Общественная палата Москвы вынесла приговор «железному Феликсу»
Страсти по «железному Феликсу» сегодня продолжились. И, похоже на то, обещают скоро завершиться окончательным его изгнанием с Лубянки.
В пятницу, 19 февраля, состоялось заседание Совета Общественной палаты города Москвы на тему проведения общественного обсуждения по поводу установки архитектурной доминанты на Лубянской площади, сообщает сайт ОП Москвы.
Тремя днями ранее, 16 февраля, заместитель председателя Палаты, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов собрал заседание возглавляемой им Комиссии по развитию гражданского общества и общественному контролю, на котором было предложено собрать мнение горожан по этому вопросу. Причём, сообщалось, что москвичам предложат сделать выбор из четырёх вариантов памятника: помимо Феликса Дзержинского в список войдут св. блгв. Великий князь Александр Невский, Великий князь Иван III Великий и глава КГБ Юрий Андропов.
В тот же день председатель Мосгордумы Алексей Шапошников поддержал идею проведения референдума в столице по поводу памятника на Лубянской площади. «Думаю, что сегодня вопрос о том, какой объект должен стоять на Лубянской площади, необходимо рассматривать в более широком историческом контексте. И было бы правильным вынести его на референдум», – заявил Шапошников.
Напомним, что в декабре 2020 года появилось обращение руководства организации «Офицеры России», в котором содержался призыв вернуть на Лубянку «железного Феликса. Тогда разгорелись нешуточные страсти, о которых мы писали. Новогодне-Рождественские каникулы страсти малость охладили.
Однако 8 февраля с аналогичным обращением выступила группа писателей и журналистов (Захар Прилепин, Александр Проханов и другие). Это обращение вывело общественную дискуссию на новый круг. Тема оказалась среди самых обсуждаемых. Её затронул лидер ЛДПР Владимир Жириновский даже на встрече с Владимиром Путиным, в рамках общения глав парламентских фракций с Президентом России. Жириновский, разумеется, высказался против.
Против «железного Феликса» выступил не только Жириновский и либеральные деятели. Критиковали эту идею и представители религиозных конфессий. Так, глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов предложил установить на Лубянской площади памятник врачам или учителям, а Федерация еврейских общин России выступила за то, чтобы вернуть на Лубянскую площадь фонтан, который стоял там с 1835 по 1958 год, пока не установили памятник председателю ВЧК.
Критиковали идею возвращения на Лубянку «железного Феликса» и православные. Кто-то предлагал поставить там памятник собирателю русских земель Великому князю Ивану Великому, которому незаслуженно нет памятников в столице, кто-то предлагал соорудить на площади памятник русским разведчикам и контрразведчикам, «воинам невидимого фронта», на протяжении веков сражавшимся за интересы Отечества, учитывая характер главного здания Лубянской площади. Об этой идее, предложенной протоиереем Николаем Булгаковым, и об обсуждении вопроса я писал в статье «Снова страсти по железному Феликсу. Позволит ли референдум по памятнику на Лубянке избежать раскола общества?».
И вот 19 февраля Совет Общественной палаты Москвы принял решение. Судя по всему, это решение окончательное. Итак, члены Совета единогласно поддержали проведение опроса среди москвичей с 25 февраля по 5 марта 2021 года. Провести опрос предполагается в Советах муниципальных образований города Москвы и на платформе «Активный гражданин», а также в СМИ. Тут конечно, бросается в глаза дата окончания опроса – 5 марта. Понятно, что это – пятница перед «длинными выходными». Но, кроме того, это день смерти Иосифа Сталина. Символично, что в этот день и вынесут приговор «железному Феликсу».
Почему я так убеждён, что памятник Дзержинскому не вернётся на Лубянку? По ряду косвенных признаков.
Во-первых, ОП Москвы выступила за то, чтобы исключить вариативность и оставить только два предложения: памятник Александру Невскому и памятник Феликсу Дзержинскому. Никакой речи о памятниках Ивану Великому или Андропову, о фонтане Витали уже не идёт. Если бы была вариативность, то, вероятнее всего, большинство получил бы «железный Феликс», поскольку голоса его противников разделились бы. При выборе же из двух вариантов, включатся другие мотивы.
Во-вторых, активным «двигателем» вопроса выступил Алексей Венедиктов, который является категорическим противником возвращения «железного Феликса». Похоже на то, что Венедиктов, пользуясь своими связями в Кремле и на Старой площади, и предложил такой вариант решения вопроса. Накануне принятия решения Советом ОП Москвы (с подачи Венедиктова) в программе на «Эхе» он приоткрыл некоторые нюансы аргументации. Венедиктов заявил, что при таком сценарии будет идти речь о двух символах: «Дзержинский – это символ реванша, а Невский – это символ строительства новой империи». Причём, либералы обвиняли Венедиктова в том, что он темой памятника «железному Феликсу» «перебивает повестку», отвлекает внимание от главной либеральной темы – Навального. На что Венедиктов парировал: «Я поломал бюрократический договорняк». То есть он представляет свои усилия как подвиг во имя либеральной России, чтобы не допустить реванша.
В-третьих, в условиях государственного празднования 800-летия со дня рождения св. блгв. Александра Невского легко обратиться к имени Великого князя. Он сейчас на слуху, памятник ему вполне уместен в памятный год. Хотя самого памятника-то еще нет, его надо изготавливать, проводить конкурс, обсуждать варианты. Всё это, кстати, также станет медийным событием, создающим позитивную общественную повестку в год выборов в Государственную думу, что, по мнению многих, может стать поводом для очередной попытки организации «цветной революции». Позитивная повестка помешает накачиванию общества негативными настроениями, без которых протестные акции невозможны.
Словом, всё это в совокупности создаёт впечатление, что вопрос с памятником на Лубянской площади принципиально «наверху» решён.
Конечно, памятник русским «рыцарям плаща и кинжала» на Лубянке смотрелся бы куда более органично и уместно. Впрочем, и святого благоверного князя Александра Невского вполне можно представить как русского разведчика – в Орду он ездил, тайные переговоры вёл и даже ханского сына Сартака, который был по преданию христианином и побратимом Александра Невского, «завербовал». Как знать, не отравили бы Сартака, когда он ехал вступить на престол после смерти своего отца хана Батыя, и совсем по-другому могли разворачиваться события.
И ещё один любопытный штрих в этой истории. Если всё-таки на Лубянке установят памятник Александру Невскому, то это будет ко всему прочему и памятник небесному покровителю директора ФСБ Александра Бортникова. А потом может и сложится добрая традиция назначать директором ФСБ непременно человека с именем Александр...
А в целом, всё вполне логично: у Кремля открыт памятник небесному покровителю Владимира Путина – Равноапостольному Владимиру Крестителю, а у здания ФСБ – памятник Александру Невскому. Это напоминает практику Российской Империи, когда императоры строили в честь своих небесных покровителей, правда, храмы, а не памятники. Но лиха беда начало...
Ну а православным останется только порадоваться, что события, развиваясь таким причудливым образом, учитывая интересы столь разных сил и лиц, приведут к тому, что в центре Москвы будет стоять памятник Великому князю Александру Невскому. Образ которого, с советского ордена, кстати, является и символом «Русской народной линии». Чудны дела Твои, Господи...
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html