Архиепископ Иов (Геча) на конференции, посвященной православно-католическому диалогу, заявил, что проблема не в первенстве папы, а как это первенство будет реализовано, сообщает СПЖ.
У православных нет проблемы в том, чтобы признать первенство Рима, вопрос лишь в том, как это первенство будет реализовываться, – заявил иерарх Фанара архиепископ Тельмисский Иов (Геча) на онлайн-конференции «Вызовы и перспективы православно-католического богословского диалога», посвященный поискам путей единства православных и католиков.
В конференции помимо архиепископа приняли участие глава Восточного бюро Папского Совета по содействию христианскому единству Гиацинт Дестивель, профессор Петрос Василиадис и ряд других греческих богословов.
В ходе экуменического диалога иерарх Фанара заявил, что для осуществления полного единства между католиками и православными очень важно воспитывать новое поколение богословов, не только хорошо знающих традиции своей церкви, но и открытых к традициям другой церкви. Потому, как считает Геча, православные студенты должны учиться в католических учебных заведениях, а католики – в православных.
Комментируя слова Дестиваля о роли папы в будущей объединенной церкви, иерарх Фанара заявил, что «у православных нет проблем с первенством Римской церкви, поскольку эта церковь согласно святоотеческим и каноническим традициям председательствует в любви... Потому с православной точки зрения первенство Рима – это не проблема. Вопрос в том, как это первенство будет реализовываться на практике».
По мнению Гечи, в объединенной церкви католик и не должны требовать от православных признавать больше прав Рима, чем это было в первом тысячелетии.
Заявление архиепископа Иова (Гечи) прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Я могу сказать, что это форменное безумие. Вроде бы и человек учёный, вроде бы даже епископ, и, тем не менее, что называется, из его слов вылетает «безумный глагол».
Во-первых, начнем с того, что у настоящего православного человека, прежде всего, есть проблемы с председательством. Настоящий православный человек от председательства бежит и стремится сесть на последнее место, чтобы его потом возвели на первое. В Евангелии Господь нас Иисус Христос ясно выразился насчет председаний в синагогах: «Остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах» (Лк. 20:46).
Во-вторых, что касается первенства Римской церкви, то с этим первенством на самом деле было очень много проблем и до 1054 года, и после 1054 года. Пока Римская церковь действительно имела любовь и председательствовала в любви, пока она боролась за чистоту Православия, проблем действительно не было. Но проблемы возникали всякий раз, когда Римская церковь от этого уклонялась.
Когда скифские монахи в 519 году прибыли в Рим, и папа Гормизд не захотел их даже выслушать, когда они исповедовали православное учение о том, что Бог пострадал во плоти, Единый от Троицы пострадал на кресте во плоти, то у них возникли серьезнейшие проблемы по отношению к первенству в любви Римского епископа.
Дальше серьёзные проблемы с первенством римского епископа возникли у святого Императора Юстиниана, когда папа Вигилий всячески отказывался осуждать завзятого еретика Феодора Мопсуестийского, духовного отца несторианства. В конце концов, Императору пришлось поставить Вигилия перед дилеммой — либо он участвует в их Соборе, или они с Собором его отлучают.
Большие проблемы с первенством римского епископа были в частности у православных, когда папа Гонорий разделял монофелитскую ересь, и его пришлось анафематствовать Собором, с чем пришлось согласиться даже Риму.
Большие проблемы были с первенством Рима у святого Патриарха Фотия, когда папа Николай лез в дела Константинопольской Церкви, а в Болгарии стремился строить на чужом основании на миссионерских трудах греческих епископов и священников. Когда же Рим явно отпал в филиоквийскую ересь и прочие ереси, большие проблемы возникли у православных мучеников и исповедников, в частности, у кипрских исповедников, пострадавших на Кипре за отказ принимать латинскую мессу в 1230 году.
Большие проблемы возникли у Исидора Юрьевского и дружины его, пострадавших за верность Православию в Юрьеве в 1474 году. Проблемы возникли у преподобномученика Афанасия Брестского и у многих других.
Огромные проблемы возникли у Ясеноватских мучеников и вообще у всех мучеников сербских, которые погибли в 1941-1944 годах от рук усташских палачей, многие из которых были католическими священниками или монахами.
Иными словами, проблема на проблеме. Если у владыки Иова проблем нет, значит, он не видит очевидных вещей, что в настоящий момент Римская церковь не имеет ничего общего с Римской Церковью первых веков христианства, с Римской Церковью Сильвестра I, с Римской Церковью Льва Великого, Григория Великого, святого папы Мартина. Всё это в прошлом и всё это не имеет ничего общего с покровителем гомосексуализма и неоязычников папой Франциском и с папой-глобалистом. Всё это не имеет уже никакого отношения к христианской вере. Всё это уже не имеет никакого отношения к серьёзной духовной жизни.
Что же касается чисто формально экономических вещей, то на Востоке первенство римского епископа осмыслялось как первенство чести в память о святых апостолах Петре и Павле, но никак не первенство власти. Когда Рим пытался первенство чести переконвертировать в первенство власти, то он всегда встречал либо тайный, либо явный отпор.
Свидетельством тому является тот же Халкидонский собор, когда Томос папы Льва был принят только после всестороннего обсуждения и взвешивания, после известных корректур, известных исправлений.
Римское первенство на Востоке всегда считалось первенством чести. Что касается соответственных решений Ватикана, вплоть до догмата о непогрешимости папской власти, принятого на первом Ватиканском соборе и до сих пор остающегося в силе, — тот, кто будет считать, что римский первосвященник имеет первенство лишь чести, но не первенство власти, то да будет анафема. Проблемы были, есть и будут.
В данном случае, умение не видеть очевидные вещи является примером потрясающей слепоты, но тогда непонятно, как человек с этаким сознанием мог дойти до епископской степени и до ректорства, правда, очень непродолжительного, в Институте святого Сергия.
Либо это просто пример обронзовелого информационного цинизма. Умение чёрное выдавать за белое, а белое за чёрное. Но только стоит напомнить, для кого это характерно. Это характерно для макбетовских ведьм, которые взвиваются ввысь с призывом «Fair is foul, and foul is fair» («Зло есть добро, добро есть зло»). Стоит вспомнить слова пророка Исайи: «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою» (Ис. 5:20).
1. У православных нет проблемы в том, чтобы признать первенство Рима, вопрос лишь в том, как это первенство будет реализовываться