Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Хочу поблагодарить вас за ответ на статью весьма активизировавшегося в последнее время экономиста Михаила Хазина «О чём идёт спор».
Всем сегодня очевидно, что без Проекта будущего мы можем либо топтаться на месте, либо идти в никуда (под чужим влиянием). Тут спорить не о чем. Также неоспоримо и то, что альтернативой западному Глобальному проекту с их «инклюзивным капитализмом» для нас может быть только русский/христианский социализм (кстати, главным союзником России в этом деле явится отнюдь не Китай).
Вы верно отметили, что «аргументы Михаила Леонидовича в пользу того, что православный проект исчерпан – совершенно не убедительны». А без возвращения к христианским православным ценностям и смыслам оздоровление невозможно ни в какой области.
И противопоставлять «Красный» и Православный проекты нельзя! В них нет противоречий непримиримых, а синтез – спасителен. С этим нельзя не согласиться, как и с тем, что востребованной обществом идея «православного социализма» будет, только если удастся «прежде всего, самой Церкви – духовенству и активной части мирян – преодолеть «грех антисоветизма». Именно это, как вы подытожили, «является главным препятствием для продвижения этого столь важного православного проекта».
Вы сожалеете о том, что в последнее время Михаил Хазин увлёкся идеями военного китаеведа А. Девятого – «Новой Ордой» и «Мандатом Неба». В пику, кстати сказать, своему ученику А. Школьникову. Я не раз критиковал «путаника» А. Девятова, но он просто одержим союзом с Китаем (в котором России отводит почётную роль «стратегического тыла»), а «Третий Рим», действительно, считает главным противником проекта «Новой орды». И Хазин, и Девятов смотрят на Русскую Церковь – и в этом вы правы – не изнутри, а извне. Причём Девятов, скорее всего, гностик, а «мистическая составляющая», о которой заявил Хазин в своей статье, китаеведу видится в синтезе каббалы и христианства (о чём он писал в одной из статей лет пять назад). А вот Ватикан ему представляется соперником его проекта в главенстве над Россией. Что же касается Китая, скоро мы покажем, что его длительная история и традиции – миф, к формированию которого приложили руку иезуиты. Так что Девятова ждёт конфуз…
Пользуясь случаем, хочу несколько строк написать о человеке, «правдолюбе и ревнителе», которому вы и покойный священник-публицист Александр Шумский не раз давали заслуженную отповедь. Имею в виду иерея Георгия Селина («в девичестве» – Юрия Владимировича Сёмина) – неутомимого и злобного критика Достоевского, Пушкина, а также всего советского. Я заинтересовался этим деятелем правого фланга патриотического фронта летом 2017 года, после того как прочитал и написал критическую статью по его, довольно гаденькой, книге «Загадка 2037 года» (эту мою статью «Не будь вельми правдив» разместила тогда газета «Литературная Россия»).
Вы как-то отметили, что священник Селин выступает как радикальный националист. Соглашусь, только добавлю – не как русский, а как «богоизбранный».
Приведу мнение о нём известного священника и писателя Димитрия Дудко из книги конца 90-х: «Вспоминаю, как один еврей, студент Литературного института, сказал мне:
– Хочу разоблачить Достоевского, он незаслуженно пользуется почётом гения.
Я, улыбнувшись, сказал ему:
– Надо бы иметь талант, хотя бы Достоевского, а он у вас есть?
Он мне тогда ничего не ответил. Сейчас он служит в церкви, пишет книги…
Я раз как-то видел, как он, зайдя в храм, низко склонился перед иконой, благоговейно поцеловал её, к нему бросились под благословение.
А ведь никто, кроме меня, наверно, не знает, как он хотел разоблачать Достоевского, незабвенно любящего Россию, человека, и знающего, как подняться из пучины греха. И сейчас он учит русских людей, как веровать и как жить.
Я ничего не имею против евреев, но я всё-таки вижу, никуда от этого не уйдёшь, что большая их роль в развале России. Вижу, как еврей, приняв православие, становится в ведущие ряды, ему надо учить, вести. <...> Им бы приходить к христианству в числе последних, научиться бы от давно уверовавших, а они сами хотят учить. О чём, как? Разоблачая нас, учить нас? Разоряя Россию, созидать её? Ненавидеть Христа и учить христианству?» (священник Димитрий Дудко «От начала до конца и обратно», с. 282-283).
Александр Федорович Огородников, публицист, член Союза писателей России
2.
1. Кому мешают Пушкин и Достоевский