Вчера в Белграде был экстренно госпитализирован епископ Шабацкий Лаврентий (Трифунович), сообщает Информационная служба Сербской Православной Церкви. Это произошло накануне избрания нового Предстоятеля Сербской Православной Церкви. Председательствовать на заседании Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви будет епископ Сремский Василий (Вадич).
Сегодня Сербская Православная Церковь, возможно, обретёт Предстоятеля. После завершения Божественной Литургии, которую возглавили местоблюститель патриаршего престола Сербской Православной Церкви митрополит Дабро-Боснийский Хризостом и епископ Шумадийский Иоанн, в крипте храма святого Саввы в Белграде состоится заседание Архиерейского Синода СПЦ. Собор архиереев изберёт трёх кандидатов, а затем по жребию будет выбран новый Патриарх.
Архипастыри спустились в крипту. Начался Архиерейский Собор, сообщает Союз православных журналистов.
Накануне этого события помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров попросил нашего постоянного автора, профессора Зорана Чворовича сформулировать основные приоритеты нового Сербского Патриарха.
Павел Тихомиров: Господин Чворович, каковы, на Ваш взгляд, основные приоритеты в жизни Церкви?
Зоран Чворович: Первое: В Сербской Православной Церкви должно быть восстановлено богослужебное, духовное единство, нарушенное неисполнением многочисленных соборных решений по литургическому порядку.
П.Т.: По этому поводу в сербской православной среде ходит печальный анекдот, суть которого заключается в том, что процесс внедрения «литургических нововведений» приводит к поистине курьёзным ситуациям. Когда один священнослужитель-модернист не может сослужить с другим священнослужителем-модернистом, поскольку один привык сокращать одни места, а другой – другие.
З.Ч.: Второе. Должна быть остановлена дальнейшая конфедерализация СПЦ.
П.Т.: Напомню читателям, что речь идёт о перестройке в Сербской Церкви, суть которой в целом заключается в том, чтобы Церковь избавить от исполнения миссии «национальной скрепы». На протяжении восьми веков Сербская Церковь была стержнем и «панцирем», сохраняющим Сербский народ как таковой от ассимиляции. По мнению ряда богословов и архиереев, это привело к тому, что внешнее в православной культуре затмило внутреннее, закономерным следствием чего стало сведение духовной жизни к совершению неких норм «бытовой культуры». В принципе, так оно по большому счёту и есть, но на практике, а не в теории, скорее всего, получится так, что отказ от внешнего приведёт вовсе не к расцвету духовности, а к ускорению апостасийных процессов. Теперь уже под лозунгами уранополитскими.
З.Ч.: Как наиболее уважаемый сербский национальный институт, Сербская Православная Церковь должна ясно и громко противостоять любой новой попытке оторвать Косово и Метохию от Сербии и подтвердить так называемую Независимость Косово от государственных властей Сербии.
П.Т.: Конечно, никто из структур, заинтересованных в том, чтобы «вопрос Косова был урегулирован», не собирается требовать от СПЦ «разворота в вопросе Косова на 180 градусов». Речь, по всей вероятности, идёт о том, чтобы обезопасить государство от потрясений, которые, несомненно, будут сопутствовать процессу «принятия непопулярных решений по вопросу Косова». Т.е. режим Вучича заинтересован в том, чтобы будущий Патриарх не стал знаменем вполне ожидаемых протестов против правительства.
Протесты в Черногории наглядно показали, что Сербская Православная Церковь обладает серьёзным мобилизационным потенциалом.
З.Ч.: Наконец, Сербской Православной Церкви придётся отстаивать свою до сих пор ясную позицию в отношении неканонического решения Патриарха Варфоломея по «украинскому вопросу».
1. Дай, Господи, чтобы на Троне Сербских Патриархов воцарился преемник Святого Патриарха Павла.