Русская Православная Церковь с глубокой скорбью восприняла решение Патриарха Александрийского Феодора признать раскольническую группировку т.н. ПЦУ и внести имя ее главаря Сергея Думенко в диптих, заявил РИА Новости заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.
«Это решение делает невозможным дальнейшее поминовение имени Патриарха Александрийского при патриарших богослужениях в Русской Православной Церкви», — подчеркнул священник. Дальнейшее суждение по этому вопросу будет иметь Священный Синод Русской Православной Церкви, добавил отец Николай.
Напомним, что 8 ноября Патриарх Феодор впервые помянул во время Литургии Думенко, а позже заявил, что Александрийский Патриархат вписал ПЦУ в диптих.
Решение Патриарха Феодора принято под внешним давлением. Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС выразил вчера председатель информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Климент.
«Чтобы священнослужитель добровольно поддержал раскол, нужен единственный фактор - чтобы этот человек был неверующий. В здравом уме священник, знающий библейское учение о Церкви, а я уверен, что Патриарх Феодор разбирается в православном богословии, и исповедующий святоотеческий символ веры во Единую Соборную И Апостольскую Церковь, не станет даже по благословению Константинопольского Патриарха считать раскольников священниками и совершать с ними богослужение. Раз уж это произошло сегодня в Каире, очевидно, что на Патриарха Феодора II было оказано сильнейшее давление извне. Почти год он не признавал так называемую ПЦУ, и только теперь озвучил такое, мягко говоря, странное решение, не обосновав его никакими церковными канонами», - уверен митрополит.
Владыка напомнил, что до этого момента и Патриарх Александрийский Феодор II, и его представители неоднократно в Киеве выражали свою поддержку исключительно блаженнейшему митрополиту Онуфрию как законному главе УПЦ МП. «То, что позиция патриарха Феодора так кардинально изменилась, свидетельствует о существовании внешних факторов далеко нецерковного характера, послуживших основой для принятия такого решения», - считает украинский иерарх.
Митрополит Климент добавил, что в целом решение Патриарха Александрийского «вызывает абсолютное недоумение». «Если бы были какие-то предпосылки для признания так называемой ПЦУ, то Александрийский Патриарх должен был бы это сделать еще зимой прошлого года, когда эта квазицерковная структура была создана, а не ждал бы столько времени. Своим решением он предал верующих УПЦ, которые видели в этом иерархе защитника церковных канонов, переданных нам от святых отцов», - сокрушается архипастырь.
Комментируя тот факт, что Патриарх Александрийский внес в диптих Думенко, митрополит Климент отметил, что такое решение «само собой определяет отношение к тем людям, которые поступают подобным образом: согласно церковным канонам, человек, вступивший в богослужебное общение с раскольниками, сам становится раскольником, то есть, противопоставляет себя Церкви». Поэтому, по словам митрополита, произошедшее в Александрийской Церкви — «это печальный факт, который вызвал глубокое сожаление у миллионов верующих».
В УПЦ МП расценили как слабость и предательство признание Александрийским Патриархом ПЦУ, заявил Интерфаксу замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич.
«Александрийский Патриарх Феодор сегодня помянул на службе Епифания, а это значит — признал "ПЦУ". А ещё год назад в Одессе говорил: "Держитесь Блаженнейшего митрополита Онуфрия". Поддерживал нашу Церковь, да так поддерживал, что Евстратий Зоря из "киевского патриархата" называл его слова "александрийской джинсой», — вспоминает отец Николай.
Священник напомнил, что Патриарх Феодор учился в Одессе, был представителем Александрийского Патриархата на Украине и знает русский язык, а значит, хорошо информирован обо всем, что реально происходит на Украине. «Здесь уже не может быть оправдания, что, мол, Патриарх не знает о реальном положении дел, что наша Церковь не сообщила, не проинформировала, и тому подобное. К сожалению, это все можно расценивать лишь как слабость и малодушие, которые и привели к предательству», — считает он.
По его мнению, Патриарх Феодор не смог противостоять давлению со стороны Константинополя, властей Греции и США. «Александрийский Патриархат — это те же греки, которые остались на африканском континенте после Византии. Их там мало, но их объединяет греческая солидарность и национализм. Показательно, что признание идёт от Греческих Церквей: Эллада, Константинополь, Александрия - это всё греки или их остатки за пределами Греции», — подчеркнул протоиерей Николай Данилевич, призвав верующих спокойно отнестись к этой ситуации.
Высказывания неофициальных лиц, известных православных публицистов оказались более жёсткими и нелицеприятными.
«Итак, все идёт по логике этнорелигии греческой солидарности, выступающей в роли обслуги вашингтонского болота. Это к признанию Феодором Александрийским и Александрийским патриархатом (уже опубликовано соответствующее коммюнике Александрийской Патриархии на имя Думенко) украинского раскола», — пишет на своей страничке в Фейсбуке член Синодальной библейско-богословской комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков.
«Вообще, о "Православной вере" патриарха Феодора очень убедительно свидетельствует это его признание именно в увязке с годичной давности призывом к верующим Украины твёрдо стоять за Митрополита Онуфрия и каноническую УПЦ, — считает священник. — Что же ты благословлял быть верными Митрополиту Онуфрию, люди по твоему благословению сражались за свои храмы, терпели побои и унижения, страдали, а теперь ты просто, проигнорировав их существование, обнуляешь то, к чему требовательно призывал год назад?
На самом деле, он не верит ни в первое, ни во второе. Его религия — это выживание с сильнейшими и богатейшими мира сего плюс греческая национальная солидарность и превосходство над теми, над кем это можно продемонстрировать без ущерба и дискомфорта для себя».
«И призывы таких носителей громкого титула "патриархов" твёрдо стоять в Православной вере — из этой же оперы. Это просто красиво звучащая и ни к чему не обязывающая фраза, под которую, может, ещё можно найти дурачка, готового проспонсировать какой-нибудь очередной проект "древнего и славного патриархата".
Думаю, он просто не верит вообще. Варфоломеи, феодоры, иеронимы — просто мелкие политиканы и дельцы, продающие Православие как бренд, пока есть ещё покупатель», — заявил отец Андрей.
«Я же говорил, что со всеми греками-обновленцами придется расстаться... — пишет в свою очередь протоиерей Всеволод Чаплин на своей страничке в ВКонтакте. — Ничего удивительного: Александрийский Патриархат сидит на финансовой игле МИД Греции, а греческое правительство стоит с брюссельской веревкой вокруг шеи на шаткой табуретке своего этнолобби в демпартии США. У Русской Церкви нет иного выхода, кроме как возглавить новую мировую систему истинных Православных Церквей, в том числе греческих. Без обновленцев».
В интервью Федеральному агентству новостей отец Всеволод заявил, что сейчас только оформляется раскол, который назревал уже давно.
«Не секрет, что Константинопольский патриархат и другие Поместные Православные Церкви, где тон задают греческие иерархи, находятся под контролем безбожных, богоборческих элит Запада. В результате греческие обновленцы, которые имеют большое влияние в Фанаре и других Православных Греческих Церквях, уже десятилетиями отходят от истинной веры», — сказал о.Всеволод Чаплин.
«Тот же Александрийский Патриархат во многом зависит от финансовой поддержки греческих чиновников. Иерархи этого Патриархата прислушиваются не столько к собственной пастве, в которой греков очень мало, сколько к греческим чиновникам, за которыми, в свою очередь, стоят проамериканские силы», — считает священник.
Однако, по его мнению, дело не только в том, что Греческие Православные Церкви уступают давлению из Вашингтона, признавая украинских раскольников. Греческие Церкви «скатываются в безбожие», констатировал священник.
«Главное — то, что они всегда будут уступать этому давлению. А оно будет развиваться в сторону отказа от христианской нравственности, размывания традиционных ценностей вплоть до признания однополых браков и тому подобного разврата. [В сторону] отказа от того, чтобы считать православие единственно правильной верой. А такое убеждение лежит в основе православного мировоззрения», — напомнил пастырь.
По его мнению, ситуация с «ПЦУ» — лишь наиболее яркий пример подчинения Греческих Поместных Православных Церквей западным элитам. «Я давно высказывал мысль о том, что все официальные Греческие Церкви рано или поздно признают ПЦУ. Да, иерархи Элладской Православной Церкви и Александрийской Православной Церкви долгое время пытались усидеть на двух стульях. Кто-то и дальше будет пытаться продолжать это делать. Дольше всего, видимо, продержится Иерусалимский Патриархат, который отчасти финансово зависит от русских паломников, но, всё равно, главным образом зависит от греческого МИДа и Запада», — полагает отец Всеволод.
Поэтому расставание с «греческими обновленцами» неизбежно, считает о.Всеволод Чаплин. По его мнению, необходимо ставить вопрос о создании новой системы Поместных Православных Церквей в мире, которая состояла бы из Церквей, хранящих истину, в том числе в греческом мире.«Думаю, что на нашей стороне будут многие славянские Православные Церкви, в первую очередь — Сербская Православная Церковь. А те Церкви, которые пойдут по пути подчинения западным элитам, видимо, переживут процесс внутреннего очищения», — отметил священник.
По его словам, во всех Поместных Православных Церквях есть много священников и просто верующих, выступающих против этого подчинения Западу. «Я думаю, что именно из этих людей надо формировать истинные церкви греческого мира. Это смелая мысль, которую пока не поддержит наше священноначалие, но к этому подталкивает сама жизнь. Ведь это не мы отделяемся, а от нас отделяются в сторону безбожия», — заключил протоиерей Всеволод Чаплин.
Нашлись, конечно, деятели, которые с восторгом встретили решение Александрийского Патриарха.
Один из основоположников раскольнической группировки ПЦУ Петр Порошенко в своем видеообращении прямо заявил, что «дуэт Путина и Кирилла» не сможет остановить процесс признания ПЦУ.
Известный блогер, заштатный клирик протодиакон Андрей Кураев, выступая на «Эхе Москвы», назвал решение Александрийского Патриархата «очень значимым событием». «То есть диптих патриарха Кирилла стал еще короче, — злорадствует Кураев. — То есть теперь мы, значит, в разрыве со всей Африкой, не только с Константинополем, не только с Грецией, но и со всей Африкой. Александрийский патриарх, он второй в списке православных патриархов после Вселенского. Но, что ещё интересней, он 5 лет служил в Одессе, еще будучи священником. Был настоятелем подворья Александрийского патриарха при патриархе Московском. Но почему-то это подворье со сталинских времен находится в Одессе, а не в Москве в отличие от всех остальных. Соответственно, жизнь Украины ему была хорошо знакома.
И он, буквально год назад приезжал в Одессу, год назад всего лишь, где гарантировал, что нет, только митрополит Онуфрий в версии Московской Патриархии, только с ним мы дружим, только его признаем. И вдруг такой резкий поворот, причём поворот без созыва Синода, без собора, единолично. И в документе, грамоте, томосе, который он подписал, там гениальная формулировка: "Потому что пришло время". Потрясающе совершенно: пришло время и всё. Никаких аргументов — ни канонических, ни исторических не других. "Пришло время, раньше не признавал — теперь признаю"».
По мнению Кураева, «это ровно та риторика, которой пользовался и пользуется Филарет (Денисенко), считающий себя Киевским патриархом, когда ему говорят: "Ну как же, вы же, будучи Киевским митрополитом в московской версии, в конце 80-х годов резко осуждали автокефальную церковь Украины, а сейчас возглавили её? Это как, что за перемены такие?" — "Я всегда делал то, что было нужно для церкви в тот момент. Тогда время было такое, сейчас другое, но я всегда благу церкви служил". То есть такая универсальная отмазка, которая любое флюгерство может оправдать», — ёрничает известный блогер.
По его мнению, решение Патриарха Феодора «означает как минимум крушение системы московской церковной пропаганды на Украине»: «Потому что предыдущие десятилетия наш главный аргумент был таков, что автокефалия УПЦ — это путь в тупик, это раскол, никто Филарета не признает, он одиночка; только какие-то сектанты полуподпольные его иногда признают, националистические расколы в некоторых других странах. А выход в мировое православие, на вселенский уровень для Киева есть только через Москву — единство с Московским патриархом.
Сейчас всё переворачивается, то есть Москва становится тупичком. То есть Русская Церковь стремительно идет по пути превращения в Армянскую церковь, то есть когда церковь равно — одна нация. Такая чисто этническая структура. А, напротив, те, кого называли украинскими раскольниками, они как раз спокойно всё больше интегрируются в мировое православие. Это совершенно новый пейзаж. На него по новой надо реагировать. Ну, а нам остается все-таки надеяться, что это запаивание самих себя в консервные банки в Москве и опускание по всему периметру кадильного занавеса, — надеюсь, все-таки этот проект не дойдет до своего логического конца».
Редакция Русской народной линии