Глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох заявил, что папе Римскому Франциску и папе александрийскому и патриарху Коптской церкви Тавадросу II понравилось предложение постоянного представителя Константинопольского патриархата при Всемирном совете церквей (ВСЦ) архиепископа Тельмисского Иова (Гечи) о проведении к 2025 году реформы православного календаря для совместного с католиками празднования Пасхи, сообщает издание Кatholisch.de.
Отмечается, что стимулом в этом направлении может стать то, что в 2025 году Пасха и у православных, и у католиков приходится на одно время - 25 апреля. В этом году Фанар планирует совместно с Ватиканом отметить 1700-летний юбилей Никейского Собора.
Иерарх Фанара убеждён, что «это хорошая возможность напомнить христианам о необходимости календарной реформы».
«Хотя установить единую общую дату Пасхи будет нелегко, но сделать это стоит», - заявил со своей стороны кардинал Кох. «Пасха - это самый большой праздник христианства, - продолжил он. - Поэтому было бы прекрасным и важным знаком, если бы мы, христиане, имели общую дату этого праздника». Кох, как пишут Vatican News, сообщил, что Франциск «даже готов пойти на компромисс здесь».
О необходимости определения общей даты Пасхи кардинал заявил ещё в 2019 году. По его мнению, это «должно привнести умиротворение, а не вести к новым разногласиям и порождать новые проблемы. Поэтому нужно проявить терпение и стремиться к наилучшему решению».
«Папа Франциск этого очень желает, его поддерживает в этом Патриарх Коптский Тавадрос II, стараясь помочь определить эту дату. Но существуют определенные препятствия, особенно в православном мире. Католики и православные, как известно, придерживаются разных календарей», - с сожалением отметил влиятельный функционер Ватикана.
Ранее фанарский иерарх Иов (Геча) заявил, что у православных нет проблемы в том, чтобы признать первенство Рима. Член Синодальной богослужебной комиссии, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик в интервью РНЛ назвал это заявление «форменным безумием». «Если у владыки Иова проблем нет, значит, он не видит очевидных вещей, что в настоящий момент Римская церковь не имеет ничего общего с Римской Церковью первых веков христианства, с Римской Церковью Сильвестра I, с Римской Церковью Льва Великого, Григория Великого, святого папы Мартина. Всё это в прошлом и всё это не имеет ничего общего с покровителем гомосексуализма и неоязычников папой Франциском и с папой-глобалистом. Всё это не имеет уже никакого отношения к христианской вере. Всё это уже не имеет никакого отношения к серьёзной духовной жизни», - справедливо отметил православный богослов.
Предложение архиепископа Иова (Гечи) о проведении реформы православного календаря вызвало неоднозначную реакцию у клириков Русской Православной Церкви.
Секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов) заявил в интервью РИА Новости, что празднование Пасхи в одно время для христиан, в том числе католиков и православных, - благо для христианства, поэтому эту идею можно реализовать, следуя решениям Никейского Вселенского Собора.
«Возвращение всех христианских церквей к единообразию в вопросе даты празднования Пасхи было бы большим благом для христианского мира. Однако оно возможно только на тех основах, которые были определены Первым Вселенским Собором», - сказал о. Стефан.
Он напомнил, что праздновать Пасху в один день - не новая идея для Церкви: такое решение было принято на Первом Вселенском Соборе и «Православная Церковь неуклонно следует этому решению". Отец Стефан забыл только уточнить, что в то время никаких католиков ещё не существовало и Римская Церковь ещё оставалась православной.
«К сожалению, во многих церквах, которые находятся вне молитвенного общения с Православной церковью, в силу исторических причин изменились правила, по которым рассчитывается дата празднования Пасхи. Таким образом, поменялся не только календарь неподвижных церковных праздников, таких как Рождество Христово, но и Пасхалия, то есть календарь церковных праздников, зависящих от времени празднования Пасхи. Но это не повод для Православных Церквей менять древнейшее и священное для нас установление о времени празднования Пасхи», - считает отец Стефан.
Священник подчеркнул, что Пасхалия – «это догматическое положение» и «отступить от него - значит утратить связь с православной традицией. Для Русской церкви этот вопрос не может стоять на повестке. Мы придерживаемся учения вселенских соборов и святых отцов. Это и делает нас православными».
В свою очередь, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов) считает очередное обращение к календарному вопросу с предложением объединить сроки пасхалии избыточным для диалога православных с католиками.
«Если соответствующее высказывание не является дежурным дипломатическим расшаркиванием отдельного фанарского архиерея, что вполне возможно, то это не очень большой, но символичный интеграционный шаг. Причем в православной среде это шаг, наоборот, дезинтеграционный: далеко не все даже нынешние симпатизанты Фанару в православном мире будут готовы на него пойти. Другими словами, данное высказывание говорит о большей заинтересованности по крайней мере части епископата Фанара в сближении с Ватиканом, чем в сохранении православного единства», - написал владыка Савва в своем канале в Telegram.
О таком сближении свидетельствует, в частности, то, что на днях, как сообщает «Радио Ватикана», папа Франциск направил поздравительное послание новому православному митрополиту Италии (Константинопольского Патриархата), экзарху Южной Европы Поликарпу (Ставропулосу) по случаю церемонии интронизации, которая состоялась в кафедральном соборе Сан-Джорджо-деи-Гречи в Венеции. Поздравительное послание митрополиту Поликарпу направил также Курт Кох.
После пиратских действий Фанара на канонической территории Русской Православной Церкви, незаконного признания украинских раскольников церковная Москва разорвала с ним евхаристическое общение, как и с предстоятелями Александрийской, Элладской, Кипрской Церквей, примкнувших к Константинопольскому патриарху Варфоломею.
Этот шаг был необходим, но все понимают, что явно недостаточен. Многие православные христиане задаются вопросом, а что Русская Православная Церковь может противопоставить этому бесчинию Фанара?
Часто звучат речи о том, что нам нужно твёрдо стать на позиции защиты Православия, отказаться от смущающих многих верных контактов с Ватиканом, свести к минимуму неконструктивное общение с инославными, выйти из промасоненного Всемирного совета церквей, торжественно провозгласить неприятие попыткам представить сексуальные извращения нормой. Словом, встать на защиту канонического строя Церкви во всех вопросах церковной жизни.
Тогда Русская Православная Церковь станет подлинной хранительницей традиционного устроения.
Однако в нашей Церкви до сих пор сильны позиции тех, кто уповает на дипломатические методы и пытается в борьбе против Фанара заручиться поддержкой ... Ватикана. При этом в угоду дипломатии приносятся каноны. Ведь Римо-католическая церковь на сегодняшний день является еретическим образованием. Строго говоря, католики находятся за пределами Церкви. А мы их тянем в решение споров между православными и, таким образом, вольно или невольно легализуем.
Да и результатов эта активная дипломатическая деятельность не приносит ровно никаких. Причина проста - Ватикан рассчитывает использовать конфликт в мировом Православии в своих интересах.
И вот теперь Ватикан и Фанар начинают за нашей спиной форсировать процессы объединения и ставят вопрос о совместном праздновании Пасхи. Ведь сколько бы ни намекал кардинал Кох на то, что папа Франциск готов к компромиссам, очевидно, что Ватикан вряд ли перейдёт не то, чтобы на юлианский, но и даже на компромиссный новоюлианский календарь, т.е. начнёт использовать православную Пасхалию. Скорее нужно ожидать ровно противоположного, - что православных будут понуждать к переводу теперь уже не только неподвижных двунадесятых праздников, но и Пасхалии на григорианский календарь.
Напомним, что сегодня Русская, Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Польская Церкви, а также монастыри Афона служат по юлианскому календарю, остальные перешли на новоюлианский календарь, когда неподвижные праздники в угоду требованиям духа времени отмечаются по григорианскому календарю (правда, Финская православная церковь, находящаяся в составе Константинопольского патриархата, перешла полностью на католический григорианский календарь). Отказ от юлианского календаря вызвал серьезный календарный раскол, особенно в Элладской и Болгарской Церквах, но Русская Церковь в целях сохранения православного единства не поддержала сторонников календарной традиции. Теперь вот пожинаем плоды.
Но не бывает худа без добра. Теперь вот константинопольские иерархи, похоже, пытаются оставить Русскую Церковь за бортом объединения с католиками через календарное единство. И тем самым фактически Ватикан и Фанар помогают Русской Церкви сделать столь необходимые шаги по превращению Русской Православной Церкви в оплот христианского традиционализма.
В нашей Церкви, похоже, наконец-то начнутся процессы, аналогичные тем, что происходят в нашем государстве. Ведь только благодаря введению Западом санкций в России было запущено импортозамещение, проведена конституционная реформа, укрепившая государственный суверенитет, усилена борьба с иностранными агентами и общественными пороками. Финансовая власть страны наконец-то заговорила о необходимости преодолеть долларовую зависимость. И всё это благодаря Обаме и Трампу, Меркель и Макрону...
Теперь нам останется пропеть хвалу Франциску, Варфоломею и Тавадросу! Возможно, им удастся своими действиями от противного убедить наше Священноначалие в пагубности экуменизма. И Русская Православная Церковь, наконец, станет флагманом Православия, центром притяжения для тех православных, которым дороги чистота православного вероучения и канонический строй Церкви. И не только для православных, но и для тех католиков, протестантов, монофизитов, которым противна содомизация их конфессий.
Редакция «Русской народной линии»