Православный проект себя не исчерпал

В чём прав и в чём неправ Михаил Хазин?

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Миссионерская деятельность 
1 Наталия 2016 
3082
Время на чтение 7 минут

27 февраля известный экономист и публицист Михаил Хазин опубликовал на своём сайте статью «О чём идёт спор, или Noblesse oblige 4.8», посвященную проблемам идеологии и геополитики. В последнее время Михаил Леонидович активно выступает не только по проблемам экономики и финансов, но и касается вопросов геополитики и идеологии. Поэтому его недавняя статья не вызывает удивления.

На этот раз экономист завёл речь о том, что Россия нуждается в собственном глобальном проекте, и предложил своё видение возможных перспективных для страны проектов. Собственно Хазин говорит о двух проектах – Православном и «Красном». И прямо заявляет об исчерпанности православного проекта для России и востребованности «красного» проекта.

Поэтому статья М.Л.Хазина закономерно привлекла наше внимание. И, разумеется, не во всём с автором можно согласиться. Так в чём прав и в чём неправ Михаил Хазин?

Он прав в том, что глобальный проект для России сегодня востребован. Востребован как никогда! И впрямь положение обязывает нашу страну такой проект предложить миру. Россия вышла из спячки. Благодаря Владимиру Путину страна вернулась в международную политику, стала вновь одним из активных центров мировой силы. А вот с чем Россия вернулась? Это до сих пор никому непонятно. Пока мы видим, что Россия вернулась с путинским прагматизмом и с использованием советского потенциала. Наши главные союзники на международной арене – в основном союзники СССР, страны, получавшие поддержку Советского Союза, а то и появившиеся при поддержке СССР. Всем прекрасно понятно, что этот потенциал носит исторически временный характер. Путинский прагматизм и использование советского наследия вот-вот себя исчерпают. Поэтому Хазин, безусловно, прав в том, что России нужен собственный глобальный проект.

К сожалению, прав Михаил Леонидович и в том, что Русская Православная Церковь не выполняет в полной мере своей миссии. И вновь можно с ним согласиться, главная причина здесь – постоянная оглядка на Ватикан, нежелание ссориться с Папой Римским. Однако, это связано не только с симпатиями нашего Священноначалия к римо-католикам, с влиянием «компрадорского лобби внутри РПЦ», как считает Хазин, но и с позицией государства, которое пытается использовать Патриархию как канал связи с Ватиканом. Это сковывает руки нашему Священноначалию, и в итоге лишает Церковь возможности более активного внешнего влияния, т.е. превращения в ту самую «мягкую силу», которую так боятся американцы.

Несомненно, Михаил Хазин прав в том, что нам пора перестать оглядываться на Ватикан. Однако, без поддержки государства, а где-то даже и без принуждения со стороны государства, Священноначалию Русской Православной Церкви это сделать будет трудно, даже практически невозможно. А чтобы эта поддержка была законной и естественной, нам нужно расстаться, наконец, с большевистским наследством отделения Церкви от Государства.

Хазин задаётся вопросом: почему Сталину не удалось поставить «красный» проект на прочную основу? Да потому, что выстроить союз Государства и Церкви в условиях, когда Церковь отделена от Государства, что рассматривалось как одно из главных «завоеваний социализма», было невозможно.

В чём же неправ Михаил Хазин?

Прежде всего, он неправ в том, что Православный проект исчерпан и что теперь перспективы есть только у «Красного» проекта. Аргументы Михаила Леонидовича в пользу того, что православный проект исчерпан – совершенно не убедительны.

В частности, одним из аргументов он считает неудачу попытки вернуть Исаакиевский собор митрополии, а это, по его мнению, показывает, что народ не поддерживает Церковь. В истории с попыткой возвращения Исаакиевского собора участвовали многие общественные силы, у которых были свои цели, в том числе не вполне совместимые. Поэтому всё и закончилось фиаско для митрополии. В этом проекте просматривалось, в частности, стремление поссорить митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и губернатора Георгия Полтавченко. Эта цель была достигнута. Может, она была и главной, поэтому и возвращения Исаакиевского собора Церкви не произошло...

Еще один аргумент Хазина: за пределами России православная идеология слаба. Но слаба православная идеология вовсе не потому, что Православию нечего предложить другим народам и иным культурам.

Сейчас как раз в условиях нравственного умирания христианского Запада Православию есть что предложить. И речь должна идти, прежде всего, о борьбе за сохранение христианской нравственности, которая и обеспечивала само существование западных обществ. Нынешняя попытка построить западную цивилизацию на началах общечеловеческого гуманизма, который утратил уже свою связь с христианскими ценностями и смыслами, обречена на провал. Поэтому уже столь осязаемой стала просто физическая смерть Запада. Это уже не аллегория или один из вариантов развития.

В нынешних условиях именно нравственные начала жизни должны стать главным лозунгом для Православия: борьба против агрессивно навязываемой ЛГБТ-идеологии, против агрессивного феминизма, борьба за укрепление традиционной семьи и отказ от пресловутого гендера, уничтожающего уже естественный биологический пол человека, борьба за запрет эвтаназии, как права человека на самоубийство, постепенный отказ от поддержки государством абортов и, в конце концов, нравственное оздоровление культуры, которая невозможна без возвращения к христианским православным ценностям и смыслам.

Эти РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ идеи, без сомнения, найдут отклик у остатка нравственно здоровых католиков и протестантов на Западе. Да и мусульманам с буддистами они будут не чужды.

Михаил Хазин противопоставляет Православный и «Красный» проекты. На мой взгляд, это происходит по той причине, что Хазин смотрит на Православие извне, а не изнутри, поэтому многие вещи для него остаются закрытыми. Хотя, впрочем, в своём тексте он сам себя опровергает, предлагая в качестве глобального проекта для России идею «православного социализма». Ведь это и есть попытка соединения Православного и «Красного» проектов! Попытка искомого синтеза.

Что такое «православный социализм»? Порой понимаемый превратно и потому довольно агрессивно отвергаемый частью православного духовенства и активных мирян. Это – внесение нравственного компонента в экономическую и общественную жизнь социума. Но это же и есть нормальный православный общественный проект! А для того, чтобы идея «православного социализма» оказалась востребованной обществом, нужно, прежде всего, самой Церкви – духовенству и активной части мирян – преодолеть «грех антисоветизма», о чём я уже неоднократно писал. Вот что является главным препятствием для продвижения этого столь важного православного проекта.

Россия всегда была богата человеческим потенциалом, богата общечеловеческими идеями. Русская мысль 19-20 веков была озабочена выработкой путей и моделей спасения человечества, спасения всего мира. Стоит вспомнить знаменитую «Пушкинскую речь» Фёдора Михайловича Достоевского, в которой он грезил о том, что Россия, будучи «нищей землей», призвана дать ответ чаяниям других народов мира.

Это мы, в конце концов, подарили Китаю «Красный проект», которым они до сих пор живут. Правда, в китайском исполнении этот проект («социализм с китайской спецификой») перестал быть глобальным в отличие от «Красного проекта» Советской России. Китайский «красный проект» работает только для внутреннего потребления. Это китайцы прекрасно понимают, поэтому они ищут пути модернизации проекта.

А у нас, у русских, есть в запасе ещё много идей!

Не так давно Владимир Путин, рассказывая о новых военных разработках, бросил такую фразу, что, мол, наши «западные партнеры», наверное, нас догонят, создадут аналогичное оружие, но за это время «наши ребята ещё что-нибудь придумают».

Но у нас есть идеи не только в военно-технической области, но и в области геополитики и идеологии.

К сожалению, в последнее время Михаил Хазин увлекается проектами, которые проталкивает китаист Андрей Девятов – идеи «Новой Орды» и «Мандата Неба». И в этой статье он упоминает Девятова. Однако идеи Девятова, во-первых, весьма сумбурные, а во-вторых, и это главное, вредные для развития нашей отечественной политической мысли. Девятову с его завиральными идеями явно мешает концепция «Москва – Третий Рим», то есть фундаментальная мысль о мировом предназначении России именно в христианском смысле. Девятов ориентирован на идеи, почерпнутые из китайского менталитета, православные смыслы ему явно чужды, потому что он тоже смотрит на Русскую Православную Церковь извне, а не изнутри.

А России нужно возвращаться к идеологеме «Москва – Третий Рим» и к «Уваровской триаде» «Православие, Самодержавие, Народность». Именно они должны определять форматы внешней и внутренней политики, именно они должны стать основой для формулирования русского глобального проекта ХХI века. Разумеется, «триада Уварова» должна звучать современно, чтобы она объединяла ныне живущие поколения русских. Думаю, она может звучать так: «Нравственность. Великодержавие. Народность». Эти идеологемы будут близки и понятны всем народам, живущим на территории России и составляющим единое тело русской нации, как суперэтноса, составляющего костяк русской евразийской цивилизации.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 2, Игорь Федоров:

И на коленочки встать не за "грех антисоветизма" , за предательство Помазанника Божьего и за то Богоборчество , которое было после этого. Грех Цареубийства- понятно. А вот грех антисоветизма-не понятно ( советизм-это что или может это кто?)

Святые антикоммунисты из Госдепа помогут "свободной" России стать цивилизованной "истинно православной" страной.

4. Ответ на 5, р.Б. Алексий:

"А полемизировать с Хазиным - много чести для Хазина...", - нагловато и в то же время задумчиво произнес Шариков.
Евгения / 09.03.2021, 19:41

3. А причём здесь православие и какое отношение к православию имеет господин Хазин?

. Разумеется, «триада Уварова» должна звучать современно, чтобы она объединяла ныне живущие поколения русских. Думаю, она может звучать так: «Нравственность. Великодержавие. Народность». Эти идеологемы будут...

И где здесь православие ? - православие здесь ни причем. Православие и "православные проекты" это разные вещи. Плохо только то, что некоторым хочется чтобы второе заняло место первого, а первое было отправлено "в запрет" под видом борьбы с сектантством и экстремизмом, ну или в резервацию, чтобы как хочет Хазин, чтобы можно было говорить о безперспективности и маргинальности православных. А полемизировать с Хазиным - много чести для Хазина...
р.Б. Алексий / 09.03.2021, 13:33

2.

Православие – это не «проект». Это - жизнь. Это – условие существования мира вообще. Если вдруг кто-то этого не понимает. Пока люди от еды, работы и развлечений еще способны поднимать глаза к Небу – есть смысл существования мира, а, значит, Господь его (мир) и нас будет пока терпеть. В нынешних условиях именно нравственные начала жизни должны стать главным лозунгом для Православия: борьба против агрессивно навязываемой ЛГБТ-идеологии, против агрессивного феминизма, борьба за укрепление традиционной семьи и отказ от пресловутого гендера, уничтожающего уже естественный биологический пол человека, борьба за запрет эвтаназии, как права человека на самоубийство, постепенный отказ от поддержки государством абортов и, в конце концов, нравственное оздоровление культуры, которая невозможна без возвращения к христианским православным ценностям и смыслам.

Это очередной проект спасения «всех и вся». Без крепкого фундамента в виде приходских общин, занимающихся воспитанием своих членов, воспитанием детей и молодежи, поддерживающих другу друга, все усилия «спасти», «катехизировать», «научить жить» окружающих обречены на провал.

Пока православные своим поведением, своей умеренностью в быту и благодарностью Богу за благодеяния, своим отношением ко всем окружающему, своими семьями не станут реальным «светом миру» никого «просветить» не удастся. И начинать надо с себя, своей семьи, своего прихода. Дел здесь хватит на многие и многие годы. Если возьмемся, Господь и страну спасет. Нет – услышим «се, оставляется дом ваш пуст» ((((

Ксения Балакина / 05.03.2021, 04:18

1.

"Православный проект"(проект человеков?): "Раскаяться в грехе антисоветизма"....внимательно прочтите эти словосочетания....внимательно! Православная Церковь -понятно. Православная Вера-понятно. Православный верующий христианин-понятно. Православная Литургия-очень понятно. И "Православный проект" будет понятно, если это проект Божий. Тогда причем тут Хазин (да ему можно, он не .....) и прочие, тогда причем "не исчерпал"? Божий Проект-это "Навсегда", не зависимо от чьего-то человеческого мнения. Главное не то , что Бог нас может оставить (это не возможно т.к. Он нас создал и Он наш Отец) , а чтобы мы его оставляли....и все остальное приложится. А это не "бла-бла", а это, это Молитва и это самое трудное , что есть на этом свете. И одно из мест , где была эта молитва за Русскую Землю и Русский Народ - это Средне-Уральский Монастырь с его скитами....А Вы уважаемый А.Д. Степанов и редакция РНЛ их к разбойникам и бунтарям причислили и хотите самостоятельный проект придумать. А надо бы нам всем на коленочки пред Богом встать, как это делали у о.Сергия (Романова), по 2000 поклонов....нам бы всем хотя бы по три поклончика каждый день....и не каких проектов выдумывать не надо. И на коленочки встать не за "грех антисоветизма" , за предательство Помазанника Божьего и за то Богоборчество , которое было после этого. Грех Цареубийства- понятно. А вот грех антисоветизма-не понятно ( советизм-это что или может это кто?)
Игорь Федоров / 03.03.2021, 22:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Пристрастные заметки об Идеологической секции съезда Союза русского народа
29.10.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Бывший СССР
С Днем народного единства!
Подлинное сохранение исторической памяти предполагает защиту её полноты
06.11.2024
День памяти Императрицы Марии Фёдоровны
Сегодня мы также вспоминаем графа Ф.И.Толстого и чтим память павших при освобождении Киева в 1943 году
06.11.2024
По закону – всегда плюс 13 дней!
Еще раз о пересчёте памятных дат
05.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
О помощи раненым и пострадавшим в СВО
В Гатчинском дворце прошла XV Межрегиональная конференция по социальному служению Церкви
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17