Доклад на VII Всероссийской конференции «Навстречу 300-летию А.В.Суворова», которая состоялась 14-15 июня 2025 года в Москве.
Один острослов заметил: «У русских всегда непредсказуемое прошлое». Он, наверное, хотел оскорбить нас, русских, но на деле подметил фундаментальную особенность русского сознания: для нас прошлое – это настоящее и будущее. Для русских времени нет, потому что мы одной ногой всегда в вечности. Поэтому и столь ожесточённый характер носят наши споры, например, о революции 1917 года, о красно-белом разделении. Потому что это споры не о прошлом, это споры о будущем.
Поэтому так важно нам разобраться во всех хитросплетениях нашей истории. А за многие и многие годы господства в исторической науке и в идеологии либеральной и коммунистической методологии, сильно исказивших наше понимание прошлого, накопилось много завалов, которые нужно разгребать.
Один из таких завалов – отношения двух великих русских самородков Александра Васильевича Суворова и Григория Александровича Потёмкина.
В историографии сложилась печальная традиция противопоставления Суворова и Потемкина, основанная на сплетнях, домыслах, придворных интригах и отчасти той размолвке, которая случилась между ними в 1790-1791 гг. Завистливый и бездарный военачальник Потёмкин и великий полководец и народный герой Суворов, – примерно так. Традиция эта сложилась еще до революции в классических книгах Н.А. Полевого «История князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса Российский войск» (1843) и А.Ф. Петрушевского «Генералиссимус князь Суворов» (1884). В советское время в классической книге К. Осипова «Суворов» (1938) она была доведена до предела, получив еще и «классовое измерение», и вписана в советскую пропаганду.
В 1992 году в издательстве «Наука» вышла прекрасная книга режиссёра, сценариста, историка (скончавшегося 2 года назад) Вячеслава Лопатина «Потемкин и Суворов», в которой скрупулёзно разбираются все домыслы и сплетни о якобы противостоянии и борьбе двух великих русских полководцев, у которых, несмотря на разницу в возрасте (Потемкин был на 10 лет моложе Суворова), даже происхождение было примерно одинаковое – оба были сыновьями офицеров (хотя отец Суворова дослужился потом до звания генерал-аншефа и должности сенатора). Не буду поэтому разбирать все обстоятельства, отсылаю любознательного читателя к этой книге, которая есть и в интернете (например, тут).
Так получилось, что, будучи моложе Суворова на 10 лет, Потемкин был его начальником, покровительствовал и продвигал его, а Суворов относился к нему с почтением и уважением (в одном из писем писал, что счастлив был бы умереть за него). Вот некоторые цитаты из писем Суворова к Потемкину и общим друзьям: «Светлейший Князь! – Вы великий человек! – Вы Начальник Начальников!»; «Долгий век князю Григорию Александровичу; увенчай его Господь Бог лаврами, славою; великой Екатерины верноподданные да питаются от его милостей. Он честный человек, он добрый человек, он великий человек. Счастье мое за него умереть».
Была печальная размолвка в их отношениях в 1790-91 годах из-за интриг всесильного царедворца Николая Салтыкова, который умудрился быть в фаворе и при Екатерине Великой, и Павле Петровиче, и при Александре Павловиче, и который был врагом Григория Александровича Потёмкина и стремился, дискредитировав его в глазах Императрицы, лишить власти и влияния. Его протеже был последний фаворит императрицы Платон Зубов, а Суворов, как известно, выдал любимую дочь замуж за брата Платона Зубова Валериана. Они активно интриговали против Потемкина и пытались вовлечь в свои интриги Суворова, уверяя, что Потемкин его не ценит.
Чтобы не дать вовлечь неопытного в придворных интригах Суворова в интригах против себя, Потёмкин уговорил Екатерину Великую отправить полководца в Финляндию. Суворову это представили, как стремление Потёмкина его унизить, отодвинуть от престола. Эта интрига во многом удалась, и Суворов в это время писал и говорил много несправедливого в адрес Потёмкина, высказывания полководца, наверняка, любезно доносили до Григория Александровича.
Но, нужно отдать ему должное, Суворов, несмотря на родственные связи с Зубовыми и выгоды от покровительства самой влиятельной партии при троне, все-таки удержался от открытого противоборства с Потёмкиным, не перешёл грань.
Григорий Александрович Потемкин умер 5 (18) октября 1791 года, прожив всего 52 года. После его смерти Суворов стал иначе относиться к Потёмкину, с подобающим почтением, как и было в годы их совместной службы.
И когда некоторые упрекали его в перемене мнения, то Суворов написал (через полгода после смерти Потёмкина, в 1792 году): «О Пасхе я кланялся мощам той особы, которая, отнюдь не касаясь протчего, находила во мне свойственные мне достоинства». Видимо, находясь на службе на юге, Александра Васильевич Суворов счёл долгом памяти побывать в пасхальные дни в Херсоне, где в Екатерининском соборе находился склеп с останками раба Божия Григория Потёмкина. Соратники Светлейшего князя по торжественным дням собирались в склепе и молились за упокоение его души. Вот среди них был и Суворов.
Причиной такого отношения Суворова к Потёмкину являлось, несомненно, их духовное родство. О чём свидетельствует история с Каноном Спасителю Иисусу Христу.
В 1998 году вышла книга Марии Жуковой (младшей дочери маршала Победы Г.К. Жукова) «Твой есмь аз. Суворов», в которой был опубликован найденный в бумагах генералиссимуса «Канон Спасителю Господу нашему Иисусу Христу, составленный графом Александром Васильевичем Суворовым-Рымнинским». С тех пор во многих публикациях стали писать о Суворове как авторе уникального Канона Спасителю.
Однако в 2016 году в журнале МГУ «Филологические науки. Научные доклады высшей школы» (№ 1) вышла статья доктора филологических наук Натальи Перцовой «О литературном опыте Григория Потемкина», где она сравнивает два текста канона «Спасителю Господу Иисусу» – Потемкина и Суворова.
Дело в том, что в 1791 году в военной походной типографии в Яссах был впервые опубликован Канон, имя автора которого было представлено лишь инициалами: К.Г.А.П. В экземпляре, найденном в XIX веке в бумагах племянника Потемкина генерал-прокурора А.Н. Самойлова и вторично опубликованном П.А. Бартеневым в «Русском архиве» в 1881 году, имя автора приведено полностью – Князь Григорий Александрович Потёмкин.
Сравнив две версии Канона, Н.Н. Перцова приходит к выводу, что Суворовский канон – отредактированная (или как написал сам Суворов им «составленная») версия Канона, написанного Потёмкиным. Учёная делает предположение, что Суворов мог видеть опубликованный в Яссах текст Канона, в который вносил правки, но опубликовал его под своим именем. С большей вероятностью стоит предположить, что Потёмкин, чувствуя родственную душу в Александре Васильевиче, мог сам показать и подарить экземпляр Канона Суворову.
Учёные предполагают, что Г.А. Потёмкин писал канон «Спасителю Господу Иисусу» в предчувствии смерти в 1891 году, хотя возможно начал писать и раньше. А.В. Суворов обращается к канону Спасителю, редактирует и перерабатывает потёмкинский текст, тоже предчувствуя свою скорую смерть – в 1800 году.
Н.Н. Перцева делает справедливый вывод: «Канон Потемкина и переложение его Суворовым – свидетельство духовного сродства этих столь разных людей в конце их жизни».
Примечательно, что великий современник двух великих полководцев Г.Р. Державин откликнулся на смерть Г.А. Потёмкина и А.В. Суворова проникновенными стихами.
На смерть Потёмкина он написал величественную оду «Водопад», в которой есть такие строки:
Се ты, отважнейший из смертных!
Парящий замыслами ум!
Не шел ты средь путей известных,
Но проложил их сам – и шум
Оставил по себе в потомки,
Се ты, о чудный вождь Потёмкин!
…
Увы! — и громы онемели,
Ревущие тебя вокруг,
Полки твои осиротели,
Наполнили рыданьем слух,
И все, что близ тебя блистало,
Уныло и печально стало.
Потух лавровый твой венок,
Гранена булава упала,
Меч в полножны войти чуть мог,
Екатерина возрыдала!
Полсвета потряслось за ней
Незапной смертию твоей!
Державин присутствовал при смерти Суворова. У него дома в клетке жил снегирь, обученный исполнять одно колено военного марша. И когда удручённый кончиной полководца Державин вернулся домой, он услышал пение снегиря. Так родилась ода «Снигирь» (так писалось раньше), где такие слова:
Быть везде первым в мужестве строгом,
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и Богом,
Скиптры давая, зваться рабом,
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?
Державину же принадлежит и краткая эпитафия Суворову:
О вечность! прекрати твоих шум вечных споров,
Кто превосходней всех героев в свете был.
В святилище твоё от нас в сей день вступил
Суворов.
И в заключение хочется коснуться календарного вопроса, который в свете готовящейся канонизации Александра Васильевича Суворова становится крайней важным. До сих пор дни его памяти (рождения и кончины) почитатели Суворова отмечают по европейскому (григорианскому) календарю, искажая духовное измерение жизни Суворова. Суворов родился в день памяти святителя Иоанна Златоуста 13 ноября 1729 года (ныне это 26 ноября), но у нас празднуют ныне на два дня раньше (в соответствии с григорианским календарём), т.е. не в день памяти Иоанна Златоустого. Суворов умер в день пророка Иова Многострадального 6 мая 1800 года (ныне это 19 мая), но у нас празднуют на день раньше, т.е. не в день Иова Многострадального. Кстати, в день смерти Суворова в 1868 году родится будущим царь-мученик Николай Александрович. Пора уже переходить на правильное летосчисление, т.е. день рождения отмечать 26 ноября, а день памяти 19 мая.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России