной языческой свастикой на помост под стены Мавзолея и, опосредовано, под стены Московского Кремля. Солдаты их несшие, были в специальных перчатках, чтобы продемонстрировать брезгливость к нечистой фашистской символике. Потом перчатки и помост были сожжены, в знак очищения России и мира от скверны.
Символична сама процедура сожжения, отражающая пасхальную символику: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его! Яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся».
Исполнились слова Местоблюстителя, а затем Святейшего Патриарха Сергия: «Тьме не победить свет. Крест, а не свастика призван возглавить жизнь мира. Гитлер и его подручные имели наглость заявить, что Христос устарел, что пришло время Вотана, что теперь они наследуют землю, что христианство не годится для устроения мира. За эти наглые слова да поразит Господь Гитлера и его подручных».
И поразил. В пасхальные дни 1945 года.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии
1.